"М. Ю. Лермонтов и Кавказ" (конспект интегрированного урока по литературе и географии)
"М. Ю. Лермонтов и Кавказ" (конспект интегрированного урока по литературе и географии)
Открытый урок проведен в 5 классе на занятиях элективного курса " Литературное краеведение Ставрополья" с использованием ИКТ и программного обеспечения "Живая география". Это позволило ученикам не только познакомиться с жизнью Лермонтова на Кавказе, с произведениями, которые были написаны на Ставрополье, но и проследить по карте маршруты трех важных поездок поэта на Кавказ, познакомиться с данными городов, которые посетил Лермонтов, найти Кавказские горы, их основные вершины, определить их высоту, попутно знакомясь со стихотворением "Кавказ".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"М. Ю. Лермонтов и Кавказ" (конспект интегрированного урока по литературе и географии) »
Конспект интегрированного урока по литературе элективного курса «Литературное краеведение Ставрополья» на тему:
«М. Ю. Лермонтов и Кавказ».
Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Лермонтова на Кавказе, помочь разобраться в изобразительно-выразительных средствах языка стихотворения; продолжить работу по обучению выразительному чтению; развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать устные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, уметь работать с географической картой, составлять схемы.
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути их преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация; сб. «Поэзия М. Ю. Лермонтова», ДВЧ (Дневник внеклассного чтения), раздаточный материал, программное обеспечение «Живая география».
Предварительная работа: работа группами по подготовке рассказа о 3 важных поездках поэта на Кавказ.
«Кавказ был колыбелью его поэзии так же,
как он был колыбелью поэзии Пушкина,
и после Пушкина никто так поэтически
не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления
его девственно-величавой природы,
как Лермонтов»
(Белинский).
Ход урока:
Организационный этап.
Учитель: Прежде, чем начать урок, хочу напомнить вам о правилах речи, давайте все вместе их проговорим (читаем правила речи с памяток на парте). Ваша задача в ходе урока следить за тем, как говорят ваши одноклассники, и по окончанию занятия поставить свою оценку за речь каждому ученику и самому себе.
Постановка цели и актуализация знаний:
На доске портрет М. Ю. Лермонтова, эпиграф к данному уроку и карта Кавказа.
Учитель: Ребята, определите тему нашего урока по тому, что вы видите на доске. (Я предполагаю, что тема нашего урока: «Лермонтов и Кавказ»)
Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Я думаю, на уроке мы будем знакомиться с жизнью Лермонтова на Кавказе, его произведениями.)
Учитель: Да, тема нашего урока «Лермонтов и Кавказ». Кавказский край занимает исключительное место и в жизни другого великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу.
Актуальность темы: на Кавказе произошло становление Лермонтова как творческой личности. Там были написаны его наиболее знаменитые литературные произведения, и именно там Лермонтов попробовал себя не только в роли поэта, но и в роли художника. Недавно исполнилось 170 лет со дня гибели поэта на Кавказе. М.Ю. Лермонтова похоронили в Пятигорске, на старом кладбище у горы Машук. 8 месяцев покоился прах Лермонтова в пятигорской земле. Бабушка добивалась разрешения на его перезахоронение. Когда оно было получено, тело было перевезено из Пятигорска в Тарханы, где 23 апреля 1842 г. было похоронено в фамильном склепе, близ церкви в центре села, рядом с могилой матери..
Объект исследования: биография периодов пребывания Лермонтова на Кавказе. А так же произведения великого русского поэта, написанные под впечатлением этого края.
Предмет исследования: литературные произведения, написанные о Кавказе и на Кавказе, а так же воплощение художественного таланта не только в литературе, но и в живописи.
Вы бывали на Кавказе?
Можете ли вы объяснить, почему М. Ю. Лермонтов был на Кавказе так часто ?
Этап введения новых знаний:
Заранее подготовленные представители каждой из трех групп рассказывают о 3 самых важных поездках на Кавказ, используя подготовленную совместно презентацию « Путешествие по лермонтовским местам на Кавказе» , а также совместно с учителем по ходу рассказа ученики на карте Кавказа отмечают маршруты поездок Лермонтова, знакомятся с данными о городах, которые посетил поэт, находят Кавказские горы, вершины Эльбрус и Казбек, которые описал поэт в стихотворениях, знакомятся с данными о них.
1 группа учеников: 1825 г. – Первая поездка на Кавказ с бабушкой.
Заочная экскурсия по Кавказу «Лермонтовский Кавказ».
2 группа учеников: 1837 г. – Первая ссылка на Кавказ (Пушкин; «Смерть поэта»). «Один день из жизни М.Ю.Лермонтова». Кавказ подарил друга – А.Одоевского.
3 группа учеников: 1840 г. – Вторая ссылка на Кавказ. Гибель поэта.
Обобщение новых знаний:
Учитель: Можете ли вы объяснить теперь, почему М. Ю. Лермонтов был на Кавказе так часто? Какие произведения он написал здесь?
Давайте с вами составим синквейн по нашей теме урока.
Рефлексия:
Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу. Как бы вы оценили свою работу на уроке. Кто из ваших товарищей заслуживает оценку на сегодняшнем уроке? Какую и почему?
Итог урока:
Учитель: Что нового узнали? Что было интересно на уроке? Что не понравилось?
Домашнее задание: Познакомиться со стихотворением М. Ю. Лермонтов « Кавказ», сделать анализ стихотворения по плану