Материал к уроку по повести В.Быкова "Альпийская баллада"(в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе)
Материал к уроку по повести В.Быкова "Альпийская баллада"(в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе)
Материалы к уроку по повести В. Быкова «Альпийская баллада»(в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе)
Смело бейся за правое дело,
В битве жизни своей не жалей. .
Быть героем - нет выше удела!
Быть рабом - нет позора чёрней!
М.Джалиль
Вступительное слово учителя:
Шестьдесят девять лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы Великов Отечественной войны. Но память потомков о защитниках Родины не меркнет. Эта память вечна, как вечен народ, отдавший за свободу народов нашей планеты более двадцати миллионов сыновей и дочерей. У каждого, кто не возвратился с войны, были родные, близкие, свой кров, школа, где он учился, друзья. Многолюдно в священный День Победы у братских могил. У обелисков и памятников повторяются ставшие крылатыми слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».
О подвиге народа в Великой Отечественной войне рассказывали произведения многих советских писателей. Достаточно назвать такие имена, как Михаил Шолохов и Юрий Бондарев, Эммануил Казакевич и Владимир Богомолов, Александр Корнейчук и Алесь Адамович и многие другие. В творчестве Василя Быкова эта тема стала основной. Память о суровом испытании, о безвременно ушедших из жизни должна стать вечной в сердцах всех поколений людей.
Литературная критика совершенно справедливо отмечала, что «каждая из повестей В. Быкова становилась событием в литературной жизни страны». В 1974 году за повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» он был удостоен Государственной премии СССР.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку по повести В.Быкова "Альпийская баллада"(в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе) »
Материалы к уроку по повести В. Быкова «Альпийская баллада»(в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе)
Смело бейся за правое дело,
В битве жизни своей не жалей. .
Быть героем - нет выше удела!
Быть рабом - нет позора чёрней!
М.Джалиль
Вступительное слово учителя:
Шестьдесят девять лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы Великов Отечественной войны. Но память потомков о защитниках Родины не меркнет. Эта память вечна, как вечен народ, отдавший за свободу народов нашей планеты более двадцати миллионов сыновей и дочерей. У каждого, кто не возвратился с войны, были родные, близкие, свой кров, школа, где он учился, друзья. Многолюдно в священный День Победы у братских могил. У обелисков и памятников повторяются ставшие крылатыми слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».
О подвиге народа в Великой Отечественной войне рассказывали произведения многих советских писателей. Достаточно назвать такие имена, как Михаил Шолохов и Юрий Бондарев, Эммануил Казакевич и Владимир Богомолов, Александр Корнейчук и Алесь Адамович и многие другие. В творчестве Василя Быкова эта тема стала основной. Память о суровом испытании, о безвременно ушедших из жизни должна стать вечной в сердцах всех поколений людей.
Литературная критика совершенно справедливо отмечала, что «каждая из повестей В. Быкова становилась событием в литературной жизни страны». В 1974 году за повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» он был удостоен Государственной премии СССР.
Жизненный и творческий путь В.Быкова(выступление учащегося)
На степной Кировоградщине бережно охраняется братская могила советских воинов, одна из многих могил - скорбных памятников Великой Отечественной войны. Среди имен погибших значится и имя лейтенанта Василя Быкова. К счастью, будущий писатель остался жив. А всё было так. С простреленной ногой В. Быков находился в одной из хат - временном убежище для раненых. И за несколько минут до того, как хату проутюжил немецкий танк, ему под огнем удалось отползти в более безопасное место. Это было в январе 1944 года. Позже его подобрали солдаты из другой части. А из полка, где он воевал, была отправлена матери «похоронка».
Василь Владимирович Быков родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области.
Перед войной он учился в Витебском художественном училище, готовился стать скульптором. Но мирные планы нарушило фашистское вероломное нападение. Девятнадцатилетний В. Быков оканчивает Саратовское пехотное училище и отправляется на фронт. Несколько месяцев командует ротой автоматчиков, а потом до конца войны - взводом легкой противотанковой артиллерии. После войны, в 1947 году, был уволен в запас. Поселившись в Гродно, начинает работать в областной газете «Гродненская правда». Но через два года его вновь призывают в ряды Советской Армии, которой он посвятит еще десять лет. Затем вернется в Гродно. Здесь в областной газете и появятся его первые рассказы. Со временем возникнет замысел написать шире, а главное глубже о том, что было выстрадано, пережито, прочувствовано. Написать правдиво, не умаляя жестокости военных будней.
Уже первая повесть «Журавлиный крик» (1959) привлекла читателей своеобразностью отражения событий, достоверностью и цельностью характеров.
После «Журавлиного крика» писатель публикует еще тринадцать повестей: «Фронтовая страница» (1960), «Третья ракета» (1961), «Альпийская баллада» (1963), «Западня» (1964), «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968), «Круглянский мост» (1969), «Пойти и не вернуться» (1969), «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Дожить до рассвета» (1972), «Волчья стая» (1974), «Его батальон» (1976).
В. Быков также автор пьесы «Решение» (1972).
Обсуждение повести «Альпийская баллада»
Где происходят события, описанные в повести «Альпийская баллада? Кто ее главный герой?
В каких обстоятельствах писатель выверяет нравственные принципы и качества Ивана Терешки?
Что заставило Ивана в самом начале побега вернуться к Джулии?
Что сблизило, породнило белорусского парня Ивана Терешку и дочь итальянского коммерсанта Джулию Новелли?
Как вы думаете, для чего автор ввел в повествование эпизодический образ медсестры Анюты?
Каково, по вашему мнению, значение раздела «Вместо эпилога»?
Как бы вы определили идейное содержание произведения?
Действие повести происходят в маленьком австрийском городке в Альпах. Перед группой советских военнопленных возникает необычайно сложная задача: кто-то должен взорвать бомбу и ценой своей жизни обеспечить побег другим. И хотя выжить в лагере - «чудовищном комбинате смерти» - ни у кого не было надежды, никто не хотел умирать в ту минуту, когда все мысли были о свободе, о близком спасении, о том, чтобы пробраться к своим и с оружием в руках продолжать борьбу. Эта ситуация и является завязкой повести. И тогда один из военнопленных Иван Терешка решает пожертвовать собой. Уже в этом, полном потрясающего драматизма эпизоде, писатель подчеркивает силу духа Терешки, подумавшего в тот миг: в жизни «бывает момент, когда надо решиться закончить все одним махом». Но случай на этот раз спасает Ивана от гибели, и он совершает побег. (Учащийся читает небольшой отрывок из повести - пример авторской характеристики героев):
За прежние бои получил три бумажки с благодарностью от командования да две медали «За отвагу» и думал, что на большее не способен. И уже в плену, где некому было ни вдохновлять на героические подвиги, ни награждать, где за малейшее неповиновение платили жизнью, в нем как-то сами собой проявились дух непокорства, дерзость и упрямство. Тут он увидел подноготную фашизма... 1
В концентрационных лагерях фашисты обрекали тысячи людей на нечеловеческие мучения, непосильный труд, болезни и смерть; варварски уничтожали стариков, женщин и детей,- добавляет учитель.
В тюремном блокноте известный советский татарский поэт Муса Джалиль, свидетель этих зверств, с содроганием записал гневные обличительные строки:
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, куча дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля…
(«Варварство»)
Главный герой повести – И в а н Т е р е ш к а. Именно через его, восприятие окружающей действительности, писатель одну за другим воссоздает картины побега узников и преследования их лагерной охраной. Неразговорчив, сдержан Иван. Неохотно рассказывает он Джулии о своем прошлом. Родился и вырос в белорусской деревне Терешки. Нелегко было в детстве. Однажды речь зашла о землянике, и Иван признался Джулии: «Я до войны не одно лето ею кормился. Земляника да молоко». А в неурожайный 1933 год довелось есть траву, с голоду умер отец. Перед войной жизнь наладилась, Иван стал трактористом, поступил техникум механизации. Потом война, фронт, радение, плен. За плечами уже четвертый побег из плена. Автор не случайно вводит в повествование рассказ об одном из ранее совершенных побегов - третьем. Ему важно показать не только силу доброты и человечности, таких людей, как Иван, Джулия или крестьянин с Волыни Петро, с которым Терешку свел случай, но и осудить подлость, угодничество, предательство отдельных людей в годы временной оккупации фашистами советской земли. Ведь по сути выдал Ивана Терешку немцам соотечественник - полицейский Гриц, поэтому Терешка в четвертый раз оказался в лагере для военнопленных.
Клеймя подлость предателя, В. Быков силой своего таланта прививает читателю высокие нравственные качества. Ничто, даже угроза смерти и сама смерть, не в силах поколебать жизненных принципов, идейных убеждений героев его произведений. Таков Сотников из одноименной повести, лейтенант Ивановский из «Дожить, до рассвета», Мороз из «Обелиска», Иван Терешка. Через многие испытания «заставляет» писатель пройти своего героя, которого больше всего влечет «маленькая упрямая надежда обрести свободу», и не всегда приметный с виду воин остается верен себе, своему народу, своему Отечеству. Он мог во время побега убить австрийского лесника, но «убивать безоружного не позволяла совесть». Мог оставить в горах совершенно ему незнакомую, из чужой страны узницу, Но не оставил. Не оставил, потому что считал непозволительным бросить я беде слабого, упавшего духом, потому что так его воспитали семья, советская школа, весь уклад нашей жизни.
Изображая живыми, яркими красками взаимоотношения Ивана и Джулии, писатель глубоко исследует их психологию. Доверие, привязанность, а потом и любовь Ивана к Джулии пришли не сразу. Сначала он не доверял ей, опасаясь, как бы девушка не стала помехой в побеге, потом все-таки решил взять ее с собой («особенно деликатничать с ней он не собирался»), наконец, когда Джулия, изнемогая от усталости, отказалась идти дальше, оставил ее одну, но, подумав, вернулся, подхватил и понес на руках. В переживаниях Терешки переплетались в тот момент и плохо скрываемое раздражение, и злость, и не. осознанное еще чувство привязанности к непрошенной спутнице, и горькая тоска по Родине, и светлая надежда найти партизан, взять в руки оружие: «В этом видел Иван теперь смысл жизни, наивысшее свое призвание и награду за все страдания и позор...» (с. 55). Писатель в деталях прослеживает образ мыслей, чувства и поступки своего героя. Как живой, сходит Иван Терешка со страниц повести, призывая нас всегда и во всем - малом и великом - быть честными, бескомпромиссными.
В повести мы находим волнующие строки о большом прекрасном чувстве взаимной любви Ивана и Джулии, любви, вспыхнувшей назло всем смертям среди цветущих альпийских маков и первозданной красоты гор. Удивительно непосредственная, обаятельная Джулия так и осталась для Ивана непостижимой загадкой, «маленьким человеческим чудом, которое он неожиданно открыв в лихую годину войны, в «одном шагу от смерти».
За годы войны Иван Терешка совершенно отвык от «естественной человеческой потребности в счастье». Может быть, потому такой самозабвенной была его любовь к Джулии, подарившей, вернее возродившей в нем это выстраданное чувство человеческого счастья. Вместе- с тем необычайно усилилось и тревожное беспокойство за их общую судьбу: «Конечно, придет время, человечество уничтожит фашизм, люди испытают великую радость братства, свободную, без границ и запретов, любовь, только вряд ли суждено этого дождаться им с Джулией» (с. 131-132).
На фоне лирического мотива еще значительнее воспринимается гибель Ивана от рук фашистских поработителей: он сделал все, что мог, дрался до последней пули, до последнего вздоха, дрался не только за себя; за свою любовь, за свое человеческое достоинство, но и за наше счастье созидать и любить, за наше настоящее и будущее. За будущее всего человечества.
Учащиеся, под руководством учителя дополняют сказанное, комментируют ответы Ивана на вопросы Джулии (иногда непростые и нелегкие для него), подчеркивая не декларированную, а глубоко осознанную и прочувствованную Любовь Ивана к своей 'Родине.
Подытоживая ответы учащихся на вопрос: «Что сблизило, породнило белорусского парня Ивана Терешку и дочь итальянского коммерсанта Джулию Новелли?», - учитель отметит близость их идейных убеждений, сходство характеров, общность судьбы. Джулия до заключения в концлагере боролась с оружием в руках в рядах итальянских партизан против фашистов. Она считает себя человеком коммунистических убеждений и является таковой на деле. На юбилее фирмы отца Джулия дерзко возразила присутствующему в их доме офицеру СД, который утверждал, что в России плохо, она бедна, некультурна. Отец ударил ее за это. Вскоре девушка ушла с коммунистом Марио к партизанам.
В повести (глава 19) показаны подлинные идейные позиции и убеждения Джулии, ее интернационализм, восхищение нашей великой страной, которая стала главной силой 8 борьбе с фашистской тиранией. Уместным будет прочитать и прокомментировать отрывок из этой главы, начиная со слов: «Иван пристально посмотрел в ее строгие опечаленные глаза...» (с. 121) и до конца главы.
Короткие, но емкие диалоги раскрывают и мир идейных убеждений Ивана Терешки, осознающего роль, значение своей Родины во второй мировой войне («... весь Советский Союз спасает и Италию, и Францию, и Германию...»).
Удивительно тонко, психологически достоверно В. Быков сумел передать непосредственность, искренность чувств, обаятельность Джулии, выразительность ее черных, «словно две маслины», глаз, то «колючих», то наполненных «горечью и обидой», то искрящихся, восторгающихся, особенность ее жестов, мимики, «затаенность» улыбки, ощущение прикосновения ее ласковых рук.
Первые приветливые слова «руссо» и «чао», воспринятые Иваном как «нелепая дерзость» (фашистские мотоциклы ревели чуть ли не над их головами), умение внимательно слушать и живо воспринимать сказанное, четкость идейных убеждений, обезоруживающая беззащитность и завидная целеустремленность, живость ума и милое коверканье русских слов, наконец, подкупающая верность, преданность - все это Джулия. И все это - большой .Труд, мастерство писателя, создавшего удивительной красоты женский образ:
«Он (Терешка - В. М.) сошел на край тропинки, дал девушке поравняться с собой и впервые с пробудившимся интересом оглядел ее стройную, складную, хотя и неказисто одетую, фигурку. Но странное дело, эта полосатая, с чужого плеча одежда всей своей нелепостью не могла обезобразить ее врожденного девичьего обаяния, которое проглядывало во всем: и в гибкости и точности движений, и в ласковой приятности лица, и в манере улыбаться - заразительно и радостно» (с. 79).
Ребята обращают внимание и на эпизодический персонаж санинструктора роты, а позже медсестру санбата, Анюту. Иван служил тогда ординарцем у командира роты старшего лейтенанта Глебова. Между Глебовым и Анютой (об этом все говорили в роте) была «настоящая» любовь. Но вот Глебов тяжело ранен. Во время операции он умирает. Смерть любимого командира будто испепелила что-то в душе Ивана. Он вместе с Анютой переживал горе, которое как-то и сблизило их. Анюта заметно изменилась, «стала не по годам задумчивой и строгой». Но это длилось недолго. Вскоре она забыла о Глебове, нашелся другой, а в душе Ивана осталась глубокая рана «от поруганной чужой любви».
Кое-кто из учащихся может возразить: ведь Джулия сблизилась с Иваном тоже после гибели Марио. Да, это так. Но с того момента уже прошло много времени. Вспомним, как настороженно сначала относилась она к Ивану, сохраняя в душе память о Марио, скорее боевом друге, товарище, чем о любимом. Ведь только в Иване она открыла для себя настоящую любовь. (При этом надо учесть и исключительность обстановки, в которой оказались беглецы).
Отвечая на предпоследний вопрос, учащиеся говорят, что из небольшого раздела «Вместо эпилога» читатель узнает о дальнейшей судьбе Джулии Новелли. Она живет в Риме. Ее сын Джиованни знает русский язык, вскоре станет журналистом. Джулия - активный борец за мир, она не забыла прошлое, «черный кошмар человечества». Письмо Джулии - это и признательность родным Ивана Терешки за сына, и свидетельство ее большой любви и благодарной памяти к дорогому человеку, и восхищение его мужеством и добротой, и благодарность великой стране, народу, преградившему путь фашизму, и это призыв к живущим не допустить новой войны. (Желательно прочитать часть текста этого раздела, начиная со слов «Конечно, вы не забыли то страшное время в мире...» - и до конца раздела).
После этого выясняется идейное содержание повести. Учащиеся высказывают свои суждения, а потом коллективно приходят к выводу, что основная мысль «Альпийской баллады» - утверждение принципов человеколюбия, патриотизма и интернационализма, торжество чистой и верной любви. Носители и хранители этих высоких принципов, этого идейного и духовного богатства - Иван Терешка и Джулия. В последние мгновения побега Иван спасает Джулию, которая может стать матерью. Этой жизни и многим миллионам других угрожает фашизм. Фашисты убили Ивана, но не сломили его внутренней силы, его веры в Добро и справедливость.
Однако идейное содержание повести неправильно было бы ограничить проблемами времен борьбы с фашизмом. Повесть актуальна и сейчас. Показывая нам образец гуманности, морального совершенства, писатель призывает каждого из нас сохранять нравственную чистоту. (Хорошо, если ребята приведут примеры моральной стойкости, гражданского мужества, взятые из жизни).
Заканчивая урок, словесник отмечает некоторые характерные особенности «Альпийской баллады»: суровый лаконизм языка (за исключением конца 19-й и 20-й глав, где как контраст мрачной действительности созданы картины недолгого счастья влюбленных: «небо пьянило», «неистово бурлил, плескался, шумел горный ручей, во всю глубину гудела земля» и т. д.), достоверность обстоятельств, действий и деталей, психологический реализм, содержательность диалога, подспудно заключающего в себе широкие социальные обобщения.
«Каждый из его героев, - пишет о творчестве В. Быкова Л. Лазарев2, - без исключения - должен пройтй жестоко-строгое испытание: сможет ли он не щадить себя, чтобы выполнить свой долг перед товарищами, свои обязанности гражданина и патриота, сможет ли в нечеловеческих условиях не уронить человеческое достоинство, не дрогнет ли на смертном рубеже, не решит ли, что нет ничего дороже его собственного существования?»
Герои Быкова не щадили себя. И достоинства своего не роняли.
1 Быков Василь. Повести. К., 1980, с. 116. В дальнейшем ссылки на это издание даны в тексте.
2Лазарев Л. Василь Быков. Очерк творчества. М., 1979, с. 30.