kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс по подготовке к олимпиаде по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к мастер-классу

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче … погляди в окно.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом лежит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

   Опорные слова для анализа стихотворения

Тема стихотворения.

В стихотворении (название, автор) говорится о…, описывается…., автор рисует…..

 Пафос

В стихотворении царит….настроение, пронизано….настроением, настроение этого стихотворения …., (меняется или не меняется на протяжении всего стихотворения.)

 Композиция

Стихотворение можно разделить на … частей или стихотворение состоит из … частей.

Стихотворение делится на …строф, каждая из которых представлена (катреном, двустишием и т.д.). Первая строфа – описание…., вторая- рассуждение о….

Если нет частей, найди строки, в которых заключен философский смысл стихотворения: (Главные слова в этом стихотворении… связаны с темой и идеей стихотворения.)

 Ритм и размер

Звучание стихотворения определяет (ямб, хорей или др.) или стихотворение написано (ямбом или др.), что задает ритм стихотворению.

 Фонетические средства

В стихотворении мы словно слышим …(шелест листьев, шорох ветра и т.д.) Это достигается путем повторения… звуков.

Шорох листьев, раскаты грома, шум дождя ит.д. передаются при помощи приема аллитерации или ассонанса.

Звуковой фон создается повторяющимся звуком… Это позволяет нам пережить вместе с героем (или поэтом, автором) чувство… (радости, тревоги, покоя и т.д.)

 Лексические средства

  1. Для создания образа… автор использует изобразительно – выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения ит.д.)
  2. Путем метафор (перечислить их) автор рисует живой образ…
  3. Как значимы и выразительны здесь эпитеты – они несут на себе основную смысловую нагрузку.

    За счет использования (олицетворений, метафор) поэт создает яркую картину…( утра, вечера, ночи, зимы, весны и т.д.)

  4. Понять содержание, почувствовать происходящее помогают эпитеты (перечислить их из текста).
  5.  Синтаксические средства

    В данном тексте использованы (простые предложения, сложные, односоставные, назывные, с однородными членами и т.п.), которые выполняют очень важную роль, они представляют действие (явление) многогранно, более точно.

    Синтаксические конструкции подчинены … (общему движению, описывают состояние души).

    Выразительности речи способствует и  инверсия (обратный порядок слов).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по подготовке к олимпиаде по литературе»

Анализ текста и творческие задания (подготовка к олимпиаде по литературе) Кирсанова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории  Сакулинской основной школы 2015 год

Анализ текста и творческие задания

(подготовка к олимпиаде по литературе)

Кирсанова Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

Сакулинской основной школы

2015 год

Первая часть содержит задания, нацеленные на выявление уровня начитанности, на проверку знания и понимания текстов конкретных произведений, литературных фактов. Необходимо дать краткий ответ информационного характера: по фрагменту отметить название произведения, указать его автора, время написания, определить жанровую принадлежность, героев, установить соответствия и т.п.
  • Первая часть содержит задания, нацеленные на выявление уровня начитанности, на проверку знания и понимания текстов конкретных произведений, литературных фактов. Необходимо дать краткий ответ информационного характера: по фрагменту отметить название произведения, указать его автора, время написания, определить жанровую принадлежность, героев, установить соответствия и т.п.
Задания этой части рассчитаны на проверку знаний биографического и историко-литературного контекста произведения, усвоения основ теории литературы и умения грамотно пользоваться литературоведческой терминологией. Задания позволяют определить, как участник олимпиады владеет терминами. При ответе необходимо продемонстрировать умение в письменной речи при ответе на поставленный вопрос передать сущность собственного понимания обозначенной проблемы.
  • Задания этой части рассчитаны на проверку знаний биографического и историко-литературного контекста произведения, усвоения основ теории литературы и умения грамотно пользоваться литературоведческой терминологией.
  • Задания позволяют определить, как участник олимпиады владеет терминами. При ответе необходимо продемонстрировать умение в письменной речи при ответе на поставленный вопрос передать сущность собственного понимания обозначенной проблемы.
Задания направлены на проверку навыков анализа и интерпретации
  • Задания направлены на проверку навыков анализа и интерпретации произведений соответствующего жанра: прозаического текста или поэтических текстов. Задания этой части выявляют творческие способности учащихся, связаны с восприятием, истолкованием и оценкой произведений художественной литературы, знанием теории литературы, позволяют продемонстрировать уровень письменной культуры речи учащихся. ИНТЕРПРЕТА́ЦИЯ тэ, интерпретации,  ·жен.  ( ·лат.  interpretatio) ( ·книж.  ).
  • 1.  Толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-нибудь. Интерпретация законов. Интерпретация текста.
При оценке заданий I и II частей учитываются: знание текстов художественных произведений; знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его; владение литературными понятиями; историко-культурная эрудиция; правильность, полнота и точность ответа; язык и стиль изложения: композиционная стройность, логичность, ясность, речевая грамотность; глубина и самостоятельность в раскрытии темы.  При оценке заданий III части учитываются:

При оценке заданий I и II частей учитываются:

  • знание текстов художественных произведений;
  • знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его;
  • владение литературными понятиями; историко-культурная эрудиция; правильность, полнота и точность ответа;
  • язык и стиль изложения: композиционная стройность, логичность, ясность, речевая грамотность; глубина и самостоятельность в раскрытии темы.

При оценке заданий III части учитываются:

  • глубина постижения текста (тема, жанр, сюжет, герои, композиция, стиль, направление, художественная идея);
  • умение определять авторскую позицию;
  • владение основами анализа поэтического текста;
  • восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства;
  • язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).
Поэтический синтаксис .  (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)  - риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;   - повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;   - антитезы – противопоставления;   Поэтическая фонетика .  Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.   - Аллитерация – повторение согласных звуков;   - Ассонанс – повторение гласных звуков;   - Анафора – единоначалие, повторение начала строк.
  • Поэтический синтаксис . (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи) - риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;  - повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;  - антитезы – противопоставления; 
  • Поэтическая фонетика . Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.  - Аллитерация – повторение согласных звуков;  - Ассонанс – повторение гласных звуков;  - Анафора – единоначалие, повторение начала строк.
Необходимо:    - определить ведущее переживание , чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;    - выяснить стройность композиционного построения , его подчиненность выражению определенной мысли;    - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)    - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;    - выделить основные части поэтического произведения : показать их связь (определить эмоциональный « рисунок » ).  

Необходимо:   - определить ведущее переживание , чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;   - выяснить стройность композиционного построения , его подчиненность выражению определенной мысли;   - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)   - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;   - выделить основные части поэтического произведения : показать их связь (определить эмоциональный « рисунок » ).  

нега — наслаждение (устар.); взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.); вечор — вчера (диал.); нынче — сейчас (устар.); озарена — освещена (устар.); велеть — приказать (устар.); запречь — запрячь, запрягать (диал.); предадимся — отдадимся (устар.).
  • нега — наслаждение (устар.);
  • взор — взгляд, но в тексте — глаза (устар.);
  • вечор — вчера (диал.);
  • нынче — сейчас (устар.);
  • озарена — освещена (устар.);
  • велеть — приказать (устар.);
  • запречь — запрячь, запрягать (диал.);
  • предадимся — отдадимся (устар.).
ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха Схема: — / — / — / — /…  То есть: первый слог в строке безударный, второй ударный, третий безударный, четвёртый ударный, и так далее.
  • ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха
  • Схема: — / — / — / — /… То есть: первый слог в строке безударный, второй ударный, третий безударный, четвёртый ударный, и так далее.

  • Напишите творческую работу в стиле «вредных советов» Г.Остера.
  • Напишите сочинение на тему «Сказка в моей жизни»
  • Напишите рассказ на тему «Река моего детства…»
  • Напишите небольшое сочинение (объем 50-70 слов) на тему «Край родной, навек любимый…»
  • Сочините небольшой связный текст, употребив слова в данной последовательности (формы слов могут быть разными). Однажды, дровосек, лиловый, балкон, вкрутую, вертолет, грядка, шампунь, живопись, баскетбол, предъявить, шелуха, лунный, школа.
Сочинение-миниатюра в заданном стиле и жанре (рецензия, отзыв, стилизация, пародия), желательно с учетом региональной специфики. Сочинение по предложенному началу, по предложенной теме, по картине, по опорным словам, в виде письма человеку иной эпохи и культуры. Напишите 15-20 предложений на тему «Нужна ли сегодня поэзия?» Напишите сочинение- миниатюру «Когда я был(а) маленьким(ой)»
  • Сочинение-миниатюра в заданном стиле и жанре (рецензия, отзыв, стилизация, пародия), желательно с учетом региональной специфики.
  • Сочинение по предложенному началу, по предложенной теме, по картине, по опорным словам, в виде письма человеку иной эпохи и культуры.
  • Напишите 15-20 предложений на тему «Нужна ли сегодня поэзия?»
  • Напишите сочинение- миниатюру «Когда я был(а) маленьким(ой)»
Как понимаете счастье вы, герои 21 века? Создайте произведение о природе в жанре японской поэзии - хокку (нерифмованное трёхстишие) Напишите сочинение-рассуждение на тему «За что я люблю(не люблю) осень» Напишите сочинение от имени предмета (старый шкаф, настольная лампа и т.д.) Напишите творческую работу в жанре письма на одну из тем: «Письмо на фронт», «Письмо с фронта», «Письмо фронтовику»
  • Как понимаете счастье вы, герои 21 века?
  • Создайте произведение о природе в жанре японской поэзии - хокку (нерифмованное трёхстишие)
  • Напишите сочинение-рассуждение на тему «За что я люблю(не люблю) осень»
  • Напишите сочинение от имени предмета (старый шкаф, настольная лампа и т.д.)
  • Напишите творческую работу в жанре письма на одну из тем: «Письмо на фронт», «Письмо с фронта», «Письмо фронтовику»
Схема текста письма Письмо I Обращение. Начальная фраза  о состоянии переписки II Основное содержание письма. Сообщение о новостях. Информация для адресата. Дорогая мама! Получил Ваше письмо. Получил известие о том … III Вопросы адресату. Благодарность. Просьбы. Приглашения. Приветы. Опишу Вам, как идет моя жизнь. У нас много новостей… К нам приезжали гости… Как Вы живете? Как Ваше здоровье? Какие у Вас новости? Спасибо за то, что… Я прошу Вас написать мне о … Передайте привет…Приезжайте… IV Прощание. Подпись. Дата и место написания. До свидания. Любящий Вас сын… С уважением к Вам … 3 ноября 2011 года. Сакулино.

Схема текста письма

Письмо

I Обращение.

Начальная фраза о состоянии переписки

II Основное содержание письма.

Сообщение о новостях.

Информация для адресата.

Дорогая мама!

Получил Ваше письмо.

Получил известие о том …

III Вопросы адресату.

Благодарность.

Просьбы. Приглашения.

Приветы.

Опишу Вам, как идет моя жизнь.

У нас много новостей…

К нам приезжали гости…

Как Вы живете? Как Ваше здоровье? Какие у Вас новости? Спасибо за то, что… Я прошу Вас написать мне о … Передайте привет…Приезжайте…

IV Прощание.

Подпись.

Дата и место написания.

До свидания. Любящий Вас сын…

С уважением к Вам …

3 ноября 2011 года. Сакулино.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что по­зволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Слово  синквейн происходит от французского, означающего пять.
  • Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что по­зволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
  • Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.
  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительными). Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительными). Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительными).
  • Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  • Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  • Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  • Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
Вулканы  Преподавание Раскаленные докрасна  Чтение Сложное, тяжелое Вырывающийся изнут­ри Природная огненная топка Бросающее вызов, ук­репляющее, полезное Свободное, активное Участвующее, деляще­еся, обучающее Связывающее новое с уже известным Ад Свечение в темноте Обучение Просвещение

Вулканы

Преподавание

Раскаленные докрасна

Чтение

Сложное, тяжелое

Вырывающийся изнут­ри

Природная огненная топка

Бросающее вызов, ук­репляющее, полезное

Свободное, активное

Участвующее, деляще­еся, обучающее

Связывающее новое с уже известным

Ад

Свечение в темноте

Обучение

Просвещение

Успехов вам в решении олимпиадных заданий!

Успехов вам в решении олимпиадных заданий!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Мастер-класс по подготовке к олимпиаде по литературе

Автор: Кирсанова Елена Владимировна

Дата: 04.01.2016

Номер свидетельства: 272129


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства