kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "Моё прочтение Н.М.Карамзина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой современное прочтение поэзии Н.М.Карамзина.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Моё прочтение Н.М.Карамзина"»

Тема: «Моё прочтение поэзии Н.М.Карамзина»

Автор: Волкова Любовь Васильевна

Организация: МБОУ «Вешкаймский лицей при УлГТУ имени Б.П.Зиновьева»

7класс

Населенный пункт: Ульяновская область, р.п.Вешкайма

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание нравственных качеств личности: доброты, человечности, сочувствия, сопереживания, веры в жизнь, умения понимать красоту природы;

Предметные: 

 в познавательной области : знакомство с творчеством Н.М.Карамзина, понимание учащимися основных проблем лирического произведения, умение анализировать лирику, характеризовать героев, их поступки, выявлять непреходящие нравственные ценности в их современном звучании;
коммуникативные умения: отвечать на вопросы участников обсуждения проблем произведения, создавать монологические высказывания, вести диалог, аргументировано отстаивать свою точку зрения, терпимо относиться к мнению одноклассников;
регулятивные: принять участие в совместном целеполагании, умение выбрать или предложить интересный вид работы по ведению урока, осуществит самоконтроль, самооценку своей работы, оценить работу товарища;
метапредметные: развитие умений работать с разными источниками информации при подготовке урока, использовать эту информацию в самостоятельной работе, развивать умение культуры проведения  дискуссии.

Оборудование: ИКТ, презентация «Н.М.Карамзин»,иллюстрации учащихся к лирике поэта,  биографическая компьютерная справка с использованием возможностей Интернета, , лист самооценки.

Цели: - расширить знакомство учащихся с классической поэзией, увлечь детей чтением, помочь каждому ребенку «найти себя» в чтении стихов,

- развивать монологическую речь учащихся, учить детей пользоваться дополнительной литературой, выделять в тексте главное;
- учить детей добру, честности, сочувствию, сопереживанию
.

Ход занятия.

Вступительное слово. Беседа. (слайды1-4).

-Что вам, ребята, известно об этом человеке?

(земляк, историк, писатель, поэт, юбилейная дата, места в нашем крае, связанные с его именем : памятник Карамзину, общественная библиотека им.Карамзина)

 Совместное целеполагание. 

-Как вы думаете, что нас заставило обратиться к творчеству Н.М.Карамзина?

(Мы мало знакомы с его творчеством)

Какова цель сегодняшнего урока?
В 2016 году вся просвещённая Россия будет отмечать 250-летие со дня рождения нашего земляка Н.Карамзина. Николай Михайлович Карамзин – выдающийся историк государства Российского, но для своей эпохи он ещё и выдающийся поэт, искусно владеющий Словом

Надеюсь, что наше занятие кому-то поможет открыть для себя новую неисчерпаемую вселенную, имя которой – КАРАМЗИН…

Послушаем стихотворение Николая Марянина, 
поэта, краеведа, автора гимнов Ульяновска и Ульяновской области о Карамзине.


Над Симбирском звезда в золотом ореоле 
этой полночью вспыхнула ярче всего,
и история корчилась дико от боли,
в адских муках рождая творца своего…
В государстве Российском открыл он истоки,
и суровой эпохе воздвиг пьедестал,
а в мятежной души бесконечном потоке 
дух высокой поэзии дерзко витал! 
В мерных звуках его неземного аккорда
партитура веков поднялась из руин,
и на все времена человечество гордо
написало в скрижалях своих: 
КАРАМЗИН.

-О чем стих-ие? (о рождении на нашей Симбирской земле Карамзина, творца Истории, творца высокой поэзии)


- Поэт Николай Михайлович Карамзин говорил, что самое лучшее на земле – это поэзия.

Его стихотворение так и называется «Поэзия».
… «Поэзия святая! Благословляю я рождение твое!» (слайды 5-6)

                                                                         Доколе мир стоит, доколе человеки    

                                                                              Жить будут на земле, дотоле дщерь небес,

Поэзия, для душ чистейших благом будет.


«Когда человек запел от счастья, что он существует и видит перед собой прекрасный мир – собор красот, то тогда и родилась поэзия» - говорил Карамзин
Карамзин писал, что самое главное – научиться жить так, чтобы стать добрым ,научиться любить людей. Поэзия Карамзина, с которой мы познакомимся сегодня, учит этому.

Моё прочтение лирики Н.М.Карамзина.Выступление детей.

К уроку вы готовили стихи Н.М.Карамзина, которые вам понравились. Учили, анализировали, рисовали к ним иллюстрации. Давайте познакомимся с ними.

уч-ся придерживаются плану: -тема

-идея

-основные образы

-изобраз.выраз.средства

-мелодия, настроение

Пейзаж в стихотворениях Карамзина приобретает особую роль, становясь предметом лирического изображения. Природа выступает в единстве с человеческими переживаниями.

Примеры выступлений

Стихотворение «Осень»

Сейчас осень, и моё внимание привлекло это стих-ие (читает)

Осенью природа увядает: «поле и сад опустели», «скрылись птички»,гуси летят к югу.

Автор успокаивает странника, что это не надолго. «Всё обновится весною».Мелодия стиха меняется, печаль сменяется надеждой.

Закон жизни: Природа угасает на малое время, а человек угасает навечно.

Стихотворение «Берег»

После бури и волненья,

Всех опасностей пути,

Мореходцам нет сомненья

В пристань мирную войти.

Пусть она и неизвестна!

Пусть ее на карте нет!

Мысль, надежда им прелестна

Там избавиться от бед.

Если ж взором открывают

На брегу друзей, родных,

О блаженство! – восклицают

И летят в объятья их.

Жизнь! ты море и волненье!

Смерть! ты пристань и покой!


Берег-это как бы приют, пристань ,где можно отдохнуть «после бурь и волненья».На берегу тебя ждут. Противопоставления «жизнь-смерть», «море-пристань», «волненье-покой» говорят о том, что не нужно бояться в жизни.



Стихотворение «К Соловью»

Пой во мраке тихой рощи,
Нежный, кроткий соловей!
Пой при свете лунной нощи!
Глас твой мил душе моей.
Но почто ж рекой катятся
Слезы из моих очей,
Чувства ноют и томятся
От гармонии твоей?
Ах! я вспомнил незабвенных,
В недрах хладныя земли
Хищной смертью заключенных;
Их могилы заросли
Все высокою травою.
Я остался сиротою...
Я остался в горе жить,
Тосковать и слезы лить!..
С кем теперь мне наслаждаться
Нежной песнию твоей?
С кем Природой утешаться?
Все печально без друзей!
С ними дух наш умирает,
Радость жизни отлетает;
Сердцу скучно одному -
Свет пустыня, мрак ему.
Скоро ль песнию своею,
О любезный соловей,
Над могилою моею
Будешь ты пленять людей?

Это обращение к соловью. Пение вызывает воспоминания, чувства ,слёзы. Горько, что близкие не видят и не слышат этой красоты. Интересно, что автор просит соловья петь, хотя слёзы текут ручьем. Не с кем ему здесь быть, «сердцу скучно одному». И природа (соловей) тоже переживает.

Рефлексия

Как бы вы оценили своё прочтение лирики Н.М.Карамзина? (оцените себя, товарища в Листе оценки)

Что узнали нового? О чем задумались?

Поэзия врачует наши души.

Поэзия – цветник чувствительных сердец» - эти слова могут быть поставлены эпиграфом в поэзии Карамзина.

Хотелось бы закончить словами Карамзина : « О россы! Век грядет, в котором и у вас Поэзия начнет сиять, как солнце в полдень»

Как вы понимаете эти слова?

Карамзин смотрел в будущее. Предчувствовал великое развитие поэзии, великое будущее. Традиции Карамзина находят отражение в поэзии 19,20 веков.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка "Моё прочтение Н.М.Карамзина"

Автор: Волкова Любовь Васильевна

Дата: 16.02.2019

Номер свидетельства: 500051

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства