ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
НА ТЕМУ:
«ПИСЬМО МАТЕРИ»
(ЛИРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ А.Т. ТВАРДОВСКОГО «ПАМЯТИ МАТЕРИ»)
Работу выполнила:
преподаватель Л.М. Сабитова
Альметьевск – 2019г.
Пояснительная записка
Методическая разработка урока литературы на тему : «ПИСЬМО МАТЕРИ» (ЛИРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ А.Т. ТВАРДОВСКОГО «ПАМЯТИ МАТЕРИ»).
Работа над анализом стихотворений Твардовского направлена на нравственное и общекультурное развитие личности студентов.
Чтобы обучающиеся смогли полнее ощутить своеобразие поэтики поэта, в основном я использовала текст стихотворений, выбрав наиболее яркие отрывки.
В заключительной части урока студенты выполняют творческую работу. Данная работа приурочена к Всероссийскому празднику «День Матери». Студенты 1 курса выполняют творческую работу в виде письма к маме, в котором говорят о своих чувствах и мыслях к самому родному человеку - к Маме.
Целью творческой работы является - способствовать воспитанию доброжелательного и уважительного отношения к окружающим (адресатам), людям, желания пользоваться услугами связи, дарить радость другим и получать удовольствие самому от процесса создания писем и их получения.
«ПИСЬМО МАТЕРИ»
(ЛИРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ А.Т. ТВАРДОВСКОГО «ПАМЯТИ МАТЕРИ»).
Цели:
Обучающие: ознакомить обучающихся с лирическим циклом А.Т.Твардовского « Памяти матери»;
Развивающие: развивать у студентов умения понимать и анализировать стихотворения из цикла « Памяти матери», сопоставлять их с историческими событиями эпохи;
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родителям.
Форма проведения урока: урок-размышление; урок-литературная гостиная.
Методы работы: творческая интерпретация содержания лирического цикла.
Теория литературы: ключевые слова, художественные образы, метафора, эпитет, пейзаж.
Опережающие задание: уметь читать наизусть стихотворения из цикла А.Т. Твардовского « Памяти матери» (задание для творческих групп).
Оборудование: портреты А.Т. Твардовского, его матери, отца и членов семьи; тексты стихотворений из лирического цикла А.Т. Твардовского
« Памяти матери»; фонограммы песен « Письмо матери» (муз. В.В. Липатова, сл. С. А. Есенина); выставка сборников стихотворений поэта.
… Память матери – самая драгоценная память
Человеческая.
А. Т. Твардовский
Ход урока:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вступительные слова учителя
Нет на земле роднее никого,
Кто б так любил, заботился и верил,
Кто всю себя для счастья твоего
За разом раз бы отдавал без меры;
Кто день и ночь баюкал колыбель,
Пел песни – те, что будешь помнить вечно,
Кто отдавал всё лучшее – тебе-
Любимому, родному человеку;
Кто, видя и ревнивое дитя,
И без причин строптивого подростка,
И( позже – тридцать, сорок лет спустя!)
Тебя, но с единой, немного жёсткой,-
Всегда как к чаду, крошке, малышу-
С теплом, заботой преданностью, болью:
И чтоб тебя не потревожил шум,
И чтоб « Бог дал», и чтобы « Бог с тобой!»…
« Спасибо, мама! Что еще сказать?...
Я так хочу обнять тебя покрепче!
( До жгучих слез в зажмуренных глазах!)
И чтобы ты – мои согрела плечи!»
( Ю.О. Куликова)
- Мама! Самое первое и родное слово! Мать в жизни каждого человека одна-единственная на свете, это самый любимый человек в целом мире. Она дала нам жизнь и сделала всё для того, чтобы мы были счастливы.
Для меня нет на свете ближе и роднее человека, чем моя мама. С самых первых минут жизни я окружена) её теплом и заботой. Она всегда помогает мне, подбадривает в трудную минуту и радуется моим успехам.
Это мама переживает за наш выбор- чем будем заниматься в жизни. Трудно найти правильную, свою дорогу, найти себя, выбрать именно ту профессию, которая тебе по душе, в которой ты можешь принести наибольшую пользу. Мама помогает сделать правильный выбор.
О матерях можно рассказывать бесконечно.
Сообщения обущающихся.
1-й ученик. Мама!... Она даёт жизнь своему ребёнку, волнуется, чтобы он был здоров, сыт, счастлив. У неё самое доброе сердце, самые нежные и заботливые руки, которые умеют всё. В её сердце всегда живёт любовь!
1-я ученица. Есть ли среди наших привязанностей другое чувство-более святое, более сильное и бескорыстное, чем любовь матери? Все наши чувства преходящи: даже самые тяжкие горести изглаживаются временем, и только материнское сердце никогда не может забыть о детях своих. Каждая минута жизни матери исполнена помыслами о детях, о нас.
2-я ученица. Сколько бы мы ни говорили о своих матерях – этого будет мало. Каждое мать бескорыстно сделает для своего ребёнка всё. Это её колыбельная ведёт нас по жизни, о маме мы вспоминаем в горе и в радости. Что же мы без неё? Цветок, оторванный от корня, или птица без крыльев… Хочется, чтобы в наших сердцах всегда оставалось место для добрых чувств к нашим мамам. Подойдите к ним, скажите тёплые слова, и вы увидите глаза, наполненные счастьем.
1-й ученик. Твардовский писал : «… Память матери- самая драгоценная память человеческая».
Мама… Какое особое слово! В жизни почти каждого человека мама занимает исключительное место.
Какая она- мама? Можно найти тысячи пословиц, самых нежных и ласковых, но их будет мало.( Обращается к группе). А какие пословицы о маме знаете вы?
Предполагаемые ответы обучающихся.
Всякой матери своё дитя мило.
Сердце матери лучше солнца греет.
Материнская молитва со дня моря вынимает.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Ради ребенка мать и в огонь бросится
Лучше матери руга не сыщешь
Учитель. На свете есть только одна самоотверженная любовь, чистая и светлая, - это любовь матери к ребенку. Мы проследили на примере пословиц, как важно иметь родителей, насколько это ответственно, насколько дети бывают счастливыми, когда у них есть мать и отец, взаимопонимание и любовь в семье.
Образ матери Твардовского, Марии Митрофановны Твардовской, сохранился в благодарной памяти её детей. Их было семеро: пятеро сыновей- Константин, Александр, Иван, Павел, Василий и две дочери- Анна и Мария.
ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА.
Слово учителя
- Какой же предстает она в рассказах, в воспоминаниях её сыновей? Что осталось в памяти Твардовского и нашло отражение в его стихах, посвященных матери? Эти и другие вопросы будут определять и отбор фактического материала для урока по лирике Твардовского, и общую направленность анализа поэтического текста.
IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА.
1 Сообщение учителя о матери А.Т. Твардовского Марии Митрофановне Твардовской.
- Мать Александра Твардовского, Мария Митрофановна, была родом из обедневшей дворянской семьи. Детей у Митрофана Плескачевского было семь девочек. Они работали в поле как крестьянки. Мария умела и пахать, и сеять, и лён брать, и приготовить этот лён, и отбелить его.
Она умела читать и писать, хотя и не была такой начитанной, как Трифон Гордеич. Александр Трифонович вспоминал: « И нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, подзолистой, скупой, недоброй, но в нашей земле».
Мать отличалась добрым нравом, с детьми была ласковой, заботливой, дружелюбной. Вся жизнь этой замечательной русской женщины прошла в работе, в заботах о доме, о многодетной семье.
2 Сообщения подготовленных студентов об отношении поэта к матери о цикле стихотворений «Памяти матери»
1-я ученица. Детям её запомнился рассказ о рождении второго сына, названного Александром. Произошло это при обстоятельствах не совсем обычных, но и не столь уж редких в ту пору в крестьянских семьях. Александр родился под только что поставленной Марией небольшой копёнкой сена. Поэт позже зафиксирует факт своего появления на свет в стихах:
Такой отмечен я долей бедовой:
Была уже мать на последней неделе,
Сгребла сенцо на опушке еловой,
Минута пришла-далеко до постели.
Мать говорила, что сама и принесла Александра в подоле в хату: « Задержалась с родами-то, услышала, что недоенная корова мычит/, так положила Александра на кровать и пошла доить»
1-й ученик. В 1927 году Твардовский написал два стихотворения, посвященных матери: « Я помню осиновый хутор…» и « Было время- забавляла царей…». Навеянные воспоминаниями о детских годах, они появились под одним и тем же названием – «Матери». Семнадцатилетний поэт собирался покинуть Загорье и предчувтвовал, что расставание с матерью будет тяжелее всего. Личный творческий опят поэта убеждает, что он хорошо распорядился своим « золотым запасом впечатлений детства и юности». Об этом говорят новые стихи о матери, созданные уже в 30-е годы.
Стихотворение «Песня» было написано в 1936 году, после того, как, благодаря Александру Трифоновичу, его родные вернулись на родную Смоленщину. Настроение этого стихотворения создаёт начальная мизансцена: встреча после долгой разлуки; мать и сын-рядом, как в детстве и юности. Записанная на патефонную пластинку «старая песня» пробуждает у них воспоминания.
2-я ученица. Дорогой поэту образ матери не остается неизменным. Постигая этот женский характер, Твардовский открывал в нем такие качества, которые не укладывались в определения «тихая и простая». Психологический портрет матери отмечен печатью духовной красоты. Эта натура глубокая, одаренная.
2-й ученик. В автобиографии он написал: «Мать моя, Мария Митрофановна, была всегда очень впечатлительная и чуткая, даже не без сентиментальности, ко многому, что находилось вне практических, житейских интересов крестьянского двора, хлопот и забот хозяйки в большой многодетной семье. Её до слез трогал звук пастушьей трубы где-нибудь вдалеке за нашими хуторскими кустами и болотцами, или отголосок песни деревенских полей, или, например, запах первого молодого сена, вид какого-нибудь одинокого деревца».
Такой она осталась в памяти своего сына, такой вошла в его стихи.
(звучит аудиозапись песни «Письмо матери»)
1-я ученица. В 1965 году, вернувшись из Смоленска с похорон матери, Твардовский написал четыре замечательных стихотворения, которые и составили цикл «Памяти матери». Этот цикл признан лучшим среди других стихотворений, посвященных этой теме. Известно, что Твардовский никогда стихотворных циклов не писал. Однако в этот цикл под общим заглавием «Памяти матери» вошли четыре стихотворения, пронумерованные римскими цифрами, и дата их написания стоит в конце последнего произведения.
Каждый цикл представляет собой продуманную композицию. Поэту не безразлично, с чего начать и чем завершить стихотворный цикл, в какой последовательности дать стихотворения, как реализовать их внешние и внутренние связи. Так и здесь. Все стихотворения, посвященные матери, автобиографичны. Через картину расставания с матерью, ее похорон поэт вновь возвращается к ее живому образу. Объединены эти стихотворения и сквозными мотивами: история жизни матери, её судьба как часть народной судьбы, «иного перевоза», «последнего перевоза»; при этом неизменно подчеркивается трагедийность каждого мотива. Содержание цикла можно передать как историю жизни матери.
(Студенты, получившие опережающее задание, читают стихотворения наизусть.)
Творческая работа. Работа студентов над письмами матерям
Учитель. День матери отмечается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина от 30.01.1998 года № 120 “О Дне матери” в последнее ноябрьское воскресенье.
Придумал этот праздник Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной думы, Президентская комиссия по делам женщин, семьи, женские общественные организации, надеялись обратить, таким образом, внимание руководства страны на проблему материнства, побудить выделить дополнительные средства нуждающимся семьям. Но для нас этот праздник стал еще одним днем, когда мы говорим теплые слова любви нашим мамам.
Многие из вас, студенты, находитесь сейчас вдали от матерей. Как Вам приходится тяжело без материнской ласки. Вы с нетерпением ждёте встречи с мамами.
Прямо сейчас – на уроке литературы – у Вас есть возможность мысленно поговорить с мамами…сказать им о Ваших чувствах к ним…если обидели-попросить прощения…признаться им в любви…поздравить с Днем Матери! Изложите все свои мысли на бумаге и мы отправим эти письма Вашим Мамам на разные уголке Республики Татарстан и Башкортостан.
Не стесняйтесь признаваться в любви самому близкому и дорогому человеку. Именно Мама – ваша поддержка и опора! Пишите им письма, так как общение в письмах не заменят ни телефон, ни Интернет. Письмо – это память! ( студенты пишут письма)
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
1. Слово учителя
- Чем же мы можем оплатить, воздать матерям за их любовь, пронесённую через все годы их жизни? Чем же воздадим этому бесконечно родному и близкому человеку, которого мог нам даровать только Бог и которого мы называем мамой?
Воздать маме мы сможем только благодарностью-никогда не оскудевающей, но возрастающей. Благодарностью, явленной и в словах, и в делах. Именно об этом и говорится в библейской заповеди: « Чти отца и мать твою, да благо тебе будет, и да долголетен будешь на земле».
В.А. Сухолинский, у кого нет в душе прошлого, у того не может быть и будущего. И он был прав.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить небольшой рассказ на тему одной из пословиц, подобранной самостоятельно или услышанной на уроке.
Подготовить сообщение на тему «А.Т. Твардовский в годы Великой Отечественной войны»
ЛИТЕРАТУРА
Книга « Слёзы матери». – Режим доступа: http// tv-soyuz.ru/ peredachi/ kniga-slezy-materi
Королёва Н. С. Открытые уроки литературы: 9-11 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.- ( Серия « Библиотека учителя»).
Мелексетян М. В. Последнее стихотворение А.Т. Твардовского о матери. – М.: Алмаз-пресс/ Литература в школе. – 2009.- №10.
Твардовский А. Т. Памяти матери. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – ( Серия « Библиотека отечественной классической художественной литературы»).
Турков А.М. Александр Трифонович Твардовский. К 100-летию со дня рождения. – М.: Алмаз-пресс/ Литература в школе. – 2010.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фотоматериал
Студенты 1 курса написали письма-поздравления своим Мамам. В своих письмах они признавались в любви, просили прощения у матерей. Некоторые студенты роняли слёзы, когда писали свои письма.
Сотни писем разлетелись в разные города, сёла Республики Татарстан и Башкортостан.