Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему: Ф.М.Достоевский " Преступление и наказание"»
Открытый урок по литературе в 10 классе.
Тема: «Воскрешение человека в Раскольникове через
любовь». (Итоговый урок по роману Ф. М. Достоев-
ского «Преступление и наказание».)
Цели урока: 1 образовательная – выяснить значение образа Свидригайлова в раскрытии образа Родиона Раскольникова; осмыслить эпилог романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне;
2 развивающая – развитие творческого и логического мышления учащихся, расширение их кругозора, развитие устной и письменной речи;
3 воспитательная – воспитание любви к родному языку, культура общения; воспитание гуманных чувств к человеку, нравственных идеалов; пробуждение эстетических переживаний.
Оборудование: портрет Ф. М. Достоевского, роман «Преступление и наказание», иллюстрации к роману.
Методические приемы: создание проблемных ситуаций, аналитическая беседа, анализ художественного текста, индивидуальная и групповая работа учащихся.
Ход урока:
Вступ. слово учителя: Ребята, сегодня мы заканчиваем работу над романом Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Свой урок я начну с цитаты: «Наполеон его ужасно увлек… Многие гениальные люди на единичное зло не смотрели, а шагали через, не задумываясь. Вот он и вообразил себе, что тоже гениальный человек. Он очень страдал и страдает от мысли, что теорию-то сочинить сумел, а перешагнуть-то не в состоянии, стало быть, человек не гениальный. А для молодого человека с самолюбием и унизительно, в наш век-то особенно…»
II.1. Кому принадлежат эти слова в романе? (Свидригайлову.)
2. Кто такой Свидригайлов? (Злодей, развратник, жестоко оскорбил девочку, повинен в самоубийстве лакея Филиппа, постоянно преследовал Дуню, якобы отравил жену Марфу Петровну, шулер; нет такого порока, который бы не гнездился в его душе.)
3. Просыпается ли совесть в этом злодее? (Спасает от голодной смерти детей Катерины Ивановны, вытащил из пучины позора Соню, оставил деньги малолетней невесте, избавил Дуню от позора, восстановив ее честное имя; от природы имеет совесть, но добро и зло совершает от скуки.)
4. Что же объединяет Свидригайлова и Раскольникова? (Сообщение уч-цы).
Вывод: они оба бросили вызов общественной морали. Только один освободился от мук совести, казнив себя, потеряв последнюю надежду, - Дуня отвергла его; а другой, Раскольников, страдает и мучается, потому что добр, бескорыстен и имеет убеждения.
5. Что привело Свидригайлова к самоубийству? (Даже этот циник и подлец не выдержал взятого на себя груза безнравственности.)
III.1. Что же заставило Раскольникова явиться с повинной?
( 1. Визит Порфирия Петровича к герою – цитата: «Вы и убили…», три версии следователя. 2. Исповедь Свидригайлова – цитата: «…ошибочка в теории вышла…». 3. Последний разговор с Соней – цитаты: «…зачем я приходил к ней теперь?..», «…вспомнил слова Сони…Я убийца…стал на колени…», «…шагах в 50 увидел Соню…» 4. Узнал о самоубийстве Свидригайлова ( это была последняя капля для Раскольникова – цитата: «…он чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило…»)).
Вывод: самое сильное ощущение Рас-ва – тоска по человеку, любовь к людям, желание найти потерянную связь с ними, самое страшное наказание для него – отчужденность от людей. Р-в не выдерживает разъединения с ними и признается в преступлении, т. к. самое страшное наказание для человека – одиночество, он может быть счастлив только с людьми! Волчьи законы общества, порождающие эгоистические теории, противны природе человека.
IV. Свидригайлов рассчитался с жизнью на малой Неве, Рас-в поклонился народу на Сенной – это Петербург.
- Каков Петербург Достоевского в романе? (Сообщение уч-ка.)
Вывод: это Петербург «униженных и оскорбленных», город мелких и крупных хищников.
V. Обратимся к эпилогу романа:
1. Раскаялся ли Рас-в в своем преступлении? (Сообщение уч-цы.)
2. В чем состоит его наказание?
3. За что Рас-ва не любили на каторге? Чем объясняется его заболевание?
4. Какой сон видит Рас-в на каторге? Как можно его истолковать? (Эта страшная картина гибели мира, увиденная Рас-вым в болезненном сне, потрясла его. Этот сон переродил героя, теперь он готов « к новой жизни».
VI. 1. Кто и что воскресит Рас-ва?
2. Кто и что поможет ему пройти путь к раскаянию, очищению и прощению?
(Воскресит Рас-ва любовь Сонечки, принятая от нее вера и…каторга.)
3. В чем «правда» Сони Мармеладовой? (Сообщение уч-цы.)
Цитата: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого.
Они положили ждать и терпеть. Им оставалось еще 7 лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Но он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим, а она – она ведь и жила только одною его жизнью.»
- Соня, эта «каторжанская богородица», помогает Рас-ву «примкнуть опять к людям», ведь чувство «разъединенности с человечеством замучило его.»
VII. Вывод: Итак, Достоевский убежден, что для любого преступившего черту закона человека открыт путь к прощению, но для того чтобы заслужить его , преступник должен проделать долгий и сложный путь, вехами которого становятся
осознание своей вины – муки совести – раскаяние – страдание – наказание – искупление – прощение – любовь к людям. (Запись в тетрадь.)
VIII.Дом. задание: написать творческую работу по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», выбрав одну из тем:
О чем нам говорит сегодня Ф. М. Достоевский? ( Эссе-размышление.)
Почему Раскольников совершил преступление?
В чем смысл теории Раскольникова?
«Правда» Сони Мармеладовой.
Двойники Раскольникова – кто они?
Смысл имени и фамилии Родиона Раскольникова?
Символы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».