kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока «Ты и блаженство и безнадежность…» (Любовь в лирике Ф.И.Тютчева)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока литературыв 10 классе с использованием краеведения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока «Ты и блаженство и безнадежность…» (Любовь в лирике Ф.И.Тютчева)»

Урок литературы в 10классе

МБОУ «Нарышкинская СОШ»








«Ты и блаженство и безнадежность…»

(Любовь в лирике Ф.И.Тютчева)

(слайд)

















Выполнила учитель русского языка и литературы

МБОУ «Нарышкинская СОШ»

Клементьева Мария Алексеевна











2019



Цели урока: (слайд)

-рассказать о Ф.И.Тютчеве как человеке, поэте; увидеть в стихотворениях глубину и силу его чувств; путем анализа лучших стихотворений попытаться -понять художественный мир поэта;

-помочь постичь подлинное величие, неповторимость, красоту любовной лирики Ф.И.Тютчева;

-формировать навыки самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся;

-развивать коммуникативную культуру учащихся, умение аргументировать свою точку зрения;

-воспитывать читательский интерес к поэзии Ф.И.Тютчева;

-создать благоприятные условия для сопереживания, эмоционально-оценочной деятельности учащихся



Задачи урока:

-продолжить знакомство с творчеством поэта,

-развивать навыки работы с полученной информацией при помощи компьютера,

-развитие творческих способностей



Оборудование урока:

-компьютер, медиапроектор, экран, презентация,

-выставка книг, творческих работ учащихся, сочинений, докладов, рефератов.


Методические приемы: презентация, рассказ учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ стихотворений, беседа по вопросам.

Оформление доски (слайд)

Вопросы для обсуждения

Новые слова

Эпиграфы

  1. Какие ассоциации у вас возникают при слове любовь?

  2. Что является главным в любви в лирике? Ф.И.Тютчева

  3. Чем интересна для вас эта тема?

  4. Какие строки вам запали в душу?

  5. Анализ тютчевских стихо «Денисьевского цикла»

  6. Что сближает стихотворения Ф.И Тютчева «К.Б» и А.С.Пушкина «Я вас любил»

Романс- небольшое лирическое музыкально-эпическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением

Шедевр( книжное)-исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера.

Хаос-1. в древнейших мифологических стихия, существовавшая до возникновения мира, земли с ее жизнью. 2.Отсутствие порядка, полная путаница.

Апофеоз-прославление, возвеличение кого-нибудь, чего-нибудь

1.«Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса»


2. «Я встретил Вас- и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое-

И сердцу стало так тепло…»




Ход урока.

I.Орг. момент. (Настроить учащихся на активную работу)


II.Вступительное слово учителя.

Ребята, на уроке мы обратимся к некоторым страницам биографии Ф.И.Тютчева, его лирическим произведениям, чтобы еще раз убедиться в непреходящей ценности творчества поэта, задуматься над вечными вопросами бытия. Поэт-философ был создателем любовной лирики, отличающейся пластичностью образов, глубиной мысли, силой чувств.(слайд)


- Какие ассоциации у вас возникают при слове любовь? (ответы учеников)(слайд)

От любви к женщине, говорят, родилось все прекрасное на Земле.


Эта тема звучит в стихах многих поэтов, в том числе и наших местных.

-Знакомство со сборником стихов Валентины Пономаревой, Веры Язевой и Алексея Язева « Притяжение». (слайд)

Этот сборник вышел в 2017 году, в нем собраны лучшие стихи.

О безответной любви пишет Вера Язева в стихотворении «Ему»

Ты есть –я это знаю.

Живу, дышу тобой.

Ты сном моим и явью,

И радостью земной;

И утром, днем и ночью,

И в сумерках седых,

Приходишь, как воочию,

В скупых мечтах моих….


-Радость любви , счастье, что она пришла, пишет в стихотворении

«Пришла ко мне любовь - влетела птицей звонкой»

«Миг любви озаряет человека», так пишет в стихотворении Алексей Язев Мотылек»

-Чтение стихотворения


Одной из центральных тем в зрелой лирике Федора Ивановича Тютчева стала тема любви. «Страна любви - великая страна!» Она лишает покоя, отдыха и сна, заставляет ревновать, требует разлук и расстояний. В его лирике отношения двух людей. Став предметом поэзии. Делаются общим достоянием и надолго переживают свое время. Интересно, что многие стихи любовной лирики положены на музыку и превратились в популярные романсы и песни.


III. Лексическое значение слов романс, шедевр(записи в тетради)

-Романс- небольшое лирическое музыкально-эпическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. (слайд)

Шедевр( книжное)-исключительное по своим достоинствам произведение искусства, образцовое создание мастера.

-Творческая работа учащегося «История создания романса» -(Конышкина Анастасия -задание дано заранее)


«История создания романса»


Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса


Часто в концертах, по радио, телевидению, в грамзаписи мы слышим произведения, отличающиеся редкой выразительностью, высоким поэтическим словом, яркой мелодией, сливанием поэтической идеи с идеей музыкальной. Эти произведения коротки по объему, голос их негромок и обращен к небольшой аудитории слушателей. Это камерно-вокальные произведения-романсы, создаваемее композиторами на литературный текст. Главной целью композитора всегда было стремление выразить с возможно большей чуткость. Замысел поэта и усилить эмоциональный тон стихов.

Родиной романса является Испания. Именно там в 13-16 веках в творчестве странствующих поэтов –музыкантов утвердился новый песенный жанр. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романсы». (Слайд- трубадуры)

В них безоглядность любви, счастливой или неразделенной и несчастной, безраздельность чувств, возвышающих или испепеляющих

Романс как жанр определился в русском музыкальном искусстве в 18 веке. Этот жанр стал одним из выдающихся явлений отечественной культуры. Романсы писали Глинка, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Шостакович. (Слайд –портреты)Лирика великих поэтов побуждала их к творчеству. Эти бесценные сокровища помогают нам открыть мир новых ощущений, познать себя. У романса есть одна тема –любовь: к матери, другу или подруге, детям и близким вам людям. Наверное, поэтому в нем, как ни в каком другом лирическом жанре, достигли совершенного слияния, гармонии и цельности русский лирический стих и высокая лирическая мелодия.

Галерея муз русского романса очень обширна: Полина Виардо, Амалия Крюденер, Наталья Гончарова, Анна Керн и многие другие.

(Играет мелодия романса)

В основу многих романсов легли подлинные истории большой любви.

В середине 1822 года в русскую дипломатическую миссию в столицу Баварии Мюнхен прибыл новый сотрудник Федор Иванович Тютчев. Он сразу обратил на себя глубоким и проницательным умом, своим остроумием, отличной образованностью. Вскоре он стал желанным гостем в придворных кругах Мюнхена и в тамошнем мире литераторов, музыкантов и ученых. На одной из светских встреч Тютчев увидел девушку поразительной красоты и почувствовал себя околдованным и влюбленным, звали ее Амалия Лерхенфельд. Тогда в первую встречу с Тютчевым, Амалии было всего 14 лет. Федор Иванович просил руки, но её родители, искавшие выигрушную партию, отказали.

Амалия стала женой первого секретаря русского посольства в Мюнхене барона Крюденера .

Шли годы. Тютчев продолжал дипломатическую службу. Но, живя вдали от Петербурга, всё спрашивал в письмах: «Видите ли вы когда-либо госпожу Крюденер? У меня есть основания полагать, что она не так счастлива в своём блестящем положении, как я того желал бы. Какая милая превосходная женщина, как жаль её, столь счастлива, сколь того заслуживает, она никогда не будет. Спросите её, когда увидите, не забыла ли она ещё, что я существую на свете». Иногда он писал самой Амалии, И всегда не скрывал своей радости, если встречал её случайно или намеренно.

В 1836 году через неё он передавал друзьям рукописи своих стихов, которые сам оценивал не слишком высоко. У Александра Сергеевича Пушкина они вызывали восторг. Великий поэт напечатал стихотворения Тютчева в своём журнале «Современник». Среди них было стихотворение, посвященное Амалии. Это шедевр любовной лирики, в котором отразилась юношеская романтическая любовь Тютчева.

(прослушивание романса «Я помню время золотое»)


Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму там, где ,белея,

Руина замка в дол глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит,

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмов, и замков, и с тобой.

И ветер тихий мимолетом

Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал

Ты беззаботно вдаль глядела…

Край неба дымно гас в лучах;

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах,

И ты с весёлостью беспечной

Счастливый провожала день;

И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетала тень.

Прошло несколько лет, Тютчев похоронил первую жену. Он уже женат вторично, не молод, является отцом большого семейства. Но в одном из пи сем он признается, как влюбленный юноша: «Вы знаете мою привязанность к госпоже Крюденер и можете себе представить, какую радость доставило мне свидании е с нею. После России это моя самая давняя любовь. Ей было четырнадцать, когда я увидел её впервые. А сегодня четырнадцать лет её старшему сыну. Она всё также хороша собой, наша дружба, к счастью, изменилась не более, чем её внешность».

И вот новая встреча. Лето 1870 года. Тютчев болен, он мчится в Карлсбад, туда же прибыла и Амалия с мужем. Казалось бы встретились два старых человека. Всё в прошлом, всё поросло травой забвения. «Дни сочтены, утрат не перечесть», «Живая жизнь давно уже позади». И вдруг- « Я встретил Вас»: свидание с юностью, «временем золотым». Оказалось, что звуки музыки любви - никогда не умолкали в душе, поэтому-то и «жизнь заговорила вновь»

-(прослушивание романса «К.Б.»)


Я встретил Вас- и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое-

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,

Гляжу на Вас, как бы во сне,-

И вот- слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в Вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

Удивительная история этого стихотворения, на слова которого Леонид Дмитриевич Малашкин написал музыку.


IV. Слово учителя.

Итак, мы видим, любовная лирика рождается тогда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова и многие другие. Женщины, благодаря которым мы узнаем удивительные творения поэтов.

Федор Иванович Тютчев испытывал постоянную жажду любви. Для него главными были жизнь сердца, жизнь чувства. Тютчев многогранен. Он поэт- философ, поэт - космист, поэт любви и нежности, страдания и счастья, преданности и воплощенной в любви вечности.

Наиболее значительное любовное увлечение его жизни, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом, Елена Александровна Денисьева, с которой он познакомился в 1850году(слайд). Двадцатичетырехлетняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Четырнадцать лет они были связаны узами гражданского брака и тремя детьми до смерти Денисьевой. Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. Любовь к Елене Александровне не вытеснила прежней привязанности к жене.

Эрнестина Федоровна подолгу жила Овстуге, а Тютчев не любил этого места. Тема разлуки постоянно звучит в письмах Тютчева. А одно из них выливается в стихотворение: (слайд)


В разлуке есть высокое значенье:

Как ни люби , хоть день один ,хоть век,

Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,

И рано ль, поздно ль пробужденье,

А должен, наконец, проснуться человек…


Печать раздвоенности лежит на любовной лирике Тютчева. Начнем со стихотворения «Последняя любовь»


-Чтение стихотворения (подготовленный ученик)


-Анализ стихотворения

История создания – Стих написан в 1852-1854 годах, и посвящен Елене Денисьевой.

Тема стихотворения – Сильное и глубокое чувство любви, которое возможно лишь в зрелом возрасте.

Композиция – Композиция условно разделена на три части, в каждой из которой автор заключил определенный смысл.

Жанр – Элегия.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты – «последней», «вечерний», «прощальный».

Олицетворения – «полнеба обхватила тень», «бродит сиянье».

Лексические повторы – «продлись, продлись», «помедли, помедли».

«Последняя любовь» поэта – к Елене Александровне Денисьевой принесла в его жизнь счастье, которое слилось с мучением и горем. Природа одарила Елену Александровну умом, остроумием, впечатлительностью и живостью, глубиной чувств. Любовь к ней охватила все его существо. Он навсегда остался её пленником, до самой кончины. Тайные свидания закончились тем, что от неё отрекся отец, её репутация пала в высшем свете. Главное, что Тютчев увидел и высоко ценил в женщине, - это силу чувства. Его любимая предстала в стихах как подлинная героиня любви, совершившая подвиг. В денисьевском цикле впервые в творчестве поэта нарисован конфликт между людьми. Чувство, страх, личность человека в своих проявлениях и даже в своем развитии оказывается зависимым от общества. У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим.

…Толпа, нахлынув, в грязь втоптала то,

Что в душе её цвело.

«Неравный бой» с «бесчеловечным светом» завершился подлинной трагедией, так как вся тяжесть осуждения и отвержения пала на её плечи.


V.Чтение стихотворения«О.как убийственно мы любим…»

(подготовленный заранее ученик)

-Это стихотворение звучит как исповедь. Четвертого августа 1864 года Елена Александровна умерла от чахотки. Для Тютчева это был удар, от которого он не мог оправиться до конца жизни. Не сумев оградить любимую женщину от «суда людского», он винил себя.

-Анализ стихотворения «О. как убийственно мы любим…»

История создания – произведение было написано в 1851 г, посвящено Е. Денисьевой, незаконной супруге Ф. Тютчева. Спустя 3 года, в 1854 г. было опубликовано в 3-м номере журнала «Современник».

Тема стихотворения – истинная сущность любви, которая может погубить человека, если не оберегать чувства от сплетен толпы.

Композиция – Стихотворение представляет целостный монолог лирического героя, который по смыслу состоит из двух частей: воспоминания о первой встрече и нынешнее раздумья о развитии отношений. Формально произведение делится на десять катренов.

Жанр – элегия

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «куда ланит девались розы»«толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело».

Эпитеты – незаслуженный позор»«смех младенческо-живой».

Сравнения – «как северное лето, был мимолетным гостем он».

VI. Слово учителя.

Любовь для поэта – «и блаженство и безнадежность», и напряженное чувство, несущее человеку страдание и счастье.

Стихи этого цикла: (Слайд)

-«Предопределение»

-«Не говори: меня он, как и прежде любит…»

-«Последняя любовь»

-«Весь день она лежала в забытьи»

-Есть в моем страдальческом застое»

-«Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло»

-« Накануне годовщины 4 августа 1864»


VII. Анализ стихотворений в группах

-«Предопределение»

-«Не говори: меня он, как и прежде любит…»

-« Накануне годовщины 4 августа 1864»


Вывод: Поэзия Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка. (слайд)

Д.з: на выбор

1.выучить одно из стихотворений Ф.И.Тютчева о любви

2.сделать подробный анализ стихотворения о любви

3. Написать мини- сочинение «Любовь-это…»





































Творческие работы учащихся


Анализ стихотворения Ф.И Тютчева « Я встретил вас…»

-подготовила Майорова Виктория (учащаяся 10 класса)


Я встретил Вас- и всё былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое-

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осенью порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,

Гляжу на Вас, как бы во сне,-

И вот- слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь,-

И то же в Вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..


Стихотворение великого поэт а – Ф.И.Тютчева «Я встретил вас…», положенное на музыку, стало одним из самых популярных творений поэта.

Это стихотворение было написано в 1870 году 26 июля, оно посвящено возлюбленной Ф.И Тютчева - баронессе Крюденер. Возможно, что-то роднит его со стихотворениями А.С.Пушкина – «Мадонна» и «Я помню чудное мгновенье»

Стихотворения написаны о любви, о милых чертах, встрепенувшихся в сердце через какое-то время

Тема стихотворения «Я встретил вас…»- любовь, не умолкавшая, а наоборот разрождавшаяся все больше и с новой силой.

Все стихотворение настолько вдохновенно и пронизано чувством любви, что любой человек, наверное, под воздействием этих строк невольно вспоминает самые лучшие в своей жизни моменты.

Ключевые слова стихотворения: весна, встрепенется, любовь, звуки, упоенье.

Автор использует метафоры: золотое время, душевная полнота.

Эпитеты: милые черты, забытое упоенье.

Гипербола: вековая разлука.

Олицетворение: жизнь заговорила

Все эти средства выразительности обогащают и наполняют стихотворение жизненной силой, живущей внутри каждого человека. Тютчев употребляет перекрестную, точную, во второй и четвертой строке женскую, а в первой и третьей мужскую рифму. Стихотворение написано двусложным ямбом.










































Сочинение «Любовь – это…»

(учащийся 10 класса – Блохин Данила)


Любовь - это прекрасное чувство, которое может испытывать любой человек. Это непонятное, загадочное и таинственное явление. Когда человек испытывает это чувство, он готов совершать необдуманные поступки. Невозможно встретить человека, который бы не слышал о любви. О ней поют в песнях, слагают стихи, пишут в книгах, а ученые пытаются объяснить это чувство с точки зрения науки. Но увы, любовь не подвластна никаким законам.

Я думаю, что каждый из нас видел влюбленного человека, возможно, был на его месте. Находящийся в таком состоянии человек открывает в себе способности и таланты. Влюбленные кричат на весь мир о своих чувствах.

Но совершенно иначе чувствуют себя те, кто имел несчастье пережить любовную потерю. Их сердца разрываются от боли. Жизнь полностью теряет смысл. «Время не лечит, оно заставляет привыкать»,- сказал некогда мудрый человек. Я полностью согласен с ним. Просто привыкаешь к этой боли и живешь с ней всю жизнь.

Но больше всего меня удивляют люди, которые любят деньги. И как только встречается человек с достатком, сразу же влюбляются. Это ненастоящая любовь. Исчезнут деньги- пройдет любовь. Настоящая любовь не исчезнет и не пройдет. Однако любовь уходит даже от тех, кто испытывает самые сильные чувства. Все потому, что забывают, что любовь это не просто красивые слова. Любовь - великий труд: ежедневный, упорный, иногда слишком тяжелый. Полюбив, ты обязан заботиться о человеке. Быть с ним в трудную минуту.

Я считаю, что самое трудное в любви – работа над собой. И здесь важно не «перегнуть палку»: нельзя унижаться перед человеком. Настоящей, искренней любви такие жертвы не нужны. Истинное счастье этого чувства можно испытать лишь от взаимной любви. Известна мудрость: « Любовь легко приобрести, но сложно удержать».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Клементьева Мария Алексеевна

Дата: 28.11.2019

Номер свидетельства: 529211


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства