kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации изучения комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".(Из опыта работы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Методическая разработка по литературе для 8 класса на тему : "Почему так везет милейшему Александру Ивановичу?" Хлестакову?" Данная разработка содержит  четыре этапа работы по комедии. Рекомендации позволяют учителю вызвать интерес к прочтению текста комедии и обучить начальному анализу комедии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации изучения комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".(Из опыта работы).»

Этапы изучения комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» Н. В. Гоголя.

8 класс (методические рекомендации)

Проблемный вопрос:

«Почему везет милейшему Ивану Александровичу Хлестакову?»

1 Этап. В качестве вступления работы над комедией «Ревизор»

Все началось с небольшого села Васильевка на Полтавщине. Усадьба напоминала скорее крестьянское подворье. Здесь по прошествии времени малороссийского барчука стали называть великим писателем земли Русской.

Его обличительная драматургия ввела в мир русской культуры гениальные образы сатиры. Пьесы писатели связаны с его эпическими произведениями по жизненному материалу, по духовно-нравственному содержанию.

Но следует вспомнить и другие стороны наследия писателя. Первую славу ему принесли повести. Сначала украинские, потом петербургские. Искрящийся юмор, лиризм и фантастичность волшебной народной сказки в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», мужество, патриотизм «Тараса Бульбы». Его повести находились на грани драматургического жанра. Плетнев П.А. в письме к Жуковскому В.А. отмечал «поразительные драматические места в «Вечерах…». Проза Гоголя неоднократно инсценировалась, например М.А. Булгаковым. Многократно превращалась с оперные либретто («Майская ночь», «Черевички», «Сорочинская ярмарка», «Нос»), обращалась в киносценарии.

Сценический дар был подлинно Божьим даром, унаследованный Гоголем от предков, развитый средой, окружавшей Гоголя с детства. Василий Афанасьевич (отец) был известным украинским драматургом, стал признанным режиссером домашнего театра в поместье вельможи Д.П. Трощинского.

Поступив в Неженскую гимназию высших наук, юный Гоголь проявил свои актерские склонности. В письме в январе 1821 года родителям он пишет: «Прошу покорнейше прислать мне комедии как-то: «Бедность и благородство души», «Ненависть к людям и раскаяние»… И еще, ежели, каких можно прислать других, за что я вам буду очень благодарен и пришлю в целости… Первая пьеса у нас будет представлена «Эдип в Афинах», трагедия Озерова. Я думаю, дражайший папенька, вы не откажете мне в

2

удовольствии сем, прислать нужные пособия».

В гимназических спектаклях будущий писатель принимал самое активное участие – и как актер, и как художник-оформитель. В Нежине имела успех гимназическая постановка «Недоросля» Д.И. Фонвизина. Особенно была заметной роль г-жи Простаковой в исполнении воспитанника Н. Гоголя-Яновского. Товарищ Гоголя по гимназии К.М. Базили писал с восхищением: «Ни одной актрисе не удавалась роль Простаковой так хорошо, как играл эту роль шестнадцатилетний тогда Гоголь». Роль Простаковой сопровождала драматурга в его молодые годы.

Наконец выпускник Неженской гимназии приехал в Санкт-Петербург и стремится попасть в труппу Александринского театра. Пробы прошли удачно. Среди актеров появились у Гоголя друзья. Но судьба распорядилась по-другому. Гоголь восхищал слушателей актерским чтением своих произведений. Дружба с такими русскими актера как Щепкин, Сосницкий сохранилась на всю жизнь.

Что может сообщить учитель, предваряя изучение комедии. Его рассказ, его чтение и учеников некоторых прозаических отрывков из «Вечеров…», «Невского проспекта», «Шинели» составят эмоциональную прелюдию к ее первому чтению. Обязательно нужно рассказать о роли Пушкина в истории создания комедии Сама просьба «младшего по цеху» хорошо известна каждому образованному человеку и изложена в письме Н.В. Гоголя в письме от 7 октября 1835 года.

«Сделайте милость, пишет начинающий драматург, - дайте какой – нибудь смешной или не смешной, но чисто русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится, то у меня пропадет даром время, и я не знаю, что делать тогда с многими обстоятельствами… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия, из пяти актов, и, клянусь, будет смешнее черта». Строки письма такие искренние!

Вот некоторые комментарии к этим строкам. Во-первых воспроизводится внутреннее творческое состояние автора, готового к работе над пьесой. Полностью прочувствован жанр, стиль, характер своего творения. Даже объем видится – комедия в пяти актах. Она должна быть русской. В основу должен быть положен анекдот. Нетерпение и уверенность переполняют

3

художника разрывают его на части – «рука дрожит, «будет смешнее черта». А какая смелость и уверенность в успехе.

А.С. Пушкин благородно отнесся к начинающему литератору. 23 октября, возвратившись из Михайловского в Петербург, он повстречался с Гоголем и рассказал Гоголю ожидаемый «русский анекдот». Это была история о мнимом ревизоре. В свое время Пушки сам работал над ней. Не раздумывая, поэт передает Гоголю свой сюжет.

Письмо, пушкинский сюжет, творческий порыв молодого писателя можно рассматривать как этап становления выдающегося русского драматурга, как шаг в развитии отечественной комедиографии. Невозможно не вспомнить слова В.Г. Белинского: комедия «ужасающая своей верностью действительности…». Комедия оставила неизгладимый след в истории драмы и театра. Поэтому изучение «Ревизора», его восприятие, осмысление школьниками предопределяют последующее отношение их к русской драматургии, к сценическому искусству.

2 Этап этап. Этот этап изучения комедии «Ревизор» можно назвать «путем вслед за автором», другой – как «проблемный подход к изучению комедии». Кроме того, еще в 50-годы ХХ века было распространено изучение комедии «по основным образам», его не нужно отвергать полностью.

В известной мере писатель сам одобрил путь изучения комедии, идущий от внимания к отдельно взятому персонажу. Характерные черты персонажей заложены в «Замечаниях для господ актеров». Развернутая работа, связанная с рассмотрением в классе «Замечаний…» дает представление о художественном образе в драматургическом произведении, формирует эмоциональные впечатления о героях и событиях комедии. Эта работа опирается на конкретную работу с текстом, его целостный анализ. Такой разбор позволит почувствовать необычность сатирической манеры писателя, живо представить внешний облик персонажей, определить в конечном итоге отношение к ним.

Остановимся на предварительной характеристики Хлестакова, Городничего, Осипа, Ляпкина – Тяпкина, Земляники.



4

Раскрывая авторское отношение к Хлестакову, учитель остановится на социальной и человеческой сущности этой «столичной штучки». Как понять: «пустейший», «без царя в голове», «действует без всякого соображения», «слова вылетают из уст совершенно неожиданно»? Объясняя суть этих выражений, важно показать не только их прямое значение, но и богатство социально – эстетических ассоциаций. Сквозник –Дмухановский не наделен такими необычными эпитетами. Это герой очерчен резко двумя основными чертами: резок, груб, но держится солидно; переход к противоположным чувствам у него совершается очень быстро. Обратив внимание на это, можно предложить учащимся при чтении комедии проследить, как показаны эти переходы – от страха к радости, от униженности к высокомерию. Такая эмоциональная оценка Городничего станет важным лейтмотивом в осмыслении событий комедии.

Содержательно назначение фигуры, как слуга Осип «слуга прожитых лет». Он один способен оценить происходящее. Рассудительность, догадливость слуги составляют своеобразный фон для понимания оценки пустопорожности, легковесности его барина.

Рекомендация для исполнителя роли Ляпкина –Тяпкина такова, что ни одна фраза «замечаний» о городском судье не может быть воспринята в прямом смысле, все его достоинства оказываются мнимыми: «несколько вольнодумен» – «прочитавший пять – шесть книг». Исполняющий эту роль должен сохранить в лице своем значительную мину.

«Замечания для господ актеров» - принципы для понимания построения комического в произведении. Целесообразно провести работу над литературоведческими и театральными терминами: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, развитие действия и другими компонентами, связанными с жанровыми особенностями драмы.

3 Этап этап. Его можно назвать общим обзором р (с помощью пересказов учащихся и комментированного чтения) ее содержания. Его организует учитель, опираясь на воспроизводимые учащимися сцены. Чтобы они поняли достоверно правдивую завязку действия, стоит привести подлинные факты николаевского времени. Так, в 30-е годы 19 века были известны махинации и



5

злоупотребления Пензенского губернатора Панчулидзева. К нему была назначена ревизия, ее возглавил сенатор Сафронов. Современник писал:

«Сафронов приехал вечером неожиданно, вышел из гостиницы, сел на извозчика и велел ехать на набережную. – На какую набережную? Как на какую? Разве их у вас несколько? Ведь она одна и есть. – Да нет никакой! –воскликнул извозчик».

Оказалось, что на бумаге набережная строилась уже два года, на нее истрачено несколько десятков тысяч рублей, а строительство не начинали. Рассказ совершенно в духе пушкинского сюжета-анекдота. Это и является объяснением того, почему в российских губерниях так боялись ревизорских проверок. Вот отчего возникает всеобщая атмосфера страха, распространившаяся на всю николаевскую империю. Повальное казнокрадство, взяточничество. Это реальная среда чиновников. А от этого и страх. Ведь придет когда-нибудь расплата…

Случайное недоразумение под влиянием страха чиновников превращается в закономерность и становится всеобличающим.

М.А. Рыбникова предлагала изучать произведение на основе «опорных сцен». Выборочный анализ ключевых эпизодов определяет понимание прочитанного. Картина полицейского произвола, унижения человеческого достоинства в распоряжениях перепуганного Городничего: «сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим»; «он, для порядка, ставит фонари под глазами – и правому и виноватому». Империя Николая 1 все больше походит на полицейский участок.

На фоне грозящей опасности, как гроза, новость, принесенная Бобчинским и Добчинским. Она падает, как зерно на хорошо подготовленную почву. Городничий принимает важное решение – вступить с ревизором в непринужденные отношения. Настал звездный час Хлестакова. Городничий как бы невзначай навещает Хлестакова (конец второго действия). Узнать поближе инкогнито поможет монолог Осипа из первого явления второго действия.

Основной мотив развития действия –это состояние «у страха глаза велики». Здесь важны ремарки. Хлестаков бледнеет и съеживается. Городничий вошел и останавливается. Оба смотрят друг на друга, выпучив глаза. Учителю здесь важно раскрыть естественный комизм ситуации. Дрожащий

6

от страха Городничий, вытянувшись по швам, ничего не видит и не понимает. Он старается лишь «не испортить дело» и вступить в контакт со «всемогущим ревизором». Хлестаков же бросает нелепые реплики в свое оправдание: «Я служу в Петербурге…Я ,я, я…Да вы хоть тут со своей командой – не пойду! Я прямо к министру». Эти выкрики заставляют действовать Сквозник-Дмухановского без оглядки, быстро. Полезной может быть работа над сочинением-миниатюрой «Мое впечатление от игры актеров в сцене второго действия комедии «Ревизор». Для этого нужен просмотр видеофильма «Гоголь – обличитель николаевской России». Такая работа полезна как средство образно- творческого освоения текста и развития речи.

Участникам сцены кажется, что каждый сумел добиться своего. Городничий показал себя человеком порядочным, под предлогом дать взаймы, всучил взятку петербургскому чиновнику. Хлестаков же, получив деньги, успокаивается и впадает в свое обычное пустопорожнее состояние.

В обрисовке персонажей комизм доводится до гротеска настолько, что Городничий может показаться человеком недалеким. Городничими обычно назначали офицеров, которые дорожили своим местом. Самым большим наказанием было отстранение от должности ( не ссылка в Сибирь и взятие под стражу). Именно отстранение от должности лишало городничих средств к существованию. Использовать же преимущества власти в своих личных интересах они умели, что Гоголь и показал. Но почему же и Городничего, и чиновников обуял животный страх?

Почему в сцене вранья чиновники верят Хлестакову, трепещут перед ним? Прежде всего, отношение окружающих объясняется усвоенным представлением: «он, инкогнито проклятое»». Ему все позволено-он всесилен.

Монолог Хлестакова раскрывает то, что хотят знать другие чиновники о жизни далекой и заманчивой, могущественной. «Тридцать… тридцать пять тысяч одних курьеров… Иван Александрович, департаментом управлять… В приемной генералы, графы… Ах, петербургские знаменитости?- С Пушкиным на дружеской ноге… Литература?... Все, что было под именем барона Брамбеуса, Фрегат Надежды и Московский телеграф… я написал. Светская жизнь, балы?... На столе, например, арбуз – семьсот рублей. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа… Дела государственные – вист свой составил: министр иностранных дел, французский посланник,

7

английский, немецкий посланник и я… и т д. ». От этого в уездном воображении и страшно, и дрожь в коленях, и приятно…

Сцены одалживания денег сближают Хлестакова и городских чиновников. Именно таким должен быть в их представлении высокопоставленный чиновник, блюститель законов. Вот почему Хлестаков – и выдумка, и пародия, и обобщающий социальный тип, порождение сословно-чиновничьей монархии. Хлестаковщина свойственна каждому из чиновников: и Городничему, и Марье Антоновне, и Анне Андреевне… В пустейшем из Героев Гоголь увидел тип русской жизни, проникающий в различные слои общества. Самоуверенность Хлестакова «брать взаймы» видится ему естественным правом. Способ вручения взятки выражает особенности персонажей: Ляпкина-Тяпкина, Земляники. Ни на минуту они не сомневаются в законности своего поведения и поведения Хлестакова.

4 этап. Надежды рассыпаются в прах. Ответ на главный вопрос: Почему так везет милейшему Ивану Александровичу? Это завершение похождений «ревизора» - его сватовство к Марии Антоновне. В сцене первого явления четвертого действия реплики Хлестакова легковесны. Состояние же Городничего меняется: от испуга по поводу жалобы унтер-офицерской вдовы к еще большему страху. Анна Андреевна сообщает о сватовстве Ивана Александровича. Городничий не может разгадать смысла этой шутки. Его охватывает радостная растерянность: «Да благословит вас Бог, а я не виноват». Он восхищается собой: «Ай, да Антон! Ай, Антон! Ай, городничий! Вона как дело – то пошло!»

Комическое развитие достигает своего предела. Но увлекаясь смешным, забывая о глубине сатиры пьесы, подчас приводило зрителя к неверному пониманию пьесы. Таким зрителем стал Государь – император с наследником. Они остались очень довольны и хохотали от души. Гоголь же резко возражал против такого легковесного толкования пьесы. Автор считал смех важнейшим и благородным делом общества.

Интрига комедии и всеобщих надежд и притязаний рассыпается в прах. Лишь только Осип не впал в это всеобщее ослепление. Ворчливый и осторожный Осип говорит такую фразу: «Веревочку…Давай сюда и веревочку. И веревочка пригодится…»Так говорит изголодавшийся слуга у изголодавшегося барина. И вся Россия запомнила эту «веревочку». Этот герой комедии запоминается больше других действующих лиц.

8

Действие в развязке поднимается до вершин сатирического изображения. Предмет комического здесь не один социальный тип, слой общества, а само общество в целом. Захудалый городишко становится центром прогнившей царской монархии.

Как же страшен, должно быть, этот мир, где каждый боится каждого и только большой страх способен объединить чуждых друг другу людей. Вот почему везет милейшему Ивану Александровичу.

Обличительный комизм Гоголя оказывается делом общественной устремленности. А сатира его порождена высокими нравственными идеалами, за которые писатель боролся.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Методические рекомендации изучения комедии Н.В.Гоголя "Ревизор".(Из опыта работы).

Автор: Татьяна Ивановна Николаева

Дата: 01.08.2024

Номер свидетельства: 654576


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства