Просмотр содержимого документа
««Мечты человека как зеркало в будущее» (по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы»)»
«Мечты человека как зеркало в будущее»
(по рассказу Р.Брэдбери «Каникулы»)
Цель урока: рассмотрение главной мечты героев рассказа Брэдбери «Каникулы» как представление о будущем всего человечества.
Задачи:
рассмотреть реальный и вымышленный мир в рассказе путем анализа эпизодов и личного мнения детей;
научить сравнивать исходные понятия и делать общие выводы;
развивать умение работать в группе, слушать и слышать каждого участника команды, открыто выражать свою точку зрения.
Тип урока: урок-закрепление изученного материала.
Форма урока: групповая.
Методы и приемы: кластер «Каникулы», круги Эйлера «Мир с людьми и мир без людей», метод «Займи позицию», схема «В каком мире лучше?».
Оборудование: листы А1, цветные карандаши, маркеры, цветные человечки, листы для написания послания в будущее, стикеры, аудиозапись для работы.
Целевая аудитория: 6 «В» класс.
Ход урока:
До начала урока учащиеся делятся на группы при помощи карточек со словами, которые разделены на три смысловые группы:
Активный отдых
Пассивный отдых
Школьные будни
Поход в горы
Просмотр фильмов
Домашние задания
Пикник
Сон целый день
Оценки
Игра в футбол
Чтение книг
Сменная обувь
Путешествия
Поедание вкусностей
Перемена
Соревнования
Отдых на пляже
45 минут
I. Настрой на урок:
- Добрый день, уважаемые гости и ребята. Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Но прежде чем мы начнем урок, я хотела бы узнать ваше настроение. Пред вами лежат человечки пяти цветов и лист с расшифровкой цветовой гаммы. Выберите, пожалуйста, себе человечка соответствующего цвета и объясните свое настроение по формуле:
Я сегодня …, потому что…
II. Актуализация знаний:
- Ребята, рассказ, с которым мы будем сегодня работать, называется «Каникулы». А что в вашем понимании есть каникулы? Давайте составим кластер. Но он у нас будет непростым, вы в этом убедитесь в ходе нашей работы.
Стрелкой соединяем схожие понятия
Определение по словарям
Представление героев рассказа
Ассоциации
детей
Каникулы — период, свободный от учёбы или основной деятельности ( в том числе домашних заданий). (школьные каникулы, студенческие каникулы, парламентские и т. д.). В отличие от отпуска, предоставляемого каждому работнику в индивидуально определяемые сроки, каникулами называется отдых, предоставляемый всему соответствующему контингенту (школьникам, студентам, членам парламента и т. д.) одновременно. Латинское название звезды Сириус — «Каникула» — означает «маленькая собачка»; римский сенат объявлял дни отдыха в самое жаркое летнее время, когда эта звезда появлялась на утреннем небе; отсюда и происходит слово «каникулы». В испанском языке также существует слово canícula (каникула)и переводится как "пора летней жары", которая приходится на середину июля и весь август и является предвестником отдыха. (Википедия)
Каникула - ж. названье светлой звезды, в созвездии Большого Пса, Сириус. Каникулы мв. жаркое летнее время, и гулянки, праздная пора в учебных заведеньях; полные каникулы с 1 июля по 15 августа; местами считают с июня, даже с мая. Каникульный, -лярный, до каникул относящ. Каникулыцака, воспитанники, отпущенные на каникулы. (Толковый словарь Даля)
Каникулы - латинское – dies caniculares (собачьи (жаркие) дни).
Впервые это слово упоминается в русских письменных источниках, датируемых началом XVIII в. Первоначально существительное употреблялось в качестве астрономического термина, обозначающего период, когда Солнце находится в созвездии Пса. В середине XIX в. оно приобрело современное значение – «перерыв в занятиях, предоставляемый для отдыха учащихся». (Этимологический словарь Семенова)
III. Работа в группах:
1 группа «Активисты»
2 группа «Ленивцы»
3 группа «Знайки»
Задание: найдите в тексте описание мира до исчезновения людей и после исчезновения людей. Свои наблюдения оформите при помощи кругов Эйлера.
Задание: ответьте на вопрос: какой мир лучше – с людьми или без? Свой ответ оформите, используя метод «Займи позицию».
Задание: определите мечту каждого героя рассказа и попытайтесь найти общую мечту для всех героев. Свой ответ оформите в виде схемы.
Дополнительное задание:
Составить три вопроса по содержанию выступления для проверки внимательности участников других групп.
IV. Выступление групп:
1 группа «Активисты»
Семья,
звуки природы,
архитектура, магазины с едой
Множество людей
Коттеджи
Бельевые веревки
Уличный гул
Звон телефона
Крики детей
Свежесть
Тишина
Сплошной парадокс
Одинокий дрозд
Ржавая железная дорога
Море
Мир после исчезновения людей
Мир до исчезновения людей
2 группа «Ленивцы»
Позиция автора
Позиция детей
без людей
с людьми
В каком мире лучше?
3 группа «Знайки»
Общая мечта – чтобы люди вернулись (со всей котовасией)
Населить планету новыми людьми
1. чтобы исчезли все люди;
2. вековечное лето;
3. тридцатилетние каникулы;
4. путешествия.
Найти друзей для игр
ДЖИМ
ЖЕНА
МУЖ
Мечты героев
V. Подведение итогов работы в группах:
- Ребята, как вы думаете, что написал мальчик в своем послании, которое бросил в море?
Свои предположения мы с вами тоже выполним, как и мальчик Джим, на листиках бумаги. Возьмите листочки и напишите свой вариант послания в будущее. Представьте, что вы остались одни на всей земле и что бы вы хотели изменить.
(Работа детей, 2-3учащихся с каждой группы зачитывают свои варианты).
- Спасибо за ваши мнения. А теперь скажите, почему Рей Брэдбери назвал свой рассказ «Каникулы»? (ответы детей)
VI. Рефлексия:
- Ребята, вы сегодня работали хорошо на уроке. Вы большие молодцы. Но я хочу знать, изменилось ли ваше настроение в конце урока. Вернемся к нашим цветным человечкам. (учащиеся говорят о своем настроении)
VII. Домашнее задание:
1. Написать эссе «Каким я хочу видеть свой идеальный мир?»