Воспитывать положительные качества характера; искренность, доброжелательность, доброту, терпимость друг к другу.
На уроке создаются проблемные ситуации, монологические ответы,рассказы об исполнителях роли Хлестакова, сообщения, предполагается работа в парах,ролевое чтение,тестирование
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать положительные качества характера; искренность, доброжелательность, доброту, терпимость друг к другу.
Оборудование: рисунки с изображением Хлестакова; фотографии актёров игравших роль Хлестакова; тесты; плакаты с запись эпиграфа урока.
Эпиграф: Хлестакову принадлежит главная роль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты около Солнца.
Ю. Манин.
Он добрая душа, по-своему мечтатель и наделён неким обранчивым обаянием, изяществом повесы…
В.В. Набоков.
I. Организация начала урока.
–Ребята, у нас сегодня гости. Давайте посмотрим на них и поприветствуем. Сядем тихонько и начнём урок.
II. Реализация домашнего задания.
(Данная работа предваряет дальнейшую работу над комедией и подготавливает почву для восприятия образа Хлестакова).
– Дать небольшой письменный ответ на вопрос:
Почему, отвергнув предложение Земляники и Ляпкина-Тяпкина, почитавших необходимым встречать ревизора «парадом», торжественной процессией, городничий решает отправиться в гостиницу «приватно», т.е. частным образом, неофициально, «для прогулки»?
(Заслушивание ответов детей)
Обобщение:
(Дальновидность, сообразительность Сквозника-Дмухановского не раз позволяли ему благополучно переживать разные «трудные случаи» да ещё и благодарности получать при этом. Он поступал обдуманно и расчётливо:
Если чиновник-ревизор скрывает своё имя и положение, если он хочет сохранить инкогнито, то торжественная встреча означала бы, что он узнан, а это вряд ли понравится петербургскому гостю.
Появляясь в гостинице как заботливый хозяин города, чтобы узнать, «не терпят ли проезжающие неприятностей», городничий не только не нарушает инкогнито ревизора, но и предстаёт перед ним при самых выгодных обстоятельствах – в заботах об удобствах и благополучии горожан и случайных проезжих.
А также посещение гостиницы создаёт очень удобные для городничего условия, чтобы разузнать о приехавшем познакомиться с ним без посторонних свидетелей.)
III. Слово учителя.
Городничий отправляется в гостиницу , чтобы «разнюхать» и «приручить» ревизора. Но особенность гоголевской комедии в том, что чиновники ведут борьбу против призрака, сотворённого их нечистой совестью и страхом расплаты.
Противник фактически отсутствует: тот, кто принят за ревизора, даже не подозревает об этом и не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников. Тем смешнее усилия городских плутов и пройдох улестить мнимого ревизора, понравиться ему, найти с ним общий язык и отвести готовую грянуть над ними грозу. Именно, по мнению городской администрации так и должен вести себя петербургский ревизор, сохраняющий строгое инкогнито.
IV. Проблемная ситуация
(Чтение учителем отрывка из «Ревизора» д.III,(яв.2)).
–О ком это ведут разговор персонажи комедии «Ревизор»?(о Хлестакове)
V. Сообщение темы и цели урока.
– Да, правильно, вот сегодня мы с вами и поговорим об этом персонаже.
(Тема урока: чтение с доски)
Цель: получить представление о характере Хлестакова, узнать о его прошлой жизни.
Почему о нём? Прочитаем 1-й эпиграф? Вы согласны с мнением Ю. Манина, как вы это понимаете?
– Но прежде, чем перейти к работе над его образом давайте послушаем сообщение об исполнителях роли Хлестакова(каким они его представляли и изображали, рассматривание фото по ходу чтения).
VI. Рассказ об исполнителях роли Хлестакова.
(сообщение учащихся)
VII. Работа над образом Хлестакова.
1. Кто же этот Иван Александрович Хлестаков из Петербурга?
1) Прочтите, что пишет Гоголь о Хлестакове в «Замечаниях для господ актёров»(учебник с.83).
Рассмотрите рисунок –доска.
Какие черты внешнего облика Хлестакова передаёт художник на своем рисунке?
Какие черты характера Хлестакова стремится подчеркнуть художник?
(Читаем эпиграф 2)
Согласны ли вы с Набоковым?
2. В «Предуведомлении для тех, кто пожелал бы сыграть как следует «Ревизора» Гоголь дополняет эту характеристику:
«Хлестаков сам по себе ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим.
Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чьё-нибудь внимание».
3. Что мы узнаём о Хлестакове из монолога «Осипа» д.II я.1.
(сообщение учащихся)
Почему этот монолог дан перед встречей городничего с Хлестаковым и до появления героя на сцене?
Кто такой елистратишка?
(Чтение сноски в тексте комедии с.93)
4. Чтение по ролям(д.II я.2)
Хлестаков впервые появляется во II д. яв.2.
Во 2-м явлении Гоголь снабжает движение Хлестакова зрительными ремарками? Найдите их. На что обращает внимание автор?
(Они указывают на различное звучание голоса, тона речи: от барственно-повелительного к вопросительно-униженному. Но когда и это не помогает, в нем опять просыпается барин).
Ребята, а чем занимался Хлестаков до возвращения в номер?(яв.3)
(Голодный и усталый после шатания по городу(тщетно пытался взять в лавках что-нибудь в дом).
Всё это подтверждает крайнее бедственное положение барина и слухи(«даже тошнит, как есть хочется»).
5. Чтение учащимся отрывка из книги А. Станиславского «Работа актёра над ролью»(см. Турьянская и др. с. 108-109).
С первого появления на сцене Хлестаков неопределёнен и непоследователен во всём, он то распущен и нагл, то жалок. Как сказал Гоголь в «Замечаниях» «говорит и действует без всякого соображения, поистине без царя в голове».
6. Что можно сказать о жизненных целях и характере Хлестакова на основании его монолога в V явлении II д.
(Любит пустить пыль в глаза произвести фурор, полон презрения к провинции, любит поважничать, пококетничать с барышнями, любит порисоваться).
7. А что ещё нового узнаём мы о Хлестакове, прочитав 6-е явление?
(Содержание этого явления дополняет характеристику Хлестакова: даже затруднительные обстоятельства не могут заставить Хлестакова всерьёз задуматься над чем бы то ни было. Едва уломали хозяина и принесли скверный обед, как уже и капризничает, и угрожает и бранится, и заносится: «Канальи, Подлецы! И даже хотя бы какой-нибудь соус или пирожное. Бездельники! Дерут только с проезжающих!»)
Найдите в 6-м явлении реплику Хлестакова, которая даёт возможность принять его за ревизора?
(… в столовой сегодня… Завистливое внимание голоного Хлестакова к содержимому чужих тарелок принято Бобчинским и Добчинским за прозорливую наблюдательность дотошность ревизорского взгляда, что именно этого беспечного, глупого, тщеславного трусливого петербургского шалопая принили за «государственного человека», и теперь к нему направляется очень встревоженных городничий со своей хитро сплетённой сетью для «уловления» ревизора)
Представим путь городничего его состояние по пути в гостиницу: о чем он думал?
Рассматривание иллюстраций художника Константиновского.
(Страх овладел им, но ему очень важно узнать, какой властью он наделён)
Прочитайте ремарки конца 7-го и начала 8-го явлений.
О чём они говорят?
(Оба и городничий и Хлестаков –ждут от этой встречи решений своей судьбы, каждый перед собой видит противника, обличённого властью и поддерживаемого законом)
8. Чтение по ролям заранее подготовленных участников 8 яв. II д.
9. Групповая работа
Как ведут селя оба действующих лица?
(Оба ведут себя естественно, оправданно в соответствии со своим положением, но каждое слово сказанное одним героем в одном смысл, воспринимается другим героем в другом смысле)
Проверка д/з.
1-я группа: предлагается «думать» и чувствовать за городничего.
2-я группа: думает и чувствует за ревизора.
Как же могло случиться, что пройдоха городничий не распознал Хлестакова?(см. Турьлиская с.110)
Чем же смешна эта сцена?
(Несоответствием поведения и ситуации: истина скрыта от городничего, страх затмил разум, и он возвёл Хлестакова на пьедестал важной особы)
Почему Хлестаков принимает угодничество городничего за чистую монету?
(Если бы он был поумнее странность поведения городничего сбила бы его с толку, ведь городничий признаётся в таких вещах, какие не могут быть ему выгодны)
VIII. Обобщение изученного материала.
Тестирование.
1) б) в) г) 3б 2) а) б) в) 3) а) б) в) 4) в)
1б 1б 1б 5б 0б 1б 4б 5б 2б 5б
Что же мы узнали сегодня на уроке о Хлестакове?
(Он петербургский неудачник, пустейший елистратишка, которого строгий отец призывает к ответу за мотовство и безделье, сидит в трактире без гроша в кармане. Он любит пустить пыль в глаза, произвести фурор. Хлестаков не способен задуматься над своим положением, он надеется на случай. К провинции он полон презрения, поэтому важничает. Но он и трусоват, быстро переходит от требовательного тона к робкому. Он любит порисоваться и быстро входит в роль. Главная, его черта: «несколько приглуповой», «без царя в голове», «пустейший»)
Тест.
1. Отметьте причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора?
а) Рассказы Хлестакова;
б) Страх;
в) Недоразумение;
г) Известие о приезде ревизора.
2. Что является отличительной чертой Хлестакова?
а) легкомыслие;
б) хитрость;
в) трусость.
3. Какую меру против ревизора Городничий считает наиболее надёжной?
а) лесть и угождение;
б) взятку;
в) наведение внешнего порядка в городе.
4. Кто из персонажей «Ревизора» говорит о себе, что у него «лёгкость в мыслях необыкновенная»?