kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Романтические произведения М.Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по литературе на тему Романтические произведения Максима Горького на примере рассказа Изергиль"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Романтические произведения М.Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»).»


Тема. Романтические произведения М.Горького (на примере рассказа «Старуха Изергиль»).


Преподаватель Ф.А.Кочесокова


Цели и задачи: 1. Познакомить обучающихся с жизнью М. Горького и его романтическим творчеством;

2. Закрепить на примере творчества писателя понятие романтизм как литературное направление;

3. Развивать навыки анализа текста, сопоставительного анализа текстов;

4. На примере текста рассказа “Старуха Изергиль” познакомить обучающихся с многообразием жизненных типов, заставить задуматься о смысле подвига и его роли в человеческой жизни.

Ход урока.

I. Очерк жизни и творчества Максима Горького.

1. Сообщение обучающегося о жизни М.Горького, сопровождающееся показом слайдов.

Слайды 1-8

Максим Горький – псевдоним, настоящее имя писателя Алексей Пешков.

А. Пешков родился в 1868 г в Нижнем Новгороде в  семье столяра-краснодеревщика.  Когда мальчику было всего 3 года, от холеры умер его отец. А в 11 лет он лишился матери, которая не выдержала нищеты и унижения.

Детские годы Алеши прошли в семье деда Василия  Каширина, владельца кустарной  красильной мастерской. (Слайд 3)

    Приземистый неприветливый дом стоял на окраине Нижнего Новгорода.

   (Слайд 4) Убранство дома.

2. Об обстановке в доме Кашириных сообщение заранее подготовившегося обучающегося.  (Пересказ и зачитывание фрагментов из автобиографической повести «Детство»: глава 2, 13)

Бабушка Акулина Ивановна воспитывала в мальчике веру в человеческое счастье Восьми лет Алешу отдали в приходскую школу, но он заболел оспой и перестал учиться. В то же время семья Кашириных разорилась. Однако, пока была жива мать Алеша оправившись после болезни посещал начальное училище. Третий класс закончил с «Похвальным листом». Полученные в награду за успехи книги он продал за полтинник, чтобы поддержать больную бабушку.

Вопрос группе ПМ-11: каковы основы воспитания и атмосфера в доме Василия Каширина?

Конец 13 главы зачитать как переход к дальнейшему повествованию о жизни писателя: «Через несколько дней после похорон матери дед сказал мне:

- Ну, Лексей, ты, - не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…

И пошел я в люди.»

3. Дальнейшее сообщение о жизни Горького 1 обучающегося.

Алеша Пешков служит «мальчиком» в обувном магазине на главной улице города, кроме основной работы он выполняет обязанности прислуги. Через некоторое время он задумал бежать с этого места, но обварил руки кипящими щами и надолго попал в больницу. Потом служил в семье чертежника, мыл посуду на волжском пароходе «Добрый», где пристрастился к чтению.

   (слайд 5)

В мутном потоке жизни прошло отрочество Алеши – учеником у иконописцев, десятником на ремонте ярмарочных зданий, статистом в театре, среди артельных рабочих из деревень. Алеша окончательно решает, что только ученье может вырвать его из такой жизни, и в 16 лет он едет в университет Казани.

Прибыв в незнакомый город, Алексей Пешков сразу понял, что об университете не может быть и речи: не было необходимого образования. Первое время он живет у знакомого гимназиста. Потом вместе с молодым типографским корректором жил в углу под лестницей, спали по очереди на одной койке, питались впроголодь.

 Позже он напишет: «Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай… Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде».

      Алеша работал садовником, дворником и даже хористом. Затем становится пекарем. Его «университетами» стали сама жизнь и борьба русских революционеров против царской власти. Пешков встречается с организаторами марксистских кружков Н.Е. Федосеевым и революционером-народником М.А. Ромасем.

(слайд 6)

А в этой булочной собиралась революционная молодежь Казани.

   (слайд 7)

Стремясь полнее узнать жизнь,  Пешков отправляется в  странствие по Руси.

(слайд 8) Во время рассказа я показываю мышкой путь Пешкова.

Он едет вниз по Волге до Каспия, работает в рыболовецкой артели, скитается по Моздокской степи, приходит в Царицын, где служит на железной дороге. На родину, в Нижний Новгород, он отправляется пешком.

В 1891 году  опять ушел из Новгорода бродить по Руси. Он   был в Бессарабии, на Дунае и на Черном море. Через Аккерман пришел в Одессу. Из Одессы направляется на Кавказ.

Пешков немало пережил за свою жизнь. Многое он рассказывал своему другу Калюжному, который попросил Алексея Максимовича все записать.

Первый рассказ «Макар Чудра» Калюжный отнес в редакцию тифлисской газеты «Кавказ». В сентябре 1892 года рассказ и подписан придуманным псевдонимом «М. Горький».

С 1892, вернувшись в Нижний Новгород, Горький занимается литературным трудом, публикуясь в волжских газетах.

С 1895 года рассказы Горького появляются в столичных журналах, в «Самарской газете» стал известен как фельетонист, публикуясь под псевдонимом Иегудиил Хламида.  В 1898 выходят в свет «Очерки и рассказы» Горького, сделавшие его широко известным в России. Его романтические рассказы звали к борьбе, воспитывали героический оптимизм («Старуха Изергиль», «Песнь о Соколе», «Песнь о Буревестнике»).

В Нижнем Новгороде, на родине писателя, открыт музей-квартира Горького.

(слайд 9)

Горький был знаком со многими известными людьми начала 20 века.

(слайд 10) Фотогалерея:

  1. 1919 год – Горький в Петрограде;

  2. 1908 год – Ленин у Горького на Капри;

  3. 1920 год – Герберт Уэллс у Горького в Петрограде;

  4. 1900 год – Горький и Л.Н.Толстой в Ясной Поляне;

  5. 1902 год – на даче у Чехова в Ялте.

4. Показываю основные произведения Горького, выведенные на слайд.

II. Романтизм в ранних рассказах Максима Горького.

1. Давайте вспомним, что такое романтизм как литературное направление.

  Зачитываем информацию слайда 12

Романтизм – направление в литературе, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом.

Читаем термин по частям, объясняем, как понимаем смысл каждой части.

Итак, выделим основные черты романтизма:

  Информация со слайда 13

1) Герой неудовлетворен действительностью, стремится к другой жизни. Отсюда романтизм отвергает повседневность и устремляется в прошлое или в экзотическую обстановку.

2) Герои -  яркие, исключительные личности, попадающие в неожиданные обстоятельства.

3) Пейзаж лишен полутонов, основан на ярких красках, выражает красоту и исключительность стихии. Пейзаж одушевляется.

4)  Своеобразие лексики, синтаксиса, изобразительных средств: эпитеты, гиперболические сравнения, олицетворения, высокоторжественная лексика и синтаксис, свойственный обычно сказочно-легендарным жанрам  устной народной поэзии.

2. Перед вами на слайдах текст «Песни о Буревестнике». Вслушайтесь в выразительное чтение и подумайте, можно ли это произведение отнести к направлению романтизм.

Текст «Песни о Буревестнике» выразительно читает заранее подготовленный ученик.

Выслушиваю доказательства студенток, опирающихся на записи в тетради, что это действительно романтическое произведение.

Слайды 14-18.

III. Анализ рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» с точки зрения формы и содержания.

1. Какова тема  рассказа,  и что вы можете сказать о его композиции?

(Тема рассказа «Старуха Изергиль» - осмысление человеческой жизни, это рассказ о том, что такое человеческое счастье. Старуха-молдаванка по имени Изергиль рассказывает две легенды: о Ларе и Данко).

  На слайде 19 выведена трехчастная композиция рассказа.

Какова её роль? Почему история старухе занимает место между легендами о Ларе и Данко?

(Обучающиеся предполагают, что легенды нужны для того, чтобы высветить полнее образ героини, ведь Лара и Данко – два противоположных полюса)

2. Легенда о Ларе.

Беседа по вопросам, выведенным на слайд 20:

  1. Прочитайте легенду.

  2. Чем мотивирован характер Ларры?

  3. Какое понимание свободы он воплощает?

  4. Как изображены люди в легенде?

  5. За что был наказан Ларра и в чем смысл наказания?

  6. Где грань между гордостью и эгоизмом?

3. Легенда о Данко.

1) Дома вы должны были подумать, с какой библейской историей схожа легенда о Данко?

(Ответы обучающихся: в основе легенды ветхозаветная библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта)

На слайде 21 выведена легенда из Ветхого Завета.

Чтение и осмысление прочитанного.

Сопоставьте легенды: в чем их сходство и различие?

Общее: мотив дороги, кажущаяся безвыходность ситуации, герой, который берет на себя ответственность за все племя.

Различие: Легенда о Моисее                           Легенда о Данко

              Сильна вера в Бога                             Сильна вера в свои силы и  народ

                                                                            Исключительность личности

              Спасает чудо свыше                           Чудо творит Данко

              Народ молится Богу                            Народ ропщет на Данко

              Отсутствие тропов                              Обилие эпитетов, метафор,

                                                                             Олицетворений

              Преобладание сочинительных           Разнотипные конструкции

              предложений

2) Словесное рисование.

В ситуации, когда дороги назад нет, а дорога вперед внушаеи страх, появляется Данко.

Нарисуйте его словесный портрет.

(Высокий, стройный, у него гордая осанка и широкие плечи атлета. В его лице поражают глаза, они полны необыкновенным сиянием).

Сопоставьте словесный портрет героя с тем, как его изображали художники 20 века.

      Слайд 22.

3) Прочитайте текст легенды

А) Проследите по тексту, как в пути складываются отношения между Данко и племенем. Объясните, почему люди «посмотрели на него и увидели, что он лучший из них»? (Это объясняется порывом, желанием снять ответственность с себя, слепая вера, что Данко один справится с возможными трудностями).

Б) Найдите в тексте ответ, почему люди стали роптать на Данко.(Люди племени разочарованы, им кажется, что он даже в чем-то уступает многим – «молодой и неопытный».)

В) Найдите в тексте объяснение, почему люди в «гневе обрушились на Данко». (Данко, который шел впереди их, вызывал раздражение, так как «стыдно было сознаться в бессилии».)

Г) Какие чувства испытывал Данко к людям?

Слайд 23

Вывод: Данко сумел усмирить гордыню, чувство любви победило.

Д) Как выглядят люди в этот момент? (обучающиеся приводят цитаты из текста легенды, затем всё выводится на слайд)

Слайд 24

Е) Как можно охарактеризовать романтического героя?

обучающиеся цитируют текст, выводится слайд 24)

"- Что сделаю я для людей?!" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

"Оно пылало так ярко, как солнце, ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди, изумленные, стали как камни."- Идем!" - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

"Они бросились за ним, очарованные..."

Ж) Какую роль играет пейзаж в произведении? (слайд 26)

Вывод: Такие образы как Данко могут воплотиться только в романтическом пейзаже. Пейзаж яркий, красочный, построен на контрасте света и тьмы.

З) Что сделал Данко для людей?

И) Прочитайте, как пылало сердце. Какой вид тропа использует автор?

(Горький использует метафору. Метафорическое выражение «горящее сердце», «сердце, отданное людям» приобретает здесь прямой смысл.)

К) Старухе Изергиль принадлежит высказывание: «В жизни   всегда есть место подвигу». Что можно считать в рассказе подвигом?

(Самопожертвование ради людей, ради высоких идеалов.)

Л) Обратимся к финалу легенды: почему сердце Данко было растоптано?

(слайд 27)

4. Подытожим сказанное: в легенде о Ларре показано презрение к другим и крайний индивидуализм героя. Он является антиидеалом.

В легенде о Данко показана высшая степень любви к людям. Он является идеалом.

Какой композиционный приём использован Горьким? (Антитеза.)

Как вы думаете, к какому из этих полюсов относит себя героиня рассказа старуха Изергиль? (к идеалу, об этом говорит речь героини о её жертвенной любви)

  Слайд 28

Посмотрим на героиню с точки зрения рассказчика.

Вопросы выведены на слайд 29.

  1. Обратите внимание на портрет героини. Найдите общее с портретом Ларры.

  2. О любви должна бы говорить молодая женщина, а перед нами старуха. Как в ее портрете нагнетаются антиэстетические черты?

  3. Старуха посвятила всю свою жизнь любви. Можно ли сравнить ее чувства с чувствами Данко?

Ответы обучающихся с цитатами из текста на вопросы.

Вывод: рассказчик считает, что старуха Изергиль – антиидеал, она ничем не жертвовала ради своих любимых, хотя и жила во имя любви. Её любовь эгоистичная, плотская.

5. Подведем общие итоги по рассказу.

Каковы черты романтизма в рассказе М.Горького?

Особенность героев Горького – гордая  непокорность судьбе и дерзкое

свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Герой стремится

к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья

и которая ему нередко дороже самой жизни.











Приложение 1

ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.

                   То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и - тучи слышат радость в смелом крике птицы.

                   В этом крике - жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.

                Чайки стонут перед бурей,- стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.

И гагары тоже стонут,- им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.

                Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!

                    Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.

                Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.            

Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.

                Вот он носится, как демон,- гордый, черный демон бури,- и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает!

                В гневе грома,- чуткий демон,- он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца,- нет, не скроют!

                 Ветер воет... Гром грохочет...

                Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний!

Буря! Скоро грянет буря!

Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:

- Пусть сильнее грянет буря!..














Приложение 2

Легенда о Моисее

Царь египетский раскаялся, что отпустил израильтян, велел запрягать все колесницы и отправился вместе с войском в погоню. Он настиг потомков Иакова на берегу Чермного моря.

                Те, увидев египтян, испугались. Они взмолились к Господу. И двинулся тогда столп облачный, и встал между станом египетским и станом израильским; и был облаком и мраком для одних, и освещал ночь для других.

                Бог сказал Моисею:

        - Подними жезл твой и простри руку на море.

                Моисей исполнил веление Господа. Тогда воды расступились, и прошли израильтяне по дну морскому, как по суше.

        Бросились египтяне вслед за ними. Вышли они на середину моря, и тут Господь говорит Моисею:

         - Простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян.

                Моисей повиновался. И вернулись воды морские на место свое и поглотили все египетское войско в своей пучине. Так Господь избавил израильтян от преследователей. И поняли сыны Израилевы  силу Господа и поверили Ему и Моисею.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Фатима Аюбовна Кочесокова

Дата: 20.12.2023

Номер свидетельства: 642852


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства