Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Моё прочтение Н.М.Карамзина"»
Тема: «Моё прочтение поэзии Н.М.Карамзина»
Автор: Волкова Любовь Васильевна
Организация: МБОУ «Вешкаймский лицей при УлГТУ имени Б.П.Зиновьева»
7класс
Населенный пункт: Ульяновская область, р.п.Вешкайма
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание нравственных качеств личности: доброты, человечности, сочувствия, сопереживания, веры в жизнь, умения понимать красоту природы;
Предметные:
в познавательной области : знакомство с творчеством Н.М.Карамзина, понимание учащимися основных проблем лирического произведения, умение анализировать лирику, характеризовать героев, их поступки, выявлять непреходящие нравственные ценности в их современном звучании; коммуникативные умения: отвечать на вопросы участников обсуждения проблем произведения, создавать монологические высказывания, вести диалог, аргументировано отстаивать свою точку зрения, терпимо относиться к мнению одноклассников; регулятивные: принять участие в совместном целеполагании, умение выбрать или предложить интересный вид работы по ведению урока, осуществит самоконтроль, самооценку своей работы, оценить работу товарища; метапредметные: развитие умений работать с разными источниками информации при подготовке урока, использовать эту информацию в самостоятельной работе, развивать умение культуры проведения дискуссии.
Оборудование: ИКТ, презентация «Н.М.Карамзин»,иллюстрации учащихся к лирике поэта, биографическая компьютерная справка с использованием возможностей Интернета, , лист самооценки.
Цели: - расширить знакомство учащихся с классической поэзией, увлечь детей чтением, помочь каждому ребенку «найти себя» в чтении стихов,
- развивать монологическую речь учащихся, учить детей пользоваться дополнительной литературой, выделять в тексте главное; - учить детей добру, честности, сочувствию, сопереживанию.
Ход занятия.
Вступительное слово. Беседа. (слайды1-4).
-Что вам, ребята, известно об этом человеке?
(земляк, историк, писатель, поэт, юбилейная дата, места в нашем крае, связанные с его именем : памятник Карамзину, общественная библиотека им.Карамзина)
Совместное целеполагание.
-Как вы думаете, что нас заставило обратиться к творчеству Н.М.Карамзина?
(Мы мало знакомы с его творчеством)
Какова цель сегодняшнего урока? В 2016 году вся просвещённая Россия будет отмечать 250-летие со дня рождения нашего земляка Н.Карамзина. Николай Михайлович Карамзин – выдающийся историк государства Российского, но для своей эпохи он ещё и выдающийся поэт, искусно владеющий Словом
Надеюсь, что наше занятие кому-топоможет открыть для себя новую неисчерпаемую вселенную, имя которой – КАРАМЗИН…
Послушаем стихотворение Николая Марянина, поэта, краеведа, автора гимнов Ульяновска и Ульяновской области о Карамзине.
Над Симбирском звезда в золотом ореоле этой полночью вспыхнула ярче всего, и история корчилась дико от боли, в адских муках рождая творца своего… В государстве Российском открыл он истоки, и суровой эпохе воздвиг пьедестал, а в мятежной души бесконечном потоке дух высокой поэзии дерзко витал! В мерных звуках его неземного аккорда партитура веков поднялась из руин, и на все времена человечество гордо написало в скрижалях своих: КАРАМЗИН.
-О чем стих-ие?(о рождении на нашей Симбирской земле Карамзина, творца Истории, творца высокой поэзии)
- Поэт Николай Михайлович Карамзин говорил, что самое лучшее на земле – это поэзия.
Его стихотворение так и называется «Поэзия». … «Поэзия святая! Благословляю я рождение твое!» (слайды 5-6) Доколе мир стоит, доколе человеки
Жить будут на земле, дотоле дщерь небес,
Поэзия, для душ чистейших благом будет.
«Когда человек запел от счастья, что он существует и видит перед собой прекрасный мир – собор красот, то тогда и родилась поэзия» -говорил Карамзин Карамзин писал, что самое главное – научиться жить так, чтобы стать добрым ,научиться любить людей. Поэзия Карамзина, с которой мы познакомимся сегодня, учит этому.
Моё прочтение лирики Н.М.Карамзина.Выступление детей.
К уроку вы готовили стихи Н.М.Карамзина, которые вам понравились. Учили, анализировали, рисовали к ним иллюстрации. Давайте познакомимся с ними.
уч-ся придерживаются плану: -тема
-идея
-основные образы
-изобраз.выраз.средства
-мелодия, настроение
Пейзаж в стихотворениях Карамзина приобретает особую роль, становясь предметом лирического изображения. Природа выступает в единстве с человеческими переживаниями.
Примеры выступлений
Стихотворение «Осень»
Сейчас осень, и моё внимание привлекло это стих-ие (читает)
Осенью природа увядает: «поле и сад опустели», «скрылись птички»,гуси летят к югу.
Автор успокаивает странника, что это не надолго. «Всё обновится весною».Мелодия стиха меняется, печаль сменяется надеждой.
Закон жизни: Природа угасает на малое время, а человек угасает навечно.
Стихотворение «Берег»
После бури и волненья,
Всех опасностей пути,
Мореходцам нет сомненья
В пристань мирную войти.
Пусть она и неизвестна!
Пусть ее на карте нет!
Мысль, надежда им прелестна
Там избавиться от бед.
Если ж взором открывают
На брегу друзей, родных,
О блаженство! – восклицают
И летят в объятья их.
Жизнь! ты море и волненье!
Смерть! ты пристань и покой!
Берег-это как бы приют, пристань ,где можно отдохнуть «после бурь и волненья».На берегу тебя ждут. Противопоставления «жизнь-смерть», «море-пристань», «волненье-покой» говорят о том, что не нужно бояться в жизни.
Стихотворение «К Соловью»
Пой во мраке тихой рощи, Нежный, кроткий соловей! Пой при свете лунной нощи! Глас твой мил душе моей. Но почто ж рекой катятся Слезы из моих очей, Чувства ноют и томятся От гармонии твоей? Ах! я вспомнил незабвенных, В недрах хладныя земли Хищной смертью заключенных; Их могилы заросли Все высокою травою. Я остался сиротою... Я остался в горе жить, Тосковать и слезы лить!.. С кем теперь мне наслаждаться Нежной песнию твоей? С кем Природой утешаться? Все печально без друзей! С ними дух наш умирает, Радость жизни отлетает; Сердцу скучно одному - Свет пустыня, мрак ему. Скоро ль песнию своею, О любезный соловей, Над могилою моею Будешь ты пленять людей?
Это обращение к соловью. Пение вызывает воспоминания, чувства ,слёзы. Горько, что близкие не видят и не слышат этой красоты. Интересно, что автор просит соловья петь, хотя слёзы текут ручьем. Не с кем ему здесь быть, «сердцу скучно одному». И природа (соловей) тоже переживает.
Рефлексия
Как бы вы оценили своё прочтение лирики Н.М.Карамзина? (оцените себя, товарища в Листе оценки)
Что узнали нового? О чем задумались?
Поэзия врачует наши души.
Поэзия – цветник чувствительных сердец» - эти слова могут быть поставлены эпиграфом в поэзии Карамзина.
Хотелось бы закончить словами Карамзина : « О россы! Век грядет, в котором и у вас Поэзия начнет сиять, как солнце в полдень»
Как вы понимаете эти слова?
Карамзин смотрел в будущее. Предчувствовал великое развитие поэзии, великое будущее. Традиции Карамзина находят отражение в поэзии 19,20 веков.