kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе «Фантазии Астрид Линдгрен »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе «Фантазии Астрид Линдгрен »»

Литературное чтение

Тема раздела: «Сказочные человечки».

Тема: Фантазии Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», части 1–2).

Цели:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.


Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.





2 2 3

Проверка домашнего задания.

1. Советы-рекомендации ребят прочитать книгу Дж. Родари «Приключения Чиполлино».

2. Совет-рекомендация учителя.

– Сегодня мы начинаем читать последнюю сказочную повесть из раздела «Сказочные человечки», которую я очень советую вам прочитать целиком. Почему? Причин две.

Во-первых, её героев многие из вас уже знают и любят, но чаще не по книге, а по мультфильмам.

Во-вторых, автор этой книги шведская писательница Астрид Линдгрен – настоящая фантазёрка и выдумщица, поэтому её книги увлекательны и необычны.

– Итак, хотите познакомиться с новой сказочной повестью?

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


II. Развитие умений.



























































2 4 3 1 1 2 3

Работа с текстом. Чтение отрывка из повести-сказки.

1. Работа с текстом до чтения.

– Передо мною лежит интересная сказочная повесть. Вы все хорошо знаете её главных героев. Начинается она с таких строк:

«В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон».

– Кто узнал эту книгу? Кто её автор?

– Откройте с. 159. Прочитайте правильный ответ.

Дети читают имя автора и название.

– Мы будем читать книгу целиком? (Отрывки.)

Работа с иллюстрацией.

– Кто это изображён на иллюстрации?

– Почему он над домами, над улицей?

– Где же он живёт? Откуда вы об этом узнали?

– О каких его проделках вы знаете? Откуда?

– О каком его приключении вы бы хотели прочитать?

– Мы уже читали о гномах, о хоббите, о куклах, но никто из них не умел летать. Помните, как хотел стать тучкой Винни-Пух, как катались на облаках Муми-тролли? Но разве может сравниться с ними жизнь и приключения сказочного летающего человечка!

2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение по частям. Первую часть учащиеся читают про себя самостоятельно. Вопросы после чтения:

– В начале текста писательница шесть раз повторяет слово обыкновенный. С какой целью? (Убедить читателей в том, что всё, что будет дальше, может случиться с каждым.)

– Почему все дети в семье названы по именам, а Малыш – нет? (Он самый обыкновенный мальчик, не важно, как его зовут.)

– Прочитайте, как выглядит обыкновенный мальчик Малыш.

– Если Малыш – совсем обыкновенный, то Карлсон во всём необычен.

Расскажите о нём.

– С кем сравнивает автор летящего Карлсона?

– Как вы понимаете слова самоуверенный, хитроумный?

– Только Малыш знает о существовании Карлсона. Взрослые его не замечают. Вот как это объясняет писательница:


Видимо, жильцы дома просто не догадываются поселиться на крыше.

Ведь они не знают, что у Карлсона там свой домик, потому что домик этот

спрятан за большой дымовой трубой. И вообще, станут ли взрослые обращать внимание на какой-то там крошечный домик, даже если и споткнутся о него?

Как-то раз один трубочист вдруг увидел домик Карлсона. Он очень удивился и сказал самому себе:

– Странно... Домик?.. Не может быть! На крыше стоит маленький домик?.. Как он мог здесь оказаться?

Затем трубочист полез в трубу, забыл про домик и уж никогда больше о нём не вспоминал.


– Вот такой необычный человечек появился однажды в жизни Малыша.

– Чем же взрослые, по мнению автора, отличаются от детей?

– Но пора узнать, а как же познакомились Малыш и Карлсон. Давайте читать дальше. Но прежде чем мы начнём читать текст по учебнику, послушайте, в какой день случится это знакомство.


Чтение текста учителем:

Их знакомство произошло в один из тех неудачных дней, когда быть малышом не доставляло никакой радости, хотя обычно быть малышом чудесно. Ведь Малыш – любимец всей семьи, и каждый балует его, как только может. Но в тот день всё шло шиворот-навыворот. Мама выругала его за то, что он опять разорвал штаны, Бетан крикнула ему: «Вытри нос!», а папа рассердился потому, что Малыш поздно пришёл из школы.

– По улицам слоняешься! – сказал папа.

«По улицам слоняешься!» Но ведь папа не знал, что по дороге домой

Малышу повстречался щенок. Милый, прекрасный щенок, который обнюхал Малыша и приветливо завилял хвостом с таким видом, словно хотел стать его щенком.

Если бы это зависело от Малыша, то желание щенка тут же осуществилось бы. Но беда заключалась в том, что мама и папа ни за что не хотели держать в доме собаку. А кроме того, из-за угла вдруг появилась какая-то

тётка и закричала: «Рики! Рики! Сюда!» – и тогда Малышу стало совершенно ясно, что этот щенок уже никогда не станет его щенком.

– Похоже, что всю жизнь проживёшь вот так, без собаки, – с горечью

сказал Малыш, когда всё обернулось так скверно. – Вот у тебя, мама, есть

папа; и Боссе с Бетан тоже всегда вместе. А у меня – у меня никого нет!..

– Дорогой Малыш, ведь у тебя все мы! – сказала мама.

– Не знаю... – с ещё большей горечью произнёс Малыш, потому что ему

вдруг показалось, что у него действительно никого и ничего нет на свете.

Впрочем, у него была своя комната, и он туда отправился.

– Что же расстроило Малыша в тот день?

– Каким он себя чувствовал? (Одиноким, несчастным, обиженным.)

– Можем ли мы сказать, какой был Малыш? (Добрый, любящий животных, мечтательный.)


Чтение 2-й части. Диалог с автором, комментированное чтение.

Образец чтения:

Стоял ясный весенний вечер, окна были открыты, и белые занавески медленно раскачивались, словно здороваясь с маленькими бледными звёздами, только что появившимися на чистом весеннем небе. Малыш облокотился о подоконник и стал смотреть в окно.

Он думал о том прекрасном щенке, который повстречался ему сегодня.

Быть может, этот щенок лежит сейчас в корзинке на кухне и какой-нибудь

мальчик – не Малыш, а другой мальчик – сидит рядом с ним на полу, гладит его косматую голову и приговаривает: «Рики, ты чудесный пёс!»

Малыш тяжело вздохнул. (Он очень страдает оттого, что у него нет щенка.)

Вдруг он услышал какое-то слабое жужжанье. (В. Интересно, что это за жужжанье? О. Ответы-предположения детей.)

Оно становилось всё громче и громче, и вот, как это ни покажется

странным, мимо окна пролетел толстый человечек. (П.) Это и был Карлсон, который живёт на крыше. Но ведь в то время Малыш ещё не знал его.

Карлсон окинул Малыша внимательным, долгим взглядом и полетел дальше. (В. Почему так долго и внимательно Карлсон смотрит на Малыша? О. Ответы-предположения детей.) Набрав высоту, он сделал небольшой круг над крышей, облетел вокруг трубы и повернул назад, к окну. (Очевидно, Карлсон понял, кому он сейчас нужен.) Затем он набавил скорость и пронёсся мимо Малыша, как настоящий маленький самолёт. Потом он сделал второй круг. Потом третий... (В. Чего добивается Карлсон? О. Ответы-предположения детей.)

Малыш стоял не шелохнувшись и ждал, что будет дальше. У него просто дух захватило от волнения (было трудно дышать от избытка чувств, от сильных переживаний) и по спине пробежали мурашки (В. Отчего?) – ведь не каждый день мимо окон пролетают маленькие, толстые человечки (П.).


3. Работа с текстом после чтения.

Обобщающая беседа.

– Расскажите, как познакомились Малыш и Карлсон.

– Что вы узнали о Карлсоне из прочитанных частей?

– Что вам показалось смешным?

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.






Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.




ΙΙΙ. Итог.

– Прочитайте слова Астрид Линдгрен: «Ничего великого и примечательного не совершилось бы в нашем мире, не свершись оно вначале в фантазии какого-нибудь человека».

– Как вы понимаете эти слова?

– Что же свершилось однажды в фантазии Малыша? (В момент, когда ему было плохо и одиноко, он придумал себе воображаемого друга Карлсона.)

– Вы поняли, в какие минуты появился Карлсон в жизни Малыша?

(Когда Малыш почувствовал себя лишним, обиженным, иными словами, когда мальчику стало жалко себя. Здесь и появляется во всех отношениях «лучший в мире» Карлсон, который поможет Малышу забыть о неприятностях.)


– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?



ΙV. Домашнее задание.



Выполнить в тетради задание 5 (с. 23), задание 2 (с. 22).





Деятельность учащихся:

– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

© ООО «Баласс», 2012

7


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пронина Надежда Фёдоровна

Дата: 03.08.2020

Номер свидетельства: 555316


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства