kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Замысел и композиция.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1)познакомить с  замыслом и композицией романа

2)раскрыть особенности произведения

3)развитие культуры речи учащихся, качества хорошего собеседника

4)разбудить стремление к самооценке, умение осознать собственные интеллектуальные и духовные возможности

5)воспитание любви к литературе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«М,Ю.Лермонтов-Урок»

Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Замысел и композиция.


Цели урока:

  1. познакомить с замыслом и композицией романа

  2. раскрыть особенности произведения

  3. развитие культуры речи учащихся, качества хорошего собеседника

  4. разбудить стремление к самооценке, умение осознать собственные интеллектуальные и духовные возможности

  5. воспитание любви к литературе


Форма урока: эвристическая беседа и коллективная творческая работа


Оборудование: выставка книг, портрет писателя, слайдовая презентация, раздаточный материал


Эпиграф: Герой Нашего Времени…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения.

М.Ю.Лермонтов

Ход урока.


  1. Организационный момент.

  2. Вступление. (слайд 1)


Учитель читает стихотворение Бальмонта «К Лермонтову».

- Нет, не за то тебя я полюбил,

Что ты герой и полновластный гений,

Но за тоску, за этот страстный пыл

Ни с кем не разделяемых мучений,

За то, что ты не человеком был.


О Лермонтов, презрением могучим

К бездушным людям, к мелким их страстям,

Ты был подобен молнии и тучам,

Бегущим по нетронутым путям,

Где только гром гремит псалмом певучим.


И вижу я, как ты в последний раз

Беседовал с ничтожными сердцами,

И жёстким блеском этих тёмных глаз

Ты говорил: «Нет, я уже не с вами!»

Ты говорил: «Как душно мне средь вас!»


3.Новая тема

- Ребята, вы, наверное, уже поняли, о ком сегодня пойдёт речь на уроке. Правильно, о М.Ю.Лермонтове, с поэзией которого вы познакомились. Но Лермонтов писал не только стихи. Какое прозаическое произведение вы можете назвать?

- Запишите, пожалуйста, тему урока, которую уже вы сформулировали почти полностью.

- Что, по-вашему, мы должны узнать сегодня на уроке, исходя из ваших записей.

- Правильно, сегодня мы должны выяснить замысел и композицию романа. Ребята, а как вы понимаете слово «герой»?

- Обратите внимание на значение слова, которое дают нам Ожегов и Шведова. (слайд 2)

- В названии романа также выделяется слово время. Вспомните, что это было за время?

- Печорин – выразитель эпохи 30-х годов. И это была его эпоха, в которой он пытался найти применение своему уму и таланту. Вы уже познакомились с романом. Поделитесь своими впечатлениями. Какие эпизоды вам запомнились, почему? Каков, по-вашему, Печорин?

- Вы не одиноки в оценке произведения и его героя. Появление романа Михаила Юрьевича сразу же вызвало острую полемику, которая выявила противоположность его истолкований и оценок. Раньше других оценил произведение Белинский, отметивший в нём «богатство содержания», «самобытность и оригинальность». Цензура увидела клевету на русскую действительность. А Николай 1 назвал роман «отвратительным» Давайте предоставим слово самому государю. (СЛАЙД 3)

Ученик-государь:

- Я дочитал «Героя» до конца и нахожу вторую часть отвратительной, вполне достойной быть в моде. Это то же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних и иностранных романах. Такие романы портят характер… это жалкая книга, обнаруживающая большую испорченность её автора. Счастливого пути, господин Лермонтов, пусть он очистит себе голову, если это может произойти…

- Большое спасибо. А что же автор? Ко второму изданию романа Лермонтов пишет предисловие, в котором настаивал на том, что «Герой…», милостивые государи мои, точно портрет, но ни одного человека, это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии. Именно поэтому эти слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока. Итак, а как же создавался роман? Давайте разберёмся. Шёл 1839 год. В журнале «Отечественные записки» появилась повесть «Бэла» с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе». Потом появились «Тамань», «Фаталист», а в 1840 году, когда Лермонтов держал путь на Кавказ в свою вторую ссылку, роман выходит отдельным изданием. (СЛАЙД 4) Давайте обратимся к композиции произведения. Ребята, что необычного вы заметили при прочтении романа.

- Перед вами собрание повестей (читаю названия) (СЛАЙД 5)

- Вспомните, у каких писателей мы уже встречали сборники повестей?

- Почему мы не называем эти сборники романами, а «Герой нашего времени» – это роман?

- Почему же сам Лермонтов не торопится назвать своё детище романом, обозначая его по-разному, как «Записки», «Сочинения», длинная цепь повестей? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно восстановить хронологический порядок событий. (СЛАЙД 6)

- Кто рассказывает историю Печорина?(наблюдаем смену рассказчиков)

- Сначала мы слышим о Печорине, потом видим его глазами офицера-повествователя, а затем герой рассказывает о себе сам «Дневник Печорина»

- Восстановим картину, сделанных М.Ю.Лермонтовым, «хронологических смещений» Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развёртываются от начала изображаемой цели событий к её середине. Белинский утверждал, что роман «несмотря на его эпизодическую отрывочность, нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор иначе вы прочтёте две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать»

- Почему именно так построил свой роман Лермонтов? (нет у героя главной цели в жизни) Вся композиция помогает автору с большей полнотой раскрыть характер Печорина.

- Лермонтов создал совершенно новый роман, новый по форме и по содержанию: психологический роман.(СЛАЙД 7)

- Новаторство Лермонтова заключается в том, что он даёт не столько историю жизни, сколько историю души своего героя, т.е. исследует его сложный и противоречивый внутренний мир.

- Цикл самостоятельных повестей превращается в увлекательный психологический роман, чтение которого, по словам Белинского, доставляет нам истинное наслаждение «… взгляд наш упал на первую страницу, и страницы начали одна за другой переворачиваться» Я желаю вам, ребята, чтобы вы, как и Белинский, получили наслаждение, знакомясь с романом Лермонтова.

4.Закрепление новой темы

- Чтобы закрепить полученные знания, я предлагаю соотнести название повести и её жанр.

- Молодцы! А теперь проверьте правильность ответов (СЛАЙД 8) .

-Экранизация и фильмы по мотивам произведений (СЛАЙД 9)

- Кого сегодня вы можете назвать героем нашего времени?

5.Подведение итогов. Оценивание

6. Домашнее задание

Знать особенности композиции, перечитать повесть «Бэла»

Просмотр содержимого документа
«Регистрационная форма участника»

Регистрационная форма участника



ФИО

Абубакирова Яухар Касимовна

Год рождения

18 сентября 1967г.

Полное наименование учреждения по Уставу

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Юлдыбаево» муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан

Должность

Учитель русского языка и литературы

Преподаваемый предмет

Русский язык и литература

Контактный

e-mail

[email protected]

Контактный телефон (с кодом населённого пункта)

8 (347 52)2 73 37

Почтовый адрес образовательного учреждения

45 36 84, Республика Башкортостан, Зилаирский район, с.Юлдыбаево, ул.Кооперативная,42

Наименование конкурсной работы

Методическая разработка по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы «Конструирование урока с использованием ИКТ на различных этапах урока»

Заполняя данную заявку, я несу ответственность за полноту и достоверность сведений.


V

Подтверждаю, что ознакомлена с правилами и условиями участия в конкурсе и соглашаюсь их выполнять


V

Даю согласие на размещение представленных мною конкурсных материалов на сайте МКУ Зилаирский РОО
























Описание разработки


Учитель

Абубакирова Яухар Касимовна

Образовательное учреждение:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Юлдыбаево» муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан

Предмет:

Литература

Краткая аннотация урока:

Данный урок посвящен творчеству М.Ю.Лермонтова. Учащиеся знакомятся и прозаическим произведением великого поэта, выясняют замысел и композицию романа, знакомятся с хронологией произведения



Класс : 9


Тема: Творчество М.Ю.Лермонтова


Тема урока: М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Замысел и композиция.



Форма урока: эвристическая беседа


Цели урока:

1) познакомить с замыслом и композицией романа

  1. раскрыть особенности произведения

  2. развитие культуры речи учащихся, качества хорошего собеседника

  3. разбудить стремление к самооценке, умение осознать собственные интеллектуальные и духовные возможности

  4. воспитание любви и уважения к творчеству Лермонтова, гордости за свою литературу и свою нацию, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений

-


Задачи урока: изучить произведение М.Ю.Лермонтова. Довести до учащихся авторскую оценку поступков героев, идею произведения;


развивать у учащихся умение анализировать произведение, сравнивать ; делать выводы;

развивать навыки работы с художественным текстом, навыки поиска ответов на поставленные вопросы, прежде всего, в самом тексте произведения;

развивать навыки работы с различными источниками, ресурсами Интернета для поиска информации, рассмотрения различных точек зрения на проблему и выработки на их основе собственной позиции.


Формируемые умения: правильно находить нужную информацию и уметь воспринимать на практике



Цели использования ИКТ: При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.

Это ведет к повышению качества обучения; эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности; развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуали­зации и дифференциации учебного процесса; развитию самостоятельности учащихся


Этап урока, на котором использовались ИКТ: Объяснение и закрепление новой темы

Формы организации работы детей

На уроке: учащиеся работают с опорным конспектом по теме урока;

участвуют в анализе произведения, выявляют замысел и композицию


Формы организации работы учителя: лекция учителя;

сопровождение беседы электронной презентацией;

привлечение учащихся к обсуждению художественных и идейно-нравственных особенностей произведения;

осуществление контроля знаний учащихся.

.


Технические условия: учебный кабинет, оборудованный мультимедийным комплексом.


Используемое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран


Разработанные цифровые образовательные ресурсы http://www.litera.ru/stixiya/cgi/see.cgi?url=http://magister.msk.ru/libr... (http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/lot/lot-021-.htm), http://www.radmuseumart.ru/

ua.convdocs.org/docs/index-186968.html?page=6‎

do.gendocs.ru›docs/index-89507.html


Просмотр содержимого документа
«методическая часть»

Методическая часть


Урок – это зеркало общей и педагогической

культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства,

показатель его кругозора и эрудиции.

В.Сухомлинский


Урок – это социальный заказ общества системе образования. Он обусловлен:

социально-психологическими потребностями общества, уровнем его развития,

конкурентоспособностью его экономики, нравственными и моральными ценностями этого общества.

Каждый отдельно взятый урок - это звено в цепи уроков. Он сложная процессуальная система, состоящая из компонентов - этапов.

.


1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала


Важно помнить, что широкое привлечение учащихся к приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без четкой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.

Начинается урок сразу же с ознакомления стихотворением К.Бальмонта «К Лермонтову». Данное произведение можно и прослушать, можно и читать учителю. Это активизирует учащихся на рабочий лад.


2. Этап усвоения новых знаний


Условия достижения положительных результатов:

Применение различных способов активизации мыслительной деятельности.

Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. В Интернете есть различные словари, справочники, энциклопедии (например, Педагогический словарь http://dictionary.fio.ru/. Можно, выделив определенный терминологический ряд, относящийся к конкретному уроку или теме, и обозначив 3-5 справочных интернет-ресурса, дать детям задание подобрать те определения, которые понятны и удобны им самим. Результаты получаются весьма интересные.

Систематизация новых для учащихся знаний.

Воспитание навыков рациональной учебы.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:

качество ответов учащихся на следующих этапах урока;

активное участие класса в проведении итогов беседы или самостоятельной работы.

3. Этап закрепления новых знаний

Условия достижения положительных результатов:

Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.

Учащиеся на данном этапе урока смогут оценить свои знания, умения, навыки. Результат работы учителя оценивается умениями его учеников:

Уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;

Отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу;

Объективная направленность деятельности учеников на развитие своей личности;

Наличие у учащихся познавательного интереса;

4. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Условия достижения положительных результатов.

Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка.

Задание должно проходить при полном понимании класса.

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели.


ИКТ для меня:


Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

позволяют индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);активизируют познавательную деятельность учащихся; развивают творческий потенциал учащихся; осовременивают урок.

Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности.


Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

· при объяснении нового материала;

· закреплении;

· повторении;

· контроле знаний, умений и навыков.


При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.


Основные направления использования компьютерных технологий на уроках


· Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)


· Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)


· Тренажёр


· Контроль за умениями, навыками учащихся


· Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся


· В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках?


· Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;


· Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;


· Визуализация учебного материала;


· Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой


· Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;


· Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;


· Стимулирование воображения школьников;


· Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.


Рассмотрим конкретные примеры использования Power Point на уроках.


Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала.Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.


1. Тренажёр, контроль за умениями, навыками учащихся

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много.

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:


· повысить интерес учащихся к предмету;


· повысить успеваемость и качество знаний учащихся;


· сэкономить время на опрос учащихся;


· дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;


· помогают и учителю повысить уровень своих знаний.



2. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся


Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.


Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и преподавателям информатики и информационных технологий.


Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

С первых дней работы в школе я использовала информационные технологии в своей педагогической деятельности для планирования учебного материала и учебных занятий,

подготовки печатных материалов к урокам (использовалось приложение Microsoft Word);

обработки результатов проверочных и контрольных работ (использовалось приложение Microsoft Word, в частности диаграмма Microsoft Graph 97, а также электронные таблицы Microsoft Excel).

В последнее время использование мною информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось.


Кроме перечисленных выше вариантов использования информационных технологий, я в своей работе использую:


¨ стандартные программные модули, входящие в состав программно-методического комплекса серии «Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть1, 2», при проведении компьютерных уроков (5-11 класс);


¨ программно-методический комплекс «Учебный тренажёр. Централизованное тестирование» (11 класс);


¨ компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе (5 – 11 класс);


¨ электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, «Русский язык. Программа-тренажёр» из серии «Репетитор» (РФ) (9-11 класс);


¨ справочные ресурсы Интернета: сайты российских и белорусских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, сайты филологических факультетов высших учебных заведений России и Беларуси, различные информационные сайты, посвящённые персоналиям (9-11 класс);


¨ проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электронных докладов (11 класс);

Используя информационные технологий на своих уроках, я осознала, что таким образом решаю не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.


Список электронных учебников и пособий по русскому языку для учащихся 11 класса (авторы – преподаватели кафедры русского языка, общего и славянского языкознания филологического факультета БГУ):


«Практикум по орфографии», «Практикум по пунктуации», «Современный русский язык: Морфемика. Словообразование» «Современный русский язык: Морфология», «Экзаменационные тесты» - поуровневые тесты, апробированные на вступительных экзаменах в БГУ и ответы к ним, «Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения», «Русский язык в задачах и ответах» - лингвистические задачи для олимпиад, викторин и самообразования.



Элемент ИКТ

Слайд 2

Слайд 5

Слайд 9

Как используется этот элемент на уроке

Учащиеся знакомятся со значением данного слова

Они знакомятся с собранием всех повестей

Учащиеся знакомятся с экранизированными произведениями

Какие цели преследуется

образовательные

Показать хронологический порядок событий

Показать какие произведения экранизированы

Каким образом этот элемент усиливает эффективность достижения названных целей, могли ли они быть достигнуты без его применения

Я думаю, что достижение данной цели эффективнее через ИКТ

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

У них появится интерес к изучению данного произведения


Просмотр содержимого презентации
«М,Ю,Лермонтов»

Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ  1814 - 1841

Михаил

Юрьевич

ЛЕРМОНТОВ

1814 - 1841

Герой- («Словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)

Герой-

    («Словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой)

    Различные издания романа

    Различные

    издания

    романа

    Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» «Бэла» «Максим Максимыч» Предисловие к  «Журналу Печорина» Сюжет – совокупность событий художественного произведения

    Фабула – события в

    литературном

    произведении в их

    последовательной связи

    • «Тамань»
    • «Княжна Мери»
    • «Фаталист»
    • «Бэла»
    • «Максим Максимыч»
    • Предисловие к

    «Журналу Печорина»

    Сюжет – совокупность событий художественного произведения

    • «Бэла»
    • «Максим Максимыч»
    • Предисловие к «Журналу Печорина»
    • «Тамань»
    • «Княжна Мери»
    • «Фаталист»
    Психологизм

    Психологизм

    Глубокое чувство действительности… богатство содержания…глубокое знание человеческого сердца и современного общества…самобытность и оригинальность – вот качества этого произведения, представляющего собой совершенно новый мир искусства.  В.Г. Белинский «Герой нашего времени» Первый в русской прозе «личный» или «аналитический» роман. 1838 – 1840 Идейный центр  – не внешняя биография, а личность человека – его душевная и умственная жизнь, рассмотренная изнутри как процесс.

    Глубокое чувство действительности… богатство содержания…глубокое знание человеческого сердца и современного общества…самобытность и оригинальность – вот качества этого произведения, представляющего собой совершенно новый мир искусства.

    В.Г. Белинский

    «Герой нашего времени»

    Первый в русской прозе «личный» или «аналитический» роман.

    1838 – 1840

    Идейный центр – не внешняя биография, а личность человека – его душевная и умственная жизнь, рассмотренная изнутри как процесс.

    кавказская новелла путевой очерк светская повесть рассказ “ Бэла ” “ Максим Максимыч ” “ Тамань ” “ Княжна Мери ” “ Фаталист ” “ Бэла ” “ Максим Максимыч ” “ Тамань ” “ Княжна Мери ” “ Фаталист ” кавказская новелла путевой очерк светская повесть рассказ

    кавказская

    новелла

    путевой очерк

    светская повесть

    рассказ

    “ Бэла ”

    “ Максим

    Максимыч ”

    “ Тамань ”

    “ Княжна Мери ”

    “ Фаталист ”

    “ Бэла ”

    “ Максим

    Максимыч ”

    “ Тамань ”

    “ Княжна Мери ”

    “ Фаталист ”

    кавказская

    новелла

    путевой очерк

    светская повесть

    рассказ

    Экранизации и фильмы по мотивам произведения 1926  — « Княжна Мэри » / Tavadis asuli Meri, режиссёр Владимир Барский ( СССР ) 1927  — « Бэла », режиссёр Владимир Барский (СССР) 1927  — « Максим Максимыч », режиссёр Владимир Барский (СССР) 1955  — « Княжна Мэри », режиссёр Исидор Анненский (СССР) 1965  — « Герой нашего времени », режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР) 1966  — « Бэла », режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР) 1966  — « Максим Максимыч », режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР) 1975  — Страницы журнала Печорина , режиссёр Анатолий Эфрос   (СССР, ТВ, фильм-спектакль) 1985  — « Герой нашего времени », режиссёр Майкл Альмерейда ( США ) 2006  — «Печорин», режиссёр Александр Котт (Россия)

    Экранизации и фильмы

    по мотивам произведения

    1926  — « Княжна Мэри » / Tavadis asuli Meri, режиссёр Владимир Барский ( СССР )

    1927  — « Бэла », режиссёр Владимир Барский (СССР)

    1927  — « Максим Максимыч », режиссёр Владимир Барский (СССР)

    1955  — « Княжна Мэри », режиссёр Исидор Анненский (СССР)

    1965  — « Герой нашего времени », режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР)

    1966  — « Бэла », режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР)

    1966  — « Максим Максимыч », режиссёр Станислав Ростоцкий (СССР)

    1975  — Страницы журнала Печорина , режиссёр Анатолий Эфрос

    (СССР, ТВ, фильм-спектакль)

    1985  — « Герой нашего времени », режиссёр Майкл Альмерейда ( США )

    2006  — «Печорин», режиссёр Александр Котт (Россия)

    Григорий Александрович ПЕЧОРИН

    Григорий

    Александрович

    ПЕЧОРИН

    Григорий Александрович ПЕЧОРИН

    Григорий Александрович ПЕЧОРИН

    Григорий Александрович ПЕЧОРИН

    Григорий Александрович

    ПЕЧОРИН


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Литература

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 9 класс

    Скачать
    М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». Замысел и композиция.

    Автор: Абубакирова Яухар Касимовна

    Дата: 10.03.2015

    Номер свидетельства: 184052


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Проверка свидетельства