Выступление на мастер-класс
«Творческая мастерская «Поэзия – голос души»
Добрый день, уважаемые коллеги!
- Сегодняшнее наше занятие я хочу начать со сказки.
«Жил-был один очень деловой человек, который не замечал шелеста листьев, не любовался закатом, никогда не глядел на звезды. Он не любил ни музыки, ни стихов: ему всегда было некогда, он всегда куда-то спешил…
И вот однажды он заболел. Он подолгу лежал у открытого окна и вдруг услышал, как шепчутся листья! И впервые деловой человек заплакал не от боли, а от чего-то такого, что он не мог выразить словами.
У него словно приподнялся занавес с души: с этого дня он стал замечать всё красивое вокруг. И от этого он радовался и улыбался открыто».
- Что же так преобразило делового человека? (Он увидел красоту вокруг, в нём проснулась душа)
- А как и при помощи чего человек сможет поделиться с другими тем, что затронуло его душу? (При помощи творчества, искусства, например, поэзии…)
- Поэзия даёт возможность нам выражать чувства, учит мечтать. Поэзия – это крылья души, самая величественная форма, в которую может облечься человеческая мысль, это истинная и высокая правда о человеке, о его жизни, о жизни его души; это его духовное достояние, его искренность, нежность, доброта, любовь и другие чувства, существующие в сердце.
- Я приглашаю вас сегодня в творческую мастерскую «Поэзия – голос души», где мы с вами попробуем выразить свои чувства через искусство слова… Мастерская творческая, и я надеюсь, что каждый из вас сможет почувствовать себя сегодня творцом.
Ход занятия
- Если мастерская называется «Поэзия – голос души», то, что мы будем создавать? (Мы будем учиться писать стихи)
- Всегда ли нам легко выразить свои мысли, рассказать о своих чувствах? (Нет, трудно бывает подобрать слова, рифму)
- Как сделать так, чтобы наша речь была красивее, богаче, выразительнее? (Нужно больше читать)
- Валерий Брюсов утверждал: «Поэт – художник слов: они для него то же, что краски для живописи или мрамор для скульптора». А организуются слова в стихотворную речь при помощи рифмы и ритма.
- Я вас приглашаю в мир поэзии. Давайте с вами попробуем подобрать рифмы к словам.
- Подбери рифмы.
Природа – свобода, народа, погода…
Пора – гора, детвора, добра, серебра, игра…
Чудеса – небеса, голоса, словеса, полоса…
Мечтать – летать, знать, звать, развивать, танцевать…
Свет – привет, совет, рассвет, ответ, цвет…
- Но если подбирать рифму без определенного смысла, то получится набор фраз, помните, как это получилось у Незнайки: «Знайка шел гулять на речку, проглотил случайно свечку».
- Давайте усложним нашу задачу и попробуем дописать начатое произведение, отразив в четверостишии определенную идею.
- Продолжи строчку.
Природа – лучшее на свете.
Человек обязан знать,
Что ради жизни на планете
Ее он должен охранять.
- Стихи писать сложно, это дано не каждому, но научиться может попробовать каждый. А если совершенствовать свои навыки, то можно достичь определенных результатов в поэтическом искусстве.
Недаром многие русские поэты, начиная свою творческую деятельность, совершенствовали свои навыки, переводя зарубежную классику. Изначально они переводили стихи с иностранного языка в прозу, а затем прозу перекладывали на стихи, совершенствуя форму.
Перевод С. Я. Маршака стихотворения Роберта Бёрнса The Winter Of Life («Зима жизни») |
Оригинал на английском языке | Проза | Поэзия |
But lately seen in beautiful green, The woods rejoiced the day; Through gentle showers the laughing flowers In double pride were gay; But now our joys are fled On winter blasts away, Yet maiden May in rich array Again shall bring them all. | Совсем недавно все в зелёном леса цвели. И даже в ливни радость жизни была в цветах. Но теперь исчезли былые радости, Зимний ветер всё сдул. Теперь их вернет лишь ясный май. | Давно ли цвел зеленый дол Лес шелестел листвой, И каждый лист был свеж и чист От влаги дождевой. Где этот летний рай? Лестная глушь мертва. Но снова май придет в наш край И зашумит листва. |
Есть еще один важный фактор при создании стихотворных произведений – это вдохновение. Многих великих поэтов вдохновляли пейзажи русской природы.
Посмотрите на репродукции картин известных русских художников, изображающих природу в разные времена года. Постарайтесь написать несколько предложений, относящихся к тому времени года, которому ваши душа и сердце отдают предпочтение. Попробуйте нарисовать словами, то, что изобразили нам художники на своих полотнах, передать свои чувства в прозаической форме.
Видеофрагмент (Времена года).
Творческая работа.
- Надеюсь, что вы смогли выразить словами чувства, возникшие у вас в процессе просмотра.
Чтение получившихся предложений о каждом времени года.
- Попробуйте превратить прозаические мысли в поэтические.
Чтение получившихся четверостиший о каждом времени года.
Проза | Поэзия |
Весна Природа проснулась. Пришла весна. В мире стало тепло и ярко. Как весело жить! | Весна (Пишут самостоятельно) Природа пробудилась ото сна. Значит – к нам пришла весна. В мире стало ярче и теплей, Жить всем будет веселей! |
Лето Летом много солнца, света, счастья, тепла. Лето дарит нам, друзья, хорошие эмоции! | Лето (Слайд 16) Сколько солнца, сколько света! Мы встречаем дружно лето! Море счастья и тепла Дарит нам оно, друзья! |
Осень Листья пожелтели. Птицы больше не поют. Люди хотят лета, но осень обязательно должна наступить. | Осень (Слайд 15) Вот и листья пожелтели, Птичьи смолкли голоса, Люди лета захотели, Но без осени нельзя. |
Зима Природа зимой отдыхает от летней суеты. Все засыпает вокруг. Люди тоже отдыхают душой. | Зима (Слайд 14) Зимой природа отдыхает От летней вечной суеты, Вокруг все быстро засыпает, Отдохни душой и ты. |
Рефлексия.
- Что вы испытывали в момент творчества? (Радость, восторг, интерес…)
- Появилось ли желание, написать еще хоть раз стихи?
- Какие слова, выражения понравились из прозвучавших?
- Какие трудности вы испытывали?
- Так скажите, каков труд поэта? Что он до нас должен донести? (Создать хорошее стихотворение трудно, но человек, чье сердце открыто для любви к людям, к матери, к природе, откликнется на голос поэзии).
- Желаю вам творческого вдохновения! А главное – помните, что ничего невозможного нет, нужно приложить максимум усилий, чтобы достичь результата. Притча «Все в твоих руках!»
- Спасибо вам, что хорошо поработали. Надеюсь, что у кого-то возникло желание попробовать себя в поэтическом искусстве. Я вам дарю небольшие сувениры – символы творчества.
3