kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Изучение стихотворения "Бородино"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.»

Урок литературы в 5 классе

 М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая

основа и патриотический пафос стихотворения.

Цель урока: познакомить учеников с произведением М. Ю.Лермонтова «Бородино».

Задачи:

-   учить выражать свои мысли и чувства на уроке,

развивающие:

- формировать устойчивый интерес к предмету

- развивать умения анализировать текст, работать в группах, индивидуально

- формировать навыки коммуникативного характера.

воспитательные:

- воспитывать уважение к великому прошлому России, к ее народу, помочь почувствовать чувство гордости за свою Родину.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Оборудование: компьютер, проектор 

 

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

М.Ю.Лермонтов

Ход урока.

I. Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Итак, давайте начнем наш урок и немного поразмышляем.

-Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?

-А бывает ли, на ваш взгляд, когда что-то является предметом гордости   всего народа? (Народ может гордиться тем, что живет в стране, в которой жили такие талантливые люди, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой; победами русского народа в войнах.)

-Ребята, а вы не знаете, чем памятен для нашей страны 1812 год, какое очень важное событие произошло? (В этом году произошла Отечественная война)

-Давайте, привлечем ваши математические знания и посчитаем, сколько лет прошло с того времени? (200 лет)

-В этом году исполнилось 200 лет со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. В осенние месяцы по всей России прошли мероприятия, посвященные очень важному сражению, которое стало переломным во всей Отечественной войне, Бородинскому сражению.

 

Задание: Откройте оглавление учебника и скажите, пожалуйста, какое произведение отражает события этой войны? (Стихотворение «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова)

Задание: Прочитайте эпиграф нашего урока

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

М.Ю.Лермонтов

 

- Как вы понимаете смысл этих строк?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Тема нашего урока: «М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения».

-Какие незнакомые слова встретились вам в названии темы урока? (Слово «патриотический», «пафос»)

Давайте обратимся к словарю и выясним значение этих слов

 

Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

Пафос – подъем, воодушевление.

-Сегодня на уроке мы поговорим о стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино», о том, как в нем запечатлено Бородинское сражение, как в этом стихотворении герои проявляют патриотизм и постараемся ответить на вопрос «Почему вся Россия помнит про день Бородина».

Но сначала давайте познакомимся с биографией автора этого стихотворения М.Ю.Лермонтова. Послушаем нашего литератора, Олю и постараемся ответить на вопрос: «Почему Лермонтова так интересовало военное прошлое нашей страны и Бородинское сражение?»

 

II. Знакомство с биографией автора.

Ученик рассказывает об известных фактах биографии

М.Ю.Лермонтова. Рассказ сопровождается показом презентации 1.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 1814 году в семье мелкого помещика отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова.   Мать, Мария Михайловна Арсеньева, была из богатого рода Столыпиных. Мальчик рано потерял маму, она умерла. Когда ему не исполнилось и трех лет.

После ранней смерти матери Лермонтова бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева сама занялась его воспитанием. Детство Лермонтова прошло в имении бабушки Тарханы Пензенской губернии. Елизавета Алексеева была замечательной бабушкой.

Мальчик получил домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками, много рисовал.

Интересовался историей, особо привлекало его Бородинское сражение, потому что брат бабушки Афанасий Столыпин был участником этого сражения и Лермонтов не понаслышке знал о нем и восхищался мужеством и героизмом солдат.

Но больше всего увлекался литературой, творчеством Пушкина, начал рано писать стихи.

В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В 1829 году (ему было тогда 12 лет) у него уже набралась целая тетрадь стихов. Она называлась “Мелкие стихотворения. Москва. 1829 г”

В1830 году Михаил Юрьевич поступает в Московский университет, где проучился два года.

Но его манит       военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Через два года Лермонтов был переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.

В 1837 году состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год.

Там на Кавказе в 1837 году он написал стихотворение «Бородино» и посвятил большое количество картин Кавказу. На Кавказе же в 1841 году он был убит на дуэли.

- Почему Лермонтова интересовало военное прошлое нашей страны и Бородинское сражение? (Отец - военный, сам окончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, брат бабушки был участником Бородинского сражения и много рассказывал о нем)

-В каком году он написал стихотворение «Бородино»?

-За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов написал огромное количество произведений, и одним из лучших является стихотворение «Бородино», оно было написано через 25-лет со дня победы русского народа в Отечественной войне 1812г.

Но прежде чем говорить о нем, давайте окунемся в исторические события 1812 года. Пожалуйста, наш историк Денис расскажет нам об этих событиях.

III. Историческая основа стихотворения «Бородино»

Ученик рассказывает о Бородинском сражении.

Рассказ сопровождается показом презентации 2.

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась на территорию России.

Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска.

Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение.

Местом битвы было выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.

Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа было затишье. Бородинская битва состоялась 26 августа.

И русские, и французы сражались до конца. Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу. 

 

 

С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. Но потери русской армии были настолько велики, что Кутузов на военном совете принял решение сдать Москву и тем спасти армию. Он говорил: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна».

Битва под Бородино пошатнула уверенность в том, что они непобедимы. Это было великое поражение Наполеона и начало гибели его непобедимой армии.

- Благодаря каким качествам русских солдат французская армия отступила? (Благодаря мужеству и героизму)

Сейчас мы послушаем стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино», но сначала давайте проверим, как вы справились с домашней работой, нашли ли вы и запомнили значение слов – военных терминов.

 

IV. Словарная работа. (Проверка домашнего задания)

(Учащиеся находили значение слов - военных терминов, которые устарели т.е. сейчас не употребляются в речи.)

 

Задание: Соотнесите иллюстрацию с названием. (Ученики выходят к доске, наклеивают название к каждой иллюстрации и объясняют значение слов).

Редут – укрепление на поле боя;

Картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

Лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

Бивак – стоянка войск под открытым небом;

Кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи с козырьком;

Булат – оружие булатной стали, сабля;

Улан, драгун – солдаты конных полков

Басурманы – люди другой веры, чужеземцы; здесь, враги, т.е. французы

 

- Молодцы, ребята, все справились с заданием. Теперь все слова нам будут понятны, давайте откроем учебники. Будем следить по учебнику и слушать стихотворение в исполнении народного артиста России Михаила Казакова

 

VI. Прослушивание стихотворения в записи.

Исполняет народный артист России М.Казаков

VII. Работа с учениками по тексту стихотворения «Бородино».

1). Первое впечатление от стихотворения.

Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?

Давайте же с вами выясним более подробно, как отразились исторические факты в стихотворении. Для этого поделитесь на группы

2). Групповая работа.

Соотнесите исторические события с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова. Выделите в стихотворении нужные части и запишите эти строки в карточке.

 

Историческая справка

Строчки стихотворений

1 группа

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Два месяца отступали русские войска.

 

Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.

Мы долго молча отступали…

 

И вот нашли большое поле…

 

Первое столкновение состоялось 24 августа. 25 августа – день затишья.

 

Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.

Два дня мы были в перестрелке…

Прилег вздремнуть я у лафета…

2 группа

Бородинская битва состоялась 26 августа. И русские, и французы сражались до конца.

.Ну ж был денек!..

Вам не видать таких сражений…

 

Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.

 

 

С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции.

 

Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна”

Изведал враг в тот день немало…

Вот затрещали барабаны…

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

Когда группы будут готовы. Прочитайте текст и подобранные цитаты.

Вывод. Ребята, вы выполнили работу и отлично с ней справились. Попробуйте самостоятельно сформулировать вывод.

(Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой)

3). Анализ произведения

-Кто в стихотворении рассказывает о сражении? (Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Ошибочно было бы считать, что в стихотворении к своему дяде обращается племянник. Дядя- это распространённое в нашей стране обращение к незнакомому старому человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами, или, вернувшийся в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.)

 

-Поэт не дает описания внешнего вида рассказчика. Мы можем лишь догадываться о том, как он выглядит. Каким вы представляете рассказчика? Давайте нарисуем его словесный портрет. Помним о том, что после битвы прошло 25 лет. (Человек 45-50 лет, с простым русским лицом, волосы и усы подёрнулись сединой - слишком много пережито, на лице остались шрамы - страшные следы войны. На голове - кивер. Старый ветеран – человек смелый, мужественный.)

 

-Посмотрите, каким его изобразил на своей картине Владимир Григорьевич Шевченко?

 

Что заставляет его обратиться к этим непростым для него воспоминаниям?

(1 строфа). (Молодое поколение спрашивает: « Почему отдана Москва, ведь были схватки боевые, про которые помнит вся страна?»

 

-Как называется такая форма построения текста? (диалог)

 

-Кто герои его рассказа (Ученик читает 2 строфу) (Он говорит о том, что были в то время богатыри и сожалеет, что многие не вернулись с поля боя)

 

-С какими чувствами старый воин вспоминает о них? (Он с чувством гордости вспоминает о них и сожалеет о том, что немногие вернулись с поля боя)

 

Далее с 3 строфы старый солдат рассказывает о ходе сражения и о том, как ведут себя русские солдаты.

 

- От какого лица он ведет повествование? (приведите примеры строк из текста)

(Он ведет повествование от 1 лица,

«Прилёг вздремнуть я у лафета…» (7 строфа);

«Два дня мы были в перестрелке…» (6строфа);

«Мы ждали третий день…» (6 строфа);

«Забил заряд я в пушку туго…» (5 строфа);

«И умереть мы обещали…» (9 строфа).

 

(Речь неспешная, эмоциональная, соединение «я» и «мы»).                              «я»- это помогает представить конкретное место рассказчика в бою и делает рассказ более достоверным, «мы» - говорит о том, что он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, участвует во всеобщем деле. Лермонтовский герой говорит от имени целого поколения, пережившего войну 1812 года, от имени всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении. Мысли старого солдата - это чувства всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг.

 

-Какими вы увидели старого солдата и других участников сражения во время участия в Бородинской битве? Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.

а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:

«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);

б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?» (3 строфа);

в) мужество: «Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);

г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой…

Как наши братья умирали…» (9 строфа)

«…наш рукопашный бой!» (12 строфа)

-Почему солдаты готовы были отдать жизни ради спасения родины? (Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг.)

- Какова основная мысль стихотворения?

-Что в своем стихотворении воспевает М.Ю.Лермонтов?

( Лермонтов сам горячий патриот, поэтому воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него - это народ, участники битвы – богатыри.)

 

Давайте еще раз вернемся к эпиграфу нашего урока, прочитаем его (читает ученик).

 

Почему до сегодняшнего дня «помнит вся Россия про день Бородина»?

 

Уже прошло 200 лет со дня Бородинского сражения. Но нас и сегодня волнует и стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные. Конечно, война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно и этот подвиг “недаром помнит” и будет помнить “вся Россия”. (Обращение к эпиграфу).

 

.

Сейчас давайте проверим, как вы усвоили содержание нашего урока, для этого выполним тест.

VIII. Работа с тестами. (2 варианта, разные по сложности)

Проверяется восприятие текста стихотворения учащимися, осмысление содержания прочитанного.

 

IX. Подведение итогов урока.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Автор: Болтенкова Вераника Александровна

Дата: 25.11.2021

Номер свидетельства: 592631

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства