kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

формировать нравственные качества: уважение к ближнему, любовь к людям

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы».»

Класс: 6 русс.

Предмет: Литература

Тема урока: М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы».

Цели урока:

а) образовательная: продолжить знакомство с особенностями творчества М.Ю. Лермонтова;

на примере стихотворения «Три пальмы» формировать навыки выразительного чтения, познакомить с приемом контраста.

б) воспитательные: формировать нравственные качества: уважение к ближнему, любовь к людям.

в) развивающие: развивать навыки анализа; навыки выразительного чтения по ролям, устную речь, мышление.

Формируемые элементы компетенций:

ключевые: коммуникативная, компетенция личностного самосовершенствования, компетенция социально-гражданской активности;

предметные: литературоведческая и литературно-речевая компетенции.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Используемые методы и приёмы на уроке: исследование, работа в группах, беседа

Оборудование:

Оборудование: учебник, иллюстрации, каждой группе таблица, начертанная на листе А3.

Технологическая карта урока:


Организационная часть

Повторение пройденной темы

Объяснение

новей темы

Закрепление

новей темы

оценивание

учащихся

Домашнее

задание

1 минута

7 минут

15 минут

20 минут

1 минута

1 минута





Ход урока

  1. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию стихотворения.

- Мы продолжаем знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова. Пожалуйста, напомните, какой эпиграф записан перед статьей о М.Ю. Лермонтове в вашем учебнике?



«В ЛЕРМОНТОВЕ ЖИЛА НАСТОЯЩАЯ ГЛУБОКАЯ СИЛА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА». Н.С.Тихонов

Действительно, мы знаем М.Ю.Лермонтова как истинного патриота своей родины. В 5 классе изучали его стихотворение «Бородино». Мы знаем о его драматичной судьбе, непростом характере. Вы убедились, что этот поэт - мастер пейзажной лирики и певец одиночества, когда изучали стихотворение «Парус». Думается, что сегодня вы расширите свои представления о Лермонтове, обогатите себя знанием и пониманием еще одного его произведения.

Это стихотворение называется «Три пальмы». Поэт написал и подзаголовок к нему – «Восточное сказание». Да, действительно, сегодня мы прикоснемся к далекому от нас миру Востока. Посмотрите по карте, как далеко от нас Аравийская пустыня. Сразу отметим, что поэт там никогда не бывал, однако, как и многие его современники интересовался миром Востока.



Словарная работа: аравийская земля, караван, араб, фарис, оазис, шатры. (Слова заранее записаны на доске)





Чтение стихотворения учителем

III. Беседа о первичном восприятии.

- Какие картины представляли вы, слушая это стихотворение:

(Песок, три пальмы, ручей)

- Что чувствовали вы, слушая это стихотворение?

(Жара, прохлада ручья, летучий горячий песок…

- Какое настроение, переживали вы, слушая это стихотворение

(Грусть, печаль, удивление, недоумение…)



.Анализ стихотворения.

- Какими вы увидели пальмы в этом стихотворении?

(«Гордые», «роскошные листья», «сень зеленых листов».)

- Какой прием использует поэт, чтобы мы лучше представили себе эти пальмы»

Чему противопоставлены пальмы в первой части стихотворения?

(«лучи знойные», «пески летучие», «почва бесплодная»)

- Критик В.Г.Белинский писал о стихотворении «Три пальмы»: «Дивная картина – так и блестит всею яркостью восточных красок! Какая живописность…»

С помощью каких изобразительных средств языка поэт создает свою «Дивную» картину.

(эпитетов)

-Благодаря чему среди такой природы растут пальмы?

(Благодаря ручью)

А что для ручья пальмы?

(Спасение)

- Довольны ли пальмы своим существованием?

(Нет, они стали «на Бога роптать»)

- Что подчеркивает недовольство пальм?

(Риторический вопрос)

КАКОЕ НАСТРОЕНИЕ ВЫЗЫВАЕТ У ВАС ЭТА КАРТИНА?

(ученики записывают эпитеты в тетрадь)

IV. Работа в группах.

- 1 ГР. - найти, какими красками рисует автор караван.

(золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый)



- 2 гр. – какими звуками сопровождает поэт стихотворение?

(звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды)



- 3 гр. – с помощью каких сравнений автор помогает понять происходящее?

(караван , как челнок; люди – малые дети, пальмы – питомцы столетий)



- 4 гр. – какими словами передает движение?

(шел, взрывая песок; мотаясь, висели; Конь на дыбы поднимался порой, прыгал, как барc, подходит, шумя, неслись…)



- Как вы думаете, предвещает ли такое движение что-то радостное для пальм? Прочитайте, как повели себя люди – «малые дети».

- Почему автор дает своему произведению второе название – «Восточное сказание»?

РАБОТА НАД ТРЕТЬЕЙ КАРТИНОЙ?

- Что осталось от пальм?

- Какой вы видите остальную природу? («почва бесплодная», «пепел седой и холодный», «остатки сухие», «все дико и пусто кругом»…)

- Сравните эпитеты в 1ой и 3ей картинах. Какой прием исользовал автор? (Прием контраста)

- Подумайте, как вы будете читать 1ую и 3ью часть стихотворения.



ПОДГОТОВКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ. (НА СТОЛАХ ПАМЯТКИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ)

Пользуясь памяткой, подготовьтесь в паре к выразительному чтению.

(Расставить паузы, логические ударения…)

1 ряд – картина 1ая 2 ряд – картина 2ая 3 ряд – картина 3ья



. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

VI. Дом задание: письменно ответить на вопросы учебника.







Приложение








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы».

Автор: УРЫНБАЕВА ЗАМИРА ИМАНКУЛОВНА

Дата: 02.07.2020

Номер свидетельства: 554416

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства