kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературы 5 класс Тема урока: «Образ простого солдата - защитника Родины в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка универсальна. Её можно использовать учителям, которые работают по другим УМК. Разные формы и методы позволяют учащимся успешно усвоить материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы 5 класс Тема урока: «Образ простого солдата - защитника Родины в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Уваровская средняя общеобразовательная школа»







Методическая разработка урока литературы


5 класс







Тема урока:

«Образ простого солдата - защитника Родины

в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»









Составила: Титовская Лариса Сергеевна,

учитель русского языка и литературы














2019-2020 учебный год.

Цель урока:

раскрыть образ солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» как собирательный образ русского народа, вставшего на защиту Отечества в 1812 году.

Задачи:

раскрыть основное настроение стихотворения (патриотическое);

развивать воссоздающее и творческое воображение;

совершенствовать выразительность чтения;

расширять кругозор учащихся посредством наблюдения репродукций художественных произведений;

формирование эстетического вкуса;

обогащение словарного запаса учащихся;

развитие речи;

повторение и закрепление знаний по теме «Устаревшая лексика».

Планируемые результаты:

Предметные:  

знать, как выглядел и какими качествами обладал русский солдат, участник Бородинского сражения 1812 года;

уметь анализировать текст, подбирая цитаты, работать с терминами и понятиями;

иметь представление о моральном долге защитника Отечества.

Метапредметные:

Познавательные: уметь выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи.

Регулятивные: уметь планировать пути достижения поставленной цели, сравнивать свои действия с ожидаемым результатом и оценивать их.

Коммуникативные:  применять имеющиеся навыки работы с текстом; сотрудничать в команде, представлять результаты собственных исследований в монологической речи.

Личностные: уважительно относиться к великому прошлому своего народа, понимать определяющее значение морально-волевых качеств, необходимых для защиты родины.

Оборудование: 

УМК под редакцией В.Я. Коровиной, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки для групповой работы.

Технологии:

элементы технологии критического мышления;

использование частично –поискового (эвристического) метода.

Тип урока:

урок комплексного применения предметных умений

Форма проведения:

урок-исследование




Ход урока:


1.Организационный момент.

Мотивация. Приветствие.

Положительный настрой на урок.

- Ребята, сегодня мы продолжим работу над одним из самых любимых и узнаваемых произведений М.Ю. Лермонтова – стихотворением «Бородино». Неоднократно на прошлом уроке мы говорили и о том, что нам несказанно повезло жить и учиться рядом с этим героическим местом. Слайд 1.

2. Актуализация знаний.

Беседа с учащимися:

- В каком году было написано стихотворение, какой дате посвящено? (Стихотворение написано к 25-летию Отечественной войны 1812 года в 1837 году).

-Что послужило основой для написания произведения? (Решающую роль сыграли воспоминания родственника поэта – Афанасия Алексеевича Столыпина, который был братом бабушки Лермонтова. Многие детали заимствованы из его рассказа, и сама личность повествователя есть в стихотворении). Слайд 2.

- Как вы думаете, почему таким повествователем, рассказчиком стал не генерал, а рядовой солдат? (Он был участником героического сражения, и таких, как он, было много. Ветеран выступает и от их имени, имени настоящих героев).

- А как вы думаете, почему М.Ю. Лермонотов вспоминает об этом событии через такое время: ещё живы участники сражения, но они уже пожилые люди, и для многих молодых эта война известна только по таким, как в произведении, рассказам. Как для нас, например, почему важно не просто пройтись во время шествия Бессмертного полка с портретами дедов и прадедов, но и искренне ощутить то, что они тоже идут рядом с нами: так больше чувствуется их присутствие, происходит связь поколений, несмотря на то, что многие школьники знают своих прадедов – победителей только по фотографиям и рассказам родителей. (Помимо того, что М.Лермонтов в ту пору уже был по литературным меркам зрелым, известным поэтом, он хотел не просто напомнить об этом великом сражении и подвиге отцов и дедов, но и объяснить своим современникам, как важно извлекать уроки, любить свою Родину, быть всегда готовым её защищать до последнего вздоха и по – настоящему ценить тех, кто отстоял Отечество.

3. Постановка цели и задач урока

Вопросы:

- Ребята, мы вспомнили о Великой Отечественной войне, сказали о связи поколений. А можем ли мы сказать, что это стихотворение актуально (на первых уроках учащиеся записывали это слово в тетрадь литературных терминов)? Почему? (Учащиеся говорили о том, что это произведение остается современным, потому что в ХХ веке были войны в Чечне: накануне на классном часе мы вспоминали подвиг Псковских десантников. Также в прошлом году в школе проходил Фестиваль солдатской песни, посвященный юбилею выхода войск из Афганистана). Что составляет предмет национальной гордости русского народа? (Исторические события, в которых русский народ проявил патриотизм, героизм, смелость: боевые сражения, победы в многочисленных войнах).Какая, по вашему мнению, проблема поднимается в этих произведениях? ( Проблема патриотизма, храбрости, мужества, воинской доблести, чести).

Сегодня на уроке мы будем говорить об одном из подвигов русского народа, когда на защиту своей Родины встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы, - вот почему войну 1812г. называют Отечественной. Каждый солдат, воин, крестьянин стал защитником Отечества.

-Итак, цель нашего урока -…..(учащиеся самостоятельно формулируют цель и задачи урока). Учитель при необходимости корректирует.

4. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Ребята, для современных детей понимание стихотворения может быть сильно осложнено большим количеством малопонятных слов. Сейчас я проверю, хорошо ли вы поняли текст. Мы проведем небольшую словарную работу. Я буду давать лексическое значение слова, на экране вы будете видеть изображение, думать, вспоминать и записывать ответ в тетрадь.


4.1.Проводится словарная работа «Угадайте слова из стихотворения»:

1.Высокий головной убор цилиндрической или конусообразной формы, с козырьком и подбородочным ремнем, существовавший в русской и иностранных армиях в XIX – нач. XX вв. (Кивер)

2.Военные, которые могли действовать как в конном, так и в пешем строю (Драгуны)

3.Полевое укрепление в виде квадрата или многоугольника, обведенное земляным валом и рвом, предназначенное для обороны (Редут)

4.Стальной клинок, меч, кинжал (Булат)

5.Артиллерийский снаряд, начиненный пулями, железом, свинцом и др. При выстреле картечь рассыпается, поражая неприятеля (Картечь)

6.Военные из частей легкой кавалерии, вооруженные пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырехугольный головной убор (Уланы)

7.Станок на колесах, на котором устанавливается и закрепляется ствол артиллерийского орудия (Лафет)

8.Военная одежда для верхней части тела (Мундир) 

Слайды 3-10

4.2. Проверка работы по парам. Выставление оценки за данный вид работы.

Слайд 11 -- «Ответы». Слайд 12- критерии оценивания.


5. Творческое применение и добывание знаний.

«Составим портрет героя».

Слайд 13.

-Поэт не даёт в стихотворении описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадаться о том, как он выглядит. Каким вы представляете рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Учитываем, что после битвы прошло 25 лет.


5.1. Совместная работа учителя и ребят

астично –поисковый(эвристический) метод):


- В возрасте, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой – слишком много пережито. На голове – кивер.

-Была ли у него борода? (ребята думают).

Справка от учителя: Он не крестьянин, а солдат, был на государевой службе, имел более высокий статус.

- Нет: строго воспрещалось. Но были усы и бакенбарды.

-Какие у него были глаза и волосы? (предположения ребят).

Справка учителя: по статистике, самыми частыми в начале девятнадцатого века у служивых были серые глаза и русые волосы.

-Рост?

-Выше среднего для того времени. Наши предки были меньше ростом, но крепче современного среднего человека.

Справка учителя: самые крепкие и мощные были первые номера в артиллерийском расчете. Их непременным атрибутом был банник – длинная деревянная палка. На одном её конце – щётка, на другом – прибойник. Воин банником досылал заряд и после выстрела прочищал и охлаждал ствол, чтобы его не разорвало. Макал щётку банника в ведро с водой с уксусом и банил (охлаждал и прочищал от оставшихся тлеющих частиц мешковины, в которую был запакован заряд). Если бы этого не делали, либо заряд взрывался внутри ствола, либо выстрел был без прицела. Человеку могло оторвать руки.

Был даже такой приказ, разрешавший богатырям не сдвигать пятки вместе в строю, если толщина икр не позволяла сделать это. Наши богатыри банниками могли свали свалить врага с лошади и даже вместе с лошадью.

-Был ли таким наш герой? Какое у него было телосложение?

-Жилистый, худощавый, но крепкий и мускулистый: «Забил снаряд я в пушку туго…».

-Каково происхождение героя?

Из народа. Срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал её уже пожилым человеком.

-Какие черты характера мы можем определить, читая строки стихотворения?

- Мудрость, чувство юмора и иронию («Угощу я друга», «брат мусью», «пожалуй к бою»), народное чувство языка, хорошая образная речь («Ломить стеною», «постоим... головою»). Это православный человек (верит в то, что отступление угодно Богу: «не будь на то Господня воля…»), храбрый (« …не отдали б Москвы!»), внимательный («Лишь утро осветило пушки и леса синие верхушки…»),патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани («Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за Родину свою!.. «), решительность («Не смеют, что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?»), мужество («Вам не видать таких сражений…»),воинское братство, гордость («Умрём же под Москвой…как наши братья умирали…»).

-От какого лица ведёт повествование старый солдат?

-Употребление «я» – это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверным: «Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа);

-А для чего же использует «мы»?

-Показать, что это не просто рассказ о конкретном человеке, а создание обобщённого образа русского солдата. Так чувствовали и поступали все товарищи нашего героя. Каждый из них понимал, что воюют за общее дело, за Отечество.

-Так кто же главный герой произведения?

-Русский воин, русский народ, образ которого М.Ю. Лермонтов воплотил в герое стихотворения «Бородино».


5.2. А теперь сравните образ, который встал перед вами, с образами, которые запечатлели художники на своих полотнах.

Ребята рассматривают репродукции картин В.А. Тропинина «Старый солдат» (слайд 14) и Е.П. Заболоцкого «Ветеран 1812 года (Андреев)»- (слайд 15).

6. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

-Итак, давайте назовем характерные черты солдата?
(Характерные черты солдата — простодушие, благородство, храбрость, отсутствие хвастовства, правдивость, преданность, любовь к Родине. Храбрость доказывает участие солдата в сражении от начала до конца, его слова: «Что тут хитрить, пожалуй к бою...» Он предан своей клятве сражаться за Отечество: «Уж постоим мы головою // За родину свою!»
Старый солдат правдив, он без хвастовства говорит о том, что к вечеру французы отступили. Он не превозносит свои подвиги, а говорит, что солдаты начали считать свои раны и убитых товарищей.
Искренность чувств, особенная правдивость описания создают впечатление, будто читатель тоже участвует в этом событии.
Два раза — в начале и в конце стихотворения — поэт устами солдата выражает гордость за ушедшее поколение и жалобу на нынешнее:

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:

Богатыри— не вы.)

— В чем, по-вашему, заключается основная мысль стихотворения?
(Основная мысль стихотворения — то, что русские люди не жалеют жизни для победы над врагом, для защиты Родины. Стихотворение пронизано чувствами любви к Родине и гордости за храбрость русских солдат и офицеров. Стихотворение создает торжественное настроение. Мы узнаем из стихотворения о подвигах русского народа и учимся гордиться своей страной.)


7. Физкультминутка

Инсценировка фрагмента из стихотворения. Ребята произвольно двигаются, когда учитель читает стихотворение, жестикулируют, производят мимические движения.


И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!



8.Работа в группах.

Дома вы отвечали на вопросы по стихотворению, искали в тексте выразительные средства. Сейчас мы посмотрим, как вы справились с этим заданием.


Игра «Чья группа быстрее определит выразительные средства». (Группам раздаются карточки - слайд 16). Оцениваются правильность и скорость.

1. эпитеты «синие верхушки», «грозная сечь», «русский удалый рукопашный бой»

2 метафоры «уж мы пойдем ломить стеною», «рождён был хватом»

3. сравнения «французы двинулись, как тучи», «земля тряслась — как наши груди»

4. олицетворения «картечь визжала», «носились знамена» 

5. гиперболы «все побывали тут», «и ядрам пролетать мешала гора тел»

6. фразеологизм «ушки на макушке»




Ответы – слайд 17. Группы проверяют друг у друга. На этом уроке я сформировала группы по рядам (равные по силам), но их можно создавать по разным принципам.


9. Закрепление изученного.

На прошлом уроке мы говорили о ключевых темах стихотворения «Бородино».Слайд 18.


Первая – это высокое значение подвига русских воинов 1812 года, восхищение мужеством, сплоченностью народа и бесстрашием перед лицом врага. Каждый участник сражения понимал, что никто, кроме него и его товарищей, не сможет защитить свою страну от могущественного врага, каким был тогда Наполеон Бонапарт и его армия. 

Вторая тема стихотворения – это упрек поколению современников самого Лермонтова: «Богатыри — не вы!». Рассказчик (а вместе с ним и автор) идеализирует прошедшее время и сетует, что сегодняшнее поколение утратило многие высокие качества.


Главное, что мы должны запомнить, прочитав это любимое всеми нами, но совсем не простое стихотворение: всегда на защиту Отечества русские люди вставали все - от мала до велика, всем миром. Это и есть любовь к Родине.



10. Домашнее задание. Заранее записываю на доске (или делаю слайд, когда урок сопровождается презентацией), комментирую. Слайд 19.

(На первом уроке говорили о том, что стихотворение Лермонтова написано семистишиями (или септимами – от лат. septem – семь) с особой рифмой – очень редким стихотворным размером. Такое построение стихотворения впоследствии получило название Бородинской строфы – от названия лермонтовского «Бородино»; записали определение в тетрадь для литературных терминов).


1.Всем: наизусть от 3-х семистиший (по мере способностей).

2. На выбор:

2.1. Почему именно эти выразительные средства использовал М.Ю. Лермонтов? Что он хотел подчеркнуть? Попробуйте сочинить свои выразительные средства для этого стихотворения.

2.2. Нарисовать иллюстрацию «Образ защитника Отечества. 1812 год» к этому стихотворению.


11. Рефлексия учебной деятельности. Слайд 20.

- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали.

- Что нового узнали на уроке?

- С какими затруднениями столкнулись?

- Какой вид деятельности больше понравился?


Школьники отвечают. После звонка, по традиции (варьируется: цветы, ладошки, солнышко), мы собираем букет (красные цветы – все понравилось, все понял; синие цветы – есть вопросы, хотелось бы лучших результатов; желтые цветы - не совсем доволен собой, не все понял). Я у себя отмечаю в таблице.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Титовская Лариса Сергеевна

Дата: 28.05.2020

Номер свидетельства: 551816


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства