Данный урок построен по требованиям ФГОС. основные задачи урока: выявить основные способы одухотворения природы и ее участия в судьбе детей,воспитать чуткость и любовь к природе.В целом работа вызывает устойчивый интерес к теме и мотивирует учеников к самостоятельной познавательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«М.Пришвин "Кладовая солнца" 5 класс »
Литература, 6 класс
ТЕМА: М.М.Пришвин «Кладовая солнца».
ЦЕЛИ: 1 .Знакомство с биографическими данными писателя.
2.Выявление особенностей характера Насти и Митраши и отношение к ним рассказчика(гл1,2). 3.Воспитание культуры речи.
Оборудование урока и оформление доски: портрет М.М.Пришвина, иллюстрации к произведению, эпиграф:
На то и сказка, чтобы правду найти. М.М.Пришвин.
ХОД УРОКА.
1.Организация класса.
Сообщение темы урока, целей. 2.Работа по теме.
А). Слово учителя о писателе. Пришвин - один из своеобразнейших писателей. Родился в 1873 году в городе Елец. Жизнь его была типичной для молодого русского юноши, который пережил три войны. До революции он учился в гимназии у себя на родине, затем в Рижском политехникуме,где впервые познакомился с подпольными марксистскими кружками, участвовал в работе этих кружков, был арестован и просидел целый год в одиночной камере под Ригой, в литовской тюрьме.
После этого был выслан на родину без права дальнейшей учебы, но матери удалось добиться для него разрешения завершить образование в Германии. Он закончил агрономическое отделение Лейпцигского университета и вернулся на родину агрономом. Эта профессия была выбрана из горячего желания помогать народу. Его агрономическая деятельность началась под Москвой в г. Клин.
С молодых лет он жил среди народа, и сама жизнь уже готовила будущее писательское призвание. Желание писать становилось все сильнее и сильнее. Его занимает суть человека ,та мечта, которая живет у каждого , будь то лесоруб, охотник или знаменитый ученый. Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Писать он начал в 34 года. Первая книга родилась о Севере «В краю непуганых птиц», затем были Кладовая солнца», записки «Лесная капель», автобиографический роман «Кащеева цепь».
Последние годы жизни Пришвин провел в деревне Дунино под Москвой. В ем дневнике он писал: « самая суть чисто человеческого здоровья - это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку,как будто это даже закон: раз мне - то должно быть и всем хорошо».
Писал Пришвин о природе и известен как певец природы.Ему было дано увидеть глубочайшую жизнь природы и передать её в своих произведениях нам. Умер Пришвин на 81 году жизни. В Дунино открыт музей Пришвина.
2.М.М.Пришвин « Кладовая солнца» Сказка - быль.
Написана Пришвиным в 1945 году после окончания ВО войны. В основу произведения положены приключения детей, случившиеся с ними в течение одного дня в лесу.
Пришвин обращается к жанру сказки. Именно мудрая народная сказка с её постоянными исканиями правды и смысла жизни, с её мечтой совершенном человеке была для Пришвина образцом, которому он следовал в разработке жанра своего произведения.
Использует приёмы слияния реального и скучного, это позволило писателю выразить свой идеал мечту о высоком назначении человека, о его ответственности перед всем живым на земле.
Сказка быль пронизана верой писателя в близость и возможность осуществления этой мечты.
Значительное место занимает природа, так как писатель хотел показать единство человека и природы, неразрывную, тесную связь всего существующего на земле. Он выражает мысль, что природа может быть человеку и другом, если он бережно открывает её «кладовые», является его разумным хозяином и врагом, если человек теряется в столкновении с природой или использует её в корыстных целях.
З.Знакомство с содержанием 1, 2 глав.
Перед нами особая наука, где большое место занимает быль, повествование о двух осиротевших детях.
3) Беседа по содержанию глав 1,2.
1)Что в произведении можно считать Н. и М. живут в одном селе
былью? О чём говорит автор с возле Блудова болота, в рай-
убеждённостью очевидца? оне города Переславля Залес-
(все эти детали вызывают впечатление ского . У них пятистенная из-
реальности происходящего, заставляют ба, корова Зорька, телушка поверить, что такие дети могли сущест- Дочка, коза Дереза, безымён- вовать и в жизни.) ные овцы, куры , золотой
петух Петя и поросёнок Хрен Каждое утро Настя выгоняла стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед, хлопотала по хозяйству до ночи.
На Митраше лежит всё мужское хозяйство и общественное дело.
2.Какова внешность детей: Насти?
Напоминает «курочку»;
Митраши?
Все лицо усыпано веснушками , носик глядит вверх.
« Коротенький, но очень плотный, лобастый , затылок широкий.
ЗКаков характер Насти?
Митраши?
4.Каково отношешение автора к детям? Найдите в тексте способы выраженияавторского
отношения к детям.
ЭПИТЕТЫ
СРАВНЕНИЯ. НАСТЯ.
МИТРАША.
Трудолюбива, деловита, хозяйственна. Горячо любит своих родителей.
Уступчива и обычно разрешала все ссоры улыбкой и лаской: « И как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.»
Трудолюбив, деловит, выучился у отца делать деревянную посуду , бочонки, шайки, лохани.
Стремился верховодить.
Относится хорошо,с нежностью и любовью.
Крупные веснушки, бедные
детишки, большая забота,
дружные ребята, умные детишки,
очень милые.
Настя была как Золотая Курочка
на длинных ножках.
Веснушки Насти - «золотые
монетки». Волосы у неё отливали
золотом. Вся она , золотая,
сияющая , улыбчивая. Похожа на
весеннее солнышко.
Мальчик упрямый и сильный , «мужичок в мешочке».Золотые веснушки.
ВЫВОД: так характеризует рассказчик детей, такими предстают они перед нами к началу тех событий , которые стали для них большим жизненным испытанием.
Задание на дом: гл. 3- б (стр. 36- 52) знать содержание,