групповая работа по анализу библейских мотивов в романе 1 группа Икона Владимирской Богоматери и проповедь Иоанна Крестьянкина - как соотносятся с образом Арины Петровны эта икона и проповедь? чтение отрывка из проповеди священника архимандрита Иоанна Крестьянкина, жившего на рубеже ХХ – XIX веков, о родительской любви. “Отцу и матери нужен ли подвиг, чтобы любить своё дитя? Младенцу надо ли учиться любить отца и мать? Если же в сей любви всё делается без подвига и почти без ведома человека: где тут достоинства добродетели? Это просто естественное чувство, которое и в бессловесных примечаем. Нелюбление родителей или детей есть глубоко низкий порок; но любовь к родителям или детям не есть еще высокая добродетель, кроме особенных случаев, когда ее возвышает соединенное с нею самоотвержение или самопожертвование” – Чем Арина Петровна отличается от Пресвятой Богородицы, ведь у нее были любимые дети? (любовь Арины Петровны заключается в том, чтобы дать кусок послаще, выслушать ябеды) Т.е. воспитание ее и забота о детях заканчивается с “выбрасыванием кусков”. Иначе говоря, головлевский мир изначально вывернутый, и, несмотря на то что слова “Бог” и “семья” не сходят с языка Арины Петровны, в действительности нет любви ни к Богу, ни к семье. 2 группа: Работа с репродукцией Рембранта «Возвращение блудного сына» и выказыванием: Притча о блудном сыне заканчивается словами Христа: “Есть ли среди вас такой человек, который, когда сын у него попросит хлеба, подал бы ему камень?” - как эта картина соотносится с образом Степки-балбеса? ? – Что сближает героев романа и притчи? (характеры сыновей: их жадность, праздность, паразитизм как образ жизни) ? – А чем отличаются сюжеты? (дети зачитывают цитаты : размышления Степки, возвращающегося под родительский кров, его рассказ о жизни в городе; приводят и примеры “родительской заботы” Арины Петровны, отмечается особая роль Иудушки в решении судьбы брата) Но Арина Петровна, по наущению Иудушки, подает именно камень. И это становится законом головлевского мира. Ничего, кроме жалкого скопидомства, не осталось в этой семье. Причиной такой вывернутости становится собирание сокровищ на земле, о чем говорится в Евангелии от Матфея. 3 группа: работа с притчей “И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет”. - как связана эта притча с героями романа С-Щ? нельзя думать о земных благах, но нужно думать о богатстве души, соблюдая Заповеди и Законы Божии. в семействе Головлевых один бог и один идол – золото; имя Господа произносится даже в минуты гнева и проклятий (т.е. всуе); отношение к матери и своим детям, ложь и лицемерие всю жизнь, зависть и предательство — причем это не только в Арине Петровне и Иудушке замечаем, а во всех членах семьи Головлевых 4 группа: как соотносится картина «Поцелуй Иуды» с образом Порфирия? Все его благочестие – мертвая форма без содержания. “Он знал множество молитв и особенно заучил технику стояния. То есть знал, когда нужно шевелить губами И закатывать глаза, когда следует складывать руки ладонями внутрь и когда держать их воздетыми, когда надлежит умиляться и когда стоять чинно, творя умеренные крестные знамения. И глаза и нос его краснели и увлажнялись в определенные минуты, на которые указывала ему молитвенная практика. Но молитва не обновляла его, не просветляла его чувства…”. Т.е. поведение Иудушки – это пародия на святость. Не случайно даже Улитушке, далеко не праведнице, он привиделся сатаной. 5 группа: осознание Иудушки Иудушке выпало счастье осознать всю пустоту и никчемность своей жизни. К нему, совершенно неожиданно для читателя, приходит раскаяние. ? – Когда это происходит? (в Страстную Пятницу, время духовного очищения) ? – А какая мысль неотступно преследовала его все последние недели? (мысль о самоубийстве, величайшем и неумолимом грехе) ? – Почему его начинают одолевать эти мысли? (понял никчемность и бессмысленность всей его жизни). ? – В какой момент Иудушка останавливается в полушаге от пропасти? (стоя перед иконой Спасителя и всматриваясь в Его лик, он осознает, что ничтожество человека может быть преодолено Божией поддержкой). Символично поведение Порфирия Владимировича перед иконой Спасителя. Чем оно отличается от прежнего? (впервые он осмысленно вглядывается в лик, пытаясь осознать и разделить Его страдания на кресте). ? – Почему Салтыков-Щедрин, планировавший всего 3 главы, написал 7, а не удовлетворился кульминационной – “Семейные итоги”(Автору надо было показать всю степень падения и последующего воскрешения Иудушки). — Обратите внимание, как автор именует главного героя на последних страницах романа, когда герой понял бессмысленность своего существования и осознал всю степень своей вины в гибели семейства Головлевых и своей души. (Порфирий Владимирович, а не Иудушка, что означает “Человек”, (т.е. там, где Иуда гибнет безвозвратно, Иудушка возвращается к жизни вечной)). — Символична и завершающая картина романа: Порфирий Владимирович идет на могилу матери “проститься”, совершая свой крестный ход. |