Тема: «Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Тёмные аллеи»
Тип: урок формирования и совершенствования знаний.
Вид: урок – исследование.
Цели: продолжить работу над рассказом И. А. Бунина «Тёмные аллеи», показать мастерство писателя в построении и развитии сюжета, провести наблюдения за языком произведения; развивать умения пересказывать, анализировать прозаический текст, давать характеристики героев литературного произведения; развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся, способствовать восприятию в учениках отзывчивости, сочувствия, способности испытывать эмоциональный отклик на художественное произведение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Мастерство И.А.Бунина в рассказе "Тёмные аллеи"»
Тема: «Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Тёмные аллеи»
Тип: урок формирования и совершенствования знаний.
Вид: урок – исследование.
Цели: продолжить работу над рассказом И. А. Бунина «Тёмные аллеи», показать мастерство писателя в построении и развитии сюжета, провести наблюдения за языком произведения; развивать умения пересказывать, анализировать прозаический текст, давать характеристики героев литературного произведения; развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся, способствовать восприятию в учениках отзывчивости, сочувствия, способности испытывать эмоциональный отклик на художественное произведение.
Материалы и оборудование: портрет И. А. Бунина, книги с рассказами И. А. Бунина, карточки с вопросами для работы в группах.
Предварительная подготовка: обучающимся прочитать рассказ «Тёмные аллеи»; проследить, как развивается его сюжет, как автор проявляет своё мастерство рассказчика; некоторые ученики должны подготовить сообщения об истории создания произведения.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний. Сообщение темы урока
1.Посмотрите на доску, чей портрет вы видите?
Что вы можете рассказать о жизни и творчестве И. А. Бунина?
2.Обратите внимание на слова М. Горького В. И. Качалову: «Знаете – он так стал писать прозу, что если скажут о нём: это лучший стилист современности – здесь не будет преувеличения». Чему особое внимание уделяет М. Горький в своих словах?
3.Какая же тема урока, по вашему мнению, у нас сегодня будет? (Запись в тетрадях числа и темы урока)
4.Какое слово в теме урока играет главную роль?
5.Как вы понимаете слово «мастерство»? (Мастерство – высокое искусство в какой-нибудь области). (Сообщение целей урока)
6.Сжатый пересказ рассказа. О чём этот рассказ?
Ш. Работа с учебником
В конце своей жизни Бунин создал «Темные аллеи» - сборник рассказов о любви.
Можно подчеркнуть и метафоричность названия. (Дело в том, что Тёмные аллеи – название рассказа – мыслится как символ. Это не тёмные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви).
- Скажите мне, пожалуйста, почему рассказ, в котором воспевается такое светлое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»? (описано расставание, автор указывает на мрачные стороны любви)
Да, ребята, вы правы, о героях Бунина нельзя сказать словами А.Грина: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя – как бы сильно ни любили друг друга герои, финал рассказов всегда трагичен.
(Предложить книги с рассказами И. А. Бунина для самостоятельного чтения)
- С чего начинается рассказ? (С осеннего пейзажа. Чтение описания вслух).
- А какие звуки вы слышите при чтении этого пейзажа? (Давайте послушаем шум дождя)
И. А. Бунин всегда говорил, что для него самое главное звук.
- Какую роль играют пейзаж и звук? (Они передают настроение).
- А зачем в пейзаже автор описывает и мужика, и военного? (Чтобы показать разницусословий)Ведь главная причина расставания – герои из разных сословий.
- Какой литературный приём автор использует? (Антитеза)
- Где ещё в тексте есть антитеза? Для чего он это делает?
- На сколько частей его можно разделить? (На две: встреча и расставание)
-Выберите из текста описание портретов главных героев. (заполнение таблицы).
- Какое слово является ключевым? (глаза)
- Какой мы из этого делаем вывод? (глаза -зеркало души)
- Почему именно такое душевное состояние отражается в их глазах? (Надежда предана своей первой любви, ставшей смыслом жизни; Николай Алексеевич- пренебрегает чувством, поэтому мрак и тоска)
- Для того, чтобы выяснить, как герои относятся к чувству любви, необходимо восстановить диалог героев по репликам. Дополните таблицу цитатами из текста.
Прочтите получившийся диалог.
- Какие синтаксические конструкции в нём преобладают? (Чтение вслух диалогов)
- Работа в парах рассуждение на тему «Роль диалогов в рассказе»
- Чтение получившихся рассуждений
- Мы видим, что герои по-разному воспринимают чувство любви.
-Определите, что значит любовь для каждого из них, по-вашему мнению.
-Что же мы видим?(разное понимание, для одного любовь – ничто, пустота, для другого – свет,чистота, смысл жизни)
IV. Физминутка (Зарядка для глаз)
V. Анализ текста
Читая диалоги, вы смогли представить себе главных героев, опишите их устно.
- Подумайте – 1 ряд – Какой вопрос вы зададите главному герою? (Отвечает 2 ряд)
2 ряд – Какой вопрос вы зададите главной героине? (Отвечает 1 ряд)
- Где в рассказе автор использует слово «пенять»? Как вы его понимаете?
- А почему встреча происходит осенью, а не весной? (Для героев жизнь как бы уже пройдена, скорее всего большой любви, такой, как у них была больше не будет. Это закат жизни, закат любви).
- Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, жёлто светило на поля)
- О чём это говорит? (Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе). В любви, как и в жизни, всегда противоборствуют светлые и темные начала. Наряду с озаряющим жизнь чувством у каждой пары есть свои темные аллеи. Но…
«Океаны ломают сушу…»
VI Подведение итогов
- Так какие же особенности прозы И. А. Бунина мы сегодня отметили? Перечислите их.
(Работа в парах: назвать каждую особенность одним словом)
(Звук, антитеза, диалоги, пейзажи, слова, метафора, использование строк из стихотворения)
VII Рефлексия
Продолжите предложение:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
У меня получилось…
Меня удивило…
Я почувствовал, что…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
VIII Выставление отметок
XI Домашнее задание: 1.Вопрос 1 на стр. 60 (письменно)
2.Какие особенности творчества И. А. Бунина кажутся вам наиболее важными для писателя?