kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материал для проведения литературных чтений к циклу «Творчество поэтов Восточной Сибири»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Испокон веков Тайга проверяла человека на выносливость, порядочность, в тайге происходили различные поучительные истории
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материал для проведения литературных чтений к циклу «Творчество поэтов Восточной Сибири»»

14




Материал для проведения литературных чтений к циклу «Творчество поэтов Восточной Сибири»



«Природа Бурятии неповторима, люди великодуш­ны и гостеприимны,— утверждает Януш Фоглер (известный польский фотограф-журналист) — Я обяза­тельно вернусь на берега Байкала…».




Вступление:

Таежная, озерная, степная,

Ты добрым светом солнечным полна,

Цветущая от края и до края,

Будь счастлива, родная сторона.

Брусничный дух, черемухи дыханье,

Лилового багульника настой,

Я не дышу, а пью благоуханье

Моей земли равнинной и лесной.

Какие прекрасные слова нашел поэт, чтобы так точно выразить сыновнюю любовь к родному краю. А ведь, действительно, природа Бурятии поражает воображение. Непов­торимо чудесны горы, девственно богаты и первобыт­но дремучи заповедные чертоги, многоцветны альпий­ские луга, разнотравны степи, сказочны уголки побе­режья Байкала и, конечно, сам седой Байкал с его щемящей душу чистотой и беспредельностью.

Расположенная на разных широтах и параллелях, Бурятия являет собой удивительное сочетание самых неожиданных природных ланд­шафтов и климата. На юго-западе республики в обрамлении зубчатых гор пролегла благодатная долина Тунки с ее плодородными нивами и альпийскими лугами. А на северной оконечности Байкала — в Северо-Байкалье, в зоне вечной мерзлоты, пасутся на ягельниках многочис­ленные оленьи стада.

Быстрые реки текут по долинам Бурятии, создавая благоприятный микроклимат, украшая пейзаж. Главная из них — красавица Селенга — увлекательный маршрут путешествий на теплоходах и катерах.

Видное место в туристских походах принадлежит Хилку, прозван­ному бурливым, угрюмому Витиму, Уде, давшей свое имя столице рес­публики, Баргузину, Турке, Иркуту, Джиде, Верхней Ангаре, Темнику. Достаточно у нас и озер. Это прежде всего Гусиное озеро, Большая Еравна, Малая Еравна, Исингинское, Котокель, Фролиха, Баунт, Хакусы.,. И среди них неповторимый Байкал, который стоит особняком, как самородок золота в окружении кварцитов, спутников благородного металла.

Ни с чем не сравнимую радость от общения с природой получают туристы, совершая походы по хребтам Тункинских Альп, Хамар-Дабана, Баргузина, Иката, проходя по старому «чайному» пути от Кяхты до Бабушкина.

Но не следует забывать одно: любые красоты природы хороши до тех пор, пока человек относится к ним бережно, осмысленно, ведет себя на реках и озерах, в лесах и на целебных ключах так, чтобы после него не беднела растительность, не скудел животный мир. Именно таким Человеком, который очень любил Природу и говорил о ней «с присущей ему мягкой, доброй интонацией…» был Михаил Михайлович Шиханов, замечательный бурятский поэт и писатель, который при жизни стал известен читателям своими яркими, по-сибирски самобытными стихами, поэмами, рассказами и повестями, написанными сочным, образным, метким русским языком. Мы предлагаем вам сегодня послушать стихи, посвящённые Природе:

  1. Михаил Шиханов родился в Кяхте, окруженной сухой, но многоцветной, бурятской степью, поэтому тема Степи одна из основных в цикле стихотворений о природе, вот одно из них:


Поднялся ранешенько - рано

и вышел в пустынную степь,

где царские кудри саранок

едва начинали теплеть,

где медленно, плавно,

кругами над степью

и над облаками орел

одиноко скользил,

как будто скользил над веками,

как будто бессмертен он был.

И мне показалось,

что утро — не утро, а красный почин,

и надо спокойно и мудро дойти

до истока причин,

дойти до вершины начала

и выявить времени суть,

обрезать канат у причала

и снова отправиться в путь.

А утро с бочка розовело,

как яблоко.

В пору зари зрело хорошее дело,

ждало, соскучившись, дело...

Орел надо мною парил.




  1. Разнолика и богата забайкальская Тайга в лирике М.Шиханова, высокие горы, труднопроходимые хребты и одним из основных таёжных «героев» является могучий Кедр:

По кедрачу бадан и можжевельник,

а кедры — молодцами на подбор —

стоят, не замечая мелкий ельник,

охватывая с высоты простор.

Глядишь — сибирская у них натура,

сибирская особенная стать!..

В тайге не склонишь голову понуро,

в тайгу приходишь плечи расправлять.

(Красное солнце.1988)



В БУРЮ

Буря такая, что в пору отчаяться:

выйдешь за двери и будешь измят.

Кедры, как маятник, тихо качаются,

только лишь шишки в окошко летят.

Буря для кедров — стихия привычная,

каждый с младенчества с нею знаком.

Ветками, словно друзья закадычные,

хлопают кедры друг друга: «Живем!

(Красное солнце.1988)



КЕДРОВЫЙ СТЛАНИК

Где кедр с верховьев отступает,

там место стланик занимает.

Корнями землю стланик греет,

чтоб стала, жесткая, добрее,

и прижимает тело плотно

к земле пустынной и мерзлотной.

И только жаль: для кедров странен

их бедный брат — согнутый стланик.

(Красное солнце.1988)

СОЛНЦЕ

В тайгу впорхнуло утро,

и неба голубень старательно

и мудро окрашивает день.

Прожектором по просеке

усердно солнце бьет: берите,

сколько просите, тепла — невпроворот!

Глаза невольно жмурятся,

ступаю под кусты — по просеке —

по улице лавина светлоты!

Душою солнцу внемлю,

высокий глас ловлю:

— Любите, люди, землю, как я ее люблю!

(Красное солнце.1988)






МИШКИН ХРЕБЕТ

Топаю в гору около часа,

Лихо поземка лыжников бьет.

Скучная трасса, чертова трасса —

Мишкин хребет.

Вот и макушка.

Час передышки.

Смотришь вокруг — вокруг ветровал.

Впрочем, быть может, это дровишки

мишка ломал?

Махом с хребтины!

Ноги согнуты,

мчусь колобочком в белую тьму!

Три километра за две минуты!

Ну, а к чему?

Даром убил я ноги и время:

если б не этот краткий полет,

если б не выгнул горы, как стремя,

Мишкин хребет.


Испокон веков Тайга проверяла человека на выносливость, порядочность, в тайге происходили различные поучительные истории, например вот такой как этот:

таежный случай

Тропа была не по плечу:

я заблудился, силы слабы...

И вдруг нежданно по ключу –

мой позабытый старый табор!

"Проклятый леший! Как же так!"

И вмиг воспрянула душонка!

В бересте спички и табак!

А рядом - хлеб сухой, тушенка!..

Я эти ценности припас не для себя,

а для кого-то, когда, давненько

выпал час связаться с новою заботой.

Случилось - сам себе помог!

И за себя, признаться, рад!

Кипит, как ливень, котелок,

а по навесу хлещет град.

Прелюбопытна все же жизнь!

И так сказал я сам себе:

"Побольше думай о чужих,

чтоб выпал выигрыш - тебе!"

(Кедровое молоко 2003)




Леса, леса...

Вы тянетесь ко мне,

мол, он поймет и приголубит,

ведь он сплеча тайгу не рубит,

ведь он души своей не губит...

И счастлив я:

В любой сосне

я вижу родственницу людям.


  1. А вот как по - особому воспринимает поэт знаменитую русскую березу:


Сестры, сестры — березы отчие,

чтоб согреть вас, заря зажглась.

Я приехал в лесную вотчину —

полновластный удельный князь,

По наследству мне полномочия,

мне привычен высокий сан,

не глаза воздымаю,

а очи я на березовые леса.

Столько свежести,

столько нежности

вы негаданно принесли,

Я в березовой теплой снежности,

как за пазухой у Земли,

  1. Очень часто поэт ведёт прямой диалог, с такими природными явлениями как ветер, дождь, солнце или времена года:


Зима, прошу: не уходи!

Взметай сугробы окнам вровень!

Ты видишь — счастье впереди,

оно покамест хмурит брови.

Цвети морозами, зима,

кидай на сосны кипень кружев

и от любви своди с ума,

назло сомнениям и стуже!

Зима, гони ко мне поземку,

гони, как тройку по Руси,

и в зимовье мое девчонку

в унтах оленьих принеси!

Домой дорогу ей закрой слепым,

метельным снегопадом.

Обидится?

Зато со мной она подольше будет рядом!

Приспело время прокатить ее

в санях по околотку и омулями

в расколоткой друзей на свадьбе угостить!


(Тоннель 1981)


РАЗГОВОР С ДОЖДЕМ

Где ты, праздничный, синий?

Приходи, покажись — каков?

Где ты, яростный, сильный,

с громом рвущийся с облаков?

Где ты днюешь, ночуешь?

С кем беседуешь у окна?

Где блуждаешь, кочуешь?

Почему не заглянешь к нам?

Как бывало — под радугой,

под веселый тартарарам...

Приезжай и порадуй,

прокатись по моим полям!

Так печально, так сухо им,

уж хлеба начинают млеть...


Приезжай, чтобы ухарем —

эх! в цыганочке по земле!

После праздничной, бравой пляски,

утверждаю я — хоть убей,

что анютины глазки

улыбаются лишь тебе!

Жизнь без тебя — проруха.

Приезжай, каблуками вдарь,

и пожмет тебе руку

сам райкомовский секретарь.

Хлопнут листья в ладошки

и в трубу проликует лось...

Где ты странствуешь, дождик,

самый знатный в районе гость?

(Тоннель 1981)



Обозами сена вдаль облака —

на юго-восток, на юго-восток,

туда, где косою светит река,

туда, где судьбины древний исток.

Там выпадет дождик жарким зерном

(в сугробах пшеницы наше гумно),

телегой покатит радостный гром,

зарница жар-птицей прянет в окно.

Опять облака зовут за собой,

кажусь сам себе без рук и без ног,

и в мире одно окно предо мной —

на юго-восток, на юго-восток.

(Красное солнце.1988)




  1. В статье Александры Улановны Хабеевой «Контакт или поэтическая родословная Михаила Шиханова» говорится: «…Поэтический мир Михаила Шиханова притягателен для нас узнаваемостью родных мест, близостью, говорит ли он о Елани, Кяхте, о «Танцах в Шерешово», о Селенгинске, Гусином Озере, о речках Тые, Баргузине, о ручье Аяя, о ветрах байкальских – баргузине, кутулике, сарме. Кстати, стихотворение «Ветры байкальские» отмечено печатью одухотворённой легенды с присущей жанру персонификацией, философией, притчевостью, подобно легенде о прекрасной Ангаре…»


БАЙКАЛЬСКИЕ ВЕТРЫ

Прославлен ветер Баргузин

давно по всей округе —

на плечи волны нагрузив,

несет их без натуги.

Но с ним соперничает друг —

другой байкальский ветер —

Култук, порывистый Култук.

В кудель запутав сети,

за гривы волны ухватив,

несется он за славой,

шальной, воинственный мотив

насвистывая браво.

Друзья в красавицу Сарму

влюбились в одночасье.

Кому достанется?

Кому метнет под ноги счастье?

Сходили молодцы с ума,

играя дикой силой,

чтоб ураганная Сарма их удаль оценила.

Катали по небу громя

закатывали штормы,

но гордо пряталась Сарма

за облачные шторы.

Нет силы, право, у друзей,

не то у них уменье —

не могут стаю лебедей

послать в мое именье,

не могут с корнем вырвать кедр
иль спрятать месяц ясный...
а потому, друзья, ответ:
«Старания напрасны...»
Решила, вздумали Сарма
ввести героев в краску, с
метнула стаями грома
и—хлоп пустилась в пляску,
Глядят Култук и Баргузин —
былинный кедр повален,
еще рывок — еще один
лежит в пыли-печали.
А с неба стая лебедей
роняет перья в море...
Сечет Сарма, как сто плетей,
а волны — волны горя,
швыряют лодки на песок,
как будто ложки это,
еще рывок, еще бросок —
и темень на полсвета!
Плясала в горести Сарма,
стонала зло и больно:
— Нет равных мне.
А жаль — сама

хочу быть подневольной!

Да не нашлось таких ветров,

кто был бы с нею равен,

живет среди крутых хребтов

в своей тяжелой славе!

(Моя Сибирь 1977)



  1. Родник, ручей, река - тема для особого разговора в творчестве М.Шиханова, каждое из этих уникальных природных явлений имеет особое предназначение:

В ТУМАН

Эх, черт! Какое наважденье!

Не знаю из лесу пути:

туман бесшумным наводненьем

меня, как щепку, закрутил.

Где юг и север — непонятно,

что ни тропинка, то вопрос,

и слышу в перестуке дятла

свое отчаянное SOS!

Но по таежному закону

«ау!» истошно не кричу,

а косолаплю по уклону,

по незнакомому ключу.

И подняли призывно крыши

прямые столбики печей...

Не сам я нынче к людям вышел —

меня привел и спас ручей.

Ручей глядится неказисто:

травой оброс, кудлатым мхом,

но мне бы жить вот так ручьисто,

быть для других поводырем!

(Красное солнце.1988)


Живая вода

Слова счастливо позабыв,

навстречу рвется ручеек.

И крикнуть хочет:

"Здравствуй! Жив!

Ты что же, о себе молчок?!"

Босым ступаю по ключу,

заросшему травой

и, растеряв слова, молчу,

плененный малою водой.

Звенело детство ручейком,

переливалось в дали дней...

Встречал девчонок здесь -

тайком

от мамы и учителей.

Немногословен родничок,

друзей своих не выдает.

Коль спросят: "Чо?" - плеснет:

"Ничо!"

и знай, тихонечко течет.

Как будто прячась под травой,

ручей уходит навсегда.

Не эта ли его вода

зовется испокон живой?

Легко по – матерински бережно

Река проносит загустевший лед,

ступает тихо возле берета,

а не течет.

Белеют льдины, словно лебеди,

На берегу, где подсыхает грязь.

Мне слышится в струистом лепте:

- Я дождалась…

(Красное солнце.1988)



.

Их названия так возвышенны —

речка Сашина, речка Гришина.

По тайге протекают рядышком,

катят камни, как будто ядрышки.

Столько силы в них,

столько буйности,

сколько света в них,

сколько юности!

И звучат для меня преданием

удивительные названия —

речка Сашина, речка Гришина...

Очень просто и так возвышенно!

Жили здесь в глуши два крестьянина,

два черниговских каторжанина.

Люди слышали, что помещика

мужики на селе повесили.

То на каторге горе мыкали,

то места обживали дикие,

и о жизни их понаслышаны

речка Сашина, речка Гришина.

Но лишь белки да гуси-лебеди

разбираются в звонком лепете.

Речка Сашина, речка Гришина...

Ну а где протекает Мишина,

речка чистая и студеная,

моим именем нареченная?

Где найти ее, безымянную,

светлоструйную, безобманную?

Пусть не громкую, не речистую,

невеликую, только чистую?


  1. Примечательно, что творческий процесс создания стихотворений тесно связан крепкими нитями с жизнью окружающей природы, поэт признается:


Учусь слова я расставлять,

как на березе ветки,

но должен вам, друзья, сказать:

удачи, право, редки.

Деревья разные в лесу,

шагают в беспорядке,

но как легко они несут

задумки и загадки!

Сосна рифмуется с ольхой...

Такую вольность мне бы!

Береза белою строкой

Удерживает небо!

Деревья выстроились в лес,

Ведь лес – стихотворенье,

И птицы – рифмами окрест,

Оркестр - на удивленье!

(Кедровое молоко 2003)


С неба снег снизошёл,

Как вселенская милость.

Мне светло, хорошо,

сердце гулко забилось.

И стихи снизошли

Мне, наверное, с неба,

Как снега – для земли,

для высокого хлеба.

Строчек радостный бег…

Только впутался леший:

Нет ни слова про снег!

О любимая, грешен!


Пробилась первая трава,

прокашлял первый гром,

и чьи-то первые слова

просыпались зерном.

Трава однажды зацветет,

прибудет гром с грозой,

а слово первое взойдет

любовью и стезей.




  1. Необыкновенно душевно звучит желание поэта дойти до самой глубинной сути в познании Природы, через перевоплощение, чтобы постигнуть самые сокровенные её уголки:


Зоревые всполохи кипрея,

белых одуванчиков шары...

В ноздри бьет густой грибною прелью

у знакомой сызмальства горы.

Хочется идти и заблудиться

и упасть перед березой ниц...

Мне бы на минуту воплотиться

в травы, в одуванчики и птиц,

чтоб цвести и зеленеть на солнце

и нехитро птахою звенеть,

чтоб понять, о чем толкуют сосны

и о чем кумекает медведь.

Может, стал бы я тогда добрее,

мне б открылись тайные миры.

Зоревые всполохи кипрея,

белых одуванчиков шары...





  1. Наши боль и негодование по поводу сохранения природы, выраженные так точно, когда поэт утверждает: «Человек, понятно, царь при­роды, но природа — это цар­ский трон», а от «деяний» это­го царя природы «ты—прислу­шайся: стонет тайга, ты — при­слушайся: плачет «река», «слезами срываются шишки» от добытчиков орехов, «а в забытом колодце вода зеле­неет, а в забытой избе по уг­лам паутина», «стоит, печалит­ся деревня, глядит в песчаные поля» И мы понимаем вместе с поэтом, что «природа дружественна человеку, это край мудрых заповедей, красоты и нравственных сил. Ведь в тайгу приходишь плечи расправлять, а не для того, чтобы лицензия пропала» И в этом тоже социально заострённая направленность стихов». Поэтому с необыкновенно горькой иронией звучит стихотворение - признание о довольно «странной, противоречивой» нашей любви к природе:


Мы любим великую матерь-природу,

бросаем тепло и сочувственно «ах!»,

а то и верлибром отгрохаем оду,

где скажем, что слышали мы в непогоду

какую-то птицу в каких-то кустах,

а рядом цвели неизвестные травы...

Быть может, лечебные все до одной?

Наверно, пригодные в суп для приправы?

А может, пригодные лишь для отравы?

Закрыты творенья природы родной.

Ученые, путаем «фауну» с «флорой»,

живем в незнакомых краях и мирах,

Эйнштейна штудируем иль Пифагора,

а птицы свистят и щебечут с укором,

трава безымянная никнет в полях.

(Песнь рассвету 1985)



ПАРАДОКС

Обойду стороною крутые хребты...

Недоступные! И слава богу!

Пусть хранят они тайну своей высоты,

пусть к себе закрывают дорогу.

Там корежится стланик в замшелых камнях

сеноставки пищат к непогоде.,.

Надо тайны беречь нам не только

в сердцах,

но и в нашей сердечной природе.

Пусть таится живое, как будто во тьме

— так таятся ошибки в тетрадках...

Как приятно держать неизвестность

в уме и счастливо теряться в догадках!

(Красное солнце.1988)




….

Идет черемуховый холод,

о заморозках вести,

но ближний лес веселым хором

наяривает песни.

Цвести черемухе недолго,

но нет цветенья краше...

Земля и небо пахнут волгло,

и скоро дождь запляшет.

С дождем к весне тепло прихлынет,

а там — рукой до лета!

Живу в черемуховой стыни,

надеждою согретый.,.

(Красное солнце.1988)



У СТЕПНОГО КОСТРА

Погас костер, и снова ночь в горсти.

Ну и делишки!

Вот если б снова пламя развести,

да где дровишки?

Пустынна степь. И ночь — хоть глаз коли!

Смирись с судьбою.

Попей чайку, спокойно покури,

потом — тропою...

Вдогонку теплый пепел полетит,

осядет прахом...

Но ты крепись, не делай кислый вид,

ведь жизнь — не сахар.

Лишь разведешь любви своей костер —

уж время ехать,

и смотришь ты, как затухает взор

в глазах-орехах.

(Красное солнце.1988)


Тянет в горы, тянет в небо,

Чтобы с ясной вышины

Широко предстали мне бы

Дали милой стороны.

Тянут дали, тянут выси,

Тянут ближние края,

Я от них от всех зависим,

Я без них уже не я

(Тоннель 1981)










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Стрекаловская Елена Геннадьевна

Дата: 21.04.2017

Номер свидетельства: 410770


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства