kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Ф.И. Тютчев. Лирика

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель урока: ознакомить учащихся с краткой биографией поэта; совершенствовать умение работы со стихотворным текстом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Ф.И. Тютчев. Лирика»

Группа Э-11 Литература

Преподаватель - Машукова Марита Саралевна


17. 10.20


Тема: «И.А. Гончаров. Очерк жизни и творчества. Роман «Обломов». Решение автором проблемы любви в романе»


В историю русской литературы Гончаров вошел как один из зачинателей жанра социально-психологического романа.

И. А. Гончаров родился в 6 (18) июня 1812 г. в семье богатого сибирского купца. Отец рано умер, оставив семье крупное состояние. Мать, Авдотья Матвеевна, любила детей, но, не обладая достаточной культурой, доверила образование всех четверых детей другу семьи отставному морскому офицеру Н. Н. Трегубову, который был дворянином, и ввел семью Гончаровых в круг местного дворянства. И купеческие дети получили типично помещичье воспитание.

В Гончарове рано пробудилась страсть к чтению. Начальное образование получил в частном пансионе священника Троицкого, а в 1822 году поступил в Московское коммерческое училище. Здесь царили строгие аракчеевские порядки, за воспитанниками шпионили, душилась всякая попытка проявления общественных интересов.

Гончаров самостоятельно усиленно занимался науками, стремясь получить гуманитарное образование. В августе 1831 г. успешно сдал экзамены на филологический факультет Московского университета, где в это время учились Белинский, Огарев, Лермонтов, Аксаков. Учась в университете, Гончаров видел Пушкина, всю жизнь он вспоминал это событие; слушал лекции лучших профессоров. «Образование, вынесенное из университета, ценилось выше всякого другого», — писал Гончаров в воспоминаниях.

В 1834 году, переехав в Петербург, поступил на службу в Министерство финансов переводчиком иностранной переписки. В Петербурге Гончаров настойчиво готовит себя к литературной деятельности, сблизился с семьей известного художника Майкова, сыновьям которого преподавал словесность и латинский язык. Готовя себя к писательской деятельности, Гончаров много пишет . «Я с 14-15-летнего возраста писал непрестанно, — вспоминал впоследствии писатель, — потом переводил Гете, Шиллера и др.» Из этого периода до нас дошли лишь немногие повести и стихи.

В 1849 году в «Литературном сборнике» журнала «Современник» появилась глава из будущего романа — «Сон Обломова», которая пострадала от цензорского карандаша. Это омрачало творческое настроение Гончарова, приостановило его работу над романом.

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Путятина отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное плавание, ему необходимы были свежие впечатления для литературной работы. Возвратившись из путешествия, Гончаров в 1855 г. устроился на службу — на место старшего цензора, он с головой уходит в литературу, посещает кружок «Современника».

В 1852 г. был опубликован роман «Обломов», который прославил имя Гончарова. 5 лет работает в Совете Главного управления по делам печати и в 1868 г. уходит в отставку навсегда, а в 1869 г. публикуется роман «Обрыв», над которым Гончаров работал 20 лет.

В 1891 г. Гончаров сжег автографы своих произведений, письма, заметки и завещал похоронить его в Александро-Невской лавре, где-нибудь у обрыва. На 80-м году жизни 15 сентября 1891 г. он скончался. Похоронный кортеж сопровождала многолюдная толпа, в основном молодежь. Похоронен был на кругом берегу речки, протекающей у кладбища.

Итак, в русскую и мировую литературы Гончаров вошел тремя романами: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв», названия которых начинаются на «Об...».


Роман «Обломов»

Замысел романа «Обломов» возник в 1847г., но лишь одну главу романа «Сон Обломова» писатель опубликовал в журнале «Современник» в 1849 году. Кругосветное путешествие и создание очерков «Фрегат «Паллада»» надолго прервали работу над романом «Обломов», который был напечатан только в 1859 г.

     Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель  показал путь Обломова  к сознанию своей никчёмности, несостоятельности, к распаду личности. Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в общество, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

     Идейную направленность романа определил сам писатель: «Я старался показать в «Обломове», как и от чего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».

     Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, гуманизме, о равноправии женщин, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

     В первой части романа мало действия (Обломов лежит на диване и отказывает визитёрам, зовущим его в Петергоф), но в ней автор показал эволюцию Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионате. Обломов служить не смог. В нём загублены  живой ум, чистота, доброта, правдивость, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к ниже стоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Однако Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в Обломовке, демонстрирующий инфантильность, архаичность его взглядов на жизнь.

     Ситуация такова: барин Обломов зависит от крепостного слуги Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путём труда, Обломов, уже имеющий всё благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма – деловая жизнь Петербурга, поэтому он не критикует её и , как все визитеры, посещающие Обломова, зовёт друга сменить обстановку, «встать с дивана». В конце первой части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове – жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»?

     Во второй части романа описываются русско-немецкое воспитание Штольца, его сильная и гармоничная личность. Несмотря на все различия в их характерах и образе жизни, Штольц способен понять Обломова. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Но Обломов боится перемен в жизни, боится движения и деятельности. В борьбе мотивов – соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой – побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви. Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.

     Четвёртая часть романа посвящена описанию «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается ещё больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

     В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошел в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображённых Гоголем, Тургеневым и др. в нём нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благодарен. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.

     Сюжет романа.

     По поводу сюжета существуют две точки зрения. Первая утверждает, что в романе две сюжетные линии: Обломов – Ольга и Штольц – Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остаётся.

     Вторая точка зрения профессора А.Г.Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели – показать постепенное превращение Обломова в «мёртвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.

     Язык романа отличается лёгкостью и чистотой.

     Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга, Штольц – люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика. Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко (летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Обломов с Ольгой, оценка снегопада в день разрыва героев). Внеязыковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?

     Роман «Обломов» вызвал при появлении многочисленные критические отклики, был высоко оценён современниками. И.С.Тургенев, прочитав роман, заметил: «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова». И это так, потому что жизнь и судьба главного героя заставляют размышлять о сложнейших вопросах жизни.


Домашнее задание:

Ответить на вопросы:

1. Кому преподавал И.А. Гончаров литературу как домашний учитель?

2. Какую книгу очерков написал Гончаров во время кругосветного путешествия?

3. Назовите три романа Гончарова.

4. Назовите имя поэта, который является для Гончарова несравненным учителем жизни, воспитателем благородных человеческих чувств, любви к родине.

5. Кто из литераторов впервые употребил слово “обломовщина”?

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка урока "Ф.И. Тютчев. Лирика

Автор: Машукова Марита Саралевна

Дата: 17.12.2020

Номер свидетельства: 567428


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства