Методическая разработка метапредметного урока-исследования литературы и краеведения "Старая Пермь. Лента времени"
Методическая разработка метапредметного урока-исследования литературы и краеведения "Старая Пермь. Лента времени"
Цель разработки: расширение знаний и представлений по истории Пермского края через стихотворение пермского поэта В Радкевича "Старая Пермь". Используемые приемы: создание проблемной ситуации, анализ информационных источников, классификация, обобщение, прогнозирование, ситуационные задачи, перевод учебной ситуации в понятную учащимся жизненную ситуацию, работа по плану, рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка метапредметного урока-исследования литературы и краеведения "Старая Пермь. Лента времени"»
МБОУ «СОШ п. Яйва»
Методическая разработка метапредметного урока-исследования
литературы и краеведения для 7 класса
«Старая Пермь. Лента времени»
Разработали:
учитель русского языка
Майорова С.В.,
учитель начальных классов
Забелина О.В.
пос. Яйва
2021г.
Цель: Расширение знаний и представлений об истории Пермского края через литературное произведение.
Задачи:
познакомить с краткой биографией и стихотворением пермского поэта В. Радкевича;
изучить историческое прошлое г. Перми, краеведческий материал о родном крае;
способствовать развитию познавательной активности и расширению кругозора учащихся о истории, культуре родного края через самостоятельное изучение недостающих знаний из разных источников;
способствовать развитию умения пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
развивать смысловое чтение через развитие навыков работы с текстом;
способствовать развитию коммуникативных умений;
развивать исследовательские умения;
развивать системное мышление;
воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой родной край;
формировать учебной мотивации;
способствовать включению всех учащихся в режим самостоятельной групповой или индивидуальной работы, связанной с проектированием какого-либо объекта или процесса;
представить конечный продукт проекта «Ленту времени «Старая Пермь».
Условия реализации:
компьютер – 2 шт.;
мультимедийный проектор, экран;
компьютерная презентация (Приложение 1);
аудиозапись;
путеводитель для туристов «35 самых необычных памятников Пермского края» (автор-составитель – главный редактор пермского выпуска «Комсомольская правда» М. Сизова) (Приложение 2);
изображение скульптуры «Пермяк-солёные уши» (Приложение 3);
репродукция картины В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (Приложение 4);
информационное изображение «Схема похода в Сибирь дружины Ермака» (Приложение 5);
информационное изображение «Соликамск – соляная столица России» (Приложение 6)
ПК: текущая версия страницы Википедии «Сибирский поход Ермака» ru.wikipedia.org (Приложение 7);
ПК: информационно-аналитический журнал «Посреди России», выпуск от 29.03.2019г. posredi.ru (Приложение 8);
план работы над отрывком стихотворения (Приложение 12);
план представления готового ответа (Приложение 13);
фрагмент печатной версии сайта «59.ru – новости Перми», выпуск от 17.11.2017г. https://59.ru/text/business/2020/11/17/69527943/ (Приложение 14);
фото «Забастовка на Мотовилихе» (Приложение 15);
цветные карандаши, бумага.
Этапы урока:
интерактивная часть с фронтальной организационной формой – диалог учителя и учащихся;
коллективная часть самостоятельной работы в групповой организационной форме – учитель-консультант;
презентационная часть самостоятельного группового предъявления результатов и самооценки – учитель – эксперт обобщения и оценивание конечных результатов деятельности.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.
Методические приёмы: создание проблемной ситуации, анализ информационных источников, классификация, обобщение, прогнозирование, ситуационные задачи, перевод учебной ситуации в понятную учащимся жизненную ситуацию, работа по плану, рефлексия.
Ожидаемые результаты.
Обучающиеся познакомятся:
с произведением В. Радкевича «Старая Пермь»;
основными вехами из истории родного края.
Урок будет способствовать развитию у учащихся следующих умений:
осмысление задачи, для решения которой недостаточно знаний;
ответ на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;
самостоятельное привлечение знаний из различных областей;
самостоятельное нахождение информации в информационном поле;
нахождение нескольких вариантов решения проблемы;
выдвижение гипотез;
установление причинно-следственных связей;
коллективное планирование;
взаимодействие с любым партнёром;
использование взаимопомощи в группе при решении общих задач;
нахождение и исправление ошибок в работе других участников;
проектирование процесса (изделия);
вступление в диалог;
проведение дискуссии;
отстаивание своей точки зрения;
нахождение компромисса;
развитие монологической речи;
уверенное поведение во время выступления;
использование средств наглядности при выступлении.
Ход урока
Орг. момент.
Организационно-мотивирующий этап.
Звучит аудиозапись стихотворения В. Радкевича «Старая Пермь», на экране дублируется текст.
- Скажите, любой поэт мог написать это стихотворение?
- Действительно, это стихотворение мог написать поэт, который жил в Перми или её окрестностях и знал историю своей малой Родины.
- Чтобы любить свой край надо его узнать, изучить. Изучать можно по – разному. Так и делают учёные - краеведы. Я же предлагаю посмотреть на родное Прикамье глазами нашего пермского поэта - Владимира Радкевича, посвятившего большинство своих стихов Уралу, Прикамью, нашей природе. Обратите внимание на его портрет.
4. Целеполагание.
- Кто может предположить, с какой целью я предложила вашему вниманию данное произведение? Кто сможет сформулировать тему урока?
- Какие картины вы представляли себе, слушая это стихотворение?
- Обратите внимание на текст. О каких исторических событиях, традициях родного края можно узнать из этого произведения?
Вывод:
- Действительно, в этом произведении мы можем проследить историю нашего края от начала освоения соляных месторождений до времён работы крупнейшего в Перми Мотовилихинского завода. Поэтому сегодня на уроке мы будем составлять «Ленту времени» по произведению В. Радкевича «Старая Пермь». Обратите внимание на доску, что представляет собой «Лента времени» - это временная горизонтальная линия, на которую в хронологическом порядке наносятся события, происходившие в тот, или иной период.
5. Работа над новым материалом.
- Вы все разделены на группы, всего 5 групп, каждой из которых будет предложена часть стихотворения, которую вы должны изучить, выделить из неё упоминание о каких-либо событиях, традициях, собрать о них как можно больше информации и представить нашему вниманию рассказ о конкретном временном периоде из истории развития нашего края.
- Каждой группе предложен план действий, которым вы можете воспользоваться при выполнении задания (Приложение 12).
- На столе вы видите большое количество материала, необходимого для изучения. Я попрошу подойти и выбрать себе материал, который по-вашему мнению, понадобится вам для работы.
- Внутри группы вам необходимо распределить обязанности, кто чем будет заниматься.
- Чтобы ваша работа была грамотно представлена, вам необходимо пользоваться планом ответа, где вы расскажете об этапах своей деятельности (Приложение 13).
6. Самостоятельная работа в группах.
7. Представление конечного продукта.
- Итак, первая группа, представьте свой временной отрезок «Ленты времени». Не забывайте следовать плану ответа.
- Итог работы: Мы познакомились с историей солеварения в Пермском крае, а это ХV век на нашей Ленте, а также узнали об истории происхождения скульптуры «Пермяк-солёные уши».
-Прикрепите карточку на «Ленту времени».
- Вторая группа расскажет нам о событиях, упомянутых автором стихотворения в отрывке, предложенного их группе.
- Итог работы: Мы узнали о сибирском походе Ермака по территории Пермского края. И это XVI век на нашей «Ленте времени».
- Прикрепите карточку на «Ленту времени».
- Результат своего исследования представляет третья группа.
- Итог работы: История Сибирского тракта – XVII век.
- Прикрепите карточку на «Ленту времени».
- Послушаем выступление четвёртой группы.
- Итог: История происхождения пельменей, их разновидность, уходит корнями в XVII век.
- Прикрепите карточку на «Ленту времени».
- Пятая группа расскажет о событиях, которых предстояло исследовать её участникам.
- Итог: История Мотовилихинского завода началась в 1736 году, а это XVIII век.
- Прикрепите карточку на «Ленту времени».
8. Обобщение и систематизация знаний.
- Посмотрите, какая «Лента времени» получилась у нас благодаря совместной работе.
- О каких этапах истории Пермского края вы узнали, благодаря стихотворению?
- Скажите, с какой целью мы сегодня «обратились» к стихотворению Владимира Радкевича?
- Итог: Вы правы, нам необходимо знать историю родного края, события, которые происходили, а источником таких знаний являются, в том числе, и литературные произведения.
9. Рефлексия.
- Перед вами мишень: на каком из полей мишени вы бы остановились?