Просмотр содержимого документа
«Максим Горький "Старуха Изергиль". Урок - конспект для 8 класса.»
Тема: М.Горький «Старуха Изергиль».
Цели и задачи: познакомитьучащихся с жизнью писателя, дать понятие «романтизм», «романтический герой»; развивать навыки анализа текста, работы с иллюстрациями.
Методы и приемы: репродуктивный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский; объяснение учителя, сообщение ученика, беседа по вопросам, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста, устное рисование.
Задача детям. Прослушайте рассказ учителя, проанализируйте и скажите, что яркого и исключительного было в жизни писателя.
На доске портрет писателя.
М. Горький – псевдоним, настоящее имя писателя Алексей Пешков. Он родился в 1868году, когда маленькому волжанину было всего 3 года, от холеры умер отец, нижегородский столяр – краснодеревщик. А в 11 лет он лишился матери, которая не выдержала нищеты и унижения. Детские годы Алеши прошли в семье деда Васю Каширина, владельца кустарного красильного предприятия. Приземистый неприветливый дом стоял га окраине Нижнего Новгорода. (Слайд 2,3,4,5).
Бабушка Акулина Ивановна воспитывала в мальчике веру в человеческое счастье. В восемь лет Алешу отдали в приходскую школу, но он заболел оспой и перестал учиться. Однако, пока была жива мать Алеша оправившись после болезни посещал начальное училище. Третий класс закончил с «Похвальным листом». Полученные в награду за успехи книги он продал за полтинник, чтобы поддержать больную бабушку. В то же время семья Кашириных разорилась.
Со смертью матери у Алеши кончилось горькое детство, и он пошел «в люди». А. Пешков служит «мальчиком» в обувном магазине на главной улице города, кроме основной работы он выполняет обязанности прислуги. Через некоторое время он задумал бежать с этого места, но обварил руки кипящими щами и надолго попал в больницу. Потом служил в семье чертежника, мыл посуду на волжском пароходе «Добрый», где пристрастился к чтению. (Слайд 6).
В мутном потоке жизни прошло отрочество Алеши – учеником у иконописцев, десятником на ремонте ярмарочных зданий, статистом в театре, среди артельных рабочих из деревень. Алеша окончательно решает, что только ученье может вырвать его из омута мещанской жизни, и в 16 лет он едет в университет Казани. Прибыв в незнакомый город, Алеша сразу понял, что об университете не может быть и речи: не было необходимого образования.
Первое время он живет у знакомого гимназиста. Потом вместе с молодым типографским корректором жил в углу под лестницей, спали по очереди на одной койке, питались впроголодь.
Алеша работал садовником, дворником и даже хористом. Затем становится пекарем. (Слайд7). Его «университетами» стали сама жизнь и борьба русских революционеров против самодержавия и капитализма. Здесь Алеша встретился с организаторами марксистских кружков Н.Е.Федосеевым и революционером – народником М.А. Ромась. (Слайд 8).
Стремясь полнее узнать жизнь, молодой Пешков отправляется в первое странствие по Руси. Он едет вниз по Волге до Каспия, работает в рыболовецкой артели, скитается по Моздокской степи, приходит в Царицын, где служит на железной дороге. На родину, в Нижней Новгород, он отправляется пешком. Карта путешествий М. Горького. (Слайд 9).
В 1891 году опять ушел из Новгорода бродить по Руси. Он был в Бессарабии, на Дубае и на Черном море. Через Аккерман пришел в Одессу. Из Одессы направляется на Кавказ. Пешков немало пережил за свою жизнь. Многое он рассказывал своему другу Калюжному, который попросил Алексея Максимовича все записать. Первый рассказ «Макар Чудра» Калюжный отнес в редакцию тифлисской газеты «Кавказ». В сентябре 1892 года рассказ и подписан придуманным псевдонимом «М. Горький».
По возвращению в Ниж. Новгород Горький много пишет. В 1895 г. написан рассказ «Старуха Изергиль».
III. Сообщение ученика о романтизме. Задание детям. Прослущайте сообщение ученика и запишите черты романтизма.
Черты романтизма:
Герой неудовлетворен действительностью, разочарован, он стремится к другой жизни. Отсюда романтизм отвергает повседневность и устремляется в прошлое или в экзотические страны.
Герои яркие исключительные личности, попадают в неожиданные обстоятельства.
IV. Тема рассказа «Старуха Изергиль» о смысле человеческой жизни, о том, что такое человеческое счастье. Старуха – молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко.
Скажите, пожалуйста, с какой библейской историей схожа легенда о Данко ? (В основе этой легенды – библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ).
Вспомните ее. В чем сходство или различие библейской истории и легенды?
В ситуации, когда дороги назад нет, а дорога вперед внушает страх, появляется Данко. Нарисуйте словесный портрет Данко. (Высокий, стройный, у него гордая осанка и широкие плечи атлета. В лице его поражают глаза, они полны необыкновенным сиянием). (Слайд10).
Проследите по тексту, как в пути складываются отношения между Данко и толпой. Объясните, почему люди «посмотрели на него и увидели, что он лучший из них»? (Это объясняется порывом, желанием снять ответственность с себя, слепая вера, что Данко один справится с возможными трудностями.)
Найдите в тексте ответ, почему люди стали роптать на Данко. (толпа разочарована, им кажется, что он даже в чем – то уступает многим – «молодой и неопытный».)
Найдите в тексте объяснение, почему люди в «гневе обрушились на Данко». (Данко, который шел впереди их, вызывал раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии».)
Какие чувства испытывал Данко к людям?
Оформление доски
Вы только шли.
Вы шли, как стадо овец.
В его сердце вскипело негодование.
Но от жалости к людям оно погасло.
Вспыхнуло огнем желания спасти их.
Вывод: Данко сумел усмирить гордыню, чувство любви победило.
Как выглядят люди в этот момент?
Оформление доски
В злобе и гневе.
Не было на лицах их благородства.
Они как звери.
Как можно охарактеризовать романтического героя? (Данко сильный, гордый, свободолюбивый. Но такие люди одиноки, они разрушители обыденности, пошлости, сонного прозябания большинства.)
Какую роль играют пейзаж в произведении? (Такие образы как Данко могут воплотиться только в романтическом пейзаже. Пейзаж яркий, красочный, построен на контрасте света и тьмы).
Что Данко сделал для людей?
Прочитайте, как пылало сердце. Какое изобразительно – выразительное средство использует автор? (Автор использует метафору. Метафорическое выражение «горящее сердце», «сердце, отданное людям» приобретает здесь прямой смысл).
Учитель обращает внимание детей на эпиграф к уроку. Старухе Изергиль принадлежит высказывание : «В жизни… всегда есть место подвигу». Что можно считать в рассказе подвигом? (Самопожертвование ради людей, ради высоких идеалов).