kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы к уроку по теме "Многообразие поисков в русской поэзии 2-ой половины XX века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе содержатся материалы к уроку литературы в 11 классе. Проблема многоообразия поисков в русской пэзии 20 века изучается через анализ стихотворений И.Бродского и Б.Рыжего. Делается акцент и на воспитательной функции урока литертатуры в школе: рассматривается ценность умения благодарить. Творчесике педагоги могут менять композицию урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материалы к уроку по теме "Многообразие поисков в русской поэзии 2-ой половины XX века"»

Многообразие поисков в русской поэзии 2 половины 20 в.,

или Уроки благодарности

Материалы к уроку литературы 11 класс

Клюшменко Е.В.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Липчинская СОШ»

Слободо-Туринского МР

Свердловской области



Цель: формирование литературного сознания, развитие субъектной активности, развитие эстетического вкуса, возбуждение интереса к литературе 2 половины 20 века на основе глубокого осмысления творчества Б. Рыжего и И.Бродского, воспитание нравственных качеств.


Задачи урока:

- познакомить учащихся с творчеством и судьбой И.Бродского, Б.Рыжего; помочь осознать и почувствовать глубокий лиризм и трагизм лирики поэтов;

-воспитывать чуткость и внимательность к поэтическому слову, чувство патриотизма и чувство гордости за достижения русской литературы, литературы Урала 20 века,.

- развивать речевую культуру, эстетический подход к оценке поэтического творчества;

-формирование информационной культуры (умений выделять главное, вести конспект, нешаблонно, творчески подходить к анализу стихотворений, умения работы над проектом, создание видеом):

-развивать у учащихся чувства уверенности в себе, образное и аналитическое мышление, память, межличностные отношения, доверие.


Планируемые образовательные результаты

Ученик по окончании изучения темы урока:

- выделяет основную мысль текста (МР);

- высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР);

-самостоятельно формулирует тему урока (МР);

-планирует предстоящую познавательную деятельность (МР);

- даёт оценку творчеству поэтов (ЛР);

- аргументировано отстаивает своё мнение (МР);

- проводит анализ текста (ПР);

- называет основных исследователей творчества поэтов (ПР);

- называет основные события биографии творчества поэтов (ПР);

- рассказывает об основных этапах творчества поэтов (ПР).


Форма проведения: групповая


Тип урока: урок комплексного применения знаний, выработки умений применять их в новых учебных условиях. Урок-размышление


Методы обучения: деятельностный, частично- поисковый; диалоговые методики; творческий; объяснение; метод оценки событий, явлений..


Оборудование урока: книжные выставки, фотографии поэтов, аудио- и видеозаписи; мультимедиа, распечатка стихотворений.



Композиция урока


1.Деление на группы- игра «Ассоциации»

1.Пушкин или Лермонтов

2.Серебряный век или Золотой век русской литературы

3.Колобок или Курочка Ряба

4.Достоевкий или Л.Толстой

5.ямб или анапест

6.театр или кино

7.роман или стихотворение

8. «Я вас любил» или «Мне нравится, что я больна не вами»

9. А.Островский или А.Чехов

10.Маяковский или Есенин

11.Ахматова или Цветаева

12.эпос или лирика

13 сентиментализм или реализм

14 шар или куб

15 поэт в России больше, чем поэт… или умом Россию не понять…


2.Ролик «Лучше всех»

3. Слово учителя: всё в нашей жизни построено на антонимах действительно. Существует космогонический миф о том, что всё вышло из тьмы, Хаоса и первым было Слово, задавшее всему сущему возможность из хаоса перейти в гармонию. (Космогонические мифы — мифы о творении мира, мифы о происхождении космоса из хаоса, основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во вселенной, взаимодействия изначальных стихий). 


(Объявляется тема, каждый формулирует цель для себя, для класса, для учителя).


4.Слово учителя: но я хочу добавить тему урока присоединительной конструкцией ИЛИ.

УРОКИ чего?

Работа с текстом Пирогова Н..И., вариант 13 из тренировочных тестов «36 вариантов ЕГЭ» Цыбулько Ирины Петровны.

(1)Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным, то есть принести пользу тому, кто оказал нам некогда истинное благодеяние.(2)Неуважение к заслугам, а ещё более неблагодарность, представлялись всегда моему воображению в самом отвратительном виде.(3)В душе я никогда не был неблагодарным, но - увы!(4)На деле я не сумел или даже не захотел (кто доберется до правды, роясь в хламе сердца!) быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом.

(5) Правда, во всей моей жизни не так много случаев такого долга.

(6) Я имел твёрдое намерение отблагодарить - и не однажды, - но судьба не дала мне этого сделать…

(Пирогов Николай Иванович (1810-1881),

российский хирург, основоположник военно-полевой хирургии, педагог, общественный деятель)


Из предложения 4 выпишите слово, имеющее значение:

1.Чувство признательности к кому-н. за оказанное добро, внимание, услугу. 2. только мн. Слова, выражающие эти чувства (разг).

3.Официальное выражение высокой оценки чьего-н. труда, действий.


Укажите цифрой, в каком значении это слово употреблено.


5. Итак, УРОКИ БЛАГОДАРНОСТИ

Моя цель!!


Помогут нам в осуществлении целей сегодня два поэта: Иосиф Бродский и Борис Рыжий.

Давайте попробуем составить алгоритм наших действий (мозговой штурм):

  1. Внешний вид

  2. Биография

  3. Общение с поэтом через его поэтический мир (анализ стихотворения): фактуальная информация, подтекстовая информация, концептуальная информация.


6.Беседа по фотографиям поэтов, какими их можно предположить?

7.Рояль в кустах: Биографы (опережающее задание). Подготовили краткую синхроностическую таблицу, используя проекты выпускников прошлых лет из фондов кабинета литературы.

Что совпало? Что восхитило? Что ударило в самое сердце?

8.Чтение стихотворения Б.Рыжего «Благодарю за всё. За тишину».
наизусть подготовленным учеником.

Видео-чтение стихотворения И.Бродского «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» самим автором.

9. Анализ стихотворений 2 группы, 3 группа создаёт на мольбертах видеомы по этим стихотворениям.

10. Отчёты групп.

Примерный ответ


Иосиф Бродский

Перед нами предстал образ щедрого и заботливого, внимательного человека, прекрасного собеседника, образ глубокого, тонкого, виртуозного, целеустремлённого профессионала, талантливого рассказчика, обладающего артистической и этической свободой, одинокого создателя своего мира.

Иосифа Бродского нередко называют последним поэтом Серебряного века, хотя, возможно, он вообще последний большой русский поэт ушедшего столетия. Понятие Серебряный век относится не столько ко времени, сколько к уровню культуры. Бродский был человеком высочайшей культуры, в совершенстве овладел несколькими языками, великолепно знал мировую поэзию, был знаком с лучшими поэтами своего времени. Следуя своим предшественникам, великим поэтам века Золотого, он сумел создать свою поэзию, идущую из самой глубины сознания, свой образный язык. Он любил свою Родину и свой народ, гордился его силой и восхищался мужеством.

«Я верю, что вернусь, Ведь писатели всегда возвращаются — если не лично, то на бумаге, и если мой народ не нуждается в моей плоти, то, может быть, моя душа ему пригодится».


Борис Рыжий

Все вышесказанное подводит нас к поиску ответа на вопрос, что позволило Борису Рыжему удивительно хорошо "лечь" на традиционный образ поэта и ассоциироваться для читательской публики с классическими в русской культуре образами выразителей национального менталитета: Есенина, Лермонтова, Пушкина (множество прецедентов вписывания Б. Рыжего в парадигму классических авторов можно проследить по материалам, посвященным поэту: от литературоведческих и критических до небольших газетных заметок).

Итак, свой "высокий сан певца", выражаясь слогом Рылеева, Борис Рыжий закрепил смертью, ценою ухода из жизни дав голос своим стихам.

12. Слово учителя: одна и та же тема, 2-ая половина 20 века, а как по-разному понимается, раскрывается, в этом мы видим индивидуальность поэтов-гениев. В этом и суть многообразия поисков поэзии, особенно русской.

11.Выполнены ли цели, которые вы поставили в начале нашей встречи?

Попробуйте сформулировать ДЗ


Варианты, реально предложенные детьми:

-Эссе «Моё открытие поэта».

-Выразительное чтение наизусть любого стихотворения данных авторов .

-Видеома на текст.

-Биографию поэта- презентация.

-Ролик видеоряд к лирическому произведению

-Работа над проектом.

-Сотворить стихотворение

- Сочинение «Поэт в России больше, чем поэт»

-Ответ-рассуждение на вопрос: есть ли будущее у поэзии?


12.Рефлексия: предлагается дописать четверостишие


Кем был герой открытого урока?

Пусть рифмой подбирается ответ:

………………………………..

………………………………..

Условие: не использовать слово «поэт»

Даётся банк рифм: след- секрет- вельвет- планет- сосед -завет -факультет….момент- совет…


13.Зачитываются созданные четверостишия

14.Слово учителя-подведение итогов


























Материалы для учителя при подготовке к уроку

Анализ стихотворения Рыжего Б. «Благодарю за всё. За тишину»


Фактуальная информация


То, что можно увидеть, пощупать, осознать, нарисовать в произведении поэта можно поделить на 2 мира:1) мир окружающий-«свет звезды», осень, ненастье, заря, хлеб-соль

2)мир человека – сын, жена, гвоздь, плащ, детские стихи, приметы мира внутреннего человека – сердце. Ангел,

Первый мир- мир ночной , ненастный, грустный, печальный
Второй- рисуется пространство и время души лирич.героя, героя внешне благополучного(семья, есть куда пойти в гости, есть стихи, хлеб-соль..) но очень одинокого- вдруг мысли об ангеле, долге и мысль, что вокруг есть вроде бы всё: природа, люди, но «вы не слышите ни слова» моего. На наш взгляд, тема Одиночества, странничества, поисков себя и мира (гвоздь для пришедшего гостя)


Подтекстовая информация


Ассоциации ночного времени, вернее времени перехода вечера в ночь - уже звёзды. Но ещё звучит музыка. Да. Там за стеной музыка-удалая. Жаргонная. Блатная. Предполагающая хулиганство, вседозволенность, а здесь- Я лирич. Героя- одинокого (возможно, сын жена спят. Отсутствуют). Тяжесть мыслей, забот видится в строках «И целый мир взвалили мне на плечи»., «За осень. За ненастье. За грехи.
За неземное это сожаленье.» «Я перед жизнью в тягостном долгу». Всё время идёт перекрещивание светлого и тёмного, тёплого. Домашнего и чужого.

Мечется душа лирич героя, как заклинание он повторяет слова благодарности, перечисляет возможно для себя ради чего стоит жить БЫТЬ, но всё равно первоначальные как бы светлые образы бога и ангелов перекрываются темой Смерти, ухода (путешествия – но в мир иной)


Концептуальная информация


Повторы «За всё, за всё» 5 раз!!! анафорическая структура стихотворения также оттеняют для нас мотив одиночества, напоминают стихотворение Лермонтова «За всё За все, тебя благодарю я:..» с его пафосом отрицания, не ограничивающемся перечислением личных страданий, а простирающемся до отказа от жизни.

Эпитеты неземное это сожаленье. мутную зарю. тягостном долгу – подчёркивают мрачность интонации в споре света и тьмы( 2 строка), самого лирич героя с собой. Предпрлагаем. Что лирич герой это поэт(И целый мир взвалили мне на плечи.Благодарю за детские стихи.// За то, что сердце верит, разум знает.)

Как тяжело поэту, человеку с удивительной душой( « не могу,
чужое горе помня, жить красиво») в этом мире блатных песен ( стих написано в 1996 году, Екатеринбург, Вторчермет- улицы окраины города ,) становится всё яснее и яснее от обилия перечислений …

Тема смерти перерастает в тему изгнанничества, трагической несовместимости поэта и мира.


Давая периодизацию творчества Б. Рыжего и говоря о его последнем (весна 2000 -

весна 2001) - "музыкальном" - этапе, Юрий Казарин пишет: "Природа катастрофы поэта выражается в его духовном пути. У Бориса Рыжего, как у Пушкина, постоянно осуществлялся духовный рост - от текста к тексту, основанный на яростном и жестоком самопознании. Поэт Борис Рыжий - это сплошное самопознание, беспощадная работа над собой, это "саморост”, приведший к трагическому самовыражению". Тем самым он дает свое объяснение скорости жизни и ухода поэта, один из множества ответов на проклятый вопрос "почему?", мучающий читателя.


Итак, образ Бориса Рыжего, лирич героя в стих. в читательском сознании органично вписываемый в парадигмы классических поэтов, постоянно находящий с ними точки соприкосновения, соответствует сложившемуся на протяжении веков представлению о "настоящем" поэте. Одна из ведущих тем поэзии Рыжего - тема смерти - вместе с мотивом одиночества и отчуждения вписывают его образ поэта в традицию, условно говоря изгнанного непонятого одинокого, поэта - посредника двух миров, в чем и заключен трагизм его фигуры.

Несвоевременная гибель биографического автора тому подтверждением: смерть как бы довершает и подтверждает "высокий сан" поэта, становится доказательством способности на жертву, принимает функцию "очищения" образа поэта от всего земного, а значит перехода на иной уровень, где уже происходит мифологизация и героизация автора.


В голосе критиков появляются ноты почти отчаяния: как уберечь поэта от трагического финала? кто виноват, что такое случилось? почему это повторяется? Ретроспективный взгляд опытного читателя убеждает, что гибель поэта в истории отечественной литературы становится уже "чудовищной закономерностью", как выразился Д. Бавильский. "…Когда такое случается, хочется кого-нибудь обвинить, призвать к ответу, наказать. А кого наказывать-то? Великую русскую литературу с ее варварскими традициями? Мрачный город Екатеринбург? Недодавленную когда-то Бухариным "есенинщину”?" - пишет А. Агеев, выводя смерть Бориса Рыжего в парадигму смертей великих поэтов (отмеченная выше аналогия с Есениным), а сам факт трагической гибели поэта вписывая в "традиции русской литературы".

Итак, свой "высокий сан певца", выражаясь слогом Рылеева, Борис Рыжий закрепил смертью, ценою ухода из жизни дав голос своим стихам.



Анализ стихотворения Бродского И. «Я входил вместо дикого зверя в клетку…»


Фактуальная информация


Накануне своего сорокалетия 24 мая 1980 года Бродский написал стихотворение «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» (1980), ставшее впоследствии одним из самых популярных его текстов. Сам Иосиф Александрович очень любил это произведение, часто читал его во время публичных выступлений, рассматривал в качестве этапного, ведь в нем он подводил итоги четырех десятков лет жизни – рассуждал о прошлом, выражал отношение к настоящему и будущему. У критиков-современников стихотворение вызвало противоречивые отзывы. Литературовед Валентина Павловна Полухина сравнивала его с «Памятниками», принадлежащими перу Пушкина, Горация, Державина. Писатель Александр Исаевич Солженицын называл произведение «преувеличенно грозным

В стихотворении лирический герой, явно представляющий собой альтер эго поэта, рассказывает о важнейших событиях своей жизни.

Практически каждую строку можно сопоставить с конкретным фактом из биографии Бродского. «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» — тюремное заключение, связанное с обвинениями по делу о тунеядстве; «выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке…» — ссылка в деревню Норенская, расположенную в Архангельской области. Кстати, в интервью журналисту Соломону Моисеевичу Волкову Иосиф Александрович называл время ссылки счастливейшим в жизни. В этот период он активно занимался изучением английской поэзии, в частности, речь идет о творчестве Уистена Одена. В четвертой, пятой и шестой строках упоминается эмиграция. Герой говорит, что ему довелось жить у моря, играть в рулетку, обедать черт знает с кем во фраке, с высоты ледника озирать полмира. Далее выражено отношение к отъезду из СССР: «Бросил страну, что меня вскормила…». С ностальгией лирический герой пытался бороться не самыми правильными способами: «…и не пил только сухую воду». Из всех фактов, сообщенных в стихотворении, к числу нейтральных относятся лишь несколько, среди них – «надевал на себя что сызнова входит в моду».

Торжественный строй текста скрывает за собой одну важную вещь – герой ни о чем произошедшем не сожалеет. Все случившееся воспринимается как данность, неизбежность, практически античный рок, от которого не убежать, не скрыться.

Во второй части биографические события отходят на второй план. Герой переключается на рассказ о творчестве. Главная фраза здесь: «Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя…». Как правило, человек не способен управлять собственными снами (исключение – осознанные сновидения, но в рамках этой статьи нет смысла подробно о них говорить). В конце 1980-х Бродский писал об одном из своих снов, что пытался обеспечить его повторяемость, обращаясь со своим сверх-Я не менее жестоко, чем со своим бессознательным. Когда сновидение воспроизводится на сознательном уровне, оно становится частью творческого акта, теряя самостоятельность. Если воспринимать сон в качестве метафорического образа поэтического творчества, то «вороненый зрачок конвоя» — самоцензура. Это объясняет и следующую строчку: «Позволял своим связкам все звуки, помимо воя…».

Финал стихотворения – подведение итогов. Эта часть вызывает у литературоведов наибольшее количество споров, более или менее общепринятой ее трактовки пока не существует. Приведем здесь только одно объяснение, принадлежащее Полухиной и отличающееся прямолинейностью. По ее мнению, в конце лирический герой не проклинает и не идеализирует давно оставленные позади события, а только выражает благодарность, причем неясно, кому конкретно – судьбе ли, Господу ли, жизни ли.



Подтекстовая информация


В первой же строчке заявлен мотив несвободы: «Я входил вместо дикого зверя в клетку...» Ассоциация очевидна: дикому зверю, как и творцу, нужна свобода — но всегда находятся силы, которые хотят эту свободу отнять. Слово клетка получает в тексте расширительное значение: тюрьма, камера, узилище, несвобода вообще.

Вторая строфа вбирает в себя судьбы многих и многих представителей отечественной интеллигенции, которые стали жертвами сталинских репрессий: вместо имени у них появились «кликухи», вместо жизни — «срок». 
     В стихотворении есть ассоциативная связь между образом лирического героя и образом Ф. М. Достоевского: именно в жизни этого писателя рулетка и вся связанная с нею гамма переживаний играли большую роль. В то же время рулетка — своеобразный вызов судьбе, игра случая, попытка выиграть, как правило, неудачная. «Черт знает кто во фраке» — это представитель мира «сытых», с которым вынужден общаться лирический герой. 
   Хронотоп прослеживается так.  Время — сорок лет жизни и в то же время вся вечность. Пространство произведения очень велико: «С высоты ледника я озирал полмира». «слонялся в степях»,

Сквозная тема смерти: «трижды тонул, дважды бывал распорот».  
Мотив несвободы: герою снится «вороненый зрачок конвоя». Это отражение конфликта истинного творца и власти, которая не только стремится постоянно наблюдать за героем, но лишить его свободы. В этом плане судьба лирического героя — лишь часть многострадальной и трагической судьбы русского поэта. 
     Очевидна ассоциативная связь судьбы лирического героя с судьбами других русских поэтов: Мандельштама (мотив несвободы), Ахматовой (конфликт с властью), Цветаевой (мотив эмиграции, изгнания). Таким образом, творчество Бродского оказывается включенным в целостный литературный процесс. 


Судьба русского поэта стала темой стихотворения «Я входил вместо дикого зверя в клетку...», написанного поэтом в день своего сорокалетия, 24 мая 1980 года. Основная идея произведения — трагичность судьбы поэта. Бродский метафорически преображает воспоминания о своей собственной жизни, переплетая ее с судьбами других художников слова. 


Концептуальная информация


С одной стороны, книжная лексика («вскормила», «озирал»), подчёркивающая высокую миссию поэта, с другой- вульгаризмы («жрал», «кликуха»), просторечное выражение («чёрт знает с кем»), прочно связанные с пребыванием на принудительных работах в Архангельской области.

Уже сравнение с диким зверем в клетке подчёркивает мотив борьбы и одиночества. Ряд однородных сказуемых («слонялся...», «надевал...», «сеял...», «покрывал...» и т. д.) создаёт ощущение цепи тяжёлых испытаний, которые завершаются парадоксальным оксюмороном- «не пил только сухую воду».

который означает, что герой пил все, потому что бывал в самых разных жизненных ситуациях. 

Всё стихотворение- одна строфа. Женская рифма и перекрёстный способ рифмовки смягчают звучание достаточно резких и грубоватых строк. Поражает и звукопись: яркие аллитерации. Вот рычащие, клокочущие [р] ,[ж] уступают место плавным, наполненным звуком [л], [н], их вытесняют свистящие, как ветер в степи, как надорванные голосовые связки, [с], [з], а потом всё глохнет в тишине [ш].
      Лирический герой «не позволял себе воя». Почему? Дело в том, что человек воет, когда чувствует смертельную тоску или предельное отчаяние. Это означает, что герой Бродского не отчаялся и сохранил жажду бытия. Далее Бродский говорит, что «перешел на шепот». В этом есть проявление мудрости, которая приходит с возрастом: шепот лучше слышат, потому что внимательнее слушают. Кроме того, здесь отражена жизненная позиция самого Бродского: философия абсентеизма, то есть неучастия в политической и активной общественной жизни.

     Итогом жизненного пути, когда исполнилось сорок и жизнь позади, стал почти абсурдный вывод - «Только с горем я чувствую солидарность». Но вот последние две строчки настолько светлы, настолько пронизаны долгом настоящего поэта, что вспоминаются другие строки, которые написал 26-летний Лермонтов: "За всё, за всё тебя благодарю я: за тайные мучения страстей, За горечь слез, отраву поцелуя, За месть врагов и клевету друзей, За жар души, растраченный в пустыне, За все, чем я обманут в жизни был..." Сорок лет- своеобразный итог, переоценка ценностей. Быт (а вернее, его неустроенность) не сломили бытие, а обратились в благодарность. Любовь к Родине, какой бы она ни была, каким бы испытаниям ни подвергала лирического героя, — вот пафос звучания стихотворения. Этот патриотизм и привлек нас.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Материалы к уроку по теме "Многообразие поисков в русской поэзии 2-ой половины XX века"

Автор: Елена Владимировна Клюшменко

Дата: 29.11.2020

Номер свидетельства: 564845


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства