kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.И.Цветаева. Лирика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель урока: сформировать у обучающихся интерес к литературе Серебряного века, дать представление о личности М.И.Цветаевой, познакомить с основными периодами жизни и творчества поэтессы; раскрыть мотивы и настроения ранней лирики и поздних стихотворений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.И.Цветаева. Лирика.»

М.И.Цветаева. Лирика.

Цели:

обучающие:

-познакомить с основными вехами жизни М.И. Цветаевой;

-осуществить первичное знакомство с лирикой и обобщить знания о творчестве М.Цветаевой;

-показать сложность, секрет и обаяние лирики М.Цветаевой. Рассмотреть разнообразие тематики поэзии М.Цветаевой.

развивающие:

-совершенствовать навыки анализа поэтического текста;

-реализовать компетентный подход к изучению лирики М.Цветаевой.

воспитательные:

-создать атмосферу погружения в творчество поэта, пробудить интерес к поэту;

-учить студентов глубокому уважению к истории и культуре своей страны.

Форма организации деятельности студентов: индивидуально-групповая.

Оборудование:

  • Презентация о жизни М.Цветаевой

  • музыкальное сопровождение (Бетховен «Лунная соната», песня на стихи Цветаевой «Мне нравится...»)

  • распечатки стихов на партах у студентов :

  • «Тоска по родине»

  • «Идешь на меня похожий…»

  • «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

  • оформление стенда к уроку

Роли: «М.Цветаева» – Сенюкова Валерия

«Биограф» – Селезнёва Ксения

Интересные факты-Югова Марина

«Одноклассница» – Овчинникова Мария



Эпиграф урока:

Возьмите стихи – это и есть моя жизнь...”.

Вся моя жизнь – роман с собственной душой”

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Звучит «Лунная соната» Бетховена

Наша современная жизнь – кипящий котел событий, проблем, разочарований и все-таки радости… Много в нашей жизни суеты, сиюминутных впечатлений. Иногда хочется остановиться, побыть наедине с самим собой, поразмышлять о разных вещах не впопыхах, а серьезно. И тогда кто – то тогда идет погулять по лесу. Другой садится в поезд и спешит на встречу с ровным вечным дыханием моря. Третий открывает том стихов, читает любимых поэтов. Мысли поэтов полезны всегда – и в радости, и в печали, болезни и полном здравии. Они учат не только работать, но и добиваться душевного равновесия. Учат ровно, с достоинством дышать, жить. Они – наши духовные целители.

Звучит романс на стихи М.Цветаевой "Мне нравится, что вы больны не мной…»

Учитель: прозвучала песня на стихи Цветаевой в исполнении Аллы Пугачевой из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром», наверное, хотя бы один раз слышал каждый из вас.

2. Введение - постановка учебной проблемы (темы и цели урока).

Эпиграф нашего урока: “Вся моя жизнь – роман с собственной душой” – это слова Цветаевой. Ещё она говорила: “Возьмите стихи – это и есть моя жизнь”.

Учитель: попробуйте, исходя из предложенных цитат Цветаевой, сформулировать тему урока.

Ответ примерный:

  • сегодня у нас урок-открытие, открытие для себя творчества великой русской поэтессы Серебряного века М.И.Цветаевой.

  • На уроке мы почитаем стихи, проанализируем их, перелистаем страницы творчества.

  • Попробуем на нашем уроке "заболеть" поэзией М. Цветаевой.



Запишите тему урока. "М.Цветаева.Лирика." и эпиграфы.

Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. С чего начать? Где закончить? Ведь то, о чём мы будем говорить сегодня-это душа. "Душа - есть все - всюду - вечно", говорила поэтесса.

Войти в художественный мир Цветаевой трудно, подчас невозможно, не понимая её первооснов. Сегодня мы попадём под обаяние её слова, впечатлений от прочитанных стихов, встреч, человеческих связей, всего того, что называется жизнью, жизнью удивительного человека, трудной и одновременно счастливой судьбы.

К сожалению, многие из наших соотечественников не знают творчества поэтессы, т.е. не "Больны" им. Поэтому наша задача сегодня, чтобы вы открыли для себя творчество поэтессы, такое необыкновенное, непонятное, но душевное.

3. Актуализация студентов своих знаний.

Рассказ «Марины Цветаевой автобиографии»,

ее одноклассницы.

У: Начать рассказ о жизни поэтессы предоставим самой «Цветаевой», послушайте строки из автобиографии.

( Сенюкова Валерия рассказывает о жизни поэтессы).

У: Интересны воспоминания о Цветаевой ее одноклассницы (рассказывает Овчинникова Мария).

У: А теперь послушаем биографа (рассказывает Селезнёва Ксения).

4. Интересные факты из жизни М.Цветаевой:

(рассказывает Югова Марина)

5. Открытие новых знаний - поиск решения проблемы учениками.

Выразительное чтение – запись (читает А.Френдлих) , учителем, студентами стихотворений и их анализ.

Учитель :Вы познакомились с жизнью М.Цветаевой, а теперь постараемся разобраться в ее лирике.

А) Чтение(аудио запись) и анализ стихотворения «Тоска по родине…».

-Какие слова наиболее выраженно повторяются в стихотворении?

(Это: «все равно», «все едино». «Все равно», «где брести», «быть вытесненной в себя», «где не ужиться», «где не унижаться». Все равны. Ни с кем нет кровной связи, душевного родства, ни к кому нет привязанности, нет веры: «Всяк мне дом чужд, всяк храм мне пуст». Нет Родины: «Тоска по родине! Давно разоблаченная морока!» Полная отрешенность ото всего мира людей и вещей выражена в этом стихотворении).

-Назовите однокоренные слова со словом «родной».

(Основная параллель: родной – родина(роднее – форма данного прилагательного), родившаяся (душа), родимого (пятна). Цветаева противопоставила им контекстуальные антонимы: родина –«госпиталь или казарма», родной язык – «безразлично – на каком непонимаемой быть встречным!», «роднее бывшее всего» - «всего равнее». А в словах «душа, родившаяся где-то» звучит глобальная отстраненность от конкретного времени и пространства. От связи с родной землей вовсе не осталось и следа:

Так край меня не уберег

Мой…

-Какова причина, заставившая поэта (М.Цветаева, А.Ахматова не любили термин «поэтесса») многократно их употребить?

(Сердце болит из-за отрешенности, удаленности от родного, именно поэтому так горячо доказывается нелюбовь. Многие видные русские деятели, вынужденные уехать в эмиграцию после революции 1917, поэтому так страстно звучит ее монолог. Так много чувств в него вложено).

-Какова роль пунктуационных знаков в стихотворении?

(7 восклицательных знаков выражают экспрессивность речи. Постановка тире (17) связано со смысловым выделением слов и словосочетаний , эти знаки по – своему связаны с экспрессивностью поэтического монолога. Тире- любимый знак М.Цветаевой, он в смысловом отношении самый выразительный знак в русском языке. Нельзя поверить в равнодушие героини. Вынужденная бездомность. Многоточие «Встает, особенно – рябина…» (героиня навеки связана с родной землей).

6.Словарная работа: запись в папках

Эмфатическая пауза - особый цветаевский прием – пауза, требуемая не синтаксисом, а напором чувств).

Мне безразлично - на каком..

………………………………..

Двадцатого столетья - он,

А я - до всякого столетья!)

- Без каких строк стихотворение приобрело бы совсем иной смысл?

(Без последних)

- О чем это стихотворение?

-Какова идея данного стихотворения?

7.Физкультминутка.

Я подобрала строчки стихотворений, в которых есть действия, которые мы с вами воспроизвёдём, творчество М.Цветаевой нам поможет.

О, люди - встаньте!
Под глубокий вздох
Вы руки к небу поднимите.
Глазами тучу поищите.
Себе под ноги посмотрите.
Кругом просторы оглядите.
Руками пепел разотрите.
Дав отдохнуть своим силам от споров,
Снова вернемся мы к разговору.

(Группа садится)

8. Развитие учебно –языковых и речевых умений -первичное закрепление самостоятельного применения знаний

Чтение стих. «Кто создан из камня, кто создан из глины , анализ.

Чтение стих. « Идёшь, на меня похожий…»

Чтение наизусть стих. о любви.

Филиппова Инга «

Сакова Алёна «

Беседа - обобщение.

- Знакомясь на уроке со стихами М.Цветаевой, что вам открылось в её лирике?

- Оставили ли след стихи поэтессы в вашей душе?

(Чем поэт гениальнее, тем больше откликов он оставляет в душе.)

- Почему нам нравится творчество М.Цветаевой?

(Ёё стихи тревожат душу, сердце).

9.Обобщение по лирике Цветаевой: какова тематика Цветаевой?

Тема Родины, философская тема, тема любви.

(В основе цветаевской лирики лежит любовь. Именно она подняла на высокий гребень волну поэзии Марины Цветаевой.

Любовь

К России К человеку

Особенности поэзии:

Ирония, сжатость, эпитеты, метафоры, сравнения, образность, музыкальность.

10.Слово учителя:

Одиночество, невозможность работать, мысли о гибели мужа, ненужность читающей России – привели к самоубийству:

Отказываюсь – быть.
В бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить!
С волками площадей
Отказываюсь – выть.

Поэт умирает – а его поэзия остаётся. Сбылось её пророчество: “Моим стихам настанет свой черёд” Её имя прочно вошло в историю нашей поэзии, духовной культуры и думается – навсегда.

Сейчас я прочитаю стихотворение:"Моим стихам, написанным так рано..."

Учитель: Какие мысли оно у вас вызвало?

Ёё стихи были не поняты своим поколением, т.к. своими стихами она противостояла миру косности, духовного мещанства. Поэт всегда принимает на себя все беды мира, страдает от этого,

Но черёд её стихам настал, и все больше людей читают стихи поэтессы.

Вопрос: Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите фамилию поэтессы Цветаевой? Выскажите своё восприятие, понимание поэзии М.И.Цветаевой. «Для меня М.Цветаева-это…» (Ответы студентов).

Заключение. Подводя итог урока, хочу задать вам вопрос: "Вы впустили в свое сердце М.Цветаеву?"

Рефлексия студентов.

Мы сегодня сделали много открытий, высказали личностное понимание поэзии великой русской поэтессы Серебряного века М.И. Цветаевой.

Учитель: спасибо всем за работу. "Мне нравится", что урок не оставил вас равнодушными.

Учитель: Хочу закончить наш разговор ещё одним открытием - завещанием М.Цветаевой:

Где судьба бы вам жить не велела,
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счёта и смело
Все сокровища вашей души:.
*****************
Спасибо Вам и Сердцем и рукой,
За то, что Вы меня так любите!!!



















































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
М.И.Цветаева. Лирика.

Автор: Шулепова Ольга Николаевна

Дата: 07.12.2017

Номер свидетельства: 442819


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства