Мастер-класс по подготовке к олимпиаде по литературе
Мастер-класс по подготовке к олимпиаде по литературе
Материалы к мастер-классу
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче … погляди в окно.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом лежит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Опорные слова для анализа стихотворения
Тема стихотворения.
В стихотворении (название, автор) говорится о…, описывается…., автор рисует…..
Пафос
В стихотворении царит….настроение, пронизано….настроением, настроение этого стихотворения …., (меняется или не меняется на протяжении всего стихотворения.)
Композиция
Стихотворение можно разделить на … частей или стихотворение состоит из … частей.
Стихотворение делится на …строф, каждая из которых представлена (катреном, двустишием и т.д.). Первая строфа – описание…., вторая- рассуждение о….
Если нет частей, найди строки, в которых заключен философский смысл стихотворения: (Главные слова в этом стихотворении… связаны с темой и идеей стихотворения.)
Ритм и размер
Звучание стихотворения определяет (ямб, хорей или др.) или стихотворение написано (ямбом или др.), что задает ритм стихотворению.
Фонетические средства
В стихотворении мы словно слышим …(шелест листьев, шорох ветра и т.д.) Это достигается путем повторения… звуков.
Шорох листьев, раскаты грома, шум дождя ит.д. передаются при помощи приема аллитерации или ассонанса.
Звуковой фон создается повторяющимся звуком… Это позволяет нам пережить вместе с героем (или поэтом, автором) чувство… (радости, тревоги, покоя и т.д.)
Лексические средства
Для создания образа… автор использует изобразительно – выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения ит.д.)
Путем метафор (перечислить их) автор рисует живой образ…
Как значимы и выразительны здесь эпитеты – они несут на себе основную смысловую нагрузку.
За счет использования (олицетворений, метафор) поэт создает яркую картину…( утра, вечера, ночи, зимы, весны и т.д.)
Понять содержание, почувствовать происходящее помогают эпитеты (перечислить их из текста).
Синтаксические средства
В данном тексте использованы (простые предложения, сложные, односоставные, назывные, с однородными членами и т.п.), которые выполняют очень важную роль, они представляют действие (явление) многогранно, более точно.
Синтаксические конструкции подчинены … (общему движению, описывают состояние души).
Выразительности речи способствует и инверсия (обратный порядок слов).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по подготовке к олимпиаде по литературе»
Анализ текста и творческие задания
(подготовка к олимпиаде по литературе)
Кирсанова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
Сакулинской основной школы
2015 год
Первая часть содержит задания, нацеленные на выявление уровня начитанности, на проверку знания и понимания текстов конкретных произведений, литературных фактов. Необходимо дать краткий ответ информационного характера: по фрагменту отметить название произведения, указать его автора, время написания, определить жанровую принадлежность, героев, установить соответствия и т.п.
Задания этой части рассчитаны на проверку знаний биографического и историко-литературного контекста произведения, усвоения основ теории литературы и умения грамотно пользоваться литературоведческой терминологией.
Задания позволяют определить, как участник олимпиады владеет терминами. При ответе необходимо продемонстрировать умение в письменной речи при ответе на поставленный вопрос передать сущность собственного понимания обозначенной проблемы.
Задания направлены на проверку навыков анализа и интерпретации произведений соответствующего жанра: прозаического текста или поэтических текстов. Задания этой части выявляют творческие способности учащихся, связаны с восприятием, истолкованием и оценкой произведений художественной литературы, знанием теории литературы, позволяют продемонстрировать уровень письменной культуры речи учащихся. ИНТЕРПРЕТА́ЦИЯ тэ, интерпретации, ·жен. ( ·лат. interpretatio) ( ·книж. ).
восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства;
язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).
Поэтический синтаксис . (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи) - риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа; - повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений; - антитезы – противопоставления;
Необходимо: - определить ведущее переживание , чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; - выяснить стройность композиционного построения , его подчиненность выражению определенной мысли; - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; - выделить основные части поэтического произведения : показать их связь (определить эмоциональный « рисунок » ).
нега — наслаждение (устар.);
взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.);
вечор — вчера (диал.);
нынче — сейчас (устар.);
озарена — освещена (устар.);
велеть — приказать (устар.);
запречь — запрячь, запрягать (диал.);
предадимся — отдадимся (устар.).
ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха
Схема: — / — / — / — /… То есть: первый слог в строке безударный, второй ударный, третий безударный, четвёртый ударный, и так далее.
Напишите творческую работу в стиле «вредных советов» Г.Остера.
Напишите сочинение на тему «Сказка в моей жизни»
Напишите рассказ на тему «Река моего детства…»
Напишите небольшое сочинение (объем 50-70 слов) на тему «Край родной, навек любимый…»
Сочините небольшой связный текст, употребив слова в данной последовательности (формы слов могут быть разными). Однажды, дровосек, лиловый, балкон, вкрутую, вертолет, грядка, шампунь, живопись, баскетбол, предъявить, шелуха, лунный, школа.
Сочинение-миниатюра в заданном стиле и жанре (рецензия, отзыв, стилизация, пародия), желательно с учетом региональной специфики.
Сочинение по предложенному началу, по предложенной теме, по картине, по опорным словам, в виде письма человеку иной эпохи и культуры.
Напишите 15-20 предложений на тему «Нужна ли сегодня поэзия?»
Напишите сочинение- миниатюру «Когда я был(а) маленьким(ой)»
Как понимаете счастье вы, герои 21 века?
Создайте произведение о природе в жанре японской поэзии - хокку (нерифмованное трёхстишие)
Напишите сочинение-рассуждение на тему «За что я люблю(не люблю) осень»
Напишите сочинение от имени предмета (старый шкаф, настольная лампа и т.д.)
Напишите творческую работу в жанре письма на одну из тем: «Письмо на фронт», «Письмо с фронта», «Письмо фронтовику»
Схема текста письма
Письмо
I Обращение.
Начальная фраза о состоянии переписки
II Основное содержание письма.
Сообщение о новостях.
Информация для адресата.
Дорогая мама!
Получил Ваше письмо.
Получил известие о том …
III Вопросы адресату.
Благодарность.
Просьбы. Приглашения.
Приветы.
Опишу Вам, как идет моя жизнь.
У нас много новостей…
К нам приезжали гости…
Как Вы живете? Как Ваше здоровье? Какие у Вас новости? Спасибо за то, что… Я прошу Вас написать мне о … Передайте привет…Приезжайте…
IV Прощание.
Подпись.
Дата и место написания.
До свидания. Любящий Вас сын…
С уважением к Вам …
3 ноября 2011 года. Сакулино.
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Словосинквейнпроисходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительными). Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительными). Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительными).
Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы