(определить особенности композиции и жанра произведения)
2 Формировать умение самостоятельно анализировать произведение.
3. Воспитывать интерес к творчеству М.Булгакова.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, текст романа, сообщения учащихся, тесты.
«Ничем иным я быть не могу, я могу быть только одним – писателем»
М.А.Булгаков
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Слово учителя. Продолжим работу по содержанию романа.
Мы остановились на беседе Понтия Пилата и Иешуа-Ганоцри.
Проверим домашнее задание.
Ответьте на вопросы:
1.Почему Иешуа знает о головной боли Пилата? Это чудо? (Нет. Исцеление словом (внушением) не такое уж редкое явление в практике хорошего психотерапевта.В его основе огромная проницательность (сам объясняет как он узнал о собаке), ум, наблюдательность, понимание человека и главное - сострадание)
Беседа по прочитанному.
«Добрый человек» - 1-й ключ к роману.
1.Игемон убеждается в невиновности Иешуа? (Да)
2.Хочет его спасти? (да)
3.Почему этого не происходит? (звучит новое обвинение)
4. Пилат склонен снисходительно взирать на Иешуа, какой это момент беседы? (что все люди добры).
5.Но вдруг Пилата пронзает острый страх, о чем зашла речь? (о верховной власти).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«« М.А.Булгаков роман «Мастер и Маргарита»»
11 класс литература
Тема: « М.А.Булгаков роман «Мастер и Маргарита»
ЦЕЛИ:
1. История создания романа «Мастер и Маргарита»
(определить особенности композиции и жанра произведения)
2 Формировать умение самостоятельно анализировать произведение.
3. Воспитывать интерес к творчеству М.Булгакова.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, текст романа, сообщения учащихся, тесты.
«Ничем иным я быть не могу, я могу быть только одним – писателем»
М.А.Булгаков
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Слово учителя. Продолжим работу по содержанию романа.
Мы остановились на беседе Понтия Пилата и Иешуа-Ганоцри.
Проверим домашнее задание.
Ответьте на вопросы:
1.Почему Иешуа знает о головной боли Пилата? Это чудо? (Нет. Исцеление словом (внушением) не такое уж редкое явление в практике хорошего психотерапевта.В его основе огромная проницательность (сам объясняет как он узнал о собаке), ум, наблюдательность, понимание человека и главное - сострадание)
Беседа по прочитанному.
«Добрый человек» - 1-й ключ к роману.
1.Игемон убеждается в невиновности Иешуа? (Да)
2.Хочет его спасти? (да)
3.Почему этого не происходит? (звучит новое обвинение)
4. Пилат склонен снисходительно взирать на Иешуа, какой это момент беседы? (что все люди добры).
5.Но вдруг Пилата пронзает острый страх, о чем зашла речь? (о верховной власти).
Слово учителя.
Давайте дадим краткую характеристику Пилату.
- Умен, не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания;
-Каким образом пытается спасти Иешуа? (Пытается незаметно подсказать спасительные ответы, но Иешуа не может слукавить):
- Чего боится всесильный правитель? (Боязнь доноса, боязнь погубить карьеру Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести)
- Что лежит в основе предательства? (Трусость) Беседа с первосвященником Каифой)
- Но неужели бесстрашный на поле боя воин, всадник Золотое Копье в самом деле трус? Отчего Булгаков так настаивает на этом обвинении? (Из своей жизни).
-Что слышится во сне Понтию? («Трусость, несомненно один из самых страшных пороков»,- слышит во сне Понтий Пилат.)
«Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок, неожиданно вмешивается внутренний голос Пилата и самого АВТОРА.)
Вывод. Самый большой, по мнению автора, человеческий порок – трусость, боязнь из соображений карьеры, стремления сохранить привычный удобный образ жизни поступать согласно велению голоса совести, главной нравственной опоры человека. Трусость – главная причина социальных подлостей на земле. Как наказан за нее Пилат? (Страшными муками совести «12 тысяч лун за одну луну когда-то») Прочитать отрывок.
Тема совести –одна из центральных в романе. Совесть – это внутренний компас человека, его моральный суд над собой. Моральная оценка своих поступков.
Совесть – искупление вины, возможность внутреннего очищения.
Слово учителя.
Какие еще проблемы поднимает писатель в своем романе?
Что такое добро и что такое зло?
Что есть истина?
В чем смысл человеческой жизни?
Человек и его вера.
Человек и власть
Ответственен ли человек за свои деяния?
Домашнее задание. Прочитать главы, посвященные Мастеру и Маргарите.