kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Е. Салтыков-Щедрин. Комическое и трагическое в «Господах Головлевых». Художественное мастерство писателя. Вн. чт.: Козьма Прутков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок подводит учащихся к пониманию художественных особенностей романа  в их связи с идейным его содержанием

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Е. Салтыков-Щедрин. Комическое и трагическое в «Господах Головлевых». Художественное мастерство писателя. Вн. чт.: Козьма Прутков.»

Урок № 13

Тема: М.Е. Салтыков-Щедрин. Комическое и трагическое в «Господах Головлевых». Художественное мастерство писателя. Вн. чт.: Козьма Прутков.

Образовательная цель:

  1. учить анализу художественного пр-ия

  2. подвести уч-ся к пониманию художественных особенностей романа в их связи с идейным его содержанием

  3. формировать представление о комическом и трагическом в романе

  4. содействовать знакомству с поэзией Козьмы Пруткова

Развивающая цель:

  1. развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь

  2. развивать долговременную память в процессе деятельности

  3. развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: прививать любовь к чтению и интеллектуальному труду


этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ресурсы

мотивационный

Постановка познавательных задач. Подбор ассоциаций к составляющим слова «литература»

Участвуют в создании благоприятной среды, подбирают ассоциации


анализ работ

анализ работ прошлого урока (викторина, эссе по взаимосвязи эпиграфа с романом)

выставляют отметки, задают возможные вопросы

тетради

дневники

вызов

Инструктаж по заданию

- на прошлом уроке мы закончили с вами разговор разбором имени Иудушка. В чем его особенности? (библейский мотив предательства)

Таблица

тетрадь

Определение целей урока

Знакомство с темой

- определите цели нашего урока

Определяют цели урока при помощи подмостков (шаблон глаголов по Блуму)

Речевой шаблон

Изучение нового

Инструктаж по заданию

групповая работа по анализу библейских мотивов в романе

1 группа Икона Владимирской Богоматери и проповедь Иоанна Крестьянкина

- как соотносятся с образом Арины Петровны эта икона и проповедь?

чтение отрывка из проповеди священника архимандрита Иоанна Крестьянкина, жившего на рубеже ХХ – XIX веков, о родительской любви.

“Отцу и матери нужен ли подвиг, чтобы любить своё дитя? Младенцу надо ли учиться любить отца и мать? Если же в сей любви всё делается без подвига и почти без ведома человека: где тут достоинства добродетели? Это просто естественное чувство, которое и в бессловесных примечаем. Нелюбление родителей или детей есть глубоко низкий порок; но любовь к родителям или детям не есть еще высокая добродетель, кроме особенных случаев, когда ее возвышает соединенное с нею самоотвержение или самопожертвование”

– Чем Арина Петровна отличается от Пресвятой Богородицы, ведь у нее были любимые дети? (любовь Арины Петровны заключается в том, чтобы дать кусок послаще, выслушать ябеды)

Т.е. воспитание ее и забота о детях заканчивается с “выбрасыванием кусков”. Иначе говоря, головлевский мир изначально вывернутый, и, несмотря на то что слова “Бог” и “семья” не сходят с языка Арины Петровны, в действительности нет любви ни к Богу, ни к семье.

2 группа: Работа с репродукцией Рембранта «Возвращение блудного сына» и выказыванием: Притча о блудном сыне заканчивается словами Христа: “Есть ли среди вас такой человек, который, когда сын у него попросит хлеба, подал бы ему камень?”

- как эта картина соотносится с образом Степки-балбеса?

? – Что сближает героев романа и притчи? (характеры сыновей: их жадность, праздность, паразитизм как образ жизни)

? – А чем отличаются сюжеты? (дети зачитывают цитаты : размышления Степки, возвращающегося под родительский кров, его рассказ о жизни в городе; приводят и примеры “родительской заботы” Арины Петровны, отмечается особая роль Иудушки в решении судьбы брата)

Но Арина Петровна, по наущению Иудушки, подает именно камень. И это становится законом головлевского мира. Ничего, кроме жалкого скопидомства, не осталось в этой семье. Причиной такой вывернутости становится собирание сокровищ на земле, о чем говорится в Евангелии от Матфея.

3 группа: работа с притчей

“И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет”.

- как связана эта притча с героями романа С-Щ?

нельзя думать о земных благах, но нужно думать о богатстве души, соблюдая Заповеди и Законы Божии. в семействе Головлевых один бог и один идол – золото; имя Господа произносится даже в минуты гнева и проклятий (т.е. всуе); отношение к матери и своим детям, ложь и лицемерие всю жизнь, зависть и предательство — причем это не только в Арине Петровне и Иудушке замечаем, а во всех членах семьи Головлевых

4 группа: как соотносится картина «Поцелуй Иуды» с образом Порфирия?

Все его благочестие – мертвая форма без содержания. “Он знал множество молитв и особенно заучил технику стояния. То есть знал, когда нужно шевелить губами

И закатывать глаза, когда следует складывать руки ладонями внутрь и когда держать их воздетыми, когда надлежит умиляться и когда стоять чинно, творя умеренные крестные знамения. И глаза и нос его краснели и увлажнялись в определенные минуты, на которые указывала ему молитвенная практика. Но молитва не обновляла его, не просветляла его чувства…”. Т.е. поведение Иудушки – это пародия на святость. Не случайно даже Улитушке, далеко не праведнице, он привиделся сатаной.

5 группа: осознание Иудушки

Иудушке выпало счастье осознать всю пустоту и никчемность своей жизни. К нему, совершенно неожиданно для читателя, приходит раскаяние.

? – Когда это происходит? (в Страстную Пятницу, время духовного очищения)

? – А какая мысль неотступно преследовала его все последние недели? (мысль о самоубийстве, величайшем и неумолимом грехе)

? – Почему его начинают одолевать эти мысли? (понял никчемность и бессмысленность всей его жизни).

? – В какой момент Иудушка останавливается в полушаге от пропасти? (стоя перед иконой Спасителя и всматриваясь в Его лик, он осознает, что ничтожество человека может быть преодолено Божией поддержкой).

Символично поведение Порфирия Владимировича перед иконой Спасителя. Чем оно отличается от прежнего? (впервые он осмысленно вглядывается в лик, пытаясь осознать и разделить Его страдания на кресте).

? – Почему Салтыков-Щедрин, планировавший всего 3 главы, написал 7, а не удовлетворился кульминационной – “Семейные итоги”(Автору надо было показать всю степень падения и последующего воскрешения Иудушки).

— Обратите внимание, как автор именует главного героя на последних страницах романа, когда герой понял бессмысленность своего существования и осознал всю степень своей вины в гибели семейства Головлевых и своей души. (Порфирий Владимирович, а не Иудушка, что означает “Человек”, (т.е. там, где Иуда гибнет безвозвратно, Иудушка возвращается к жизни вечной)).

— Символична и завершающая картина романа: Порфирий Владимирович идет на могилу матери “проститься”, совершая свой крестный ход.

Тетради

Учебник

карточки

текст

контроль домашнего задания

Инструктаж по заданию, консультирование

дома вам необходимо было выделить трагическое и комическое в романе. Объединившись в группы, сформулируйте общий ответ на этот вопрос

тетради

анализ худ. своеобразия романа

Инструктаж по заданию, консультирование

групповая работа по анализу худ. своеобразия романа

1 группа: смысл названия романа: почему роман не назван «Семья Головлевых»?

Господин - владыка, владелец, держа­щий власть на месте и в доме; барин, поме­щик, хозяин, кому покорны чада, домочадцы и слуги; у кого есть подвластные. Все ли у Голо­влевых - господа? (Нет, слово употреблено с оттенком иронии, а может быть - жалости?)

2 группа: значение фамилии Головлевы

У Даля зафиксировано немало слов, звучание и значение которых заставляет вспомнить Головлевых, их судьбу в романе: головничать, головствовать - быть головою, начальствовать, управлять; головесить, голо-вестничать - повесничать, слоняться;голов­ничество - преступление и плата за него; голеть - скудеть, нищать, беднеть, оголяться; голодеть - то же;головенька, головешка, го­ловка - обгорелое, обугленное полено.
В таком многозначном контексте вы­страивается интересный смысловой ряд: господа головничающие, то есть управляю­щие, хозяйничающие, головесят, повеснича­ют, слоняются, идут на явные и тайные головничества, преступления, постепенно оскудевают, от былого их преуспеяния оста­ются жалкие головешки.

3 группа: особенности жанра произведения

Внимание к названию глав и их расположению в романе помогает определить особенности жанра: роман - се­мейная хроника, так как в центре художест­венного исследования автора - дворянская семья, судьба трех поколений рода; это одновременно и роман социально-психологи­ческий: показывая психологию распада се­мьи, человеческой личности, писатель под­нимает острейшие социальные проблемы. Влияние крепостного права на все стороны русской жизни, проблема духовного обни­щания дворянства; распространение лице­мерия и пустословия, противоречие между благонамеренным словом и грязным, цинич­ным делом, проблема разрушения семьи

4 группа: особенности речевой характеристики героев

Формы уменьшительно-ласкательные, но настоящей теплоты и ласки за ними не ощущается. Участливость, доброе внимание, сердечная отзывчивость и ласка превратились у Иудушки в ритуал, в привычный обряд, в бессодержательную мертвую форму. (Очень важно обратить внимание на главный мотив Иудушкиных разглагольствований, на выражение им родственных чувств: «Ведь я, маменька, хоть и бодрюсь, а в душе тоже… очень-очень об брате скорблю!.. Я всем добра желаю!.. и ненавидящим и обидящим — всем!..») Нескрываемо враждебно относится к Иудушке и автор: «Иудушка не столько лицемер, сколько пакостник, лгун и пустослов», - пишет Салтыков-Щедрин в главе «Семейные итоги». Порфирия Владимирыча характеризует полное «нравственное окостенение» — вот главный диагноз писателя сатирика. В этом одна из основных разгадок приобретательного рвения щедринского героя, его хищного предательства. Но в этом, по убеждению автора, и заключается источник страшной для человека трагедии.)

5 группа: роль пейзажей в романе

(Пейзаж у Салтыкова-Щедрина не просто описательный, он приобретает лирически-эмоциональный характер, передает ощущение всеобщего разлада, запустения, разорения, он словно бы предвещает гибель героев. 
В главе «Семейный суд» картины природы даны контрастно по отношению к тому, что переживает Степан Владимирыч, возвращаясь в «родное» Головлево: Время стоит еще раннее, шестой час в начале: золотистый утренний туман вьется над проселком, едва пропускал лучи только что показавшегося на горизонте солнца; трава блестит; воздух напоен запахами ели, грибов и ягод, дорога идет зигзагами по низменности, в которой кишат бес численные стада птиц. Но Степан Владимирыч ничего не замечает; все легкомыслие вдруг соскочило с него, и он идет, словно на страшный суд» (отрывки читаются заранее подготовленными учащимися). 
Позднее в изображении картин природы начинают преобладать мрачные, унылые и скорбные тона: «серое, вечно слезящееся небо осени»; «понурые и неподвижные, точно замученные деревья в жаркий июльский полдень»; земля, на «неоглядное пространство покрытая «белым саваном»; «сиротливая снежная равнина, на поверхности которой по местам торчал какой-то хворост»; «господские службы почернели и словно ослизли». И снова «окрестность, схваченная неоглядным снежным саваном». Эта пейзажная зарисовка еще более усиливает ощущение безысходности тупика, конца: обреченный на скорую смерть Степан Владимирыч сквозь двойные рамы смотрел на крестьянский поселок, утонувший в грязи».)

Таким образом, щедринский пейзаж ведет к пониманию авторской идея произведения.


творческая работа

Инструкция по выполнению задания:


Письменно выполняют задание, отвечая на вопрос в форме эссе: актуален ли роман сегодня? чем?

Тетради


внеклассное чтение

инструктаж, консультирование

1.слово об авторе

Козьма́ Петро́вич Прутко́в — литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и других выступали в 50—60-е годы XIX века поэтыАлексей Толстой (наибольший в количественном исчислении вклад), братьяАлексей, Владимир и Александр Жемчужниковы (фактически — коллективный псевдоним всех четверых). Согласно нескольким свидетельствам современников, также немалое участие в создании наследия Козьмы Пруткова принял штабс-капитан Александр Аммосов, рано умерший вследствие тяжёлых ранений. В частности, его перу принадлежит известнейшая басня «Пастух, молоко и читатель».

Сатирические стихи, афоризмы Козьмы Пруткова и самый его образ высмеивали умственный застой, политическую «благонамеренность», пародировали литературное эпигонство.

2.самостостоятельно определяют проблему и ее решение в ст-ии «Желания поэта»


рефлексия

Инструктаж по заданию

Самостоятельно отвечают на вопросы в тетради, по желанию делятся написанным

- что получилось, почему?

- что не получилось, почему?

- что надо сделать, чтобы лучше знать м-л урока?

тетради

Домашнее задание

Инструктаж по домашнему заданию: готовиться к сочинению: определить проблему произведения С-Щедрина, подобрать аргументы на основе произведения.

читать Толстой «Севастопольские рассказы», определить устно тему, идею, главные черты, составляющие силу русского солдата, в каждом рассказе

Записать домашнего задания в дневник, возможные вопросы

Учебник, дневник






Желания поэта

Хотел бы я тюльпаном быть;

Парить орлом по поднебесью;

Из тучи ливнем воду лить;

Иль волком выть по перелесью.

Хотел бы сделаться сосною;

Былинкой в воздухе летать;

Иль солнцем землю греть весною;

Иль в роще иволгой свистать.

Хотел бы я звездой теплиться;

Взирать с небес на дольний мир;

В потемках по небу скатиться;

Блистать как яхонт иль сапфир.

Гнездо, как пташка, вить высоко;

В саду резвиться стрекозой;

Кричать совою одиноко;

Греметь в ушах ночной грозой...

Как сладко было б на свободе

Свой образ часто так менять

И, век скитаясь по природе,

То утешать, то устрашать!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Брюховец Ольга Леонидовна

Дата: 15.01.2017

Номер свидетельства: 379437


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства