kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

Нажмите, чтобы узнать подробности

11 класс /ЕМН/                          Урок №3                                 Русская литература

Тема:    М.Горький.   Рассказ «Старуха Изергиль»

Цели: 1. Познакомить учащихся с романтическим произведением М. Горького  

2. Развивать у учащихся  умения  выделять и сопоставлять проблемные вопросы из легенд о Ларре и Данко.

3. Воспитывать  бескорыстие, смелость, отрицательное отношение к эгоизму.

Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: портрет М.Горького, иллюстрации к рассказу.

Работа со словами:  афоризм, индивидуализм, гуманизм, себялюбие, самопожертвование

Ход  урока:

  1. Организационный момент.

подготовка  класса к  уроку, организация  внимания  учащихся      

  1.  Опрос домашнего задания.

  вопросы с.60

        3.Сообщение  темы  урока  и  постановка  цели

       4.Изучение нового материала.

  Слово учителя:

Говоря о творчестве Горького, необходимо остановиться на прозе, в которой особо выделяются романтические рассказы. Цель их – раскрыть противоречия жизни; в этих рассказах Горький воспевал радость борьбы, любовь к свободе, заставляя поверить, что человек может быть прекрасен. «В жизни всегда есть место подвигам» - это слова из рассказа «Старуха Изергиль», на котором и хотелось бы сегодня остановиться.

Для этого нужно вспомнить, что вообще в литературе называется романтизмом (запись в тетрадь). Романтизм – это направление в литературе и искусстве, характеризующееся стремлением к национальному индивидуальному своеобразию, изображению идеальных героев и чувств.

            Истоки романтической прозы Горького таятся в памяти поколений, сохранившей прекрасные страницы прошлого, в легендах и сказаниях разных народов.

            Изергиль – главная героиня рассказа, старая молдаванка, рассказывающая историю своей жизни, а также сказки о Ларре и Данко. Композиционно «автобиография» Изергиль располагается между сказками, и это подчеркивает, что героиня объединяет черты двух полярно противоположных сказочных персонажей: крайний индивидуализм и стремление к яркому и исключительному, вплоть до самопожертвования. Вот её афоризм : «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать, и найдёт, где это можно. В жизни… всегда есть место подвигам».

Комментированное чтение рассказа учителем стр. 25-36

 

5.Закрепление нового материала.

 Задание 1.  Какую роль играет старуха Изергиль в рассказе Горького?

                  Каков смысл последовательности трех частей рассказа?

                  В чём видят смысл жизни герои рассказа?

                  Почему легенды о Ларре и Данко передаются от имени Изергиль?

                  Каково на ваш взгляд идейное содержание  легенд? (Запись в тетрадь)

Идейное содержание легенды о Ларре: осуждение себялюбия и индивидуализма; изгнание из человеческого общества – самая страшная кара для человека.

Идейное содержание легенды о Данко: гуманизм личности Данко, отношение героя к людям; прославление подвига во имя людей.

                  -В чем смысл противопоставления этих двух героев?

6.Домашнее задание.

   с. 36- 40, законспектировать; ответить на вопросы с.38

7.Итог урока.

Просмотр содержимого документа
«М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»»

11 класс /ЕМН/ Урок №3 Русская литература

Тема: М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

Цели: 1. Познакомить учащихся с романтическим произведением М. Горького

2. Развивать у учащихся умения выделять и сопоставлять проблемные вопросы из легенд о Ларре и Данко.

3. Воспитывать бескорыстие, смелость, отрицательное отношение к эгоизму.

Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: портрет М.Горького, иллюстрации к рассказу.

Работа со словами: афоризм, индивидуализм, гуманизм, себялюбие, самопожертвование

Ход урока:

  1. Организационный момент.

подготовка класса к уроку, организация внимания учащихся

  1. Опрос домашнего задания.

вопросы с.60

3.Сообщение темы урока и постановка цели

4.Изучение нового материала.

Слово учителя:

Говоря о творчестве Горького, необходимо остановиться на прозе, в которой особо выделяются романтические рассказы. Цель их – раскрыть противоречия жизни; в этих рассказах Горький воспевал радость борьбы, любовь к свободе, заставляя поверить, что человек может быть прекрасен. «В жизни всегда есть место подвигам» - это слова из рассказа «Старуха Изергиль», на котором и хотелось бы сегодня остановиться.

Для этого нужно вспомнить, что вообще в литературе называется романтизмом (запись в тетрадь). Романтизм – это направление в литературе и искусстве, характеризующееся стремлением к национальному индивидуальному своеобразию, изображению идеальных героев и чувств.

Истоки романтической прозы Горького таятся в памяти поколений, сохранившей прекрасные страницы прошлого, в легендах и сказаниях разных народов.

Изергиль – главная героиня рассказа, старая молдаванка, рассказывающая историю своей жизни, а также сказки о Ларре и Данко. Композиционно «автобиография» Изергиль располагается между сказками, и это подчеркивает, что героиня объединяет черты двух полярно противоположных сказочных персонажей: крайний индивидуализм и стремление к яркому и исключительному, вплоть до самопожертвования. Вот её афоризм : «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать, и найдёт, где это можно. В жизни… всегда есть место подвигам».

Комментированное чтение рассказа учителем стр. 25-36


5.Закрепление нового материала.

Задание 1. Какую роль играет старуха Изергиль в рассказе Горького?

Каков смысл последовательности трех частей рассказа?

В чём видят смысл жизни герои рассказа?

Почему легенды о Ларре и Данко передаются от имени Изергиль?

Каково на ваш взгляд идейное содержание легенд? (Запись в тетрадь)

Идейное содержание легенды о Ларре: осуждение себялюбия и индивидуализма; изгнание из человеческого общества – самая страшная кара для человека.

Идейное содержание легенды о Данко: гуманизм личности Данко, отношение героя к людям; прославление подвига во имя людей.

-В чем смысл противопоставления этих двух героев?

6.Домашнее задание.

с. 36- 40, законспектировать; ответить на вопросы с.38

7.Итог урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

Автор: Жетписбаева Зульфия Перзентбаевна

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283528

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства