Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтическая красочность описаний. Образ Мцыри в поэме. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях.»
Тема урока: М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтическая красочность описаний. Образ Мцыри в поэме. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях.
Цели: Образовательные: учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать художественные открытия поэта.
Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения
Воспитывающие: прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.
Тип урока: закрепление
Оборудование: портрет Лермонтова, эпиграф к уроку, листы оценивания, раздаточный материал, конверты с высказываниями критиков, схема «Фишбоун», .
Ход урока
1.Организационный момент
Приветствие.
-Давайте приветствуем всех присутствующих нашей милой улыбкой. Психологический настрой на урок
Тренинг «Добрые пожелания»
- Ребята, давайте подумаем, что мы могли бы пожелать друг другу, чтобы работа на уроке была плодотворной. Я вам желаю оптимизма и взаимной поддержки.
Команды дарят пожелания друг другу.
2.Мозговая атака (по творчеству М.Ю.Лермонтова)
1.Как звали бабушку М.Ю.Лермонтова
2.С кем побывал Миша на Кавказе и с какой целью
3.Какой край занимает особое место в творчестве М.Ю.Лермонтова
4. Что можете сказать об отце Лермонтова
5.Какие темы часто встречаются в лирике поэта (одиночество, природа)
6. «Белеет парус одинокий…» из какого стихотворения эти слова( чтение хором стихотворения)
Молодцы , ребята. Дома вы должны были повторить жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова и дочитать его поэму «Мцыри».
Что мы с вами будем сегодня проходить? (ответы учащихся)
Оглашение темы урока «М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтическая красочность описаний. Образ Мцыри в поэме. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях.
(Слайд 1)
Чтение эпиграфа (Слайд 2).
Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б смог.
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
- Кому из героев принадлежат эти строки? Почему они взяты эпиграфом к уроку?(В них заключена основная идея произведения – борьба за свободу. В них заключается смысл жизни для Мцыри. А значит помогут раскрыть тему урока).
Какие задачи мы поставим к уроку?
(раскрывать образ Мцыри в монастыре и на свободе, исследовать, как соотносятся мечты главного героя и действительность.)Работать будем в группе «Исследователей», подберите себе названия . ( 1 гр.- 2 гр- )
Вспомним правила работы в группах. Совместная, дружная работа
Будете оценивать работу сами (лист оценивания )по пятибальной системе
На ваших партах лежат конверты с именами литературных критиков. Откроем их мы лишь в конце урока. Описав образ Мцыри, мы сравним наши мнения с мнением известных критиков о нем. Посмотрим, совпадут ли они.
Я даю вам кластеры и вы на каждом этапе будете заполнять его
1 задание. 1 группа составляет «Толстые вопросы»
2 группа составляет «Тонкие вопросы» (по 6 вопросов и задают другой группе)
(включается тихая музыка)
Молодцы, ребята, не забываем про кластеры (прилагательные, характеризующие Мцыри) и об оценочном листе
2 задание. Даю вам карточки «Изобразительно-выразительные средства в поэме»
( читают и определяют)
Гиперболы:
О, я, как брат, Обняться с бурей был бы рад ! Глазами тучи я следил, Рукою молнии ловил…
Метафоры:
Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской, Я грыз сырую грудь земли… Каменные объятия,
седой Кавказ,
следы небесных слез;
деревья, шумящие свежей толпой;
кудри виноградных лоз…
Сравнения:
Я сам, как зверь, был чужд людей, Полз и прятался, как змей. Развёрнутые сравнения
Мцыри с конём и тепличным цветком, хребты курилися, как алтари;
снега, горящие, как алмаз;
небесный свод чист, как ангела полет.
Эпитеты:
Но юность вольная сильна И смерть казалась не страшна. Пышные поля,
причудливые хребты,
радужный наряд растений,
прозрачная зелень листов,
волшебные голоса.
С какой целью использованы художественные приемы ( эпитеты- красота природы, сравнения- красота природы, метафоры-чувства Мцыри, романтичность описаний природы и т.д.)
Заполняем кластеры (изобразительно-выразительные средства в поэме помогают раскрыть характер Мцыри, дают романтическую красочность описаний )
Кого мы называем романтиком? (мечтательного человека)
Можем ли мы назвать поэму «Мцыри» романтическим произведением»? Почему? ( ответы учащихся) Можно ли назвать Мцыри романтическим героем.( ответы уч-ся)
Для Мцыри есть 2 мира: мечта и действительность и как они соотносятся в поэме
3 задание(составление ассоциограммы: 1 гр. мечта в поэме , 2 гр. действительность в поэме)
Запись в кластер
Физкультминутка
4 задание
Диаграмма «Фишбоун» (рыбья кость).
В голову вписывается проблема для обсуждения: что, кроме смертельной раны, приобрел Мцыри за три «блаженных» дня? «Что бесполезно столько днейтерпел, страдал, и все зачем?"
На нижних «косточках» группа выписывает цитаты из текста (Что видел Мцыри на свободе?) в качестве аргументов, а на верхних «косточках» - причины, т.е. черты характера, которые открыл в себе Мцыри. После окончания работы и обсуждения делается вывод.
Итог
Что нового мы узнали на уроке?
Понравился ли вам урок?
Довольны ли вы своей работой?
Подведение итогов, выставление оценок по листам
- А теперь откроем конверты. (Читают уч-ся.) Цитаты на доске также.
Белинский В.Г.…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью.
Максимов Д.Е. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.
- Близки ли ваши характеристики главного героя поэмы к мнению критиков?
Рефлексия «Дерево настроения» - Какое настроение у вас после урока? У вас в руках по 3 яблока-стикера разного цвета. Поднимите стикеры
Розовый стикер - отличное
Желтый стикер – хорошее
Зеленый стикер – плохое
Домашнее задание: Подготвиться к сочинению по теме «Чем близок мне образ Мцыри»