kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Салтыков-Щедрин "Сказки для взрослых"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить знания  по  биографии Салтыкова-Щедрина, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок, повторить значение литературных терминов; развивать умение анализировать сказки, показать их актуальность в наши дни; воспитывать честность, благородство, напомнить о цене человеческой жизни,о ее смысле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Салтыков-Щедрин "Сказки для взрослых"»

Тема: М.Салтыков-Щедрин «Сказки для взрослых»

Цель: закрепить знания по биографии Салтыкова-Щедрина, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок, повторить значение литературных терминов; развивать умение анализировать сказки, показать их актуальность в наши дни; воспитывать честность, благородство, напомнить о цене человеческой жизни ,о ее смысле.

Тип урока: комбинированный

Методы: анализ текста, ответы на вопросы, аналитическая беседа.

Оборудование: книжная выставка произведений Салтыкова-Щедрина,

мультимедийная установка; эпиграф к уроку.

Форма проведения урока: презентация

Форма организации студентов: индивидуальная, коллективная

Ход урока

« Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам, и через

сказку раскрывается тысячелетняя история

народа.

А.Н. Толстой

1.Организационный момент.

Студенты предварительно готовились к уроку:

- подготовили ответ на вопрос: какие факты биографии писателя повлияли на его мировоззрение?

- прочитали сказки «Премудрый пескарь», «Дикий помещик».

- написали отзыв на одну из прочитанных сказок (по выбору)

1.Проверка знаний. Метод: фронтальный опрос.

Преподаватель.

- Ребята, обратимся к портрету писателя(слайд 2). Что можно сказать о его личности?

Студент1. А.В. Луначарский (о портрете сатирика) с восхищением писал: «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо… Какая суровость! Какие глаза судьи!.. Как много страдания, выразившего морщины на этом лице, поистине лице подвижника!»

Студент 2. А вот отзывы Н.К. Михайловского (современника, лично знавшего писателя): «Внешность усиливала впечатление его грубоватой манеры: резкая перпендикулярная складка между бровей на прекрасном открытом и высоком лбу. Сильно выпуклые, как бы выпяченные глаза, сурово и как- то непреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, грубый голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо все освещалось такою почти детски- добродушною улыбкою, что даже люди, знавшие Щедрина, но попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа кроется под его угрюмой внешностью».

Преподаватель.Какие факты биографии Салтыкова- Щедрина повлияли на формированием его мировоззрения?

Студент 3. Его детство «на лоне крепостного права», помещичьего произвола и семейного деспотизма. Вот что вспоминает писатель о своем детстве: «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в свое время не причинила бы мне боли».

Студент 4. На мировоззрение писателя оказала влияние учеба, а учился Салтыков- Щедрин в Московском дворянском институте, а затем в Царскосельском лицее, где когда-то получал знания великий Пушкин. Но за двадцать один год, прошедший после пушкинского выпуска, характер этого учебного заведения переменился: насаждался близкий к казарменному стиль жизни. Просвещенные преподаватели были изгнаны из лицея. «для нас нанимали целую уйму Вральманов, Цыфиркиных, Кутейкиных… Вральманы пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп высшей школы внушил, что цель знания есть исполнение начальственных предначертаний», - вспоминал писатель- сатирик об учебе в лицее.

Но тем не менее лицеисты жили напряженной духовной жизнью : читали запрещенную литературу, слушали пламенные речи В.Г. Белинского («То было время поклонения Белинскому»), спорили о будущем России.

Знакомство Салтыкова с социалистом- утопистом М.В. Петрашевским переросло в дружбу.

«Губернские очерки», вышедшие в журнале «Русский вестник».

На мировоззрение писателя повлияло не только увлечение «писательством», но и работа в Министерстве внутренних дел. Справедливый и принципиальный, Салтыков- Щедрин держался решительно, ему удалось пресечь немало нарушений. Современник писателя С.Н. Егоров вспоминал: «Строгий в службе, он был в высшей степени правдив и человечен… Он ежедневно имел дело с каждым чиновником и всех знал. Несмотря на строгую и трудную службу, все его любили и ничем ради него не тяготились, потому что он всякого ценил по достоинству…». Служба для писателя закончилась. В чине действительного статского советника М.Е. Салтыков- Щедрин ушел в отставку. («Я- писатель, в этом мое призвание

Преподаватель. Каким человеком представляется вам Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик, критик и публицист?

● Студент 5.Салтыков- Щедрин- человек необычайной работоспособности. Работа для него- непреодолимая потребность. «Он не мог не писать: ни какие- нибудь дела, ни усталость и желание отдохнуть, ни знакомства и отношения, ни даже сама болезнь не могли удержать его от этого… он садился к письменному столу и писал своим сжатым почерком «страничку- другую», сколько мог»(С.Н. Кривенко).

Студент 6. Салтыков- Щедрин представляется мне прямолинейным, настойчивым, умеющим сказать свое веское слово в защиту интересов русского мужика. Не случайно он вызывал ненависть официальных кругов России, которые называли его «вице- Робеспьером». Щедрин- создатель сатирических произведений.

Преподаватель. Как вы понимаете слово «сатира»?

М.Е. Салтыкова- Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства. Еще в 1869 г. Щедрин написал три сказки ( «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).



2.Изучение нового материала.

Преподаватель.

- Ребята, какая тема нашего сегоднешнего урока?( Слайд 3, слайд 4)

Давайте обратимся к истории создания сказок.(Слайд 5).

1.История создания сказок.

В 80-е годы XIX века Салтыков- Щедрин за короткий срок создал книгу сказок (около 30). «Голова до сих пор полна… между прочим, сказками… Надобно отказать от этой книги, которая не повредила бы мне…»- писал сатирик.

80-е годы- «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснить только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности сказок. Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком «для детей изрядного возраста». Один из цензоров сказал: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки- та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства». Многие сказки так и не появились в печати при жизни писателя.

Запись в тетрадях:

«Сказки (для детей изрядного возраста)»- итог многолетних жизненных наблюдений Салтыкова- Щедрина, итог его творческого пути.

Преподаватель. Обращение Щедрина к сказке объясняетя тем, что из всех жанров жанр сказки наиболее доступен народу. Прикидываясь простачком, умный сатирик говорит о делах совсем не сказочных.

2. Жанровое своеобразие(Слайд 6).

Преподаватель. Салтыков-Щедрин создал новый , оригинальный жанр политической сказки. Идейно-тематическое содержание сказок: обличие самодержавия, обличие господствующего класса, обличие бездеятельных либералов и обывателей, показ положения угнетенного народа.

3.Работа над литературными терминами.(Слайд 7).

Вопросы:

- Что такое аллегория?

-Какую роль играет в сказке зачин?

-Что такое эпитет?

- С какой целью в сказках используются пословицы и поговорки?

2.Основные темы сказок. (Слайд8).

1.Народ и самодержавие. («Медведь на воеводстве», «Орел- меценат», «Сказка о ретивом начальнике».)

2.Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга».)

3.Народ и буржуазная обывательская интеллигенция ( «Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась- идеалист», «Вяленая вобла».)

3.Проблематика.(Слайд9).Записи в тетради.

4.Художественные особенности сказок.(Слайд 10).

Преподаватель. Язык сказок народный(писатель в совершенстве знал русскую крестьянскую речь) с использованием публицистической лексики. канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы – гротеск, гиперболу, сарказм, соединение разных стилевых планов в одном направлении. (Слайд 11).Писатель не развлекает читателя, а подносит ему нравственный урок.

4. Анализ сказок Салтыкова- Щедрина.

Преподаватель. Сказка «Дикий помещик».(Слайд 13)

1.Какие пороки обличаются в сказке на примере помещика? (глупость, лень, упрямство, безответственность , паразитизм, неприспособленность, тунеядство, несправедливость.)

2.Каково отношение к мужику? (жалость- после отмены крепостного права жизнь не стала лучше, горечью проникнуты слова, обращение к народу. Терпит притеснения помещиков, к богу обращается с молитвой. В сказке звучит призыв- вопрос Некрасова «Ты проснешься ли исполненный сил?»).

3.Какой вывод можно сделать? (Народ- создатель материальных и духовных ценностей . Без него наступает голод и одичание.

Давайте определим приемы, которыми пользуется автор в сказке и выполним небольшой тест (раздаточный материал)

1. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках... Утратил даже способность произносить членораздельные звуки…»

А) метонимия

Б) гротеск

В) гипербола



2. «Войдет он в свой парк…, в один миг влезет на самую вершину дерева и стережет оттуда. Прибежит заяц… - а он уже тут как тут, словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями и съест».

А) метафора

Б) сарказм

В) гротеск



3. «Услышал милостивый Бог слезную молитву сиротскую, и не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика. …только видели люди, как вдруг поднялся мякинный вихрь и, словно туча черная, пронеслись в воздухе посконные мужицкие портки».

А) сарказм

Б) волшебство

В) гипербола

Теперь давайте проверим правильные ответы. У кого все правильно?

Ответим теперь на ключевой вопрос сказки: почему помещик назван диким?

Вывод: все приемы, использованные автором при создании образа дикого помещика, указывают нам, что несмотря на человеческое обличие, душа у помещика дикая, звериная, жестокая (вспомните, как он притесняет своих крепостных). Чтобы подчеркнуть это, автор использует прием гротеска и превращает помещика в дикого зверя.

Сказка «Премудрый пескарь»(Слайд 15).

Преподаватель. Давайте послушаем, отзыв об этой сказке( отвечает студент, который подготовился заранее).

Преподаватель.

А знаете ли вы, в чем своеобразие этой рыбки – пескаря?

Пескарь – маленькая рыбка семейства карповых. Обычная длина ее – 15 см. Тело сверху зеленовато-буроватого цвета, с боков серебристое и покрытое черноватыми пятнами. В углах рта усики. В течение всей жизни пескарь обычно держится большими стаями.

Как вы думаете, почему писатель выбирает именно образ пескаря, мелкой рыбки? (ответы студентов).

Все дело в том, что образ мелкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя кстати характеризует запуганного и дрожащего обывателя.

А кто такой обыватель? (человек, занятый своими личными узкими интересами и не участвующий в общественной жизни)

Обратите внимание на написание имени персонажа. Почему именно пИскарь? (ответы студентов).

Герой сказки может только попискивать от страха, забившись в свою норку.

Вспомним жизнь премудрого пискаря? По какому принципу он живет? Найдите отрывок из текста и зачитайте его.

«Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, - сказал он себе, - а не то как раз пропадешь!». Какая пословица, по вашему мнению, наиболее точно передает поведение пискаря?

  • Что хочу – то и ворочу

  • Моя хата с краю – ничего не знаю

  • Бог труды любит

  • В тихом омуте черти водятся

А Салтыков-Щедрин придумывает свой собственный афоризм, отражающий жизнь пискаря: «жил – дрожал, и умирал – дрожал».

-Как вы думаете, что здесь высмеивает писатель? (Ответы студентов.

В сказке «Премудрый пискарь» высмеивается страх, трусость, обывательское ранодушие ко всему на свете, кроме собственной жизни).

Выводы (записать в тетради):

Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.

Чтение стихотворения А.Прокофьева «Премудрый карасик» («Премудрость» пескаря, его обывательское равнодушие, трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла, «умерщвляют ум, честь и совесть».)



3.Закрепление изученного материала.(Слайд 12)

-Назовите основные темы сказок Салтыкова- Щедрина.

-Какими средствами художественной выразительности пользуется автор?

-В чем актуальность сказок в наши дни?

4.Подведение итогов. Выставление оценок.

5.Домашнее задание.

Написать мини- сочинение «О существовании героев Салтыкова- Щедрина в наше время».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
М.Салтыков-Щедрин "Сказки для взрослых"

Автор: Симонова Лариса Александровна

Дата: 11.11.2017

Номер свидетельства: 438235


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства