kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации (система уроков) по теме "Творчество поэтов-символистов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации помогут учителю в подготовке к урокам по изучению одного из направлеий "Серебряного века" - Смвлизм

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации (система уроков) по теме "Творчество поэтов-символистов"»

Система уроков по теме «Творчество поэтов-символистов»

п/п

Тема урока

Цель урока

Содержание

Теория литературы

Методы

Домашнее задание

1

Валерий Брюсов – отец русского символизма

Оценить влияние В.Брюсова на формирование русского символизма

  1. Брюсов – великий труженик литературы

  2. Сообщение «Жизнь и творчество Брюсова»

  3. Поиск «концепции жизни»

  4. Своеобразие взгляда В.Брюсова на искусство

Символизм

Репродуктивный

Эвристический

Творческого чтения

Выучить наизусть понравившееся произведение Брюсова (найти признаки символизма)

2

Основные темы лирики В.Брюсова

Показать значение творчества В.Брюсова для русской поэзии

1. Раздумья о тайнах «седых веков»

2. Город в стихах В.Брюсова

3. Выразительное чтение стихотворений В.Брюсова

Урбанистическая поэзия

Репродуктивный

Эвристический

Творческого чтения

Индивидуальное сообщение о биографии КД. Бальмонта

3

Бальмонт К.Д. «Жизнь как произведение искусства»

Показать яркую индивидуальность поэта на фоне времени

1.Сообщение о биографии поэта

2.Место Бальмонта в русской литературе

3. К.Бальмонт – певец стихий

Категория цвета

Категория звука

Репродуктивный

Прочитать произведения автора, Подготовиться к анализу одного стихотворения

4

А Белый. «Поэт «не от мира сего»

Дать представление о личности и литературном творчестве поэта

  1. История жизни и творчества

  2. Соловьевские истоки идеологии

  3. Образ России в творчестве А.Белого

Младосимволизм.

Музыкальность


Репродуктивный

Прочитать стихотворения А.Белого из цикла «Пепел»



















Система уроков по теме «Творчество поэтов-символистов»

Урок №1 (краткий конспект)

Тема: «Валерий Брюсов – отец русского символизма

Цель: оценить влияние В.Брюсова на формирование русского символизма

Задачи:

  1. Обучающая:

  • охарактеризовать своеобразие творческого пути

  • рассмотреть концепцию искусства Брюсова

  1. Развивающая: формировать умения анализа лирического текста

  2. Воспитательная: прививать интерес к поэзии символизма и к искусству в целом



Вид урока: обзор творчества

Слово учителя: сегодня мы остановим внимание на человеке, который основал русский символизм. Речь пойдет о В.Брюсове.

Когда Есенин узнал о смерти Брюсова, он сказал: «Какой большой труженик поэзии! Настоящий вол! – вол литературы» . Сам Брюсов говорил: «Дайте мне свод небесный, я распишу его весь!.. Я один написал бы целую литературу, был бы поэтом, математиком, романистом, критиком, драматургом… дайте мне тысячу рук, чтобы писать! Мне не хватит десятков жизней, чтобы выразить все, что в моей душе и мыслях!»

Конечно, высказывание это имеет в себе гиперболу. Но по сути, от правды оно не далеко. Во всех перечисленных областях Брюсов проявил себя ярко и самобытно. Своей целью Брюсов считал создание в России новой поэтической школы, опирающейся на открытия французских символистов. Задачей символизма для Брюсова было утончнить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника.

Выразительное чтение учителям стихотворений и их анализ:

  • «Моей мечте люб кругозор пустынь»…

  • «Сонет к мечте»

  • «Юному Поэту»

Рассмотрение своеобразие взгляда В.Брюсова на искусство на основе статьи «Ключи тайн»

Основные положения статьи:

  • Искусство – идеальный инструмент для интуитивного познания мира – Прозрения

  • Других случайных целей у искусства быть не должно

Обобщающее слово учителя: современным деятелям искусства да и всем нам стоило бы поучиться у В.Брюсова оптимизму, трудолюбию, неисчерпаемой жажде познания и, конечно, любви к искусству.

Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся произведение Брюсова (найти признаки символизма)



Основные темы лирики В.Брюсова

Урок №2 (краткий конспект)

Цель: показать значение творчества В.Брюсова для русской поэзии

Задачи:

Обучающие:

  • рассмотреть особенности истории как художественного средства в поэзии Брюсова

  • Раскрыть образ города

  1. Развивающие:

  • развивать навык творческого чтения

  • формировать умения анализа лирического произведения

  1. Воспитательные: прививать интерес к мировой истории



Ход урока:

Слово учителя: сегодня мы продолжим знакомство с творчеством В.Брюсова, особое внимание уделим исторической теме в его творчестве, его раздумьям о тайнах «седых веков». Также затронем урбанистическую тему. Брюсов хотел служить людям, которые когда-нибудь смогут «постичь себя и окружающее». Взгляд поэта устремлен к грядущему. А можно ли заглянуть в будущее иначе, чем через прошлое? Именно это обусловило интерес Брюсова к исторической теме, кроме того Брюсов использовал историческую тему в качестве «декорации». Условность исторических образов нужна ему так же и для передачи драматизма своего времени. Циклы «Тайны седых веков», «Третья страна», «Любимцы веков», «Правда вечная кумиров» представляют целый мир отошедших в прошлое героев: реальных, мифологических, литературных (звучат стихи в исполнении учителя).



Город в стихах Брюсова (урбанистическая тема)

Слово учителя. Явлением реальности, соединяющим настоящее,прошлое и будущее стал у Брюсова город. Наиболее полно этот образ раскрыт в сборнике «URBI ET QRBI» («Граду и миру»). Это стихи о больших городах, в которых поэт выделяет и насыщает символическим подтекстом характерные приметы городской жизни, ее драматические проявления. Отношение Брюсова к городу неоднозначно. С одной стороны он воспевает культурные и материальные ценности, «дух движения», с другой - ужасается разрушительной силе города, уродливой действительности, «борьбе города с людьми» (звучат стихи в исполнении учителя)



Обобщающее слово учителя: В.Брюсов-основатель русского символизма и один из величайших его художников, Он был первым символистом, раскрывшим образы времени и города в своем творчестве, которые впоследствии стали одними из главных тем в русском символизме.

Домашнее задание: Индивидуальное сообщение о биографии КД. Бальмонта



К.Д. Бальмонт. Жизнь как произведение искусства.

Урок №3 (краткий конспект)



Цель: показать яркую индивидуальность поэта на фоне времени.

Задачи:

Обучающая:

  • определить место Бальмонта в русской литературе 20 века;

  • обратить внимание на особое отношение Бальмонта к природе, искусству.

Развивающая: развивать эмоциональную сферу учащихся

Воспитательная: прививать чуткое отношение к природе.

Вступительное слово учителя. Творчество Бальмонта представляет ранний символизм в русской литературе. Вершина его поэтической славы пришлась на самое начало 20 века. В это время вышли такие книги его стихов, как «Будем как солнце», «Только любовь», «Литургия красоты».

В.Брюсов: «То было время, когда над русской поэзией всходило солнце поэзии Бальмонта. В ярких лучах этого восхода затерялись едва ли не все другие светила…Бальмонт всех влюбил в свой звонкопевучий стих».

Именно музыкальность, певучая сила стиха определила то, что в начале 20 века К.Бальмонт был популярнейшим из русских поэтов.



К. Бальмонт – певец стихий. Он считался выразителем «говора стихий». Но, воспевая природные стихии, Бальмонт ставил целью не созерцание природной красоты, а слияние с нею:

Я пришел в этот мир, чтобы видеть Море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре.

Я властелин. (Дальше стихотворение звучит целиком в исполнении учителя)



Далее проанализировать категории цвета и звука в стихах Бальмонта.



Обобщающее слово учителя: Бальмонт чтил в себе «стихийность», был чужд мистическим упованиям. По собственному совету он учился «соделать чудеса» у Творца Вселенной. Искусство чтил выше всего! Всю свою жизнь старался сделать ее произведением.

Домашнее задание: Прочитать произведения автора, Подготовиться к анализу одного стихотворения



















Поэт «не от мира сего». А. Белый.

Урок №4 (краткий конспект)

Цель: дать представление о личности и литературном творчестве поэта.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить материал о влиянии философии Вл. Соловьева на русский символизм;

  • рассмотреть особенности образа России.

Развивающая: развивать образное мышление.

Воспитательные:

  • прививать уважительное отношение к религии;

  • воспитывать интерес к философии.

Урок-обзор творчества.

Слово учителя: на наших последующих уроках речь пойдет о величайшем поэте начала 20 века – А. Блоке. А сегодня мы познакомимся с творчеством его друга, соратника и соперника – Андрея Белого. Если о Блоке говорили, что он поэт земной своего времени, то о Белом – «поэт не от мира сего».

Среда жизни А.Белого была благополучной. Его отец был профессором. Сам он обучался в Московском университете. Но благополучие это он воспринимал как тюрьму. Его душа рвалась из обычного течения жизни. Белый известен как организатор кружка «аргонавтов» (помните греческую легенду?) Подобно древним грекам молодые литераторы «путешествовали за своим золотым руном» - новым словом, способным активно содействовать преображению мира. Предметом постоянного обсуждения «аргонавтов» становится лирика А. Блока. В январе 1904 года состоялось личное знакомство белого и Блока. На основе их братской творческой дружбы постепенно сложилось объединение «младосимволистов». Белый был человеком редкой одаренности: поэт-лирик, прозаик, создавший новый тип романа, исследователь русской и мировой культуры, теоретик литературы, критик и публицист, мемуарист. Особое значение писатель придавал музыкальному началу жизни и творчества. Начал Белый с прозаических «симфоний», в которых повествование строилось как спор контрастных «музыкальных тем» - страстный порыв к духовным высотам противопоставляется уродству реальности.

Звучат стихи А. Белого

Соловьевские истоки идеологии А.Белого

А.Белый – вдохновитель младосимвлистов и истоки идеологии его творчества следует искать в трудах Вл.Соловьева. Один из главных философских трудов А.Белого статья «О религиозных переживаниях». Она утверждает «взаимное соприкосновение искусства и религии»:

  • «Приблизиться к Мировой Душе»

  • «Найти ипостась лика Божия»

  • «Передавать в субъективных лирических излияниях голос Мировой Души»

Образ России в творчестве А. Белого

Чтение и анализ стихотворений «Пепел», «Урка»

Главное отличие младших сиволистов от старших – «нравственная связь с родиной». Образ Родины в творчестве А.Белого – один из центральных. Родина Белого – «спящая красавица». Раскрывается этот образ в цикле «Пепел».Это стихи о подернутой пеплом русской земле, о ее калеках, арестантах, жандармах. Важны символы: «цепкий бурьян, откосы, под которыми косят людей».

Деревня у А.Белого – это жестокие желтые глаза кабаков, немой народ, злые поверья. Город – маскарад призрачного веселья. Лирический герой разделяет общие страдания: страдания Родины. «Самосжигание лирического «Я» до пепла происходит в сборнике «Урка». Образ восхода солнца сменяется «скудными безогненными зорями»... Эти разочарования были вызваны и личным. Героиня многих стихов этого сборника – Л.Д. Блок – супруга А.Блока и возлюбленная, «суровая снежная дева» А.Белого.

Обобщающее слово учителя: современное сознание Белого-поэта потеснил Белый-прозаик, чей Петербург стал одной из вершин европейского романа. Не во всех проявлениях своего многогранного дара он оставался лириком. Он бал одним из оригинальнейших и прозорливых умов 20 века, ценил процесс творчества больше, чем результат, безудержно экспериментируя ради искусства слова.

Домашнее задание: прочитать стихотворения А.Белого из цикла «Пепел»
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Методические рекомендации (система уроков) по теме "Творчество поэтов-символистов"

Автор: Дробышева Е.П., Малых И.Г.

Дата: 09.06.2023

Номер свидетельства: 633408


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства