kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Горький "Старуха Изергиль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме М.Горький "Старуха Изергиль"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Горький "Старуха Изергиль"»

Тема: М.Горький «Старуха Изергиль».

Цели: Проанализировать романтический рассказ М.Горького «Старуха Изергиль».

Задачи: 1.Познакомить учеников с творчеством Горького М., 2.дать понятие «романтизм» и «романтический герой»; 3.развивать навыки анализа текста, 4.вырабатывать умение отстаивать свою точку зрения, 5.воспитывать чувство гордости, 6.культуру речи, 7.активное отношение к жизни, 8.формировать читательскую позицию.


Оборудование: Презентация, рассказ М. Горького «Старуха Изергиль», раздаточный материал, ТСО (аудиозапись).


Ход урока

  1. Орг. момент. Тема и цели. Постановка проблемного вопроса, «Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?»

  2. Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучать творчество одного из великих писателей 20 века М.Горького. Прежде чем перейти к анализу одного из его рассказов, давайте немного познакомимся с его биографией.

  1. Сообщение ученика о творчестве М.Горького.

Максим Горький, настоящее имя Алексей Пешков, прожил удивительную жизнь. Судьба его в детстве и юности была безрадостной: отец, Максим Савватиевич Пешков, умер, когда мальчик был еще маленьким, затем умерла и мать, Варвара Васильевна Каширина. Воспитанный в семье деда, он узнал все сложности жизни в разорившейся и недружной семье. Только доброта бабушки и ее забота облегчали жизнь осиротевшего подростка.

Желание получить образование никогда не оставляло его. Но для этого не было денег. Позже Горький опишет свои скитания в автобиографических повестях «В людях», «Мои университеты» и в цикле рассказов «По Руси». «Зеркальная память», редкая любознательность, упорство и стремление к знаниям помогли ему стать одним из самых образованных людей своего времени. В своих произведениях он опирался на философию Ницше.

Писателя Максима Горького никогда не покидала вера в человека и его способность к подвигу. Активное желание утвердить благородство как норму поведения живет в его произведениях.

Одним из самых известных ранних произведений писателя был рассказ «Старуха Изергиль», в который вошли две легенды – о Ларре и Данко. Это истории об отношении человека к жизни и его роли в ней.

  1. Слово учителя.

И действительно, Ведь уже в 1892 году Горький стал печататься, а в 1895 году был напечатан рассказ «Старуха Изергиль». Горького сразу заметили, в печати появились восторженные отклики. Было очевидно, что рассказы носят романтические черты, а главной темой является назначение человека, его нравственные принципы.


5.Словарная работа.

Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью. Для романтических произведений характерно использование большого количества художественно-изобразительных средств.

Романтический герой- это нереальный, необычный герой, действующий в нереальных, необычных обстоятельствах. Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому, часто жестокому и далекому от романтического идеала.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

  1. Беседа.

-Уч.: Дома вы прочитали произведение М. Горького «Старуха Изергиль». Назовите главных героев произведения.

-уч.: Изергиль, Ларра, Данко.

-Уч.: Кто такие Изергиль, Ларра, Данко?

-уч.: Изергиль – старуха, которая рассказывала сказки герою. Ларра – герой одной из сказок, сын женщины и орла. Данко – еще один герой сказки, молодой красавец, пожертвовавший своей жизнью ради людей.

-Уч.: И так Ларра и Данко – два героя, двух разных сказок. Нам нужно дать характеристику этим героям. По мере того, как мы будем характеризовать героев, вы составляете таблицу. И так, охарактеризуйте Ларру.

-уч.: Ларра – это юноша, который никого не уважал, никого не слушал, держал себя высокомерно, гордо. В нем была и сила и красота, но он отталкивал от себя гордыней и холодностью

-Уч.: Какие поступки и во имя чего совершает Ларра? (зачитать) Что означает его имя? (зачитать). А теперь поработаем в парах. Найдите в тексте примеры художественных средств, характеризующих героя.

-уч.: Он убивает «строптивую» девушку прямо на глазах у всего племени, а когда ему дали свободу, он стал воровать скот, женщин. Ларра обозначает «отверженный», «выкинутый вон».

-Уч.: Дайте характеристику Данко.

-уч.: Данко - молодой красавец. Он пожертвовал собой ради спасения своего народа.

-Уч.: Какой именно поступок совершает Данко и во имя чего? (Включить художественное чтение). Наши пары так и работают, а теперь найдите в тексте художественные средства, которые использует автор, для описания этого героя.

-Уч.: Изергиль говорила: «Красивые и гордые всегда сильные и смелые». Так ли это?

-уч.: Нет, не всегда. Да, Данко - молодой красавец, он смелый и сильный, он совершает героический поступок во имя людей. Но Ларра тоже красив и смел. Различие их в том, что Данко гармоничен, он красив внутренне и внешне. Ларра же внутренне безобразен. Данко наделен исключительной любовью к людям, Ларра – исключительной любовью к себе.

-Уч.: «Вот так был поражен человек за гордость»,- заключает свой рассказ о Ларре Старуха Изергиль. А разве гордым быть плохо?

-уч.: Нет. Всегда необходимо иметь чувство собственного достоинства.

-Уч.: Необходимо различать такие понятия как гордость и гордыня.

6. Словарная работа.

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.

Гордыня – непомерная гордость, эгоизм.

Уч.: Вы знаете, ребята, в 20 веке и поэты касаются этой темы, вот послушайте стихотворение Людмилы Константиновны Татьяничевой «Гордые».

7.Чтение стихотворения Людмилы Константиновны Татьяничевой «Гордые» (учеником)

Гордым легче,

Гордые не плачут,

Ни от ран,

Ни от душевной боли.

На чужих дорогах не маячат,

О любви как нищие не молят.

Широко расправлены их плечи,

Не гнетёт их зависти короста…

Это правда –

Гордым в жизни легче;

Только гордым сделаться –

Не просто.

Уч.: И так мы с вами можем сделать вывод, что гордость иметь надо, но не гордыню! И обязательно ощущать эту грань!

8.Беседа

-Уч.: Какое из этих понятий ближе к образу Ларры?

-уч.: Гордыня.

9. Составление таблицы. И так подведем итоги.

Ларра

Данко

1. Эгоист, любит только себя.

2. Все поступки совершаются ради себя.

3.Красив только внешне, внутренне безобразен.

1. Любит людей.

2. Свою жизнь жертвует ради людей.

3. Красив и внутренне и внешне.

-Уч.: А какое место занимает Старуха Изергиль? К какому из героев она ближе? Докажите свою точку зрения.

Ларра ? ? Данко

Изергиль

-Уч.: Зачем Горький включил описание жизни старухи между двумя сказками?

-уч.: Ларра и Данко неземные (вымышленные) герои, а Изергиль земной (реальный) человек. В ней сочетаются черты и того и другого героя. Ради любимого человека она способна на подвиг и самопожертвование (например, освобождает из плена шляхтича, убив солдата) – и в этом она близка Данко. Но ее эгоизм, жизнь только для себя и любимого, делает ее похожей на Ларру. И вот финал: перед нами высохшая бесплотная старуха с седыми космами, с черными провалами глазниц – живой мертвец (Ларра – тоже бесплотное, вечное скитающееся облачко). Правда, красная тряпка у нее на голове – символ пламенного преклонения перед героями, - такими, как Данко.

-Уч.: И так положительные и отрицательные черты есть в любом человеке, и они могут проявляться в нем в разной степени и в разной ситуации. Все зависит от человека. Ведь каждый должен уметь управлять своими чувствами.

10. Беседа.

Давайте вернемся к началу нашего урока. Мы с вами начали с постановки вопроса: Каким должен быть человек, и как ему жить среди людей? Попробуем с вами ответить на этот вопрос.

11. Последний слайд презентации.

12. Итог урока.

Домашнее задание: Подумайте над вопросом: Какую роль или какое место в произведении занимает пейзаж?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
М.Горький "Старуха Изергиль"

Автор: Култышева Нина Александровна

Дата: 08.06.2017

Номер свидетельства: 421061


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства