М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО». СУЖДЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО». СУЖДЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ
Цели: помочь учащимся разобраться в изобразительно-выразительных средствах языка стихотворения; продолжить работу по обучению выразительному чтению; развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО». СУЖДЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ»
Урок литературы
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ «БОРОДИНО». СУЖДЕНИЯ И ОЦЕНКИ ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ
Цели: помочь учащимся разобраться в изобразительно-выразительных средствах языка стихотворения; продолжить работу по обучению выразительному чтению; развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
II. Анализ стихотворения.
1. Что заставило молодого солдата задать вопрос:
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французам отдана?
(Желание больше узнать об истории своей страны, здоровое любопытство и обидная мысль о вынужденном оставлении Москвы, что вовсе не говорило о поражении русской армии.)
2.Образ солдата-артиллериста поэт не случайно делает центральным. Эти войска считались основной, ведущей силой русской армии, именно артиллерия наводила ужас на врагов.
«Чуть утро осветило пушки…»
«Забил заряд я в пушку туго…»
«Картечь визжала…»
«И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…»
3. Чем можно объяснить наличие в тексте слов: «мы», «наш», «наши», «все»? (Так поэт говорит о безымянных героях Бородинского сражения, погибших в тяжелых боях. Это и есть русский народ. Воины отважны, самоотверженны. «И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали»…)
4. Какие просторечные слова и выражения встретились в речи старого воина? С какой целью автор вводит в текст подобные слова? («У наших ушки на макушке», «мусью», «басурманы» «вздремнуть» и другие.)
Такой литературный прием делает текст произведения доступным, понятным.
5. Перечитайте строфу, начинающуюся словами: «Прилег вздремнуть я у лафета…»
Сравните поведение перед решающим боем русских и французских войск. Чем можно обосновать поведение противников? (Французы ликуют, заранее празднуют победу; русские сосредоточенны, посвящают свободное время подготовке к бою, отдыху.)
6. Со слов «И только небо засветилось…» начинается описание боя. (Повторное перечитывание.) Каким вы увидели этот бой? (Тяжелым, кровопролитным…)
Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы.
7. Что заставляет старого солдата с гордостью говорить о прошлом?
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
…Могучее, лихое племя…
8. Высказывает ли этим бывалый воин недоверие к следующему поколению? Почему? Ваши суждения.
Вопросы:
1. Каков исход сражения?
2. Чем можно объяснить, что при чтении стихотворения не возникает ощущения поражения, «опущенной головы» перед врагом?
3. Какую оценку вы дадите исторической битве?
Лермонтов сумел показать масштабы и серьезность сражения. Обида за гибель товарищей, ненависть к захватчикам только сильнее разжигали ярость у русских солдат. В единый образ народа-победителя слились образ старого солдата и его командира.
Всех героев охватывает чувство патриотизма, готовность отдать свою жизнь за родину. Неотделимы отвага народа, героизм, колоссальное желание уничтожить врага, не дать ему ступать по родной земле. Все это можно объединить словами – несокрушимая мощь русского народа, который сумел в решающий момент истории силой задержать врага, а хитростью выгнать его с родной земли.
Домашнее задание: проиллюстрировать понравившиеся моменты произведения. Сделать к ним подписи из текста. Инд.зад по биографии Н.В.Гоголя