М.Ю. Лермонтов (1814-1841). Обзор жизни и творчества. Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе
М.Ю. Лермонтов (1814-1841). Обзор жизни и творчества. Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе
дать обзор основных этапов жизненного и творческого пути М.Ю.Лермонтова; активизировать знания о жизни и творчестве поэта; определить отличительные особенности лермонтовского таланта; воспитывать чувство любви к поэзии М.Ю.Лермонтова; развивать навыки работы в группе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов (1814-1841). Обзор жизни и творчества. Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе»
Балкаева Полина Павловна - учитель русского языка и литературы Амвросиевской общеобразовательной школы I-III ступеней №2 Амвросиевского района ДНР
Урок литературы в 9 класс
Тема. М.Ю. Лермонтов (1814-1841). Обзор жизни и творчества . Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе. Ведущие темы и мотивы лирики. Тема поэта и поэзии. Тема России. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Родина».
Теория литературы. Развитие понятий о мотиве, композиции лирического произведения, художественной детали.
Цели: дать обзор основных этапов жизненного и творческого пути М.Ю.Лермонтова; активизировать знания о жизни и творчестве поэта; определить отличительные особенности лермонтовского таланта; воспитывать чувство любви к поэзии М.Ю.Лермонтова; развивать навыки работы в группе.
Оборудование: учебник, тексты стихотворений; портрет М.Ю.Лермонтова, портреты его бабушки, родителей; изображение Тархан; герб рода Лермонтовых; автопортрет М.Ю.Лермонтова ; ноутбук , выставка литературы.
Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова; понимание значения личности и творчества поэта в русской культуре, самобытности его таланта; представление о взглядах поэта на задачи художественного творчества; умение готовить сообщения и выступать с ними, работать в группе.
Ход урока
I. Организационный момент .
II. Анализ контрольного сочинения по творчеству А.С.Пушкина .
III. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Лермонтов вошел в русское общественное сознание как преемник Пушкина, продолживший его дело в новых исторических условиях. Белинский называл Лермонтова «поэтом совсем другой эпохи». В дальнейшем имена Пушкина и Лермонтова укрепились в национальной культурной памяти как кровно связанная и контрастная пара: «Пушкин – дневное , Лермонтов - ночное светило русской поэзии» (Д.С.Мережковский).
Жизнь его была коротка и трагичная. Русский поэт , драматург, художник является одним из самых известных поэтов . Трудно представить школьную программу без него.
2. Выступление учащихся по теме жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова (слайды, группа биографов, историков, лириков). Они характеризуют время ; биографы - ореол таинственности и мистик, по мнению романтически настроенных почитателей его таланта , романтический ореол и происхождение , имеющее шотландские корни . Читают стихотворение «Желание».
3. Обзорная лекция о творчестве М.Ю.Лермонтова. . Уже при жизни Лермонтов был признании преемником Пушкина . Начал писать стихи с ранней юности – с 1828 года , но вошел в литературу, по сравнению с Пушкиным , поздно: начал отдавать произведения в печать на 23-м году жизни (первая подписанная им публикация в 1837 году - «Бородино»). Систематически печатать стихи стал уже 25-летним . В 1840 году вышли единственный прижизненный сборник «Стихотворения М.Ю.Лермонтова» (26 стихотворений и две поэмы) и роман «Герой нашего времени».
При весьма небрежном отношении Лермонтова к своим рукописям до нас дошли 300 его юношеских стихотворений , 23 завершенные и неоконченные поэмы, написанные до 1837 года, три пьесы в прозе и два в стихах неоконченных романа.
Лермонтов прославился быстро получившее распространение стихотворение «Смерть Поэта» (1837). Это взволнованный и гневный монолог . В четырех словах первого же стиха концентрируются четыре важнейшие темы лермонтовского творчества : здесь и смерть (насильственная), и бессмертный поэт , и неволя , и честь.
«Пророк» - одно из последних стихотворений Лермонтова, своеобразное продолжение пушкинского «Пророка».
Библейский план стихотворения сопрягается с современным планом: подразумевается трагическая судьба поэтов-пророков. Стихотворение носит философский характер, говорит об общечеловеческой проблеме.
В стихотворении Лермонтова «Поэт» судьба поэта сопоставляется с судьбой кинжала - когда-то верой и правдой служившего воину , а ныне унизительно «заброшенного» « в походной лавке армянина». Горькая сатира подчеркивает трагизм миропорядка , трагизм положения поэта и его миссии служения.
Стихотворения «Нет , я не Байрон , я другой…», написанное накануне восемнадцатилетия, предсказывает жизненный путь Лермонтова . И Байрону, и Лермонтову приписывали провидческие способности . Уже в юном возрасте он чувствовал свою мощь, сопоставляя своего лирического героя с «океаном угрюмым», противопоставляя себя, «избранника», толпе, наконец ставя себя на один уровень с самим Богом.
Россия в лирике Лермонтова , ассоциируется с государством , враждебным «свободной» личности. («Прощая , немытая Россия», 1840).
Но было у России и славное прошлое , в котором поэт видел истинное величие страны(«Два великана», 1832, «Бородино», 1837).
«Родина» - лирическое раздумье о своем отношении к отчизне. Жизнь народа сливается для него с жизнью природы, и она так далека от официальной , светской , столичной жизни.
«Родина» - образец чистого, не осложненного отвлеченными рассуждениями и риторикой приятия жизни такой, какова она есть . В.Г.Белинский был в восторге от этого произведения :»… что за вещь - пушкинская , т.е. одна из лучших пушкинских».
Стихотворение «Родина» положило начало литературной традиции, утвердив жанр лирического раздумья о Родине, где мысль о ней не расторжима с образами русской деревни и природы.
Таковы ведущие темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.
4. Беседа по теории литературы (учащиеся имеют записи в тетрадях).
Композиция (лат.-составление , соединение) - расположение , т.е. построение произведения , обусловленное его содержимым и жанром.
Мотив в литературном произведении чаще всего понимается как часть, элемент сюжета.
Деталь художественного произведения - одно из средств создания художественного образа , которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности . Деталь может воспроизводить черты внешности , одежды, обстановки , переживания или поступка.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Какие микротемы можно выделить в стихотворении «Смерть поэта»? Только ли о гибели Пушкина пишет Лермонтов?
Какие средства художественной выразительности использует Лермонтов для выражения идеи стихотворения? (тропы: эпитеты, метафоры, гиперболы , перифразы , сравнения; фигуры речи : инверсии, антитезы, риторические приемы, лексические средства .
Как понимается патриотизм в стихотворении «Родина»?
V. Подведение итогов урока.
Беседа с учащимися
Каким вы видите М.Ю. Лермонтова?
«Я излил горечь сердечную на бумаге», - говорил Лермонтов на судебном допросе. Мог ли Лермонтов поступить иначе: не бросать вызов властям , не писать обличительных стихов , не навлекать на себя гнев . Как вы думаете ? Аргументируйте свой ответ.
Домашнее задание.
1. Составить тезисный план статьи о М.Ю.Лермонтове (стр. 260-270).
2. Вопросы и задания учебника (стр. 262, 264). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Смерть поэта», «Родина».