kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка метапредметного урока-исследования литературы и краеведения "Старая Пермь. Лента времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель разработки: расширение знаний и представлений по истории Пермского края через стихотворение пермского поэта В Радкевича "Старая Пермь". Используемые приемы: создание проблемной ситуации, анализ информационных источников, классификация, обобщение, прогнозирование, ситуационные задачи, перевод учебной ситуации в понятную учащимся жизненную ситуацию, работа по плану, рефлексия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка метапредметного урока-исследования литературы и краеведения "Старая Пермь. Лента времени"»

МБОУ «СОШ п. Яйва»







Методическая разработка метапредметного урока-исследования

литературы и краеведения для 7 класса

«Старая Пермь. Лента времени»







Разработали:

учитель русского языка

Майорова С.В.,

учитель начальных классов

Забелина О.В.









пос. Яйва

2021г.

Цель: Расширение знаний и представлений об истории Пермского края через литературное произведение.

Задачи:

  • познакомить с краткой биографией и стихотворением пермского поэта В. Радкевича;

  • изучить историческое прошлое г. Перми, краеведческий материал о родном крае;

  • способствовать развитию познавательной активности и расширению кругозора учащихся о истории, культуре родного края через самостоятельное изучение недостающих знаний из разных источников;

  • способствовать развитию умения пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  • развивать смысловое чтение через развитие навыков работы с текстом;

  • способствовать развитию коммуникативных умений;

  • развивать исследовательские умения;

  • развивать системное мышление;

  • воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой родной край;

  • формировать учебной мотивации;

  • способствовать включению всех учащихся в режим самостоятельной групповой или индивидуальной работы, связанной с проектированием какого-либо объекта или процесса;

  • представить конечный продукт проекта «Ленту времени «Старая Пермь».

Условия реализации:

  • компьютер – 2 шт.;

  • мультимедийный проектор, экран;

  • компьютерная презентация (Приложение 1);

  • аудиозапись;

  • путеводитель для туристов «35 самых необычных памятников Пермского края» (автор-составитель – главный редактор пермского выпуска «Комсомольская правда» М. Сизова) (Приложение 2);

  • изображение скульптуры «Пермяк-солёные уши» (Приложение 3);

  • репродукция картины В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» (Приложение 4);

  • информационное изображение «Схема похода в Сибирь дружины Ермака» (Приложение 5);

  • информационное изображение «Соликамск – соляная столица России» (Приложение 6)

  • ПК: текущая версия страницы Википедии «Сибирский поход Ермака» ru.wikipedia.org (Приложение 7);

  • ПК: информационно-аналитический журнал «Посреди России», выпуск от 29.03.2019г. posredi.ru (Приложение 8);

  • кулинарная подарочная книга. А. Субботин «Пермская кухня». Издательство «Сенатор», 2019 (Приложение 9);

  • печатная версия исторического журнала «Наш Урал», выпуск от 25.01.2016 г. nashural.ru (Приложение 10);

  • индивидуальная карточка «Рефлексивная мишень» (Приложение 11);

  • «Лента времени»;

  • план работы над отрывком стихотворения (Приложение 12);

  • план представления готового ответа (Приложение 13);

  • фрагмент печатной версии сайта «59.ru – новости Перми», выпуск от 17.11.2017г. https://59.ru/text/business/2020/11/17/69527943/ (Приложение 14);

  • фото «Забастовка на Мотовилихе» (Приложение 15);

  • цветные карандаши, бумага.

Этапы урока:

  • интерактивная часть с фронтальной организационной формой – диалог учителя и учащихся;

  • коллективная часть самостоятельной работы в групповой организационной форме – учитель-консультант;

  • презентационная часть самостоятельного группового предъявления результатов и самооценки – учитель – эксперт обобщения и оценивание конечных результатов деятельности.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.

Методические приёмы: создание проблемной ситуации, анализ информационных источников, классификация, обобщение, прогнозирование, ситуационные задачи, перевод учебной ситуации в понятную учащимся жизненную ситуацию, работа по плану, рефлексия.

Ожидаемые результаты.

Обучающиеся познакомятся:

  • с произведением В. Радкевича «Старая Пермь»;

  • основными вехами из истории родного края.

Урок будет способствовать развитию у учащихся следующих умений:

  • осмысление задачи, для решения которой недостаточно знаний;

  • ответ на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;

  • самостоятельное привлечение знаний из различных областей;

  • самостоятельное нахождение информации в информационном поле;

  • нахождение нескольких вариантов решения проблемы;

  • выдвижение гипотез;

  • установление причинно-следственных связей;

  • коллективное планирование;

  • взаимодействие с любым партнёром;

  • использование взаимопомощи в группе при решении общих задач;

  • нахождение и исправление ошибок в работе других участников;

  • проектирование процесса (изделия);

  • вступление в диалог;

  • проведение дискуссии;

  • отстаивание своей точки зрения;

  • нахождение компромисса;

  • развитие монологической речи;

  • уверенное поведение во время выступления;

  • использование средств наглядности при выступлении.


Ход урока


  1. Орг. момент.

  2. Организационно-мотивирующий этап.

Звучит аудиозапись стихотворения В. Радкевича «Старая Пермь», на экране дублируется текст.

- Скажите, любой поэт мог написать это стихотворение?

- Действительно, это стихотворение мог написать поэт, который жил в Перми или её окрестностях и знал историю своей малой Родины.

- Чтобы любить свой край надо его узнать, изучить. Изучать можно по – разному. Так и делают учёные - краеведы. Я же предлагаю посмотреть на родное Прикамье глазами нашего пермского поэта - Владимира Радкевича, посвятившего большинство своих стихов Уралу, Прикамью, нашей природе. Обратите внимание на его портрет.

4. Целеполагание.

- Кто может предположить, с какой целью я предложила вашему вниманию данное произведение? Кто сможет сформулировать тему урока?

- Какие картины вы представляли себе, слушая это стихотворение?

- Обратите внимание на текст. О каких исторических событиях, традициях родного края можно узнать из этого произведения?

Вывод:

- Действительно, в этом произведении мы можем проследить историю нашего края от начала освоения соляных месторождений до времён работы крупнейшего в Перми Мотовилихинского завода. Поэтому сегодня на уроке мы будем составлять «Ленту времени» по произведению В. Радкевича «Старая Пермь». Обратите внимание на доску, что представляет собой «Лента времени» - это временная горизонтальная линия, на которую в хронологическом порядке наносятся события, происходившие в тот, или иной период.

5. Работа над новым материалом.

- Вы все разделены на группы, всего 5 групп, каждой из которых будет предложена часть стихотворения, которую вы должны изучить, выделить из неё упоминание о каких-либо событиях, традициях, собрать о них как можно больше информации и представить нашему вниманию рассказ о конкретном временном периоде из истории развития нашего края.

- Каждой группе предложен план действий, которым вы можете воспользоваться при выполнении задания (Приложение 12).

- На столе вы видите большое количество материала, необходимого для изучения. Я попрошу подойти и выбрать себе материал, который по-вашему мнению, понадобится вам для работы.

- Внутри группы вам необходимо распределить обязанности, кто чем будет заниматься.

- Чтобы ваша работа была грамотно представлена, вам необходимо пользоваться планом ответа, где вы расскажете об этапах своей деятельности (Приложение 13).

6. Самостоятельная работа в группах.

7. Представление конечного продукта.

- Итак, первая группа, представьте свой временной отрезок «Ленты времени». Не забывайте следовать плану ответа.

- Итог работы: Мы познакомились с историей солеварения в Пермском крае, а это ХV век на нашей Ленте, а также узнали об истории происхождения скульптуры «Пермяк-солёные уши».

-Прикрепите карточку на «Ленту времени».

- Вторая группа расскажет нам о событиях, упомянутых автором стихотворения в отрывке, предложенного их группе.

- Итог работы: Мы узнали о сибирском походе Ермака по территории Пермского края. И это XVI век на нашей «Ленте времени».

- Прикрепите карточку на «Ленту времени».

- Результат своего исследования представляет третья группа.

- Итог работы: История Сибирского тракта – XVII век.

- Прикрепите карточку на «Ленту времени».

- Послушаем выступление четвёртой группы.

- Итог: История происхождения пельменей, их разновидность, уходит корнями в XVII век.

- Прикрепите карточку на «Ленту времени».


- Пятая группа расскажет о событиях, которых предстояло исследовать её участникам.

- Итог: История Мотовилихинского завода началась в 1736 году, а это XVIII век.

- Прикрепите карточку на «Ленту времени».

8. Обобщение и систематизация знаний.

- Посмотрите, какая «Лента времени» получилась у нас благодаря совместной работе.

- О каких этапах истории Пермского края вы узнали, благодаря стихотворению?

- Скажите, с какой целью мы сегодня «обратились» к стихотворению Владимира Радкевича?

- Итог: Вы правы, нам необходимо знать историю родного края, события, которые происходили, а источником таких знаний являются, в том числе, и литературные произведения.

9. Рефлексия.

- Перед вами мишень: на каком из полей мишени вы бы остановились?

- Кто желает объяснить свой выбор?

- Всем спасибо за работу!


Литературные источники.

  1. Н.П. Горбачевич, Д.М. Софьин, О.В. Власова, Д.А. Кормилин Мой Пермский край. Странички далёких и близких времён. - Пермь, «Книжный мир», 2015

  2. В. Радкевич Стихи разных лет. – Пермское книжное издательство, 1981

Интернет-ресурсы:

  1. ru.wikipedia.org

  2. posredi.ru

  3. nashural.ru

  4. https://59.ru/text/business/2020/11/17/69527943/

  5. https://www.perm.kp.ru/daily/26362/3244160/










Приложение 11


Индивидуальная карточка «Рефлексивная мишень»









Приложение 12.

План работы над отрывком стихотворения.


  1. Прочитайте отрывок стихотворения.

  2. Выделите, или предположите, о каких событиях идёт речь в отрывке?

  3. Подумай, что ты уже знаешь о данных событиях, фактах?

  4. Изучите информацию и материалы по данной теме.

  5. Выделите главную, на ваш взгляд, информацию.

  6. Узнайте, к какому периоду времени она относится (в случае затруднения – попросите помощи учителя).

  7. Подумайте, чем ещё можно дополнить ваш ответ (нарисовать рисунок и т.д.)

  8. Выберите, кто из членов группы будет представлять вашу работу.

  9. Изучите план ответа.






Приложение 13.

План ответа.


  1. Зачитать предложенный отрывок стихотворения.

  2. «Из данного отрывка мы предположили, что речь идёт о……….»

  3. «Для изучения вопроса мы выбрали такие источники информации:………»

  4. «Мы узнали, что ………..»

  5. «Таким образом, мы делаем вывод, что события, упомянутые в отрывке, относятся к ……веку.










.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Майорова Светлана Викторовна, Забелина Ольга Викторовна

Дата: 19.01.2022

Номер свидетельства: 598222


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства