kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтическая красочность описаний. Образ Мцыри в поэме. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить работать с текстом лирического произведения. Проводить идейно-тематический анализ произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтическая красочность описаний. Образ Мцыри в поэме. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях.»



Тема урока: М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтическая красочность описаний. Образ Мцыри в поэме. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях.

Цели: Образовательные: учить работать с текстом лирического произведения, проводить идейно-тематический анализ поэмы Лермонтова, показывать художественные открытия поэта.

Дать теоретические представления о теме и идее художественного произведения

Развивающие: развивать эмоциональное восприятие лирического произведения, развивать умение строить монологическое высказывание.

Воспитывающие: прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, воспитывать интерес к творчеству поэта, воспитывать у учащихся целеустремленность, стремление понять истинный смысл и красоту жизни, воспитывать любовь к родине.

Тип урока: закрепление

Оборудование: портрет Лермонтова, эпиграф к уроку, листы оценивания, раздаточный материал, конверты с высказываниями критиков, схема «Фишбоун», .

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие.

-Давайте приветствуем всех присутствующих нашей милой улыбкой. Психологический настрой на урок

Тренинг «Добрые пожелания»

- Ребята, давайте подумаем, что мы могли бы пожелать друг другу, чтобы работа на уроке была плодотворной. Я вам желаю оптимизма и взаимной поддержки.

Команды дарят пожелания друг другу.



2.Мозговая атака (по творчеству М.Ю.Лермонтова)

1.Как звали бабушку М.Ю.Лермонтова

2.С кем побывал Миша на Кавказе и с какой целью

3.Какой край занимает особое место в творчестве М.Ю.Лермонтова

4. Что можете сказать об отце Лермонтова

5.Какие темы часто встречаются в лирике поэта (одиночество, природа)

6. «Белеет парус одинокий…» из какого стихотворения эти слова( чтение хором стихотворения)

Молодцы , ребята. Дома вы должны были повторить жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова и дочитать его поэму «Мцыри».

Что мы с вами будем сегодня проходить? (ответы учащихся)



Оглашение темы урока «М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Романтическая красочность описаний. Образ Мцыри в поэме. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях.

(Слайд 1)



Чтение эпиграфа (Слайд 2).

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

- Кому из героев принадлежат эти строки? Почему они взяты эпиграфом к уроку? (В них заключена основная идея произведения – борьба за свободу. В них заключается смысл жизни для Мцыри. А значит помогут раскрыть тему урока).



Какие задачи мы поставим к уроку?

(раскрывать образ Мцыри в монастыре и на свободе, исследовать, как соотносятся мечты главного героя и действительность.) Работать будем в группе «Исследователей», подберите себе названия . ( 1 гр.- 2 гр- )

Вспомним правила работы в группах. Совместная, дружная работа

Будете оценивать работу сами (лист оценивания )по пятибальной системе

На ваших партах лежат конверты с именами литературных критиков. Откроем их мы лишь в конце урока. Описав образ Мцыри, мы сравним наши мнения с мнением известных критиков о нем. Посмотрим, совпадут ли они.

Я даю вам кластеры и вы на каждом этапе будете заполнять его

1 задание. 1 группа составляет «Толстые вопросы»

2 группа составляет «Тонкие вопросы» (по 6 вопросов и задают другой группе)

(включается тихая музыка)

Молодцы, ребята, не забываем про кластеры (прилагательные, характеризующие Мцыри) и об оценочном листе

2 задание. Даю вам карточки «Изобразительно-выразительные средства в поэме»

( читают и определяют)

Гиперболы:

О, я, как брат, 
Обняться с бурей был бы рад !
Глазами тучи я следил,
Рукою молнии ловил…

Метафоры:

Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской,
Я грыз сырую грудь земли…
Каменные объятия,

седой Кавказ,

следы небесных слез;

деревья, шумящие свежей толпой;

кудри виноградных лоз…


Сравнения: 

Я сам, как зверь, был чужд людей,
Полз и прятался, как змей.
Развёрнутые сравнения

Мцыри с конём и тепличным цветком,
хребты курилися, как алтари;

снега, горящие, как алмаз;

небесный свод чист, как ангела полет.


Эпитеты: 

Но юность вольная сильна
И смерть казалась не страшна.
Пышные поля,

причудливые хребты,

радужный наряд растений,

прозрачная зелень листов,

волшебные голоса.



С какой целью использованы художественные приемы ( эпитеты- красота природы, сравнения- красота природы, метафоры-чувства Мцыри, романтичность описаний природы и т.д.)

Заполняем кластеры (изобразительно-выразительные средства в поэме помогают раскрыть характер Мцыри, дают романтическую красочность описаний )

Кого мы называем романтиком? (мечтательного человека)

Можем ли мы назвать поэму «Мцыри» романтическим произведением»? Почему? ( ответы учащихся) Можно ли назвать Мцыри романтическим героем.( ответы уч-ся)

Для Мцыри есть 2 мира: мечта и действительность и как они соотносятся в поэме

3 задание(составление ассоциограммы: 1 гр. мечта в поэме , 2 гр. действительность в поэме)

Запись в кластер

Физкультминутка

4 задание

Диаграмма «Фишбоун» (рыбья кость).

В голову вписывается проблема для обсуждения: что, кроме  смертельной  раны,  приобрел Мцыри  за  три  «блаженных» дня? «Что бесполезно столько дней терпел, страдал, и все зачем?"

На нижних «косточках» группа выписывает цитаты из текста (Что видел Мцыри на свободе?) в качестве аргументов, а на верхних «косточках» - причины, т.е. черты характера, которые открыл в себе Мцыри. После окончания работы и обсуждения делается вывод.

Итог

Что нового мы узнали на уроке?

Понравился ли вам урок?

Довольны ли вы своей работой?

Подведение итогов, выставление оценок по листам



- А теперь откроем конверты. (Читают уч-ся.) Цитаты на доске также.



Белинский В.Г.…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью.



Максимов Д.Е. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.



- Близки ли ваши характеристики главного героя поэмы к мнению критиков?



Рефлексия «Дерево настроения»
- Какое настроение у вас после урока? У вас в руках по 3 яблока-стикера разного цвета. Поднимите стикеры

Розовый стикер - отличное

Желтый стикер – хорошее

Зеленый стикер – плохое

Домашнее задание: Подготвиться к сочинению по теме «Чем близок мне образ Мцыри»
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хисамиева Расиля Рауфовна

Дата: 13.01.2019

Номер свидетельства: 495095


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства