kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Ю.Лермонтов . Сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворение «Кавказ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературе "М.Ю. Лермонтов. Сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворение "Кавказ"".

Цель урока: вспомнить о том, что учащимся известно о жизни и творчестве поэта, углубить их знания;

                   работать над анализом стихотворения "Кавказ";

                    воспитывать любовь к литературе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ»

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Кавказ»


Цель: вспомнить о том, что учащимся известно о жизни и творчестве поэта, углубить их знания;

работать над анализом стихотворения «Кавказ»;

воспитывать любовь к литературе.



ХОД УРОКА


  1. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

  2. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


Прослушивание фрагмента песни И. Талькова.


«Поэты не рождаются случайно —

Они летят на землю с высоты...»


Песня эта посвящена другому человеку — поэту, композитору и исполнителю Виктору Цою, трагически погибшему в начале 90 годов XX века. Но строки эти можно адресовать и великому русскому творцу, прожившему неполных двадцать семь лет (1814—1841) трагически погибшему на дуэли.


  1. ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. Беседа.


  • Что вам известно о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?

  • Всмотритесь в его портрет работы художника П. Е. Заболотского. Что поражает вас во внешности поэта? Обратит внимание на его печальные глаза.

  • Прочитайте эпиграф к уроку. Слова корейского поэта, жившего столетие спустя после Лермонтова, передают нам состояние его души: одиночество.

  • Что вы знаете о детстве М. Ю. Лермонтова? Кто воспитывал будущего поэта?

  • Чем увлекался Лермонтов? Где учился?


  1. Слово учителя

Лермонтов был чрезвычайно одаренным человеком: играл на скрипке, фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. Лермонтов видел мир не так, как другие — он видел его в красках, ощущал его движение, слышал его звуки. В этом Лермонтову-поэту помогал его глаз художника. Он писал красками с натуры и по памяти, делал карандашные наброски. Михаил Юрьевич владел языками: французским, немецким, английским, читал по-латыни и, живя на Кавказе, изучал «татарский», то есть азербайджанский язык; он помнил наизусть тысячи строк из произведений многих поэтов...

Что произойдет с ним после пансиона? Отчего ему «посоветуют» уйти из Московского университета? На экзамене по изящной словесности профессор Победоносцев задаст Лермонтову какой-то вопрос, и тот станет отвечать бойко и уверенно. Однако будет остановлен: «Я вам этого не читал; я желал бы, чтобы вы мне отвечали именно то, что я проходил. Откуда вы могли почерпнуть эти знания?» — «Это правда, господин профессор, того, что я сейчас говорю, вы нам не читали... Это слишком ново и до вас еще не дошло. Я пользуюсь источниками из своей собственной библиотеки, снабженной всем современным...»,— ответил студент.

Подобный ответ будет дан и преподавателю Гастеву, читавшему геральдику и нумизматику (то есть науки о гербах, монетах и медалях)

Весной 1832 года Лермонтов оставляет Московский университет. В год его поступления занятия неожиданно были прерваны: осенью 1830 года в Москве разразилась холера. Занятия в университете возобновились в середине января 1831 года. Половина учебного года пропала. Весенних экзаменов не было, и всех студентов оставили на прежних курсах. Что произошло весной 1832 года неизвест­но, но, видимо, администрация университета была наслышана о дерзком студенте, кроме того, Лермонтов, увлеченный творчеством, не явился на весенние экзамены. Он решил перейти в Петербургский университет, однако там ему не зачли курса, прослушанного в Московском университете. Он поступил в школу гвардейских под­прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Начались «два страшных года» в николаевском закрытом учебном заведении. В 1835 году по окончании школы он был выпущен в лейб-гвардии гусарский полк…

В январе 1837 года все были поражены внезапным слухом о смерти А. С. Пушкина. Лермонтов не был лично знаком с Пушкиным, но знал и любил его творчество. Он пишет стихотворение «Смерть поэта», позже дописывает шестнадцать строчек, которые были воспри­няты властями как призыв к бунту. 18 февраля 1837 года Лермон­тов был арестован. В марте, переведенный из гвардии в Нижегород­ский драгунский полк, он выехал из Петербурга на Кавказ — в первую ссылку. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева хлопотала за своего опального внука, ссылка была сокращена, и «прощенный» поэт вернулся в Петербург. Три с половиной года были годами его литературной славы. На Лермонтова смотрели теперь как на поэти­ческого наследника и защитника имени Пушкина.

В марте 1840 года за дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом Лермонтов был переведен в Тенгинский полк и дол­жен был выехать на Кавказ. Баранта выслали в Париж, от Лермон­това власти потребовали извинительного письма, которое тот пи­сать отказался...

Через год с небольшим, 15 июля 1841 года, около семи часов ве­чера на небольшой поляне у дороги, ведущей из Пятигорска в Ни­колаевскую колонию вдоль северо-западного склона горы Машук, состоялась дуэль Михаила Юрьевича Лермонтова с Николаем Соломоновичем Мартыновым. На этой дуэли Лермонтов был убит.


  1. Беседа.

1) Какие стихотворения Лермонтова вам известны?

2) Давайте выразительно прочитаем стихотворение «Парус».

3) В каких строчках поэт пытается разгадать тайну паруса? Сочувствует ли он ему?

4) Что ищет мятежный парус? В чем видит счастье?

5) Какова главная мысль стихотворения?


  1. Слово учителя.

Следующее стихотворение, написанное в 1841 году, через де­вять лет после «Паруса», будто продолжает мотив одиночества. «На севере диком...» — вольный перевод стихотворения немецкого поэта Г. Гейне.

Давайте прочитаем это стихотворение.


  1. Продолжение беседы.

1) Какую роль играет принцип контраста — сосна «снегом сы­пучим одета» и пальма, что «в пустыне далекой»?

2) Как подчеркивает Лермонтов одинокость и той и другой?

3) Каким настроением проникнуто стихотворение? Какое впе­чатление производит оно на читателя?


  1. Слово учителя.

(Учитель обращает внимание учеников на репродукции картин и акварелей М. Ю. Лермонтова «Воспоминание о Кавказе», «Крес­товый перевал», «Вид Тифлиса» и другие.)

Судьба Лермонтова сложилась так, что именно Кавказ оставил самые яркие впечатления детства. Когда ему было пять лет, бабуш­ка Елизавета Алексеевна Арсеньева повезла внука лечиться на Кав­каз. Потом в 1825 году Лермонтов снова едет на Кавказ, где пере­живает сильное детское увлечение. Первая любовь, первые мечты сливаются с поэтическим восприятием дивной кавказской природы. Сюда, на Кавказ, Лермонтов был сослан царским правительством за стихотворение на смерть Пушкина. В 1840 году Лермонтов вто­рично сослан на Кавказ. Поэт принимает участие в военных дейст­виях. Столь долгое пребывание на Кавказе дало Лермонтову воз­можность ближе познакомиться с жизнью народов этого края, его природой, богатым фольклором.

Стихотворение «Кавказ», написанное в 1830 году,— одно из первых обращений Лермонтова к Кавказу.


  1. Чтение учителем стихотворения «Кавказ.

  1. Работа над идейно-художественным содержанием стихотворения.

  2. Вопросы к учащимся

  • Какие картины величественной природы Кавказу хранит память поэта?

  • Что еще поэт видит перед собой, вспоминая Кавказ, о чем говорит?

  • Какие строки передают самые сокровенные переживания поэта?

  • Какие три поэтические темы соединились в этой лиричес­кой миниатюре?

  1. (Личные любовные переживания, воспоминания о матери и веч­ная красота природы.)

  • Комментарием к автобиографическим мотивам стихотворе­ния могут служить две записи, сделанные летом 1830 года: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать». Другая запись перекликает­ся со строками о первой любви Лермонтова: «Кто мне пове­рит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были... на водах Кавказских...»

  • Какие художественные особенности помогают передать чувства поэта? (Сравнения, метафора, эпитеты.)

  • Какую роль играет выбранный поэтом стихотворный раз­мер четырехстопный амфибрахий?

  • Чем пленяет стихотворение? Какие чувства вызывает?

  • Какие из лермонтовских акварелей и картин могли бы про­иллюстрировать стихотворение «Кавказ»?

  1. Чтение стихотворения учащимися.

  2. Заключительное слово учителя.

  3. Стихотворение наполнено особым лиризмом. Картины величест­венной красоты Кавказа будоражат память, вызывают особо не­жные чувства.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Выразительно читать стихотворение «Кавказ». Прочитать поэму «Мцыри».

  2. ПРИЛОЖЕНИЕ

  3. Смерть М. Ю. Лермонтова

  4. Лермонтов погиб на дуэли, которая произошла из-за ничтожного по нынешним понятиям повода. Убийцей поэта стал его бывший товарищ по юнкерской школе Николай Мартынов. О ссоре Лермонтова и Мартынова, приведшей к дуэли, очевидцы говорят разное, но все сходятся на том, что Мартынова возмутила острота, пущенная Лермонтовым в его адрес.

  5. Саму дуэль и гибель поэта полнее и точнее всех описал секундант Лермонтова князь Александр Васильчиков.

  6. Дуэль происходила на горе Машук (близ Пятигорска).

  7. «Когда мы выехали на гору Машук и выбрали место на тропинке, ведущей в колонию, темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.

  8. Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов, последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде "марш". Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову и скомандовали: "Сходись!" Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслонясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Марты­нов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не, успев даже захватить больное место, как это делают люди раненые или ушибленные.

  9. Убийца Лермонтова порывался написать воспоминания о поэ­те (как никак он знал его много лет!) и, очевидно, хотел в какой-то мере оправдаться перед современниками и потомками. Он дважды начинал свои записи и оба раза бросал, написав по несколько стра­ниц; дальше воспоминаний об учебе в юнкерской школе Мартынов не пошел. Он прожил шестьдесят лет и умер спустя тридцать четы­ре года после дуэли».

  1. Парус

  2. Белеет парус одинокой
    В тумане моря голубом!..
    Что ищет он в стране далекой?
    Что кинул он в краю родном?..

    Играют волны - ветер свищет,
    И мачта гнется и скрыпит...
    Увы! он счастия не ищет
    И не от счастия бежит!

    Под ним струя светлей лазури,
    Над ним луч солнца золотой...
    А он, мятежный, просит бури,
    Как будто в бурях есть покой!

  3. «На севере диком стоит одиноко»

  1. На севере диком стоит одиноко
          На голой вершине сосна,
    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
          Одета, как ризой, она.

    И снится ей все, что в пустыне далекой,
          В том крае, где солнца восход,
    Одна и грустна на утесе горючем
          Прекрасная пальма растет.

  1. Михаил Лермонтов
    «Кавказ»

  2. Хотя я судьбой на заре моих дней,
    О южные горы, отторгнут от вас,
    Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
    Как сладкую песню отчизны моей,
                    Люблю я Кавказ. 

    В младенческих летах я мать потерял.
    Но мнилось, что в розовый вечера час
    Та степь повторяла мне памятный глас.
    За это люблю я вершины тех скал,
                    Люблю я Кавказ. 

    Я счастлив был с вами, ущелия гор;
    Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
    Там видел я пару божественных глаз;
    И сердце лепечет, воспомня тот взор:
                    Люблю я Кавказ!..

Просмотр содержимого презентации
«МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ»

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ 1814-1841

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ

1814-1841

Поэты не рождаются случайно,   Они летят на землю с высоты.  Их жизнь окружена глубокой тайной,   Хотя они открыты и просты.   Глаза таких божественных посланцев   Всегда печальны и верны мечте,  И в хаосе проблем их души вечно светят тем   Мирам, что заблудились в темноте… 

Поэты не рождаются случайно,  Они летят на землю с высоты. Их жизнь окружена глубокой тайной,  Хотя они открыты и просты.  Глаза таких божественных посланцев  Всегда печальны и верны мечте, И в хаосе проблем их души вечно светят тем  Мирам, что заблудились в темноте… 

Живое все всегда вдвоем. Лишь я на свете одинок. Сок Кан (Чон Чхоль) П.Е. Заболотский.  Портрет М.Ю. Лермонтова

Живое все всегда вдвоем.

Лишь я на свете одинок.

Сок Кан (Чон Чхоль)

П.Е. Заболотский. 

Портрет М.Ю. Лермонтова

Мария Михайловна  Лермонтова (Арсеньева)  (1795-1817) Юрий Петрович  Лермонтов  (1787—1831)

Мария Михайловна 

Лермонтова (Арсеньева) 

(1795-1817)

Юрий Петрович 

Лермонтов 

(1787—1831)

М.Ю. Лермонтов в возрасте 6-8 лет

М.Ю. Лермонтов

в возрасте

6-8 лет

Пейзаж с двумя березами. Акварель М.Ю. Лермонтова Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.   Акварель М. Ю. Лермонтова.  Тамань. Рисунок М. Лермонтова.

Пейзаж с двумя березами. Акварель М.Ю. Лермонтова

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.  Акварель М. Ю. Лермонтова. 

Тамань. Рисунок М. Лермонтова.

20 лет Ф.О. Будкин.  Портрет М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка.

20 лет

Ф.О. Будкин. 

Портрет М.Ю. Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка.

Дуэль Лермонтова с Барантом у Чёрной речки состоялась 18 февраля 1840 г.

Дуэль Лермонтова с Барантом у Чёрной речки состоялась 18 февраля 1840 г.

Дуэль   ЛЕРМОНТОВА   и   МАРТЫНОВА

Дуэль   ЛЕРМОНТОВА   и   МАРТЫНОВА

Парус Белеет парус одинокой  В тумане моря голубом!..  Что ищет он в стране далекой?  Что кинул он в краю родном?..   Играют волны - ветер свищет,  И мачта гнется и скрыпит...  Увы! он счастия не ищет  И не от счастия бежит!   Под ним струя светлей лазури,  Над ним луч солнца золотой...  А он, мятежный, просит бури,  Как будто в бурях есть покой!

Парус

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?.. Играют волны - ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит... Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой... А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

«На севере диком стоит одиноко» На севере диком стоит одиноко        На голой вершине сосна,  И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим        Одета, как ризой, она.   И снится ей все, что в пустыне далекой,        В том крае, где солнца восход,  Одна и грустна на утесе горючем        Прекрасная пальма растет.

«На севере диком стоит одиноко»

На севере диком стоит одиноко       На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим       Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой,       В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем       Прекрасная пальма растет.

Михаил Лермонтов  «Кавказ»  Хотя я судьбой на заре моих дней,  О южные горы, отторгнут от вас,  Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:  Как сладкую песню отчизны моей,                  Люблю я Кавказ.    В младенческих летах я мать потерял.  Но мнилось, что в розовый вечера час  Та степь повторяла мне памятный глас.  За это люблю я вершины тех скал,                  Люблю я Кавказ.    Я счастлив был с вами, ущелия гор;  Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.  Там видел я пару божественных глаз;  И сердце лепечет, воспомня тот взор:                  Люблю я Кавказ!..

Михаил Лермонтов «Кавказ»

Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей,                 Люблю я Кавказ.  В младенческих летах я мать потерял. Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал,                 Люблю я Кавказ.  Я счастлив был с вами, ущелия гор; Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор:                 Люблю я Кавказ!..

Домашнее задание Выразительно читать стихотворение «Кавказ». Прочитать поэму «Мцыри»

Домашнее задание

Выразительно читать стихотворение «Кавказ».

Прочитать поэму «Мцыри»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
М.Ю.Лермонтов . Сведения о жизни и творчестве поэта. Стихотворение «Кавказ»

Автор: Васюк Мария Александровна

Дата: 05.03.2016

Номер свидетельства: 302499


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства