2 4 3 1 1 2 3 Работа с текстом. Чтение отрывка из повести-сказки. 1. Работа с текстом до чтения. – Передо мною лежит интересная сказочная повесть. Вы все хорошо знаете её главных героев. Начинается она с таких строк: «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». – Кто узнал эту книгу? Кто её автор? – Откройте с. 159. Прочитайте правильный ответ. Дети читают имя автора и название. – Мы будем читать книгу целиком? (Отрывки.) Работа с иллюстрацией. – Кто это изображён на иллюстрации? – Почему он над домами, над улицей? – Где же он живёт? Откуда вы об этом узнали? – О каких его проделках вы знаете? Откуда? – О каком его приключении вы бы хотели прочитать? – Мы уже читали о гномах, о хоббите, о куклах, но никто из них не умел летать. Помните, как хотел стать тучкой Винни-Пух, как катались на облаках Муми-тролли? Но разве может сравниться с ними жизнь и приключения сказочного летающего человечка! 2. Работа с текстом во время чтения. Чтение по частям. Первую часть учащиеся читают про себя самостоятельно. Вопросы после чтения: – В начале текста писательница шесть раз повторяет слово обыкновенный. С какой целью? (Убедить читателей в том, что всё, что будет дальше, может случиться с каждым.) – Почему все дети в семье названы по именам, а Малыш – нет? (Он самый обыкновенный мальчик, не важно, как его зовут.) – Прочитайте, как выглядит обыкновенный мальчик Малыш. – Если Малыш – совсем обыкновенный, то Карлсон во всём необычен. Расскажите о нём. – С кем сравнивает автор летящего Карлсона? – Как вы понимаете слова самоуверенный, хитроумный? – Только Малыш знает о существовании Карлсона. Взрослые его не замечают. Вот как это объясняет писательница: Видимо, жильцы дома просто не догадываются поселиться на крыше. Ведь они не знают, что у Карлсона там свой домик, потому что домик этот спрятан за большой дымовой трубой. И вообще, станут ли взрослые обращать внимание на какой-то там крошечный домик, даже если и споткнутся о него? Как-то раз один трубочист вдруг увидел домик Карлсона. Он очень удивился и сказал самому себе: – Странно... Домик?.. Не может быть! На крыше стоит маленький домик?.. Как он мог здесь оказаться? Затем трубочист полез в трубу, забыл про домик и уж никогда больше о нём не вспоминал. – Вот такой необычный человечек появился однажды в жизни Малыша. – Чем же взрослые, по мнению автора, отличаются от детей? – Но пора узнать, а как же познакомились Малыш и Карлсон. Давайте читать дальше. Но прежде чем мы начнём читать текст по учебнику, послушайте, в какой день случится это знакомство. Чтение текста учителем: Их знакомство произошло в один из тех неудачных дней, когда быть малышом не доставляло никакой радости, хотя обычно быть малышом чудесно. Ведь Малыш – любимец всей семьи, и каждый балует его, как только может. Но в тот день всё шло шиворот-навыворот. Мама выругала его за то, что он опять разорвал штаны, Бетан крикнула ему: «Вытри нос!», а папа рассердился потому, что Малыш поздно пришёл из школы. – По улицам слоняешься! – сказал папа. «По улицам слоняешься!» Но ведь папа не знал, что по дороге домой Малышу повстречался щенок. Милый, прекрасный щенок, который обнюхал Малыша и приветливо завилял хвостом с таким видом, словно хотел стать его щенком. Если бы это зависело от Малыша, то желание щенка тут же осуществилось бы. Но беда заключалась в том, что мама и папа ни за что не хотели держать в доме собаку. А кроме того, из-за угла вдруг появилась какая-то тётка и закричала: «Рики! Рики! Сюда!» – и тогда Малышу стало совершенно ясно, что этот щенок уже никогда не станет его щенком. – Похоже, что всю жизнь проживёшь вот так, без собаки, – с горечью сказал Малыш, когда всё обернулось так скверно. – Вот у тебя, мама, есть папа; и Боссе с Бетан тоже всегда вместе. А у меня – у меня никого нет!.. – Дорогой Малыш, ведь у тебя все мы! – сказала мама. – Не знаю... – с ещё большей горечью произнёс Малыш, потому что ему вдруг показалось, что у него действительно никого и ничего нет на свете. Впрочем, у него была своя комната, и он туда отправился. – Что же расстроило Малыша в тот день? – Каким он себя чувствовал? (Одиноким, несчастным, обиженным.) – Можем ли мы сказать, какой был Малыш? (Добрый, любящий животных, мечтательный.) Чтение 2-й части. Диалог с автором, комментированное чтение. Образец чтения: Стоял ясный весенний вечер, окна были открыты, и белые занавески медленно раскачивались, словно здороваясь с маленькими бледными звёздами, только что появившимися на чистом весеннем небе. Малыш облокотился о подоконник и стал смотреть в окно. Он думал о том прекрасном щенке, который повстречался ему сегодня. Быть может, этот щенок лежит сейчас в корзинке на кухне и какой-нибудь мальчик – не Малыш, а другой мальчик – сидит рядом с ним на полу, гладит его косматую голову и приговаривает: «Рики, ты чудесный пёс!» Малыш тяжело вздохнул. (Он очень страдает оттого, что у него нет щенка.) Вдруг он услышал какое-то слабое жужжанье. (В. Интересно, что это за жужжанье? О. Ответы-предположения детей.) Оно становилось всё громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек. (П.) Это и был Карлсон, который живёт на крыше. Но ведь в то время Малыш ещё не знал его. Карлсон окинул Малыша внимательным, долгим взглядом и полетел дальше. (В. Почему так долго и внимательно Карлсон смотрит на Малыша? О. Ответы-предположения детей.) Набрав высоту, он сделал небольшой круг над крышей, облетел вокруг трубы и повернул назад, к окну. (Очевидно, Карлсон понял, кому он сейчас нужен.) Затем он набавил скорость и пронёсся мимо Малыша, как настоящий маленький самолёт. Потом он сделал второй круг. Потом третий... (В. Чего добивается Карлсон? О. Ответы-предположения детей.) Малыш стоял не шелохнувшись и ждал, что будет дальше. У него просто дух захватило от волнения (было трудно дышать от избытка чувств, от сильных переживаний) и по спине пробежали мурашки (В. Отчего?) – ведь не каждый день мимо окон пролетают маленькие, толстые человечки (П.). 3. Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа. – Расскажите, как познакомились Малыш и Карлсон. – Что вы узнали о Карлсоне из прочитанных частей? – Что вам показалось смешным? – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? |