kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Maman». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н. Толстого

Нажмите, чтобы узнать подробности

лрргвывааооююьдлтсвчяпар.ютимчасжююэимсчссж.ююьт сявчамоь

Просмотр содержимого документа
««Maman». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н. Толстого»

Урок 36

Тема: «Maman». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н. Толстого 

Цели:

  • Развивать навыки анализа текста, совершенствовать чтение, обучение связной речи, умение находить средства выразительности, которые использует автор для выражения своих чувств; составлять портретную характеристику;

  • На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку.

Оборудование:

  • книги с произведениями Л.Н.Толстого для выставки;

  • фотографии писателя;

Эпиграф: Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким… (В.Г.Короленко)

ХОД УРОКА.

I. Подготовка к восприятию

1Речевая разминка.

В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки –
СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке,
Цветёт ВЕСЕЛЮТИК у речки,
И звонко поют СОЛОВЕЧКИ.
А где-то по дальним дорогам
Бредут НОСОМОТ с БЕГЕРОГОМ…
Мы с ними в ЧУДЕТСТВО скорее пойдём – 
Спешит ТОРОПИНКА под самым окном,
Зовёт нас глядеть – заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!

- Какие слова вызвали у вас улыбку? Почему? Сможете их объяснить.

Учитель : сегодня мы с вами познакомимся с удивительным произведением о детстве.

- Как сам Л.Н.Толстой сказал о своем произведении?

(«Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто ещё не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства»)

_ О чем говорят эти слова? ( Что это произведение крайне дорого писателю)

Знакомство с биографией

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. (Демонстрируем фотографии «Музей-усадьба «Ясная Поляна»). С этой усадьбой связана вся его жизнь

История создания

Сегодня мы познакомимся с отрывками из повести,которая стала первым литературным трудом писателя. Когда повесть вышла в свет в 1852 г., она сразу сделала известным автора, которому тогда было только 24 года.

Автобиографическое произведение ( работа с учебником)

Сегодня мы познакомимся еще с одним жанром литературной работы - автобиографией. Найдите определение этого жанра в учебнике стр.8.

- Как вы думаете, чем отличается литературная биография от
обычной?

(В литературной автобиографии не обязательно должны совпадать имена и действительные события жизни автора. Главное, что передается в художественной автобиографии - этапы внутренней жизни героя, основные черты его характера и характеров людей, его окружающих.)

- Что же особенного было в этой автобиографической повести?

( Зачитать в учебнике стр. 3 со слов: «Безусловные автобиографические …до слов то младенчества к юношеству»

Учитель: Оказалось, что молодой автор очень хорошо знает внутренний мир человека, его мысли, чувства.

Как же Толстому удавалось так верно и точно знать людей и верно их изображать? Этому он учился путем самопознания и самоанализа. Он с юности вел подробные дневники.

Толстой фиксировал в дневнике свои недостатки, «преступления правил». Он упрекал себя в позднем вставании, мечтательности, беспорядочности, нерешительности, лени, лжи, тщеславии, нечетком писании, необдуманности, невоздержанности... Можем ли мы, поглядев на себя со стороны, заглянув в себя, поручиться, что не имеем подобных недостатков?

Толстой анализировал свои поступки, изучал свое поведение. Пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда берется в человеке любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Целью его дневников было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Это не значит, что он был идеальным человеком. В том-то и дело, что он замечал за собой множество грехов. Но стремление быть нужным, полезным, делать добро, отличать его от зла, различать правду и ложь стало его привычкой. Наблюдая за самим собой, стремясь понять себя, он научился понимать и других.

Именно поэтому его повесть «Детство» стала шедевром. Именно поэтому он, взрослый человек, сумел так верно изобразить внутренний мир ребенка. Повесть во многом автобиографична. Как и сам Толстой в детстве, главный герой повести, Николенька Иртеньев, чится понимать себя и других, вдумчиво познает окружающий мир.

Литературоведческая разминка

-Давайте из списка литературоведческих терминов выберем те, которые нужны нам для анализа текста сегодня на уроке и дадим определение этим терминам.

Сюжет – ряд событий, описанных в худ. произведении, положенных в основу

Портрет – изображение внешности героя в произведении как одно из средств его характеристики

Тропы - средства художественной выразительности

Композиция - построение литературного произведения;

Тема- это то, о чем идет речь в произведении.

Идея- что хотел сказать автор.

Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя.

Риторический вопрос– образно- выразительное средство, в котором в форме вопроса содержится ответ

Жанр – вид художественного произведения (автобиографическая повесть)

Анализ глав из повести

Глава «Маман».

1.Словарная работа ( у учащихся на столе распечатанные листы со словарной работой)

Глава II «Maman»

Гостиная – комната для приёма гостей;

Воскресить в воображении – вспомнить забытое;

Этюд – небольшое музыкальное произведение;

Октава – интервал между одноименными звуками различной высоты;

Чепец – женский головной убор, завязывающийся под подбородком;

Кацавейка – верхняя короткая кофта;

Подойти к ручке – поцеловать;

Утонченный – изысканный, хорошо развитый;

Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлебного колоса

---Итак, начнем с сюжета.

( Главный герой Николенька Иртеньев, от чьего лица ведется повествование. В данных главах мы узнаем о матушке главного героя, об отце, а в третьей главе – размышления – воспоминания о прекрасной поре детстве, о наиболее запомнившихся моментах далекого детства.)

Тема- детские воспоминания, ведь и повесть называется «Детство»

Проблема - становление личности. Что влияет на воспитание ребенка?

Идея - нужно любить своих родителей, близких.

Что важнее в рассказе – описание событий или описание переживаний мальчика?

(для автора важнее то, что герой испытывает, чувствует, как влияют на него те или иные события)

2. Составление плана

Назовем части композиции: завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка

3. Беседа по вопросам.

- Какие чувства вы испытали, прочитав эту главу? (нежности, любви, восхищения, восторга)

-Почему? ( речь идёт о самом дорогом человеке – маме)

- Какова атмосфера в доме, где живет Николенька? Как мы можем это понять?

Портрет героя. Из чего он складывается?

(описание внешности, черты характера, отношение к другим персонажам )

Составим портрет матушки (заполняем таблицу)

Описание внешности

Черты характера

Отношение к другим персонажам

Карие глаза

Доброта

Любовь и забота к детям

Родинка на шее

Любовь

Уважение к слугам (голубчик, душечка)

Вьющиеся волосы

Веселая и грустная улыбка

Ласка


Красивое лицо

нежность


Шитый и белый воротночок

Спокойстивие


Нежная сухая рука



Проверка самостоятельной работы. Проверка проводится зачитыванием.

- А каков портрет главного героя

( Мечтательный, нежный, ласковый, очень любит маму, целует ей руки, заботливый и добрый, он молится за родителей, уважает слуг)

- Почему? Похожи мама и мальчик?

Чтение главы «Что за человек был мой отец?».

Словарная работа

Человек большого света - общество;

Водился – знался, дружил;

Светский человек - отвечающий понятиям и требованиям общества;

Его конёк – разговор на излюбленную тему;

Патетический – взволнованный;

Публика – люди, находящиеся в роли зрителей;

Нравственные убеждения – соответствующие требованиям высокой нравственности, прочно сложившееся мнение.

Устное словесное рисование. Нарисуем портрет отца. Чем запоминается его портрет.

Внешность: Статный, высокого роста, сильного сложения, маленькие улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, лысина на голове, одевался изящно, носил легкое платье, манжеты, воротнички. (Обратимся к портрету отца )

Характер: предприимчивый, он был самоуверенный, гордый, удачливый в делах, уважаемый в обществе, умел скрывать неприятности, имел блестящие связи в обществе

Есть ли в этом отрывке слова, говорящие об отношении героя к отцу?

(«Бог знает, были ли у него какие- нибудь нравственные убеждения? )

_ Отвечает ли рассказчик на вопрос, поставленный в заголовке? ( Наверное, нет герой до конца так и не понимает отца, он не так близок к детям , как мать)

- Одинаковым ли чувством проникнуты эти главы? ( О матери нежно, открыто , с любовью, а об отце сдержанно, сухо, с вопросом. Видимо отец таил в себе какую-то загадку для маленького Николеньки)

Беседа по главе «Детство»

Словарная работа

Не лелеять воспоминаний – окружать заботой, вниманием.

Возвышает мою душу – стремится к лучшему, к высокому значению, положению.

Лучшие наслаждения – высшая степень удовольствия

Отуманенными дремотой – полусонными, сквозь дымку.

Сладкие грёзы – приятные мечты.

Восточный халатец – лёгкий, воздушный, мягкий.

Ангел-утешитель- сверх естественное существо, посланец Бога, покровитель человека.

Добродетель – положительное нравственное качество человека

Смыкает – закрывает.

Глава «Детство» звучит очень поэтично. Почему? (Здесь много слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами (креслице, пуговка, крошечный, душечка, пальчики, голубчик, папенька, маменька. А еше эпитеты, которые помогают передать атмосферу происходящего, состояние души мальчика – «счастливая, невозвратимая пора детства», отуманенные дремотой глаза. Сладкие грезы, чудесная нежная ручка»светлое счастье, чистая любовь»

- А еще слова категории состояния , которые помогают нам почувствовать что- же происходит с главным героем? ( хорошо, тепло, уютно, тихо, спокойно)

-

Какие вопросы беспокоят выросшего героя при воспоминании о детстве?

-Как вы понимаете слова героя о том, что его любовь к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство?»

- О чем молится маленький Николенька?

Глаголы каких форм преобладают в главе? Какое значение это имеет?

(Глаголы в формах настоящего времени: 2—ого лица: «сидишь», не трогаешься», «слушаешь»; 1-ого лица: «смотрю», «вижу», «прищуриваю»; 3—его лица: «наполняют», «трогает», «не боится», «сидит» и т.д. )

Таким повествованием герой словно приближает давно ушедшие детские годы, побуждает читателя вспомнить о своем детстве, которое никуда не ушло, а живет в душе, стоит лишь вызвать воспоминания.)

- Какие средства выразительности использованы в первом и трех последних абзацах главы «Детство»? Какое значение это имеет?

(Глава начинается с риторических предложений: восклицательного и вопросительного. Обилие вопросительных предложений в конце главы - риторический прием. На эти вопросы невозможно дать ответа, их смысл в самом воспоминании о детстве, в самой постановке вопросов, в стремлении к чистоте, любви и вере, «которыми обладаешь в детстве».)

Устное рисование

Рассмотрим иллюстрации к повести «Детство» в учебнике, на экране

  • Какие иллюстрации вам нравятся и почему?

  • Совпадают ли ваши представления о героях, быте семьи Иртеньевых с изображенным на рисунках?

Задание:

Выберите эпизод, который вас заинтересовал больше всего. Попробуйте устно нарисовать иллюстрацию к этому эпизоду. Каких героев вы бы нарисовали? Как они выглядят? Как одеты? Каково выражение их лиц? Куда направлены их взгляды? Какие предметы их окружают? Опишите интерьер. Какими красками вы бы воспользовались для иллюстрации выбранного эпизода?

  • Каким чувством дышат воспоминания о расставании перед
    сном? (Любовь заполнила его сердце, она была потребностью, да-
    вала силы. И ничего не было нужно, кроме невинной веселости и
    беспредельной потребности любви.)

  • О чем сожалеет автор? («Неужели остались одни воспомина-
    ния». Неужели «навеки отошли» от него «слезы и восторги», ко-
    торые в детстве являются потребностью и заполняют душу?!)

Обобщение.

Вывод. JI. Н. Толстой бережно хранил духовный облик мате-
ри. «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным
существом, что часто ... я молился ее душе, прося ее помочь мне, и
эта молитва всегда помогала много».

Работа с учебником стр. 6 А.В. Чичерин абзац «С.А.Толстая считала...»

VII. Подведение итогов урока

- Какие уроки вы взяли для себя?

(любить своих родителей, ближнего, ценить и уважать людей, заботится о них, помогать им, утешать в трудную минуту)

Возвращаемся к эпиграфу: Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким… (В.Г.Короленко) и теме урока.

_ Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока.

  • Развивать навыки анализа текста, совершенствовали чтение, учились связной речи, учились находить средства выразительности, которые использует автор для выражения своих чувств.

  • На примере героя отрывка из повести воспитывать тёплое и бережное отношение к матери – самому дорогому человеку.

Домашнее задание. Поразмышлять над вопросами, которыми задается автор: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?»



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Maman». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н. Толстого

Автор: Евдокимова Светлана Владимировна

Дата: 27.01.2020

Номер свидетельства: 537583

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства