kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Мастерство И.А.Бунина в рассказе "Тёмные аллеи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Тёмные аллеи»

Тип: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид: урок – исследование.

Цели: продолжить работу над рассказом И. А. Бунина «Тёмные аллеи», показать мастерство писателя в построении и развитии сюжета, провести наблюдения за языком произведения; развивать умения  пересказывать, анализировать прозаический текст, давать характеристики героев литературного произведения; развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся, способствовать восприятию в учениках отзывчивости, сочувствия, способности испытывать эмоциональный отклик на художественное произведение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Мастерство И.А.Бунина в рассказе "Тёмные аллеи"»

Тема: «Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Тёмные аллеи»

Тип: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид: урок – исследование.

Цели: продолжить работу над рассказом И. А. Бунина «Тёмные аллеи», показать мастерство писателя в построении и развитии сюжета, провести наблюдения за языком произведения; развивать умения пересказывать, анализировать прозаический текст, давать характеристики героев литературного произведения; развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся, способствовать восприятию в учениках отзывчивости, сочувствия, способности испытывать эмоциональный отклик на художественное произведение.

Материалы и оборудование: портрет И. А. Бунина, книги с рассказами И. А. Бунина, карточки с вопросами для работы в группах.

Предварительная подготовка: обучающимся прочитать рассказ «Тёмные аллеи»; проследить, как развивается его сюжет, как автор проявляет своё мастерство рассказчика; некоторые ученики должны подготовить сообщения об истории создания произведения.

Ход урока

I. Оргмомент.


II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока

1.Посмотрите на доску, чей портрет вы видите?

Что вы можете рассказать о жизни и творчестве И. А. Бунина?

2.Обратите внимание на слова М. Горького В. И. Качалову: «Знаете – он так стал писать прозу, что если скажут о нём: это лучший стилист современности – здесь не будет преувеличения». Чему особое внимание уделяет М. Горький в своих словах?

3.Какая же тема урока, по вашему мнению, у нас сегодня будет? (Запись в тетрадях числа и темы урока)

4.Какое слово в теме урока играет главную роль?

5.Как вы понимаете слово «мастерство»? (Мастерство – высокое искусство в какой-нибудь области). (Сообщение целей урока)

6.Сжатый пересказ рассказа. О чём этот рассказ?

Ш. Работа с учебником

В конце своей жизни Бунин создал «Темные аллеи» - сборник рассказов о любви.

Можно подчеркнуть и метафоричность названия. (Дело в том, что Тёмные аллеи – название рассказа – мыслится как символ. Это не тёмные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви).

- Скажите мне, пожалуйста, почему рассказ, в котором воспевается такое светлое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»? (описано расставание, автор указывает на мрачные стороны любви)

Да, ребята, вы правы, о героях Бунина нельзя сказать словами А.Грина: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя – как бы сильно ни любили друг друга герои, финал рассказов всегда трагичен.

(Предложить книги с рассказами И. А. Бунина для самостоятельного чтения)

- С чего начинается рассказ? (С осеннего пейзажа. Чтение описания вслух).

- А какие звуки вы слышите при чтении этого пейзажа? (Давайте послушаем шум дождя)

И. А. Бунин всегда говорил, что для него самое главное звук.

- Какую роль играют пейзаж и звук? (Они передают настроение).

- А зачем в пейзаже автор описывает и мужика, и военного? (Чтобы показать разницу сословий) Ведь главная причина расставания – герои из разных сословий.

- Какой литературный приём автор использует? (Антитеза)

- Где ещё в тексте есть антитеза? Для чего он это делает?

- На сколько частей его можно разделить? (На две: встреча и расставание)

-Выберите из текста описание портретов главных героев. (заполнение таблицы).

- Какое слово является ключевым? (глаза)

- Какой мы из этого делаем вывод? (глаза -зеркало души)

- Почему именно такое душевное состояние отражается в их глазах? (Надежда предана своей первой любви, ставшей смыслом жизни; Николай Алексеевич- пренебрегает чувством, поэтому мрак и тоска)

- Для того, чтобы выяснить, как герои относятся к чувству любви, необходимо восстановить диалог героев по репликам. Дополните таблицу цитатами из текста.

Прочтите получившийся диалог.

- Какие синтаксические конструкции в нём преобладают? (Чтение вслух диалогов)

- Работа в парах рассуждение на тему «Роль диалогов в рассказе»

- Чтение получившихся рассуждений

- Мы видим, что герои по-разному воспринимают чувство любви.

-Определите, что значит любовь для каждого из них, по-вашему мнению.

-Что же мы видим? (разное понимание, для одного любовь – ничто, пустота, для другого – свет,чистота, смысл жизни)

IV. Физминутка (Зарядка для глаз)

V. Анализ текста

Читая диалоги, вы смогли представить себе главных героев, опишите их устно.

- Подумайте – 1 ряд – Какой вопрос вы зададите главному герою? (Отвечает 2 ряд)

2 ряд – Какой вопрос вы зададите главной героине? (Отвечает 1 ряд)

- Где в рассказе автор использует слово «пенять»? Как вы его понимаете?

- А почему встреча происходит осенью, а не весной? (Для героев жизнь как бы уже пройдена, скорее всего большой любви, такой, как у них была больше не будет. Это закат жизни, закат любви).

- Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, жёлто светило на поля)

- О чём это говорит? (Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе). В любви, как и в жизни, всегда противоборствуют светлые и темные начала. Наряду с озаряющим жизнь чувством у каждой пары есть свои темные аллеи. Но…

«Океаны ломают сушу…»

VI Подведение итогов

- Так какие же особенности прозы И. А. Бунина мы сегодня отметили? Перечислите их.

(Работа в парах: назвать каждую особенность одним словом)

(Звук, антитеза, диалоги, пейзажи, слова, метафора, использование строк из стихотворения)

VII Рефлексия

Продолжите предложение:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

У меня получилось…

Меня удивило…

Я почувствовал, что…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

VIII Выставление отметок

XI Домашнее задание: 1. Вопрос 1 на стр. 60 (письменно)

2.Какие особенности творчества И. А. Бунина кажутся вам наиболее важными для писателя?

3. Сочинение-эссе «Возможна ли жизнь без любви?»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Мастерство И.А.Бунина в рассказе "Тёмные аллеи"

Автор: Успенская Лариса Викторовна

Дата: 15.03.2023

Номер свидетельства: 627574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства