Мастер-класс: "Методика организации анализа литературного произведения в начальной школе в контексте ФГОС НОО".
Мастер-класс: "Методика организации анализа литературного произведения в начальной школе в контексте ФГОС НОО".
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке литературного чтения, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках литературного чтения в начальной школе
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс: "Методика организации анализа литературного произведения в начальной школе в контексте ФГОС НОО".»
Мастер – класс
«Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения»
Мастер-класс подготовила и провела учитель начальных классов
высшей квалификационной категории Лучкина Г.А.
Место работы: МОУ «Дмитриевская ООШ»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке литературного чтения, способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках литературного чтения в начальной школе
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, энциклопедия.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Ход мастер – класса:
Оргмомент
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. Я желаю нам успехов.
Перед началом мастер-класса предлагаю провести разминку.
2.Разминка для снятия эмоционального напряжения
«Говорящие руки»
Встают в круг (под музыку), делятся на «первый». «второй». Образуют внутренний круг «вторые» номера, а «первые» номера образуют внешний круг.
Выполняют задания.
Необходимо выполнить молча руками в образовавшихся парах:
поздороваться,
помириться руками,
выразить поддержку,
пожалеть руками,
выразить радость,
пожелать удачи.
3.Знакомство
А теперь предлагаю Вам взять по одной карточке с буквой
(на одной карточке - одна буква)
(ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)
Давайте познакомимся, вы называете своё имя и пожелание коллегам на ту букву, которая у вас на карточке.
Давайте, начну я. Меня зовут Галина, и вам желаю ЛЮБВИ.
После того, как все участники знакомятся, выстраиваются по номерам на карточках (в правом верхнем углу) и получается:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Мы сегодня с вами проведём урок литературного
4.Деление на группы «Гласные/согласные»
Предлагаю поделиться на две группы: У кого на карточках гласные буквы это одна группа. У кого на карточках согласные буквы это другая группа.
Предлагаю заполнить индивидуальные карточки
Мои ожидания…
Результат
- Как вы думаете, о чём будем говорить?
- Что вы ожидаете от занятия? О чём хотите узнать?
- Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:
*доверительный стиль общения;
*активное участие в происходящем;
*общение по принципу «здесь и теперь»;
*уважение к мнению другого.
Тема нашего занятия:
«Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения»
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать. Многолетний опыт работы в школе показывает, что мы учителя начальных классов, обучая детей чтению, больше внимания уделяли технической стороне чтения, а параметр «осознанность чтения» рассматривался на последнем месте.
УМК «Школа России» включает в себя разные виды работы с текстом в начальной школе:
Виды работ с текстом в начальной школе:
Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
Чтение по готовому плану.
Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.
Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
Восстановление деформированного текста.
Инсценирования текста или отрывка.
Выборочное чтение (с определенным заданием).
Чтение в лицах.
«Жужжащее чтение».
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение абзацами.
Чтение с пометками.
Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")
Чтение по группам.
Поисковое чтение.
Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
"Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило
Кроссворд (игровая форма) погружения в текст
5 .Мотивация к мастер-классу.
-Предлагаю нашу работу начать не совсем обычно, а именно с мультфильма. -Вы любите мультфильмы?
-Итак, давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Кораблик» по сказке Владимира Григорьевича Сутеева.
- Но прошу Вас смотреть внимательно.
(просмотр отрывка)
-Определите, какие универсальные действия сформированы у героев, а чему им нужно научиться?
( Умеют взаимодействовать, решать проблемные ситуации в команде, сотрудничать в совместном решении проблемы, планировать деятельность, быть лидером, применяли знания в новой ситуации, использовали в работе нужные предметы, распределили роли, договорились друг с другом , …..)
-Что необходимо сформировать? – Лягушонку – эгоисту: необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой, умение ценить и принимать ценности «настоящий друг».
Вывод: работая в команде мы должны решать проблемы сообща, применять свои знания на практике.
6.Работа по теме.
-Сегодня я хочу поделиться своим опытом по работе с текстом на уроках литературного чтения.
-Я попрошу участников выйти ко мне. Мы будем играть. Я сейчас прикреплю Вам на спины буквы, а Вы должны будете в течении 1 минуты стать в соответствии с буквами в алфавитном порядке. (буквы А,В, Д,К, Л, О,С)
-Хорошо, молодцы. А теперь из предложенных букв составьте фамилию писателя(СЛАДКОВ).
-Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро?
-Итак, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Николая Сладкова.
-Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения?
-Что мы сегодня будем с вами читать?
(ответы: сказка, рассказ, стих-ие)
-Давайте обратимся к тексту. Чтение всего текста.
Прочитайте.(слайд)
-Давайте прочитаем первое утверждение еще раз.(читают)
У всех день рождения − радость. А у клестят − беда. -Можем ли мы согласиться с этим? -Выскажите свою точку зрения. -А как вы думаете, что автору позволяет так утверждать? (собственный опыт). -Давайте прочитаем второе утверждение. -Как вы думаете, почему день рождения у клестят может быть бедой? (ответы) -Давайте проверим наши предположения, читая текст далее. Достаньте красные листы. Читаем. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт. У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод... -Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что ДР у клестят беда. -Давайте узнаем, а что же родители? (Слайд) А родители хоть бы что! Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит!
-Давайте проанализируем прочитанный вами отрывок с помощью метода 6 шляп. Он позволяет посмотреть на проблему с разных сторон. И мы возьмем белую шляпу. Она означает, что мы должны найти в тексте только факты, извлечь информацию (ответы).
Красная шляпа-это эмоции, ощущения, переживания которые возникли при чтении текста.
-Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов).
В тексте есть прямое указание на того, с чьи это слова.(слайд)
Это я так про клестят думаю.
-Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (ответы)
-Продолжим чтение и достанем желтые листы. Прочитайте часть текста, выделенную рамочкой.
Только вижу, что сами клестята живут не тужат! Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет. -А теперь я предлагаю обратиться вам к энциклопедии и узнать, как же на самом деле живут клесты. (оранжевые листы)(с.130-читают). Подтвердилось ли то, что мы узнали из рассказа научными фактами? Т.е. автор передал нам информацию о клесте, но только в художественной форме. -Продолжим читать рассказ и прочитаем ту часть текста, которая идет после рамочки.(Желтые листы) Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.
-Изменился ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись?(красная шляпа)
-Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.
А у клестят − беда.
-Можем ли мы теперь согласиться, что ДР у клестят беда, после всего что мы узнали из текста?
-А автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы)
-А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать).
-Удалось автору достичь этой цели?
-Но это еще не конец рассказа. Достаньте белые листы.
Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши. А ещё от яркого солнышка и морозного ветра. Нет, день рождения − всегда счастливый день. Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля. Всё равно!
-Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце. Почему? (ответы). Наверно он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.
-Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия?
-Вы бы как озаглавили его?
-Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ «Еловая каша».
-В конце нашего занятия я хочу предложить вам написать синквейн по теме нашего рассказа. Его структура на слайде.
Закончу словами:
«Чтение - качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.»
-А нашим коллегам я хотела бы предложить оценить нашу работу в таблице.