kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Ю. Лермонтов (1814-1841). Обзор жизни и творчества. Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

дать  обзор  основных этапов   жизненного   и  творческого  пути М.Ю.Лермонтова; активизировать  знания  о  жизни и творчестве   поэта; определить отличительные  особенности  лермонтовского  таланта; воспитывать   чувство  любви  к    поэзии М.Ю.Лермонтова; развивать   навыки  работы   в  группе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов (1814-1841). Обзор жизни и творчества. Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе»

Балкаева Полина Павловна - учитель русского языка и литературы Амвросиевской общеобразовательной школы I-III ступеней №2 Амвросиевского района ДНР



Урок литературы в 9 класс


Тема. М.Ю. Лермонтов (1814-1841). Обзор жизни и творчества . Лермонтов – продолжатель пушкинских традиций в литературе. Ведущие темы и мотивы лирики. Тема поэта и поэзии. Тема России. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Родина».

Теория литературы. Развитие понятий о мотиве, композиции лирического произведения, художественной детали.


Цели: дать обзор основных этапов жизненного и творческого пути М.Ю.Лермонтова; активизировать знания о жизни и творчестве поэта; определить отличительные особенности лермонтовского таланта; воспитывать чувство любви к поэзии М.Ю.Лермонтова; развивать навыки работы в группе.

Оборудование: учебник, тексты стихотворений; портрет М.Ю.Лермонтова, портреты его бабушки, родителей; изображение Тархан; герб рода Лермонтовых; автопортрет М.Ю.Лермонтова ; ноутбук , выставка литературы.

Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова; понимание значения личности и творчества поэта в русской культуре, самобытности его таланта; представление о взглядах поэта на задачи художественного творчества; умение готовить сообщения и выступать с ними, работать в группе.

Ход урока

I. Организационный момент .

II. Анализ контрольного сочинения по творчеству А.С.Пушкина .

III. Работа по теме урока


1. Слово учителя

Лермонтов вошел в русское общественное сознание как преемник Пушкина, продолживший его дело в новых исторических условиях. Белинский называл Лермонтова «поэтом совсем другой эпохи». В дальнейшем имена Пушкина и Лермонтова укрепились в национальной культурной памяти как кровно связанная и контрастная пара: «Пушкин – дневное , Лермонтов - ночное светило русской поэзии» (Д.С.Мережковский).

Жизнь его была коротка и трагичная. Русский поэт , драматург, художник является одним из самых известных поэтов . Трудно представить школьную программу без него.

2. Выступление учащихся по теме жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова (слайды, группа биографов, историков, лириков). Они характеризуют время ; биографы - ореол таинственности и мистик, по мнению романтически настроенных почитателей его таланта , романтический ореол и происхождение , имеющее шотландские корни . Читают стихотворение «Желание».

3. Обзорная лекция о творчестве М.Ю.Лермонтова. . Уже при жизни Лермонтов был признании преемником Пушкина . Начал писать стихи с ранней юности – с 1828 года , но вошел в литературу, по сравнению с Пушкиным , поздно: начал отдавать произведения в печать на 23-м году жизни (первая подписанная им публикация в 1837 году - «Бородино»). Систематически печатать стихи стал уже 25-летним . В 1840 году вышли единственный прижизненный сборник «Стихотворения М.Ю.Лермонтова» (26 стихотворений и две поэмы) и роман «Герой нашего времени».

При весьма небрежном отношении Лермонтова к своим рукописям до нас дошли 300 его юношеских стихотворений , 23 завершенные и неоконченные поэмы, написанные до 1837 года, три пьесы в прозе и два в стихах неоконченных романа.

Лермонтов прославился быстро получившее распространение стихотворение «Смерть Поэта» (1837). Это взволнованный и гневный монолог . В четырех словах первого же стиха концентрируются четыре важнейшие темы лермонтовского творчества : здесь и смерть (насильственная), и бессмертный поэт , и неволя , и честь.

«Пророк» - одно из последних стихотворений Лермонтова, своеобразное продолжение пушкинского «Пророка».

Библейский план стихотворения сопрягается с современным планом: подразумевается трагическая судьба поэтов-пророков. Стихотворение носит философский характер, говорит об общечеловеческой проблеме.

В стихотворении Лермонтова «Поэт» судьба поэта сопоставляется с судьбой кинжала - когда-то верой и правдой служившего воину , а ныне унизительно «заброшенного» « в походной лавке армянина». Горькая сатира подчеркивает трагизм миропорядка , трагизм положения поэта и его миссии служения.

Стихотворения «Нет , я не Байрон , я другой…», написанное накануне восемнадцатилетия, предсказывает жизненный путь Лермонтова . И Байрону, и Лермонтову приписывали провидческие способности . Уже в юном возрасте он чувствовал свою мощь, сопоставляя своего лирического героя с «океаном угрюмым», противопоставляя себя, «избранника», толпе, наконец ставя себя на один уровень с самим Богом.

Россия в лирике Лермонтова , ассоциируется с государством , враждебным «свободной» личности. («Прощая , немытая Россия», 1840).

Но было у России и славное прошлое , в котором поэт видел истинное величие страны(«Два великана», 1832, «Бородино», 1837).

«Родина» - лирическое раздумье о своем отношении к отчизне. Жизнь народа сливается для него с жизнью природы, и она так далека от официальной , светской , столичной жизни.

«Родина» - образец чистого, не осложненного отвлеченными рассуждениями и риторикой приятия жизни такой, какова она есть . В.Г.Белинский был в восторге от этого произведения :»… что за вещь - пушкинская , т.е. одна из лучших пушкинских».

Стихотворение «Родина» положило начало литературной традиции, утвердив жанр лирического раздумья о Родине, где мысль о ней не расторжима с образами русской деревни и природы.

Таковы ведущие темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова.

4. Беседа по теории литературы (учащиеся имеют записи в тетрадях).

Композиция (лат.-составление , соединение) - расположение , т.е. построение произведения , обусловленное его содержимым и жанром.

Мотив в литературном произведении чаще всего понимается как часть, элемент сюжета.

Деталь художественного произведения - одно из средств создания художественного образа , которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности . Деталь может воспроизводить черты внешности , одежды, обстановки , переживания или поступка.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Какие микротемы можно выделить в стихотворении «Смерть поэта»? Только ли о гибели Пушкина пишет Лермонтов?

Какие средства художественной выразительности использует Лермонтов для выражения идеи стихотворения? (тропы: эпитеты, метафоры, гиперболы , перифразы , сравнения; фигуры речи : инверсии, антитезы, риторические приемы, лексические средства .

Как понимается патриотизм в стихотворении «Родина»?

V. Подведение итогов урока.

Беседа с учащимися

Каким вы видите М.Ю. Лермонтова?

«Я излил горечь сердечную на бумаге», - говорил Лермонтов на судебном допросе. Мог ли Лермонтов поступить иначе: не бросать вызов властям , не писать обличительных стихов , не навлекать на себя гнев . Как вы думаете ? Аргументируйте свой ответ.


Домашнее задание.

1. Составить тезисный план статьи о М.Ю.Лермонтове (стр. 260-270).

2. Вопросы и задания учебника (стр. 262, 264). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Смерть поэта», «Родина».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Балкаева Полина Павловна

Дата: 16.02.2017

Номер свидетельства: 392667


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства