МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ «Своя игра» по жизни и творчеству Н.В. Гоголя
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ «Своя игра» по жизни и творчеству Н.В. Гоголя
Данный сценарий урока – закрепление изученного материала по литературе в 9 классе на тему: «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя», рассчитанный на 1 час. Урок разработан в форме интеллектуальной игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ «Своя игра» по жизни и творчеству Н.В. Гоголя»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Колено Екатериновского района Саратовской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
СЦЕНАРИЙ УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ
«Своя игра» по жизни и творчеству Н.В. Гоголя
Маркеловой Ирины Ивановны,
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Высшей квалификационной категории
МОУ СОШ с. Колено
Екатериновского района Саратовской области
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на его субъективный опыт, способности, интересы, ценностные ориентиры. Предлагаемый урок составлен на основе технологии личностно-ориентированного обучения.
Задачи данного урока – повторить изученное по творчеству Гоголя; научить подмечать особенности персонажей, выделить главные черты характера, особенности портрета.
Данный сценарий урока – закрепление изученного материала по литературе в 9 классе на тему: «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя», рассчитанный на 1 час. Урок разработан в форме интеллектуальной игры.
Интеллектуальная игра - индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования.
Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать. Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций.
В любой форме интеллектуальной игры принципиально важны хорошие вопросы. Умение точно формулировать ответ и отвечать на заданный вопрос - базовое не только в образовании, но и в самообразовании. На данном уроке использованы элементы тестовой игры в сочетании с вопросами, предполагающими знание не только текста изученных произведений, но и знание теории литературы, и знание других произведений искусства. Вопросы составлены таким образом, что обучающиеся имеют возможность выбрать себе задание по уровню знаний, в зависимости от выбранного раздела.
Игра содержит 6 разделов, содержащих 30 вопросов по творчеству Н.В. Гоголя. Несколько вопросов составлены по таким произведениям как "Ревизор", «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба»,с которыми обучающиеся знакомятся в предыдущих классах. Большая часть вопросов составлена по поэме "Мёртвые души" для проверки знаний содержания поэмы, её героев, проблематики произведения.
Предшествующее домашнее задание к этому уроку – найти все возможные произведения искусства к произведениям Н.В. Гоголя.
Тема урока: «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя»
Тип урока: Урок закрепления изучаемого материала
Вид урока: смешанный
Цель методическая: формировать знания, отражаемые в виде идей и теорий, переход от частных к более широким обобщениям
Цели предметные:
развитие навыков критического мышления, внимательного чтения текстов художественных произведений, познавательного интереса обучающихся, закрепление и осмысление изученного в виде более соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных
Цели метапредметные: выявление уровня овладения обучающимися комплексом знаний и умений, осуществление связи с другими видами искусства.
Цели личностные: развитие умений учебно-познавательной деятельности,
развитие интеллекта; формирование системы знаний, повышение интереса к литературе.
Основные формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Материально – техническое обеспечение урока: портрет Н.В. Гоголя, выставка книг, иллюстрации к произведениям Н.В. Гоголя, раздаточный материал; ноутбук, телевизор, видеофрагменты, репродукции картин на слайдах, увертюра из оперы П.И. Чайковского «Черевички», репродукция картины И.Н. Крамского «Русалки», репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», табло.
Технология личностно - ориентированная
СЦЕНАРИЙ УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЦЕЛЬ: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем литературную игру, посвященную жизни и творчеству Н.В. Гоголя. Мы обратимся не только к произведению «Мертвые души», с которым вы познакомились недавно, но и к произведениям писателя, которые вы изучали в предыдущих классах. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете творчество Н.В. Гоголя.
Поэтому соберитесь, настройтесь на хороший лад, улыбнитесь. Мы начинаем наш урок.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ В УЧЕБНОМ ДЕЙСТВИИ.
ЦЕЛЬ: вспомнить, какие произведения Гоголя изучались вами.
Назовите изученные произведения Н.В. Гоголя
Названные произведения относятся к тому или иному роду литературы. Каков их жанр? Какова тема, идея?
3-4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ВКЛЮЧЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.
ЦЕЛЬ: в процессе игры закрепить полученные знания.
- Ребята, сейчас мы с вами проведём игру. Условия таковы: каждый из вас вправе выбрать тему и вопрос соответственно вашим знаниям. Каждый вопрос оценивается 10, 20, 30, 40 и 50 баллами. В конце игры, набравший наибольшее количество баллов, награждается грамотой победителя, остальные участники получают оценки. Перед вами табло с вопросами. Выбирайте, отвечаем по журналу в алфавитном порядке.
«Биографическая»
1 ) Годы жизни Н. Гоголя:
А) 1814 - 1841
Б) 1809 - 1852
В) 1818 - 1883
Г) 1799 – 1837
Где Н. В Гоголь родился?
А) в Москве, в 1799 году
Б) на Украине, в Малых Сорочинцах
В) в Спасском-Лутовинове
3) Где Н.В.Гоголь учился:
А) в Нежинской гимназии
Б) в Киевской духовной семинарии
В) в Харьковской духовной академии
Как поступил Гоголь со своей долей наследства?
(Отдал матери и сёстрам)
Чем занимался Гоголь по приезде в столицу?
Служил в Департаменте уделов, занимался частным репетиторством, преподавал историю в Патриотическом институте.
« Ба! Знакомые всё лица…»
«...не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод». Манилов.
«...показался весьма похожим на средней величины медведя... Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке». Собакевич.
«...женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай». Коробочка.
«Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами». Ноздрёв.
«Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак… «Ой, баба!» - подумал он про себя». Плюшкин
В каких строчках лирических отступлений Гоголь говорит о любви к своей великой и многострадальной Родине? («И какой же русский не любит быстрой езды?». Здесь и рассуждения о свойствах национального русского характера и о дальнейшей судьбе России. Как «бойкая необгонимая тройка», несется Русь)
Из какого лирического отступления эти строки и о чём они?
«Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет» (Об оттенках и тонкостях нашего обращения)
О чём идёт речь в лирическом отступлении 11 главы?
Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: …(дорога!)
В какой главе, размышляя, на каких 2 типа автор делит чиновников?
(1 глава. «О толстых и тонких»)
«А мы это проходили…»
Из какого произведения эти строки?
«...да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» («Тарас Бульба»)
Какое произведение Гоголя напоминает вам картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»? («Тарас Бульба»)
На сюжет какого произведения Гоголя написал оперу «Черевички» П. И. Чайковский? («Ночь перед Рождеством»)
Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?
(На зеркало неча пенять коли рожа крива»)
На сюжет какой повести Н.В. Гоголя написана картина И.Н. Крамского «Русалки»? («Майская ночь»)
Теория литературы
1)К какому литературному направлению следует отнести пьесу «Ревизор»?
а) реализм
б) сентиментализм
в) классицизм
г) романтизм
2) К какому литературному жанру относится произведение Н.В. Гоголя "Мертвые души?
А). роман Б). притча В). новелла Г). поэма
3)«Недоросль», «Ревизор», «Горе от ума» - назовите жанр произведений. (Комедия)
Какой приём использует Н. В. Гоголь в названии поэмы?
а) Метафора.
б) Оксюморон. Оксю́морон (греч. — «острая глупость») — сочетание слов с противоположным значением .
в) Эпитет.
г) Сравнение.
5)В главах, посвященных помещикам, Н.В.Гоголь использует одну и ту же последовательность эпизодов. Восстановите эту последовательность.
Пейзаж, усадьба, интерьер, портрет, обед, сделка
Сделка, портрет, пейзаж, обед усадьба, интерьер,
Обед, пейзаж сделка, портрет, усадьба, интерьер
Портрет, усадьба, пейзаж интерьер, обед, сделка
«Мёртвые души»
1) У кого из героев в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» была беседка с надписью «Храм уединенного размышления»? (У Манилова)
2) Объясните, для чего Чичиков скупал «мертвые души»:
А) для того, чтобы выгодно жениться
Б) для того, чтобы считаться богатым помещиком
В) для того, чтобы заложить их в опекунский совет в качестве живых
Г) для того, чтобы выиграть пари.
3) Кого Гоголь называет «прорехой на человечестве? (Плюшкина)
4) В реестре какого помещика обстоятельно отмечены достоинства, перечислены профессии; у каждого крестьянина — свой характер, своя судьба?
Пробка Степан, плотник, «всю губернию исходил с топором за поясом и сапогами на плечах». Максим Телятников, сапожник, «учился у немца... был бы чудо, а не сапожник...», а из гнилой кожи сшил сапоги — и лавка запустела, и пошел он «попивать да валяться по улицам». (Собакевич)
О ком идёт речь? ФИО?
«Тёмно и скромно происхождение героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные – бог ведает» (П.И. Чичиков)
- Итак, вопросы закончились, смотрим количество набранных баллов, узнаем имя победителя.
5. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.
ЦЕЛЬ: подвести итоги деятельности.
Многое сегодня повторили, а сейчас давайте прочитаем лирическое отступление, которое, возможно, осталось вне нашего внимания:
“Много свершилось в мире заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребенок. Какие искривленные, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь…Но мимо его в глухой темноте текли люди…Умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи…Видит теперь все ясно текущее поколение, смеется над неразумием своих предков…и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки” (т. I, гл. 10).
Горько звучат эти слова, но есть в поэме и обнадеживающее напутствие, и вы его знаете. Какое?
Учащиеся наизусть цитируют или находят в тексте:
“Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”
Как вы помните, последние слова “Похождения Чичикова” Булгакова: “И ничего: ни Чичикова, ни Ноздрева и, главное, ни Гоголя…”.
Дома вы напишете сочинение: “Гоголь есть!”, где постараетесь выразить свое отношение к поэме, к образам, к писателю, к нашей сегодняшней теме. Я надеюсь, что ваше общение с Николаем Васильевичем Гоголем этим уроком не закончится.
-Молодцы, ребята! Спасибо за работу! Все получают сегодня хорошие отметки. Удачи вам!
Рефлексия.
Продолжите предложения
Для меня это было интересно …
Я получил конкретную дополнительную информацию
Мне было трудно (не понравилось)…
Моя оценка психологической атмосферы…
Для меня было недостаточно…
Используемая литература:
В.П. Беспалько. Слагаемые педагогической технологии. М. Просвещение. 1999.
Л.Л. Бельская. Литературная викторина. М. «Просвещение». 2009 год.
Н.В. Гоголь. «Мертвые души» М. «Детская книга». 1968 год.
Н. И. Громов. Методическое руководство к учебнику 8 класса.
М. «Просвещение». 1977 год.
Н.Ф. Ромашина. Тесты для текущего и обобщающего контроля. Волгоград. «Учитель». 2007 год.
Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. М.
Издательство «Эйдос»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
На следующем уроке, непременно, надо обратить внимание на домашние сочинения, где видны личностные отношения к творчеству писателя.
Следующим этапом после урока может стать внеклассная работа. Формы и методы выбирает учитель, исходя из возможностей класса. Возможна и индивидуальная работа (презентации, буклет), приемлема и коллективная (просмотр и обсуждение фильмов), и групповая (проекты, создание кроссвордов). Важен результат.
При проведении игры можно использовать табло, сделанное руками детей, можно использовать интерактивную доску.