Этап урока и его цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | Формы оценивания |
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные |
Организационный Создание благоприятного психологического настроя на работу. | Приветствие обучающихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | 1)Умение выделять нравственный аспект поведения. 2)Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. | 1)Прогнозирование своей деятельности. 2)Применение основ саморегуляции эмоционального состояния. | 1)Умение слушать и вступать в диалог. 2)Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 3) Определение способов взаимодействия участников образовательного процесса. | 1) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. 2) Умение произвольного и сознательного выбора между общими приемами решения задач. | |
Постановка целей, задач урока Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Вместе с детьми определяет тему и цель урока. - Обратите внимание на экран. (Слайд 1) Перед вами несколько изображений. Рассмотрите их и скажите, какую страну мы сегодня начинаем изучать? - Как вы думаете, какие вопросы необходимо изучить в первую очередь? Давайте прочитаем статью А.И. Герцена и составим кластер. «Какие черты присуще Лермонтову?» (Примерный кластер. Слайд 2) | В диалоге с учителем определяют тему и цель урока. Рассматривают изображения и предполагают, что тема связана с Лермонтовым, Тамбовским краем и его произведением «Тамбовская казначейша». Записывают в тетрадь тему урока. Отвечают на вопрос учителя. Предлагают свои варианты кластера и вместе с учителем составляют следующий кластер (слайд 2) | 1)Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | 1)Умение совместно с учителем и самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. 2)Способность планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | 1) Умение устраивать эффективное групповое обсуждение и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений. 2) Способность устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. | 1)Осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 2) Умение составлять кластер. | Беседа |
Первичное усвоение новых знаний Обеспечение восприятия и первичного запоминания детьми изучаемой темы. | Создает проблемную ситуацию, в ходе решения которой обучающиеся делают необходимый вывод. - Давайте вспомним известные всем произведения Лермонтова. Предлагает сделать вывод о том, какие произведения М.Ю. Лермонтова ученики знают и какие им предстоит изучить. (Слайд) | Принимают участие в коллективной беседе. - Перечисляют произведения , прочитанные ранее. Предлагают свои варианты ответа на вопрос учителя и коллективно делают вывод, что объединяет эти произведения. Озвучивают свои мнения и аргументируют их. | 1)Развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных учебных ситуациях. 2) Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | 1)Самостоятельно контролировать свое время и управлять им. 2) Определять проблему в учебной деятельности. 3)Выбирать средства достижения цели. 4) Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | 1)Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. 2) Построение понятных для партнера высказываний. 3) Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. 4) Способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами. 5) Работать в парах и группе, эффективно сотрудничать. | 1) Поиск и выделение необходимой информации. 2) Построение логической цепи рассуждений 3) Логический анализ объектов с целью выделения признаков. 4) Обобщать, делать выводы на основе аргументации. 5) Умение осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. 6) Способность высказывать оценочные суждения и свою точку зрения. | Беседа. Работа в группе. |
Первичное осмысление новых знаний Установление правильности и осознанности изучения темы. | Направляет работу обучающихся. Слова учителя: «Лермонтово…Всем известные Тарханы. Колыбель гениального поэта. Но почему, например, ребята из тамбовских районов Кирсановского или Уметского могут легко и быстро посетить лермонтовский музейя? Значит, мы по – своему правы, считая М. Ю. Лермонтова нашим, тамбовским. Родился поэт в Москве, зато детство и отрочество провел неподалеку от наших пичаевских дубрав, от нашей Цны и Вороны. И не только это. Поэт путешествовал по тряским тамбовским дорогам. Он увековечил наш город в шутливых и грустных строфах «Тамбовской казначейши». Его творчество, судьба его поэтического наследия тесно переплетены с нашим краем, наконец, жизнь сталкивала М. Ю. Лермонтова со многими тамбовцами. В 1835 г. Е.А. Арсеньева писала внуку: «... хотя Тарханы и Пензенской губернии, но на Пензу ехать с лишком двести верст крюку, то из Москвы должно ехать на Рязань, на Козлов и на Тамбов, а из Тамбова на Кирсанов и Чембар...». Тамбов.… Блестят на солнце маковки церквей. Улицы небольшие, но прямы, как петербургские. В Тамбове жили его товарищи по Пансиону: И.Р. Грузинов, Д.В. и Ф.Д. Протасьевы, П.В. Боборыкин. Скорее всего, М.Ю. Лермонтов задержался в городе. По преданию, он останавливался в доме своих дальних родственников Протасьевых на углу Большой и Араповской улиц (дом сохранился). Возможно, под впечатлением от пребывания в Тамбове М.Ю. Лермонтов и написал потом свою «Тамбовскую казначейшу». Из Рассказово до Кирсанова путь тянется строго на восток. Тракт в это время проходил мимо сел Рождественское и Хмелинку. Рождественское – «село казенное при речке Большой Ломовис. Дворов 213, жителей мужского пола – 861, женского – 903. Церковь православная. Базары по воскресеньям. Почтовая станция. Мельница. Этапный двор. Итак, две короткие остановки в Рождественском и Хмелинке и снова белая простыня степи. От Кирсанова до родных мест рукой подать. Некогда он был центром огромного уезда, куда входили и Тарханы. Не пропускали тарханские мужики, что побогаче, ни одной кирсановской ярмарки. Многие из них придут потом в этот город встречать гроб с прахом своего молодого барина, зверски застреленного на Кавказе. Позади Кирсанов.Последняя станция на территории Тамбовской губернии на этом тракте – село Гавриловка. В конце 18 века царь Павел 1 подарил село своему любимцу – действительному тайному советнику Ф. Ф. Вадковскому. После его смерти владельцами села стали его сыновья Федор и Александр. Оба они – декабристы, члены Южного общества, руководимого Павлом Пестелем. Дальний родственник Иван Яковлевич Вадковский учился с Лермонтовым в пансионе. - Составьте схему тех мест Тамбовской области, в которых побывал М.Ю. Лермонтов. | Рассматривают слайд 3 на экране. Называют территории, по которым проезжал М.Ю. Лермонтов и составляют схему | 1)Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. 2)Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика. | 1)Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. 2)Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. 3)Способность вносить необходимые коррективы в исполнение работы как в конце действия, так и по ходу его реализации. 4)Возможность адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | 1)Формулирование собственного мнения и позиции. 2) Адекватное использование речи для планирования своей деятельности. 3) Осуществление взаимного контроля и содействие в сотрудничестве. 4) Умение строить монологические высказывания. 5) Способность аргументировать и координировать свою позицию с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. 6) Использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения. | 1) Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста. 2)Формулировка несложных выводов, основанных на тексте. 3) Умение формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определенной позиции. 4) Возможность делать умозаключения и выводы на основе аргументации. 5) Способность ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл. 6) Умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации (схема) переходить от одного представления данных к другому. | Беседа. Работа в парах. Работа ссо слайдом.. составление схемы. |
Первичная проверка понимания Выявление первичного осмысления изучаемого материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Организует работу обучающихся. Рассказывает историю создания «Тамбовской казначейши». Делит класс на три группы и предлагает прочитать отрывки самостоятельно: 1) Подготовить описание Тамбова. 2) Предположите, какие занятия были популярны в то время у людей ( у девушек, у молодых людей). | Обучающиеся, в группах выполняют задание учителя. Для этого пользуются текстом и иллюстрациями В ходе группового обсуждения составляют рассказ о своей части по предложенному плану. Индивидуально или коллективно представляют результаты своей работы. Пример: «Государство почти пало, улицы окривели. Одни улицы назывались Московскими, а другие улицами Берлина. В городке Тамбов было скучно.» | 1)Формирование устойчивого познавательного интереса. 2) Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. 3)Формирование готовности к самообразованию. | 1)Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль и коррекция полученного результата. 2)Возможность работать по плану, сверяясь с целью. 3)Оценивание степени и способов достижения цели в учебной ситуации. 4)Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. 5)Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. | 1) Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. 2) Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. 3) Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. 4) Умение координировать свое мнение и позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. 5) Построение понятных для партнера высказываний. 6) Способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами. | 1) Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов. 2) Способность ориентироваться на разнообразие способов решения задач. 3) Умение устанавливать причинно-следственные связи. 4)Использование и понимание информации, представленной в виде иллюстраций. 5) Возможность строить логическое рассуждение. 6)Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме. 7)Осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты. | Оценка учителем наиболее активных обучающихся. (Отметка) |
Закрепление Установление правильности и осознанности изучения темы. | Организует беседу с обучающимися. - Сегодня мы с вами рассмотрели произведение М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». Давайте попробуем ответить на вопросы. (На слайде) | Обсуждают вопрос учителя, предлагают свои варианты ответа, аргументируют свое мнение, приводят доказательства своей точке зрения. Делают вывод. | 1)Ориентация в межличностных отношениях. 2)Формирование потребности в самовыражении и самореализации. | 1) Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. | 1)Способность вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем. 2) Владение диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ. | 1) Способность делать умозаключения и выводы на основе аргументации, обобщать имеющуюся информацию. 2) Умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения. 3) Понимание информации, представленной разными способами. | Беседа. Взаимопроверка. |
Подведение итогов урока Самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Подводит итоги работы в классе. Вопросы: Какую цель урокам мы ставили? Добились ли мы этой цели? Каким способом? Какие получили результаты? Где можно применить новое знание? Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем еще нужно поработать? | Отвечают на поставленные вопросы. | 1)Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. 2) Формирование готовности к самообразованию. | 1)Применение основ саморегуляции эмоционального состояния. 2)Оценивание правильности выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям денной задачи. | 1) Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. 2) Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. 3) Построение понятных для партнера высказываний. | 1) Умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. 2) Способность на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. | |
Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Задает домашнее задание – пересказ, вопросы. | Обучающиеся записывают домашнее задание. | 1)Готовность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика. | | | | |
Рефлексия. Инициирование рефлексии детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Обращается к обучающимся с вопросами: -Кто работал на уроке лучше всех? -С каким настроением вы уйдете с урока? - Что вам понравилось/не понравилось на уроке? Спасибо за урок! | Оценивают свою работу и работу одноклассников. Оставляют свой отзыв об уроке. | 1)Формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения. | 1)Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. 2)Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка. | 1) Оценка своей деятельности и деятельности других людей. 2) Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 3) Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. | 1) Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. | |