Просмотр содержимого документа
«Максим Горький. " Старуха Изергиль"."Легенда о Ларре".»
Конспект открытого урока по русской литературе в 9 классе.
М. Горький «Старуха Изергиль».
Цели урока:
Образовательная: убедить учащихся в том, что позиция Ларры неприемлема в нашем обществе с точки зрения нравственности
Развивающая : развивать мышление у учащихся.
Воспитательная: формировать у учащихся желание воспитывать в себе личность, лучшие человеческие качества.
Наказание человека — в нем самом.
А.М.Горький.
Оборудование: молоток судьи, презентация по произведению «Старуха Изергиль».
Тип урока: восприятие нового урока (интегрированный)
Метод урока: объяснительно-иллюстративный
1. Организационный момент.
Методы и приемы обучения:интерактивные (работа в малых группах, кластер, работа в парах, мозговой штурм), тестирование, беседа «Мудрые слова», лексическая игра.
Компетенция:К 1 - умеет четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, составляя монологические высказывания в пределах пройденной темы
К 2 - умеет составить описание предмета.
К 3 - умеет применять духовно-нравственный опыт, полученный при изучении произведений русской литературы в жизненных ситуациях
К 5 - умение понимать и воспринимать произведения художественной литературы и искусства.
Учитель (в форме судьи): - Здравствуйте господа присяжные!!! Садитесь.
2.Рапорт дежурного.
Ученик (Секретарь): Слушается дело Ларры, по Кодексу Русского языка по первой части рассказа «Старухи Изергиль» 9 класса.
Ротация: Класс делится на две группы:
1 группа: «Прокуроры». (всех прокурорские шапки из картона, очки из картона )
2 группа: «Адвокаты». (у всех адвокатские шапки из картона с надписью «Адвокат», очки из картона)
Учитель: Судебное дело объявляется открытым. (стук молотка).
Объявление цели и задачи урока.
Для начала давайте послушаем свидетелей:
(Раздаточные листы с вопросами.)
Когда родился М.Горький?
Когда был написан «Старуха Изергиль»?
Настоящая фамилия Максима Горького…
Кто привёл любовь Горького к поэзии,песням, сказкам?
3Слово учителя.
Сегодня на уроке мы обращаемся к творчеству М. Горького, к его раннему романтическому рассказу « Старуха Изергиль», в котором писатель ставит ряд вопросов:
- Что есть человек?
- Каковы его возможности?
- Где истоки Добра и Зла в его душе?
- Как преодолеть мрак жизни?
Урок наш называется «Суд». На экране вы видите слайд, в котором написаны слова, как они могут помочь нам на уроке?
(Ребята отвечают)
Мы рассмотрим судебное дело Ларры и послушаем «Адвокатов» и «Прокуроров» и будем развивать умения высказывать свои суждения по данной проблеме и аргументированно их отстаивать.
4. Опрос «Прокуроров» и «Адвокатов» (Тест «Верю – не верю»)
1. Рассказ «Старуха Изергиль» состоит из 4 частей.(Нет)
2. Данко – сын женщины и орла.(Нет)
3. Максим Горький – это творческий псевдоним писателя.(Да)
4. Рассказчик познакомился с Изергиль в Бессарабии.(Да)
5. Отцом Ларры был ястреб.(Нет)
5. Давайте посмотрим видеоматериал расследования легенды о Ларре
Вопросы адвокатам:
- Что значит имя Ларра? (отверженный, выкинутый вон)
Прокурорам: - Что ценит Ларра больше всего в своей жизни?
(Свободу, нравственнось, считает, что таких, как он больше нет, и он будет делать всё, что хочет)
(Прокурорам:)
- За что наказан Ларра? В чем его обвиняют люди?
Адвокатам:
- Почему люди оставили жить убийцу, ведь он потом ещё много наделал бед?
Адвокатам:
- Почему мудрейший сказал, что наказание в нём самом?
«Наказание есть. Это страшное наказание, вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему – в нём самом! Пустить его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!»
Авдокатам:
- Почему Ларра искал смерти?
Прокуроры:
- Найдите ключевую фразу, которая объясняла бы поведение Ларры и его отношение к людям.
- За всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью. А он отвечал, что хочет сохранить себя целым.
- Что говорит о Ларре свидетель старуха Изергиль?
« Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей. Вот как был поражён человек за гордость!»
Вопрос обеим группам:
На доске Большой плакат с двумя столбиками, ученики должны словами наклеить стикеры со своими мыслями на плакат.
- Какими словами вы бы охарактеризовали Ларру?
– Как вы думаете, что символизирует образ Ларры?
Вывод: Ларра – олицетворение человеческого эгоизма и жестокости
- Приведите факты, свидетельствующие о том, что такие эгоисты, как Ларра, были во все времена.
Ученики отвечают.
Я считаю, что таких, как Ларра, много рядом с нами.Кто сегодня не горд, если есть чем гордиться? У Ларры – отец орёл
А давайте вспомним, как мы встречаем иногда замечания учителей, требования взрослых. Тут в каждом из нас проявляются черты себялюбца Ларры, который живёт вечно и вечно напоминает непокорным, что их тоже ждёт наказание за гордость.
6. Физкультминутка
Мир вокруг нас такой, каким его видим мы, и каким его делают наши поступки. Любое, даже самое незначительное, доброе дело делает наш мир лучше!
На доске висит дерево- оно необычное, на нем не хватает листиков- ладошек, которые лежат у вас на парте. Дома я просила вас подумать, что же вы можете сделать хорошего, чтобы и ваш вешдок стал не просто вешдоком, а хорошим поступком для вас, нашей школы, района, области.
(Ребята выходят к доске и клеят листики свои вешдоки).
9. Какой след оставил после себя Ларра?
Прокурор: (Там плыли тени, их было много, и одна из них, темнее и гуще, чем другие, плыла быстрее и ниже сестёр, она падала от клочка облака, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они.)
- А какой след вы хотели бы оставить на Земле? След Данко или след Ларры?
10. Заключительное слово учителя
Существует поверье: рождается человек, и на небесах зажигается новая звезда, а боги сразу же определяют судьбу новорождённого, и от этой судьбы не уйти Человеку. Остаётся только плыть по течению своей судьбы, написанной в небесах. Так ли это? Бог даёт человеку право выбора между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, свободой и рабством, право любить только себя или других, приносить пользу людям или вредить – каждый выбирает для себя и по себе. Вы, ребята, тоже имеете возможность выбирать: учиться хорошо или плохо, радовать своими успехами родителей и учителей или их огорчать, стать настоящим человеком или оказаться в криминальной хронике. Выбирайте! Оправдан ли Ларра или нет судить вам! Стук молотка.
Звучит фоновая музыка
11. Рефлексия
- Если сегодня наш суд оставил вас равнодушным, если у вас бьётся благородное сердце Данко, если вы выбираете позицию служения людям, то прикрепите на доску сердечко, лежащее у вас на парте.
12. Выставление оценок.
13. Домашнее задание. Написать сочинение по теме: «Легенда о Ларре».