kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материал к уроку по повести В.Быкова "Альпийская баллада"(в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к уроку по повести В. Быкова «Альпийская баллада»(в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе)

 

Смело бейся за правое дело,

В битве жизни своей не жалей.                                    .

Быть героем - нет выше удела!

Быть рабом - нет позора чёрней!

                   М.Джалиль

Вступительное слово учителя:

 

Шестьдесят девять лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы Вели­ков Отечественной войны. Но память потомков о защитниках Родины не меркнет. Эта память вечна, как вечен народ, отдавший за свободу народов нашей планеты более двадцати миллионов сыновей и дочерей. У каждого, кто не возвратился с войны, были родные, близкие, свой кров, школа, где он учился, друзья. Многолюдно в священный День Победы у братских могил. У обелисков и памятников повторяются ставшие крылатыми слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».

О подвиге народа в Великой Отечественной войне рассказывали произведения многих советских писателей. Достаточно назвать такие имена, как Михаил Шолохов и Юрий Бондарев, Эммануил Казакевич и Владимир Богомолов, Александр Корней­чук и Алесь Адамович и многие другие. В творчестве Василя Быкова эта тема стала основной. Память о суровом испытании, о безвременно ушедших из жизни должна стать вечной в сердцах всех поколений людей.

Литературная критика совершенно справедливо отмечала, что «каждая из по­вестей В. Быкова становилась событием в литературной жизни страны». В 1974 году за повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» он был удостоен Государствен­ной премии СССР.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материал к уроку по повести В.Быкова "Альпийская баллада"(в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе) »

Материалы к уроку по повести В. Быкова «Альпийская баллада»(в рамках подготовки к итоговому сочинению в 11 классе)


Смело бейся за правое дело,

В битве жизни своей не жалей. .

Быть героем - нет выше удела!

Быть рабом - нет позора чёрней!

М.Джалиль

Вступительное слово учителя:


Шестьдесят девять лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы Вели­ков Отечественной войны. Но память потомков о защитниках Родины не меркнет. Эта память вечна, как вечен народ, отдавший за свободу народов нашей планеты более двадцати миллионов сыновей и дочерей. У каждого, кто не возвратился с войны, были родные, близкие, свой кров, школа, где он учился, друзья. Многолюдно в священный День Победы у братских могил. У обелисков и памятников повторяются ставшие крылатыми слова: «Никто не забыт, ничто не забыто».

О подвиге народа в Великой Отечественной войне рассказывали произведения многих советских писателей. Достаточно назвать такие имена, как Михаил Шолохов и Юрий Бондарев, Эммануил Казакевич и Владимир Богомолов, Александр Корней­чук и Алесь Адамович и многие другие. В творчестве Василя Быкова эта тема стала основной. Память о суровом испытании, о безвременно ушедших из жизни должна стать вечной в сердцах всех поколений людей.

Литературная критика совершенно справедливо отмечала, что «каждая из по­вестей В. Быкова становилась событием в литературной жизни страны». В 1974 году за повести «Обелиск» и «Дожить до рассвета» он был удостоен Государствен­ной премии СССР.


Жизненный и творческий путь В.Быкова(выступление учащегося)

На степной Кировоградщине бережно охраняется братская могила советских воинов, одна из многих могил - скорбных памятников Великой Отечественной вой­ны. Среди имен погибших значится и имя лейтенанта Василя Быкова. К счастью, будущий писатель остался жив. А всё было так. С простреленной ногой В. Быков находился в одной из хат - временном убежище для раненых. И за несколько минут до того, как хату проутюжил немецкий танк, ему под огнем удалось отползти в более безопасное место. Это было в январе 1944 года. Позже его подобрали солдаты из другой части. А из полка, где он воевал, была отправлена матери «похоронка».

Василь Владимирович Быков родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Ушачского района Витебской области.

Перед войной он учился в Витебском художественном училище, готовился стать скульптором. Но мирные планы нарушило фашистское вероломное нападение. Девятнадцатилетний В. Быков оканчивает Саратовское пехотное училище и отправляется на фронт. Несколько месяцев командует ротой автоматчиков, а потом до конца вой­ны - взводом легкой противотанковой артиллерии. После войны, в 1947 году, был уволен в запас. Поселившись в Гродно, начинает работать в областной газете «Грод­ненская правда». Но через два года его вновь призывают в ряды Советской Армии, которой он посвятит еще десять лет. Затем вернется в Гродно. Здесь в областной газете и появятся его первые рассказы. Со временем возникнет замысел написать шире, а главное глубже о том, что было выстрадано, пережито, прочувствовано. Написать правдиво, не умаляя жестокости военных будней.

Уже первая повесть «Журавлиный крик» (1959) привлекла читателей своеоб­разностью отражения событий, достоверностью и цельностью характеров.

После «Журавлиного крика» писатель публикует еще тринадцать повестей: «Фронтовая страница» (1960), «Третья ракета» (1961), «Альпийская баллада» (1963), «Западня» (1964), «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968), «Круглянский мост» (1969), «Пойти и не вернуться» (1969), «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Дожить до рассвета» (1972), «Волчья стая» (1974), «Его батальон» (1976).

В. Быков также автор пьесы «Решение» (1972).


Обсуждение повести «Альпийская баллада»

Где происходят события, описанные в повести «Альпийская баллада? Кто ее главный герой?

В каких обстоятельствах писатель выверяет нравственные принци­пы и качества Ивана Терешки?

Что заставило Ивана в самом начале побега вернуться к Джулии?

Что сблизило, породнило белорусского парня Ивана Терешку и дочь итальянского коммерсанта Джулию Новелли?

Как вы думаете, для чего автор ввел в повествование эпизодиче­ский образ медсестры Анюты?

Каково, по вашему мнению, значение раздела «Вместо эпилога»?

Как бы вы определили идейное содержание произведения?

Действие повести происходят в маленьком австрийском городке в Альпах. Перед группой советских военнопленных возникает необычайно сложная задача: кто-то должен взорвать бомбу и ценой своей жизни обеспечить побег другим. И хотя выжить в лагере - «чудовищном комбинате смерти» - ни у кого не было надежды, никто не хотел умирать в ту минуту, когда все мысли были о свободе, о близком спасении, о том, чтобы пробраться к своим и с оружием в руках продолжать борьбу. Эта ситуация и является за­вязкой повести. И тогда один из военнопленных Иван Терешка решает пожертвовать собой. Уже в этом, полном потрясающего драматизма эпизоде, писатель подчеркивает силу духа Терешки, подумавшего в тот миг: в жизни «бывает момент, когда надо решиться закончить все од­ним махом». Но случай на этот раз спасает Ивана от гибели, и он со­вершает побег. (Учащийся читает небольшой отрывок из повести - при­мер авторской характеристики героев):


За прежние бои получил три бумажки с благодарностью от командования да две медали «За отвагу» и думал, что на большее не способен. И уже в плену, где некому было ни вдохновлять на героические подвиги, ни награждать, где за малей­шее неповиновение платили жизнью, в нем как-то сами собой проявились дух непокорства, дерзость и упрямство. Тут он увидел подноготную фашизма... 1


В концентрационных лагерях фашисты обрекали тысячи людей на нечеловеческие мучения, непосильный труд, болезни и смерть; варвар­ски уничтожали стариков, женщин и детей,- добавляет учитель.

В тюремном блокноте известный советский татарский поэт Муса Джалиль, свидетель этих зверств, с содроганием записал гневные об­личительные строки:

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, куча дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля…

(«Варварство»)

Главный герой повести – И в а н Т е р е ш к а. Именно через его, восприятие окружающей действительности, писатель одну за другим воссоздает картины побега узников и преследования их лагерной охраной. Неразговорчив, сдержан Иван. Неохотно рассказывает он Джулии о своем прошлом. Родился и вырос в белорусской деревне Терешки. Не­легко было в детстве. Однажды речь зашла о землянике, и Иван при­знался Джулии: «Я до войны не одно лето ею кормился. Земляника да молоко». А в неурожайный 1933 год довелось есть траву, с голоду умер отец. Перед войной жизнь наладилась, Иван стал трактористом, поступил техникум механизации. Потом война, фронт, радение, плен. За плечами уже четвертый побег из плена. Автор не случайно вводит в повествование рассказ об одном из ранее совершенных побегов - третьем. Ему важно показать не только силу доброты и человечности, таких людей, как Иван, Джулия или крестьянин с Волыни Петро, с ко­торым Терешку свел случай, но и осудить подлость, угодничество, пре­дательство отдельных людей в годы временной оккупации фашистами советской земли. Ведь по сути выдал Ивана Терешку немцам соотечест­венник - полицейский Гриц, поэтому Терешка в четвертый раз оказался в лагере для военнопленных.

Клеймя подлость предателя, В. Быков силой своего таланта при­вивает читателю высокие нравственные качества. Ничто, даже угроза смерти и сама смерть, не в силах поколебать жизненных принципов, идейных убеждений героев его произведений. Таков Сотников из одно­именной повести, лейтенант Ивановский из «Дожить, до рассвета», Мо­роз из «Обелиска», Иван Терешка. Через многие испытания «заставляет» писатель пройти своего героя, которого больше всего влечет «ма­ленькая упрямая надежда обрести свободу», и не всегда приметный с виду воин остается верен себе, своему народу, своему Отечеству. Он мог во время побега убить австрийского лесника, но «убивать безо­ружного не позволяла совесть». Мог оставить в горах совершенно ему незнакомую, из чужой страны узницу, Но не оставил. Не оставил, по­тому что считал непозволительным бросить я беде слабого, упавшего духом, потому что так его воспитали семья, советская школа, весь ук­лад нашей жизни.

Изображая живыми, яркими красками взаимоотношения Ивана и Джулии, писатель глубоко исследует их психологию. Доверие, при­вязанность, а потом и любовь Ивана к Джулии пришли не сразу. Сначала он не доверял ей, опасаясь, как бы девушка не стала помехой в побеге, потом все-таки решил взять ее с собой («особенно деликатни­чать с ней он не собирался»), наконец, когда Джулия, изнемогая от усталости, отказалась идти дальше, оставил ее одну, но, подумав, вернулся, подхватил и понес на руках. В переживаниях Терешки пере­плетались в тот момент и плохо скрываемое раздражение, и злость, и не. осознанное еще чувство привязанности к непрошенной спутнице, и горькая тоска по Родине, и светлая надежда найти партизан, взять в руки оружие: «В этом видел Иван теперь смысл жизни, наивысшее свое призвание и награду за все страдания и позор...» (с. 55). Писа­тель в деталях прослеживает образ мыслей, чувства и поступки своего героя. Как живой, сходит Иван Терешка со страниц повести, призывая нас всегда и во всем - малом и великом - быть честными, бескомпро­миссными.

В повести мы находим волнующие строки о большом прекрасном чувстве взаимной любви Ивана и Джулии, любви, вспыхнувшей назло всем смертям среди цветущих альпийских маков и первозданной красо­ты гор. Удивительно непосредственная, обаятельная Джулия так и оста­лась для Ивана непостижимой загадкой, «маленьким человеческим чудом, которое он неожиданно открыв в лихую годину войны, в «одном шагу от смерти».

За годы войны Иван Терешка совершенно отвык от «естественной человеческой потребности в счастье». Может быть, потому такой само­забвенной была его любовь к Джулии, подарившей, вернее возродившей в нем это выстраданное чувство человеческого счастья. Вместе- с тем необычайно усилилось и тревожное беспокойство за их общую судьбу: «Конечно, придет время, человечество уничтожит фашизм, люди испытают великую радость братства, свободную, без границ и за­претов, любовь, только вряд ли суждено этого дождаться им с Джу­лией» (с. 131-132).

На фоне лирического мотива еще значительнее воспринимается ги­бель Ивана от рук фашистских поработителей: он сделал все, что мог, дрался до последней пули, до последнего вздоха, дрался не только за себя; за свою любовь, за свое человеческое достоинство, но и за наше счастье созидать и любить, за наше настоящее и будущее. За будущее всего человечества.

Учащиеся, под руководством учителя дополняют сказанное, комментируют ответы Ивана на вопросы Джулии (иногда непростые и нелегкие для него), подчеркивая не декларированную, а глубоко осоз­нанную и прочувствованную Любовь Ивана к своей 'Родине.

Подытоживая ответы учащихся на вопрос: «Что сблизило, пород­нило белорусского парня Ивана Терешку и дочь итальянского коммер­санта Джулию Новелли?», - учитель отметит близость их идейных убеждений, сходство характеров, общность судьбы. Джулия до заклю­чения в концлагере боролась с оружием в руках в рядах итальянских партизан против фашистов. Она считает себя человеком коммунистиче­ских убеждений и является таковой на деле. На юбилее фирмы отца Джулия дерзко возразила присутствующему в их доме офицеру СД, который утверждал, что в России плохо, она бедна, некультурна. Отец ударил ее за это. Вскоре девушка ушла с коммунистом Марио к пар­тизанам.

В повести (глава 19) показаны подлинные идейные позиции и убе­ждения Джулии, ее интернационализм, восхищение нашей великой страной, которая стала главной силой 8 борьбе с фашистской тирани­ей. Уместным будет прочитать и прокомментировать отрывок из этой главы, начиная со слов: «Иван пристально посмотрел в ее строгие опе­чаленные глаза...» (с. 121) и до конца главы.

Короткие, но емкие диалоги раскрывают и мир идейных убеждений Ивана Терешки, осознающего роль, значение своей Родины во второй мировой войне («... весь Советский Союз спасает и Италию, и Францию, и Германию...»).

Удивительно тонко, психологически достоверно В. Быков сумел пе­редать непосредственность, искренность чувств, обаятельность Джулии, выразительность ее черных, «словно две маслины», глаз, то «колючих», то наполненных «горечью и обидой», то искрящихся, восторгающихся, особенность ее жестов, мимики, «затаенность» улыбки, ощущение при­косновения ее ласковых рук.

Первые приветливые слова «руссо» и «чао», воспринятые Иваном как «нелепая дерзость» (фашистские мотоциклы ревели чуть ли не над их головами), умение внимательно слушать и живо воспринимать ска­занное, четкость идейных убеждений, обезоруживающая беззащитность и завидная целеустремленность, живость ума и милое коверканье рус­ских слов, наконец, подкупающая верность, преданность - все это Джулия. И все это - большой .Труд, мастерство писателя, создавшего удивительной красоты женский образ:

«Он (Терешка - В. М.) сошел на край тропинки, дал девушке по­равняться с собой и впервые с пробудившимся интересом оглядел ее стройную, складную, хотя и неказисто одетую, фигурку. Но странное дело, эта полосатая, с чужого плеча одежда всей своей нелепостью не могла обезобразить ее врожденного девичьего обаяния, которое про­глядывало во всем: и в гибкости и точности движений, и в ласковой приятности лица, и в манере улыбаться - заразительно и радост­но» (с. 79).

Ребята обращают внимание и на эпизодический персонаж санин­структора роты, а позже медсестру санбата, Анюту. Иван служил тогда ординарцем у командира роты старшего лейтенанта Глебова. Между Глебовым и Анютой (об этом все говорили в роте) была «настоящая» любовь. Но вот Глебов тяжело ранен. Во время операции он умирает. Смерть любимого командира будто испепелила что-то в душе Ивана. Он вместе с Анютой переживал горе, которое как-то и сблизило их. Анюта заметно изменилась, «стала не по годам задумчивой и строгой». Но это длилось недолго. Вскоре она забыла о Глебове, нашелся дру­гой, а в душе Ивана осталась глубокая рана «от поруганной чужой любви».

Кое-кто из учащихся может возразить: ведь Джулия сбли­зилась с Иваном тоже после гибели Марио. Да, это так. Но с того момента уже прошло много времени. Вспомним, как настороженно сна­чала относилась она к Ивану, сохраняя в душе память о Марио, скорее боевом друге, товарище, чем о любимом. Ведь только в Иване она от­крыла для себя настоящую любовь. (При этом надо учесть и исключи­тельность обстановки, в которой оказались беглецы).

Отвечая на предпоследний вопрос, учащиеся говорят, что из не­большого раздела «Вместо эпилога» читатель узнает о дальнейшей судьбе Джулии Новелли. Она живет в Риме. Ее сын Джиованни знает русский язык, вскоре станет журналистом. Джулия - активный борец за мир, она не забыла прошлое, «черный кошмар человечества». Пись­мо Джулии - это и признательность родным Ивана Терешки за сына, и свидетельство ее большой любви и благодарной памяти к дорогому человеку, и восхищение его мужеством и добротой, и благодарность великой стране, народу, преградившему путь фашизму, и это призыв к живущим не допустить новой войны. (Желательно прочитать часть текста этого раздела, начиная со слов «Конечно, вы не забыли то страш­ное время в мире...» - и до конца раздела).

После этого выясняется идейное содержание повести. Учащиеся высказывают свои суждения, а потом коллективно приходят к вы­воду, что основная мысль «Альпийской баллады» - утверждение прин­ципов человеколюбия, патриотизма и интернационализма, торжество чистой и верной любви. Носители и хранители этих высоких принципов, этого идейного и духовного богатства - Иван Терешка и Джулия. В по­следние мгновения побега Иван спасает Джулию, которая может стать матерью. Этой жизни и многим миллионам других угрожает фашизм. Фашисты убили Ивана, но не сломили его внутренней силы, его веры в Добро и справедливость.

Однако идейное содержание повести неправильно было бы ограничить проблемами времен борьбы с фашизмом. Повесть актуальна и сейчас. Показывая нам образец гуманности, морального совершенства, писатель призывает каждого из нас сохранять нравственную чистоту. (Хорошо, если ребята приведут примеры моральной стойкости, граж­данского мужества, взятые из жизни).

Заканчивая урок, словесник отмечает некоторые характерные осо­бенности «Альпийской баллады»: суровый лаконизм языка (за исключением конца 19-й и 20-й глав, где как контраст мрачной действитель­ности созданы картины недолгого счастья влюбленных: «небо пьянило», «неистово бурлил, плескался, шумел горный ручей, во всю глубину гу­дела земля» и т. д.), достоверность обстоятельств, действий и деталей, психологический реализм, содержательность диалога, подспудно заклю­чающего в себе широкие социальные обобщения.

«Каждый из его героев, - пишет о творчестве В. Быкова Л. Ла­зарев2, - без исключения - должен пройтй жестоко-строгое испытание: сможет ли он не щадить себя, чтобы выполнить свой долг перед това­рищами, свои обязанности гражданина и патриота, сможет ли в нече­ловеческих условиях не уронить человеческое достоинство, не дрогнет ли на смертном рубеже, не решит ли, что нет ничего дороже его соб­ственного существования?»

Герои Быкова не щадили себя. И достоинства своего не роняли.

1 Быков Василь. Повести. К., 1980, с. 116. В дальнейшем ссылки на это из­дание даны в тексте.


2Лазарев Л. Василь Быков. Очерк творчества. М., 1979, с. 30.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Бахтин Сергей Фёдорович

Дата: 19.11.2014

Номер свидетельства: 132877


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства