Познакомить учащихся с биографией Исаковского.Формировать умения понимать настроение,чувства другого человека,сопереживать. учить следить за чувствами и переживаниями лирического героя,за словом и его подтекстом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- развивать речь, память, слуховое и зрительное восприятие, моторику;
- воспитывать адекватную самооценку, доброжелательное отношение к напарнику при работе в паре.
Оборудование: портрет Исаковского М.В., презентация, учебники, тетради, индивидуальный раздаточный материал.
Ход урока.
Актуализация знаний
Б) Сообщение темы урока
-Найди среди букв слово
Итак, какая же тема урока?
М.В. Исаковский
Почему Исаковского называют поэт-песенник?
В какой семье родился Михаил Васильевич?
Во сколько лет пошел маленький Миша в школу?
Какая основная тема стихов Исаковского М.В.?
-Переходим к изучению нового материала.
Чтение текста учителем. Разбор сложных слов
Лапта, завалинка
Физминутка
А)Разбить класс на пары (каждая пара разбирает 1 часть стихотворения)
Б)Чтение частей стихотворения в паре по цепочке. Разбор содержания. В)Составление схемы.
Михаил Васильевич. Исаковский родился 20 января 1900 года в деревне Глотовке Смоленской губернии. Родители поэта были бедняками из бедняков. Михаил был предпоследним, двенадцатым ребенком. Из 12 детей в семье выжило только 5. Он много работал дома и в поле, помогал старшим. Грамоте выучился с помощью отца, который будучи “почтарем” нередко привозил домой газеты и журналы, привлекавшие внимание пытливого и любознательного мальчика.
Осенью 1910 года когда ему исполнилось 10 лет Михаил идет в школу, во второй класс. Уроки посещал охотно, но иногда приходилось оставаться дома, потому что нечего было надеть. Была еще одна тяжёлая причина: с семилетнего возраста у него развивалась острая хроническая близорукость На помощь пришла учительница Она прислала мальчику комплект учебников за второй класс, и Михаил стал заниматься дома. Хлеба, выращенного на клочке земли, не хватало до нового урожая.. Из 6-го класса был вынужден уйти, т к. семья терпела большую нужду. И дальше – работа, работа, работа.
Спустя некоторое время он вновь пошёл в школу, и уже тогда у Михаила Исаковского стала обнаруживаться литературная одарённость. А в 1914 году одно из его ученических стихотворений увидело свет. Это была “Просьба солдата”, напечатанная в московской газете “Новь”. Так уже подростком будущий поэт приобрёл первую публикацию.
Когда ему исполнился 21 год Исаковский переехал в Смоленск и сразу издал маленькие книжки своих стихов: “По ступеням времени”, “Взлёты”, “Борьба с голодом”, “Боевые лозунги В стихах, вошедших в эти первые сборники, Исаковский писал о трудовых буднях советских людей.
Раньше других вспоминается имя Исаковского , когда речь заходит о поэзии периода Великой Отечественной войны. Не имея возможности по здоровью принять участие в войне с оружием в руках, он всю страсть своей души, вложил в свои стихи, подчинив их единой цели – победе над врагом. Он нашел те именно слова, которые укрепляли силы фронтовиков. Стихи приравнивались к оружию.
Необычайную судьбу и всемирную славу, принесла ему песня “Катюша”. Созданная в 1938 году в самый канун Второй мировой войны, когда гитлеровцы уже готовились к нападению на нашу страну, песня звала к чуткости, бережности и чистоте в самом прекрасном из чувств – любви к близкому человеку. В те мирные, но уже пахнущие порохом времена “Катюша” была самой популярной из всех песен. … весной – в самом конце апреля или в начале мая – по каким-то делам я поехал в редакцию газеты “Правда”. Там… впервые встретился и познакомился с композитором Матвеем Исааковичем Блантером… Матвей Исаакович сразу же стал выспрашивать нет ли у меня каких-либо стихов, на которые можно бы написать музыку. Я вспомнил про начатую “Катюшу”… Вскоре Блантер написал музыку, а Исаковский, следуя совету композитора, закончил стихи песни. “
Памятник поэту-песеннику, Герою Социалистического труда, дважды Лауреату Государственной премии М. Исаковскому в Смоленске установлен к 100-летию со дня рождения поэта в январе 2000 г. (открыт 19.I.2000).
На невысоком постаменте стоит молодой поэт, слегка прислонившись к дереву – своему ровеснику, рука бережно лежит на его стволе. Дерево – символ природы, которую так любил и воспевал поэт.
По словам А.Г.Сергеева, “Исаковский любил Смоленщину и свою родную деревню Глотовку, в которую приезжал при малейшей возможности, чтобы пройтись по ее окрестностям. Именно в момент пребывания поэта на родине мне и хотелось его представить
Цели:
Познакомить с библиографическими данными М.В.Исаковского и стихотворением «Детство», учить анализировать стихотворение, давать обоснование ответа.
Коррекция мыслительных процессов на основе выборочного чтения, анализа поэтического произведения, упражнений в умозаключении.
Формирование умения понимать настроение, чувства другого, сопереживать
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся библиографическими данными Исаковского и стихотворением Михаила Васильевича «Детство
Что вы узнали о детстве поэтаНазовите основную тему произведений Михаила Исаковского.
Бедный крестьянский паренек и всемирно известный поэт, чьи песни поют на русском, китайском, английском языках. Человек, окончивший 6 классов и редактор нескольких газет… и это все – один человек. Какие качества характера помогли Исаковскому добиться таких высот?
Д/з. Подготовить выразительное чтение стихотворения. С какой интонацией будем читать слова мальчика? Детства?