kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Булгаков. Судьба писателя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке урока рассмотрена сложность и трагичность судьбы М.Булгакова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М.Булгаков. Судьба писателя.»

Урок № 93

Дисциплина: Литература

Курс: 1.

Группа:

Тема учебного занятия: М.Булгаков. Судьба писателя.

Вид учебного занятия: Урок изучения нового материала.

Цели урока

Обучающая: показать студентам сложность и трагичность жизненного и творческого пути М. А. Булгакова; вызвать интерес к личности и творчеству писателя; познакомить с биографией писателя, основными этапами творческого пути, его местом в мире современной литературы

Развивающая: совершенствовать умение обобщать и делать выводы;

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, гуманности.

Оборудование урока:

презентация по теме «М. Булгаков. Судьба писателя».

План урока:

I. Орг.момент.

II. Мотивация. Постановка целей занятия.

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление.

V. Творчество Булгакова в 30-е годы.

VI. Последние годы жизни писателя.

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Постановка домашнего задания.





Ход урока

I. Организационный момент: Подготовка студентов к работе. Приветствие; выявление отсутствующих; организация учебного места.

Вводный этап урока. Проверка домашнего задания. Сообщение темы.

II. Актуализация. Постановка целей занятия.

-Ребята, а знаком ли Вам фильм «Иван Васильевич меняет профессию»?

(ответы студентов)

-Знаете ли Вы, что этот фильм был снят по пьесе М.А. Булгакова «Иван Васильевич меняет профессию»?

- Вспомните, с какими произведениями Булгакова Вы еще знакомы по книгам, фильмам? («Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Дьяволиада» и др.).

-Думаю, что уже сами названия произведений завораживают, и с ними обязательно хочется познакомиться. Слайд 1

- Так кто же он М.А. Булгаков?

-Сегодня, наша задача познакомиться с жизнью писателя, основными этапами творческого пути, местом М.А. Булгакова в мире современной литературы.

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя:

(Беседа с группой)

М. А. Булгаков родился в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии. Был старшим ребенком в большой семье (4 сестры и 3 брата). Учился в Киевской гимназии (вместе с К. Паустовским). Увлекался театром, пересмотрел все спектакли.

— Как это увлечение повлияло на творчество Булгакова? (Булгаков — автор ярких драматургических произведений.) Слайд 2

В 1916 г. с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета и полтора года служил в земской больнице села Никольского Смоленской губернии. Об этом времени он рассказывает в автобиографической повести «Записки юного врача».

— Кто читал это произведение?

— Что вам запомнилось?

— Как раскрывается автор в этой повести?

— Какое значение имел опыт земского врача для писателя?

— Единственный ли это прецедент в русской литературе, когда врач становится писателем?

(Вспомним, прежде всего, А. П. Чехова, одного из любимых писателей Булгакова.)

Слайд 3

Февральскую революцию и Октябрьский переворот писатель встретил резко отрицательно.

Вначале 1918 года, будучи в Киеве, пережил, как он вспоминает, 10 переворотов: город переходил из рук в руки, по некоторым данным, до 18 раз (немецкая оккупация, гетман Скоропадский, Петлюра, красные, добровольческая армия Деникина).

Осенью 1919 года был командирован вошедшей в Киев добровольческой армией в качестве военного врача на Северный Кавказ. Во Владикавказе появились первые публикации в газетах. В 1920 и 1921 годах хотел уехать за границу, но помешали объективные обстоятельства: сначала тиф, потом не удалось тайно сесть на пароход, отплывавший из Батума в Константинополь.

Слайд 4

В 1921 году вернулся в Москву, где заведовал литературным отделом Главполитпросвета, работал в газетах, начал активно писать рассказы, повести, пьесы. Однако мало что из написанного было опубликовано. Зато уже к концу двадцатых годов подвергся травле критики. Пьеса «Бег» (1926-28 гг.) к постановке допущена не была. Роман «Белая гвардия» (1923-24 гг.) был опубликован полностью в Париже в 1927-29 гг., в Москве же — лишь в 1966 году. Пьесу «Дни Турбиных» по роману «Белая гвардия» ожидала более счастливая и странная судьба: постановкой этой пьесы увлекся Сталин. Пишут, что он был на спектакле около 20 раз.

— Почему пьеса о судьбе русской интеллигенции, где большевики и не фигурируют, так понравилась Сталину? Может быть, потому, что если революция победила таких людей, значит, она действительно сильна и непобедима?


Обзор ранних сатирических произведений М. А. Булгакова.

— Какие сатирические произведения Булгакова вы знаете?

— Можете ли вы кратко пересказать сюжет?


Сообщение студента:


Особенности ранних сатирических произведений М.А. Булгакова.


Повесть «Дьяволиада»

(1924 г.)

Слайд 5

В «Дьяволиаде» (1924 г.) писатель обращается не столько к мистицизму нечистой силы, сколько к мистике повседневного быта, социального бытия. Маленький чиновник (вспомним «маленького человека» русской литературы) с «говорящей» фамилией Коротков гоняется по этажам и комнатам за мифическим заведующим Кальсонером, который то раздвоится, то «соткется» пред ним, то вновь исчезнет. В этой неустанной погоне за тенью он постепенно дематериализуется, теряет себя и свое имя. Утрата бумажки, документа, удостоверяющего, что это он, делают его беззащитным, как бы вовсе несуществующим. Ненавистная и, казалось, поверженная старая бюрократия возникает в каком обновленном, гиперболизированном, пародийно-уродливом виде, так что «маленькому человеку» Короткову с психикой гоголевского чиновника, остается одно — броситься с крыши московского «небоскреба».

Повесть «Роковые яйца»

(1925 г.)

Слайд 6

Критика считала, что повесть в целом не удалась. Но опыт ее пригодился — вскоре появляется новая повесть, «Роковые яйца» (1925). Александр Семенович Рокк, человек эпохи «военного коммунизма», с маузером в кобуре, реквизирует у профессора Персикова сенсационное научное изобретение в самых благих целях — возместить урон от куриного мора в стране. Но обычное невежество, хаос и халатность, из-за которых куриные яйца были перепутаны с теми, что предназначались для научных опытов, приводят к неизбежной беде. От захваченного, силком отнятого добра удачи не бывает. Луч жизни, открытый профессором Персиковым, в чужих неумелых руках становится лучом смерти.

Протест против невежественных «кавалерийских» наездов на науку — лишь первый слой мысли Булгакова. Персиков находит, что из Рокка вышел бы «очень смелый экспериментатор» При отсталости, невежестве масс социальный эксперимент всегда грозит дать противоположный ожидаемому результат. Речь не о случайной ошибке, а о своего рода роке.

Природа сатирической утопии такова, что читатели по прошествии времени удивляются, как автору удалось столь многое угадать. Сатирическая фантастика Булгакова предупреждает — не оказаться жертвами «иронии истории».

Повесть «Собачье сердце»

(1925 г.)

Слайд 7

Тему ответственности науки (и теории вообще) перед живой жизнью Булгаков по-новому повернул в «Собачьем сердце» (1925 г.). Автор так и не увидел повесть напечатанной. Рукопись вместе с дневниками была изъята сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.

Научная интуиция и здравый смысл дают сбой, когда профессор пересаживает уличной дворняжке гипофиз человека. По прихоти науки возникает чудовищный гомункулюс с собачьим нравом и замашками хозяина жизни. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки искусственного и ускоренного воспитания «нового человека».

IV. Закрепление.

Беседа с группой

— О чем идет речь в ранних произведениях писателя?

(О непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, имеющий дело с неадекватным человечески сознанием, опасен.)

В повести «Собачье сердце» кто несет ответственность за распоясавшегося Шарикова?

Один ли профессор Преображенский?

(Председатель домкома Швондер не в меньшей мере, по Булгакову, несет ответственность за человекообразного монстра. Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружал идейной фразой Швондер — идеолог Шарикова.)


Итак, Булгаков показывает возможные результаты взаимодействия науки, агрессивного социального хамства и сниженной до уровня домкома духовной власти.

V. Творчество Булгакова в 30-е годы.

Беседа с группой.

— Охарактеризуйте общественно-политическую ситуацию в СССР в 30-х годах ХХ-го столетия.

(Это эпоха глобальных экономических преобразований и жесткой политической диктатуры. Расцвет культа личности И. В. Сталина. Время, когда расстреливали за инакомыслие без суда и следствия. Во всех областях культуры и искусства — утверждение «единственно правильного направления».)

В 1935—36 годах Булгаков пишет пьесы, в том числе «Иван Васильевич», которая была доведена в театре Сатиры до генеральной репетиции и снята накануне премьеры (вспомним «Театральный роман» Булгакова («Записки покойника»), в котором он показывает хорошо известную ему театральную кухню изнутри).

Сталин все более склонялся к идеализации Ивана Грозного, а Булгаков осмелился осмеять его. О кровавом царе автор решился говорить с усмешкой, уничтожавшей страх. Милославский у Булгакова произносит: «Простите, ваше величество, за откровенность, но опричники ваши просто бандиты». И это накануне 1937 года.

В результате Булгаков оказался выключенным из литературного процесса. Произведения его не печатали. Пьесы не ставили. Он оказался в настолько бедственном положении, что написал письмо правительству с просьбой о предоставлении ему любой работы в театре: режиссером, статистом, даже рабочим сцены. Вот отрывок из письма Булгакова (зачитать):

«Я прошу Советское Правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор. И что всю мою продукцию я отдал советской сцене...

Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо».

Булгаков все-таки был принят во МХАТ ассистентом режиссера. Ему не грозили нищета и голод. Но писатель не мог публиковать свои произведения и был обречен «на пожизненное молчание».

Слайд 8

VI. Последние годы жизни писателя.

М.А. Булгаков живет подработками: переводит, играет в некоторых театральных спектаклях эпизодические роли, пишет либретто для Большого театра. Практически все попытки протолкнуть в печать собственные произведений оканчиваются провалом. Даже стремление любой ценой вписаться в диктуемые властью условия – с помощью юбилейной пьесы о Сталине «Батум» - завершаются запретом на постановку.

К 1940 году здоровье писателя сильно ухудшилось. Он страдал наследственным заболеванием – гипертоническим нефросклерозом, от которого умер и его отец. Но М.А. Булгаков держался до последнего момента. В постель его «уложил» запрет на постановку последней надежды на компромисс с властью - пьесы «Батум». Булгаков надеялся, что постановка «Батума» позволит ему опубликовать роман «Мастер и Маргарита», но надежды были тщетны. «Мастер и Маргарита» при жизни писателя так и остался не опубликованным. Более того, фактически недописанным.

Последние изменения в текст романа вносила третья супруга писателя под его диктовку – Булгакову было уже не под силу работать самостоятельно.

М.А. Булгаков скончался 10 марта 1940 г. и был похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Слайд 9

VII. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

— Что вы можете сказать о Булгакове как о человеке?

(Это смелый человек, ставивший правду жизни выше самой жизни. И во времена, когда расстрелять могли за одно слово, он не побоялся писать произведения в каждой строчке которых подвергались сомнению основы современного ему общества.)

— Каково место Булгакова в русской литературе?

(Он органично продолжил и развил образы и темы русской литературы, начатые Н. В. Гоголем, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А. П. Чеховым.)

Домашнее задание:

1. Чтение романа «Мастер и Маргарита» (главы 1-5), найти в тексте описание Воланда и его свиты.

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение об истории создания романа «Мастер и Маргарита».

Слайд 10.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
М.Булгаков. Судьба писателя.

Автор: Кулик Ирина Николаевна

Дата: 25.03.2017

Номер свидетельства: 403260


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства