Методическая разработка урока А. П. Платонова «Неизвестный цветок»
Методическая разработка урока А. П. Платонова «Неизвестный цветок»
Тема урока:А. П. Платонова «Неизвестный цветок»
Цели урока:
1. Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.
2. Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом.
3. Выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыкам выразительного чтения.
4.Воспитание читательского вкуса.
Оборудование урока:
1. Тетради учащихся
Методические приемы:
Слово учителя, чтение произведения учителем, работа над закреплением понятия об олицетворении, работа над афоризмами, словарная работа, работа над текстом (беседа по вопросам, цитирование, выборочное выразительное чтение, наблюдения над языком, обобщение, выводы).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока А. П. Платонова «Неизвестный цветок»»
Тема урока:А. П. Платонова «Неизвестный цветок»
Цели урока:
1. Знакомство с Андреем Платоновым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ сказки-были.
2. Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом.
3. Выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыкам выразительного чтения.
4.Воспитание читательского вкуса.
Оборудование урока:
1. Тетради учащихся
Методические приемы:
Слово учителя, чтение произведения учителем, работа над закреплением понятия об олицетворении, работа над афоризмами, словарная работа, работа над текстом (беседа по вопросам, цитирование, выборочное выразительное чтение, наблюдения над языком, обобщение, выводы).
Ход урока.
Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений.
Гораций
І. Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы поговорим о цветке. Цветке неизвестном. Необычном. Сказочном. Непохожем на другие цветы. Он светился живым мерцающим огнем, а его аромат был подобен голосу маленькой неизвестной жизни.
Автор этого произведения - Андрей Платонович Платонов, писатель, критик. Умел в обыкновенных буднях увидеть сказочные картины мира природы. Философ доброго, гуманного понимания смысла жизни, все произведения Платонова-сказочника о труде и человеческом сострадании. Сегодня перед нами откроется мир мудрой платоновской прозы. Ведь прав А. Платонов: «От сказки душе счастье, а уму раздумье».
Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Большой лоб, выразительные глаза, плотно сжатые губы. Он, кажется, много видел, пережил. Лицо мужественное. Андрей Платонов – наш земляк. Он родился в Воронеже. Здесь прошли его детство и юность. Многое из того, что он написал, связано с Воронежем.
В Воронеже есть памятные платоновские места. На центральной улице – мемориальная доска на здании бывшей типографии, где работал Платонов. Есть улица, школа, библиотека, носящие имя Платонова. В местном литературном музее находятся материалы, посвященные жизни и творчеству писателя. Воронежские ученые-литераторы работали и работают над исследованием жизни и творчества Платонова, деятели культуры и школьные учителя много делают для популяризации творчества нашего великого земляка. Центрально-Черноземное книжное издательство за последние сорок лет напечатало десятки книг Платонова и о Платонове.
Судьба Платонова трагическая и одновременно счастливая. В последние годы жизни его не печатали, он нищенствовал. В Литературном институте, куда удалось устроиться в последние годы жизни, ему нашлось только место дворника. С другой стороны, после смерти писателя, начиная с 60-х годов, к нему пришло такое признание, о котором он и не мечтал. Сегодня русскую литературу нельзя представить без Платонова. Удивительный мастер прозы окончательно вернулся в литературу и, как живой, присутствует в нашей жизни.
Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима.
- Каково значение слова псевдоним? (Псевдоним – вымышленное имя или фамилия, используемые деятелями культуры для замены собственных имён.)
Семья была бедной, и старшему сыну Андрею пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).
За свою жизнь Андрей Платонов имел много специальностей. Посыльный, подручный слесаря, помощник машиниста, мастер по изготовлению мельничных жерновов, журналист, писатель, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Рано начал писать стихи, рассказы, повести. В конце 20-х годов переезжает в Москву уже известным мастером слова. Литература становится главным делом жизни.
Наследие писателя Платонова велико. Чтобы понять и по достоинству оценить значительность созданной им литературы, нам надо пройти школу читательской культуры. Мы стоим сегодня на пороге этой школы и сделаем первый шаг.
Впереди ещё много встреч с книгами А.Платонова. И я надеюсь, что вы достигнете в своём литературном образовании тех высот, которые помогут вам испытать чувство радости и счастья от приобщения к миру, созданному нашим земляком, А.Платоновым.
II. Подготовка к восприятию сказки.
1. Запись темы урока и эпиграфа в тетради.
2. Слово учителя.
На протяжении всего творчества Платонова интересовала судьба детей современного мира. Возможно, любовь к детям досталась ему в наследство от отца или вынесена ещё из юности, когда он, старший, по-матерински заботился о своих сёстрах и братьях.
Способность детей поправить старших, потребность взрослых опереться на хрупкое детское плечо, сильное чувство родства и братства, особая сила слабости, одухотворенная детская теплота и нежность – вот о чём писал Платонов в своих произведениях о детях и для детей. Им написаны рассказы, сказки для них. Сегодня мы познакомимся с одной из сказок писателя. Она называется «Неизвестный цветок». У неё есть подзаголовок «Сказка-быль». Чуть позже мы попробуем разобраться, почему у неё такой подзаголовок.
Это произведение было написано в ноябре – декабре 1950 года, незадолго до смерти писателя. Платонов щедро расходовал силы своей одарённой души. Трагедия войны подорвала его здоровье. Сил оставалось мало. Жизнь подходила к концу, хотя ему было чуть боле 50 лет. Он был безнадёжно болен. В маленькой квартирке друзья заставали его на неизменном чёрном диване, служившем ему постелью. Не вставая, он беседовал с друзьями. Безденежье. Ничего из написанного не печатают. Он не жаловался.
5 января 1951 года он умирает. Но эта ранняя смерть станет началом пути в «бессмертие, к всемирной известности, в нашу благодарную память» (В.Свительский).
Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца. Она как составитель и редактор организует свыше 50 посмертных изданий произведений Платонова. «Неизвестный цветок» - один из последних рассказов писателя. Спустя годы это маленькое произведение будет высоко оценено.
- Посмотрите, как называли эту сказку-быль исследователи-литературоведы:
Притча, сотканная из мелодий надежды, тоски, веры в справедливость детей.
Чистое золото поэзии сердца.
В. Чалмаев
Мы познакомимся с содержанием произведения и вернёмся к этим оценкам сказки.
- Сказки бывают фольклорными и литературными. Чем они отличаются? (Фольклорную сказку создал народ, а литературная сказка написана писателем)
- Какими чертами обладает любая сказка? (Вымысел,занимательность,поучительность)
- Подберите, пожалуйста, синонимы к слову «неизвестный». (Неведомый, незнакомый)
- Какие цветы мы называем неизвестными?
- А как вы думаете, о чём может быть произведение с таким названием?
ІІІ. Чтение сказки учителем.
ІV. Беседа по содержанию сказки-были.
- О чём и о ком рассказывается в произведении?(О цветке, который вырос между камней, о девочке Даше, которая повстречала этот цветок на пустыре, о детях, облагородивших землю, где рос цветок.)
- Что рассказано об этих героях?(Цветок много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым и мерцающим огнём, стать похожим на звезду. Даша увидела цветок, пожалела его, привела пионеров на пустырь, и они удобрили землю.)
- Почему у этого произведения подзаголовок «сказка-быль»?(Повествование о Даше и детях – быль; история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, написана как сказка. Цветок воспринимается нами как живое существо, способное мыслить, чувствовать, испытывать боль и радость.)
- «Неизвестный цветок» назван золотом поэзии сердца.Чтобы это произведение так зазвучало, надо верно прочитать его. Сегодня мы поработаем над выразительным чтением художественной прозы.
Чтобы правильно определить тональность исполнения, попробуем понять настроение и чувства автора и героев сказки. В сказке-были есть места, в которым и персонажи, и читатель испытывают печаль, грусть и одновременно надежду. Некоторые строчки повествования вызывают восхищение и радость. Это надо учесть во время чтения.
V. Работа над текстом.
- Сейчас мы с вами поучимся ориентироваться в содержании произведения, определять главную мысль прочитанного отрывка. Раскройте книги.
Итак, начало сказки.
- Просмотрите первый абзац. Найдите цитату, которой можно было бы озаглавить этот отрывок.(«Жил на свете маленький цветок».)
- Проделаем такую же работу со вторым абзацем.(«Однажды упало из ветра семечко, выпустило корешки в камень и глину и стало расти».)
- Найдите в тексте отрывок, который рассказывает о том, как удалось вырасти цветку в таких трудных условиях. Прочитайте.
(3-6 абзацы читает заранее подготовленный ученик)
- Определите с помощью цитаты главную мысль отрывка.(«Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». Цветок появился случайно, нечаянно. Он очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, упрямство, чтобы выжить. Чувство грусти пронизывает прочитанные строки. Не хватало уже сил жить и расти, но мужественный цветок продолжал бороться.)
- Найдите самый радостный отрывок, утверждающий, что труды не пропали даром. Прочитайте этот отрывок.(«В середине лета цветок … и уносил его запах с собою» - 7 абзац.)
- В чём убеждает нас автор?(Чтобы жить и не умереть, нужно много трудиться. И труды будут вознаграждены.)
- Каким стал цветок? С чем сравнивает его автор?(Настоящим цветком. Со звездой, с мерцающим огнём в тёмной ночи.)
- Какой глагол использует автор для характеристики настоящего цветка?(Светился.)
- Считает ли цветок себя звездой?(Нет, таким его видит автор, таким, напоминающим светящуюся звезду, он кажется Даше и другим детям, которые любовались им, как героем.)
- А сейчас мы прочитаем эпизод встречи цветка с Дашей. Этот отрывок будет прочитан в лицах: автор, Даша, неизвестный цветок.
- Подумайте, почему такой грустью наполнены эти строчки сказки?(Цветок не уверен в себе, он будто извиняется за свою непохожесть на других. Он чувствует себя виноватым за своё нечаянное появление на пустыре.)
- Почему Даша поцеловала цветок в светящуюся головку?(Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни. Даша была доброй девочкой, грустила по своей маме, и ей была понятна печаль цветка. Она жалела его и хотела, чтобы он почувствовал, что его любят.)
- Почему дети захотели сделать землю на пустыре плодородной?(Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нет нигде».)
- Как земля отблагодарила ребят?(На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)
- Найдите в сказке строчки, убеждающие нас в том, что справедливость восторжествовала. Прочитайте.(Конец сказки: 2 последних абзаца).
- В чём убеждает Платонов читателя данной сказки-были? Какова идея сказки? Прочитайте запись на доске, что такое идея художественного произведения.(А.Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить живым огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.)
- Сколько же сил и трудов стоит эта жизнь в камне! Новый цветок - святой труженик, ему еще сложнее. Он растет из камня, а не возле него. Но цветок терпелив и силен потому, что у него есть корни, родство. Это связывает и человека с отчим домом. С родителями, с близкими людьми. И чем больше страдает человек, тем сильнее он нуждается в единстве со своим родом, со своей землей.
- А теперь вернёмся к высказыванию об этом произведении. Согласны ли вы с ним? Почему критик так отзывается о «Неизвестном цветке»?( Это поучительная история о том, как «меж камней и глиной» вырос цветок, который много трудился, чтобы выжить и светиться, как звезда, живым мерцающим огнём. Второй цветок, что появился на следующий год на облагороженном детьми пустыре, был ещё лучше. Он был живой и терпеливый, как его отец, и ещё сильнее отца, потому что жил в камне. Это повествование печальное. Грустно автору, грустно Даше, грустно нам. Но справедливость торжествует. Дети не позволили погибнуть цветку. У читателя рождается вера в доброе начало жизни. Печаль и надежда, тоска и радость, отчаяние и вера, как в хорошо сотканной ткани, слились в произведении и превратились в «чистое золото поэзии сердца».)
VI. Подведение итога урока.
- Многие известные люди размышляли о смысле жизни, и их мысли и размышления дошли до нас. Они вылились в афоризмы.
Афоризм - краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение. Давайте познакомимся с афоризмами. Какой из них вы могли бы использовать как вывод к уроку? Почему?
«Жить – значит действовать». А. Франс
«Кто не отзывается на зов, отказывается от того, зачем его зовут». Суахали
«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений». Гораций
- Созвучны ли эти мысли нашему разговору? Почему?
- «Неизвестный цветок» А. Платонова стал олицетворением любви к жизни, стойкости и терпения.
Вспомним «Маленького принца» Сент-Экзюпери. Маленький принц возвращался к своей розе, преодолев боль последнего шага («надо потерпеть»). Может быть, Платонов знал эту сказку? Может быть, Экзюпери подсказал ему жанр сказки-завещания? Едва ли! Экзюпери написал свою сказку в 1942 году, но в России она была переведена в 1959 году. Да и важно ли это?! Хотя?! Два мудрых человека, два больших писателя, представители разных народов в разных концах земли и по-разному осознававшие свои задачи в литературе, независимо друг от друга, уходя в мир иной, завещали потомкам, используя жанр сказки (сказки-были), любить свою землю, любить жизнь, быть им полезными. Высокие моральные ценности общечеловечны, они вечны, без них нельзя.
И для нас сегодня «самое главное - сказку не спугнуть!» - и мудреть, учиться жить, поверив наказу доброго, самоотверженно сопротивлявшегося трудностям человека - писателя Андрея Платонова, как поверила ему его дочь Машенька, для которой эта сказка была написана. Отец умер в неизвестности, а дочь жила и убеждалась: известность не просто пришла к ее отцу, она стала славой, признательностью отвечают Платонову поклонники его таланта. И вот уже несколько лет как включены в школьные программы по литературе его произведения.
VII. Домашнее задание: Нарисуйте, каким вы увидели цветок, попытайтесь передать его характер в рисунке.