Просмотр содержимого документа
«М.Достоевский. Этапы биографии и творчества»
План - конспект
урока по литературе
в 10 классе
по теме: «Федор Михайлович Достоевский» (1812-1881).
Этапы биографии и творчества»
Творчество Федора Михайловича Достоевского
Тема урока: « Федор Михайлович Достоевский (1812-1881). Этапы биографии и творчества»
Цель урока: познакомится с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества;
помочь учащимся осознать роль творчества Достоевского в литературе;
привить любовь к родной литературе.
Оборудование: фотовыставка; Н.И. Якушин «Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве»; видеофильм «В доме Достоевского»
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Оформление тетрадей (тема, эпиграф, план)
В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму.
(Ч. Айтматов)
Необыкновенность, сила, глубина и оригинальность таланта Достоевского были признаны тотчас же всеми, и … публика тотчас же обнаружила ту неумеренную требовательность в отношении к таланту Достоевского и ту неумеренную нетерпеливость к его недостаткам, которые имеет свойство возбуждать только необыкновенный талант.
(Виссарион Белинский)
Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу.
(Лев Толстой)
Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его таланта равен, может быть, только Шекспиру.
Мировоззрение писателя и связь его творчества с русской действительностью.
Вступительное слово учителя.
Ф.М. Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У него свое, очень отличное от других классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, композиционное и словесное выражение.
Творчество Достоевского – новый этап в развитии критического реализма. Его собственная судьба изобиловала драмами. Участник кружка Петрашевского, он был осужден на «смертную казнь расстрелянием». Холодным декабрьским утром его и других осужденных привезли в закрытой карете на Семеновский плац. «Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложится к кресту, преломили над головой шпаги… жить мне оставалось не более минуты», - так писал Достоевский позже брату. Он получил возможность написать это, потому что царские сановники позволили себе разыграть фарс.
Казнь была всего лишь представлением: в последний момент ее заменили ссылкой и каторгой с лишением «всех прав состояния».
Четыре года каторги, разжалование в солдаты, запрещение «Въезда в губернии Санкт–Петербуржскую и московскую и жительство в обеих столицах», а затем вдруг ласки великих князей, вечная нехватка денег, тяжелая болезнь и, наконец, горловые кровотечения, завершившиеся в 1881 году смертью.
Это только внешние события, а что было в глубине? Как отражалось все на внутренней натуре художника? Мировоззрение Достоевского, весь его идейно – образный мир полон подчас трагических контрастов.
Нет оснований преуменьшать глубину действительных заблуждений писателя. Его славянофильские настроения, его религиозность, целый ряд расхождений с революционными демократами – были. Но корни этих заблуждений можно связать с исторической деятельностью. Зрелые годы его жизни пришлись почти на самую мрачную пору российской деятельности, что в сочетании с противоречиями личности и дало такое сложное во всей истории русской культуры явления, имя которому – Достоевский.
Материал дается в форме устного журнала, подготовленного учащимся, с привлечением материалов фотовыставки, иллюстрации из книги Н.И. Якушина, просмотр видеофильма выставкой произведений Достоевского. Учащиеся при прослушивании составляют конспект по следующему плану:
Происхождение рода Достоевского.
Знакомство Достоевского с народным творчеством.
Увлечение романами писательницы 18 века Анны Радклиф.
Личная драма кроткой жизни матери Ф.М. Достоевского Марии Федоровны (постоянные подозрения мужа)
Учеба Достоевского в петербуржском Инженерном училище (1843г).
Арест революционного кружка Петрашевцев, в котором участвовал Достоевский.
Достоевский в Омском остроге (1850г).
Литературная деятельность Достоевского. Повесть «Бедные люди» (1845г). Повесть означала движение Руссой литературы вперед. Белинский и Добролюбов об этой повести.
Деятельность Достоевского после каторги «Записки из Мертвого дома» (1861г).
Изображение мира хищников и карьеристов в романе «Идиот» (1868г).
Роман «Братья Карамазовы» (1878-1880гг) – вершина литературного творчества Достоевского. Философские вопросы о смысле жизни, о добре и зле, об атеизме и религии в романе.
Сообщение заранее подготовленного ученика на тему:
«Мировоззрение писателя и связь его творчества с русской деятельностью»
Цель:дать несколько другой ракурс в понимании творчества
Ф.М. Достоевского.
Ф.М. Достоевский в своих произведениях показал российскую деятельность и общество, в котором страдания уничтоженных и оскорбленных безмерны, а преступления, несправедливость, бесчеловечность выражает самую сущность социальных отношений.
Но осуждая бесчеловечность общества, автор выбрал утопический путь борьбы с ним. По его мысли, в бескорыстный добровольный товарищеский союз, свободный от жестокости и розни, объединит людей христианская религия с ее идеями братства и взаимного сострадания. Достоевский скептически относится к революционному движению, отрицал возможность революционного пути преобразования мира.
Истоки взгляда писателя.
Все, что изображал писатель, было им мучительно выстрадано, а противоречивость его мысли непосредственно вытекает из живых противоречий русской истории второй половины 19 века. В этот период происходит подъем революционного движения. В стране ширились крестьянские волнения. Росли студенческие беспорядки, расширилась сеть тайных революционных кружков. Центральный вопрос времени – вопрос о крепостном праве. Революционеры-демократы считали, что освобождение крестьян должно произойти революционным путем. Либералы же были сторонниками постепенных реформ освобождения крестьян «сверху». В 60-е годах произошел раскол в группе писателей, объединенных вокруг журнала «Современник». Это было время, когда русская передовая мысль жадно искала правильной революционной теории.
Итак, «страшная разголосица» в этот период русской общественной жизни. Период, когда появился роман «Преступление и наказания». Перед глазами писателя, когда он создавал роман, был не только опыт русской революционной борьбы, но и опыт Запада. Стабилизация капитализма вместо ожидаемого равенства, братства и принципов. Из этого опыта Достоевский сделал свои всеобъемлющие выводы. Он стал утверждать, что любые теоретические проекты организации общества деспотичны и в случае их практического осуществления приведут к крови, насилию над живой жизнью.
Перед русским народом Достоевский преклонялся всю жизнь. Писатель верил, что ключи к будущему в руках народа и народ скажет свое веское слово, правду народную, которая изменит мир.
Впервые с крестьянской и солдатской массой писатель вплотную столкнулся на каторге и остро почувствовал «глухую стену», отделявшую внутренний мир «черного народа» от настроений дворянских и разночинских революционеров, которые ему были известны.
И этот разрыв между образованной частью общества и народом стал предметом трагических размышлений Достоевского. Преодолеть этот разрыв, по мнению писателя, - основная задача русской жизни. Живую связь с народом обрести можно лишь в том случае, если приобщится к народному мировоззрению. Достоевский идеализировал отсталые, консервативные черты в мировоззрении русского народа.
В напряженных исканиях правды о человеке, Достоевский сосредоточил все внимание на несчастьях и страданиях, на болезнях мысли и сознания, на трудностях, состоящих на пути к тому времени, когда счастье будет доступно всем.
6. Закрепление материала по творчеству Ф.М. Достоевского, его мировоззрение в форме беседы.
Вопросы
Какие факты биографии Ф.М. Достоевского вас особенно удивили?
Каковы творческие искания Достоевского?
Как мировоззрение писателя связано было с Руссой действительностью.
7. Итоги урока.
До конца жизни Достоевский оставался врагом угнетения и насилия, искал пути избавления людей от унижения и социальной несправедливости, мечтая о «золотом веке на земле».
В «Дневнике писателя» за январь 1876 г. он писал: «Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских будут все, когда-нибудь, образованны, очеловечены и счастливы».
Домашнее задание
Подготовиться к беседе по роману «Преступление и наказание»:
ч.1, гл. 1-2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге);
ч.1, гл. 3 (письмо матери Раскольникова);
ч.1, гл. 5 (сон Раскольникова);
ч.2, гл. 7 (сцена смерти Мармеладова);
ч.4, гл. 4 (описание комнаты, в которой жила Соня);
ч.5, гл. 5 ( Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга).
Ответить устно на вопросы:
Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?
Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались на улицах Раскольникову. Какое впечатление они произвели на вас и почему?
Каково ваше самое сильное ощущение, когда вы, покидая улицу «входите» в трактир, в комнату Мармеладовых?
Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?
Список используемой литературы.
«Ф.М. Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах». Под ред. Нечаевой. М., 1972.
Распопин В.Б. «Изучение в школе романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Методические указания для учителей – словесников национальных школ. Ижевск, 1971.
«Летописи жизни и творчества Ф.М. Достоевского».
В 3-х тт. – М., 1993-1996.
4. Айзерман Л.С. Письмо шестое. – РЯШ, №1,2.,1998.
5. Айзерман Л.С. Письмо пятое. – РЯШ, №6.,1997, с. 38