Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов «Бородино». Поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года. »
Западно – Казахстанская область
Бокейординский район
ОСШ имени М. Маметовой
Учитель русского языка и литературы: Хайрушева Балжан Идановна
Урок русской словесности в 5 классе
Тема: М.Ю.Лермонтов «Бородино». Поэтическое изображение подвига народа в войне 1812 года.
Цели урока:
1. Познакомить с автором, содержанием и композицией стихотворения “Бородино”.
2. Развитие устной речи учащихся, их умения анализировать прочитанное, давать оценку событиям.
3. Воспитание патриотических чувств на основе произведения.
4. Показать отражение темы “Отечественная война 1812 года” в различных видах искусства (литература, изобразительное искусство).
ОБОРУДОВАНИЕ: Презентация
Ход урока:
1. Организационный момент 2. Постановка цели урока:
- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о великом русском поэте 19 века М.Ю.Лермонтове, о его стихотворении “Бородино” и о том, что послужило толчком к написанию этого произведения.
(Необходимо отметить то, что ребятам было дано опережающее задание- выучить стихотворение «Бородино»)
3. Формирование новых понятий и способов действия:
Знакомство с биографией поэта:
Сообщения учащихся:
1-й ученик (Нурлан Батыржан):
М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко - бабушка не любила зятя.
Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя под конец. В слезах угасла мать моя. От них остался только я.
Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В 1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.
17 января 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась. С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли.
2-й ученик (Хасенова Аида):
Природа щедро одарила Лермонтова разными талантами. Он прекрасно рисовал, и если бы посвятил себя живописи, без сомненья, стал бы великим художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в Гродненском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы.
3-й ученик (Ескендиров Ернар):
Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и рояле, пел арии из любимых опер, даже сочинял музыку. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. И это он достиг, хотя прожил всего 27 лет.
Учитель:
- За свою короткую жизнь Лермонтов создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе. К числу самых знаменитых его стихотворений относится “Бородино”. К теме Бородинской битвы Лермонтов обращался не один раз в своем творчестве. Первое стихотворение «Поле Бородина» было написано в 1830 году, когда поэту было всего 15 лет. Послушайте отдельные строфы из этого произведения:
1
Всю ночь у пушек пролежали Мы без палаток, без огней, Штыки вострили да шептали Молитву родины своей.
Шумела буря до рассвета;
Я, голову подняв с лафета,
Товарищу сказал:
«Брат, слушай песню непогоды:
Она дика, как песнь свободы».
Но, вспоминая прежни годы,
Товарищ не слыхал.
2
Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел, И от врагов удар нежданный На батарею прилетел. И вождь сказал перед полками: «Ребята, не Москва ль за нами? Умрите ж под Москвой, Как наши братья умирали». И мы погибнуть обещали, И клятву верности сдержали Мы в бородинский бой. 4
Марш, марш! Пошли вперед, и боле Уж я не помню ничего. Шесть раз мы уступали поле Врагу и брали у него. Носились знамена, как тени, Я спорил о могильной сени, В дыму огонь блестел, На пушки конница летала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролететь мешала Гора кровавых тел.
-Что напоминают вам эти строки? (Ответы учеников)
-В стихотворении « Бородино» автор использовал форму сказа.
Сказ- это монологическая речь рассказчика, вышедшего из народа, резко отличающаяся от речи автора. В ней широко используются просторечия, диалектизмы. В сказе повествуется о событиях современности или о недавнем прошлом. Сказ ведется обычно от первого лица-участника описываемых событий.
Историческая справка.
События 1812 года имели важное значение в формировании национального самосознания Лермонтова. Он рос и воспитывался в атмосфере “священных преданий” об Отечественной войне 1812 года. С детских лет он впитывал в себя рассказы об Отечественной войне и от своих родных, и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении. В результате этого Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-летия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение “Бородино”.
- Прежде чем говорить об этом стихотворении, давайте окунемся в те исторические события, которые описываются в нем.
Итак, начало 19 века, а точнее 1812 год. Чем знаменит этот год? Почему он вошел в историю? (Ответы учащихся)
- Наполеон вторгся в Россию без объявления войны. Русские войска были разделены на три армии. Наполеон решил воспользоваться этим и разгромить их, зажав каждую по отдельности в тиски. Русские планировали заманить французскую армию в ловушку и уничтожить ее. Но ни французскому, ни русскому планам не суждено было сбыться.
Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Его первый приказ был “Отступать!” В 125 км от Москвы, близ села Бородино, Кутузов решил дать французам генеральное сражение, которое началось 26 августа( по новому стилю 7 сентября). Бородинская битва- одна из величайших в истории битв, самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского народа. Бородино - великое поражение Наполеона, начало его заката и гибели его “непобедимой” армии, к тому времени захватившей почти всю Западную Европу. Огромный размах приобрело в России партизанское движение. Отступавшие французские войска подвергались нападению партизан, которые уничтожали врагов, брали их в плен. На картине В. В. Верещагина, которая называется «На большой дороге», мы видим, как жалкие остатки, отступавшей из России французской армии, подходили к границе. Русские войска и партизаны энергично добивали вражеские части. Весь путь отступления французов был завален трупами, зарядными ящиками, пушками, повозками. Наполеон, окруженный гвардейцами, часть дороги шел пешком, но в ночь на 06.12.1812 года бросил свою армию и тайком уехал во Францию.
Посмотрите на картину И. И. Прянишникова “В 1812 году”. Она посвящена действиям партизанских отрядов. Здесь художник подчеркнул величие подвига русского народа, изгнавшего захватчика из родной земли. Обратите внимание, по заснеженному полю уныло бредут жалкие и оборванные, в женских шубах и шалях, “завоеватели”. Их конвоируют крестьяне с вилами и топорами. Крестьяне спокойны и уверены, они выполняют священный долг - очищают землю от врагов. На этой картине видно, что на защиту своего Отечества поднялись не только мужчины, но и женщины.
Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость. С военной точки зрения оборона Москвы была невозможна. Это понимал только М. И. Кутузов. На картине А. Д. Кившенко “ Военный совет в Филях в 1812 году” мы видим избу, в которой было принято решение оставить Москву. Художник правдиво воспроизводит обстановку Совета. Посмотрите, как решительно отстаивает свою точку зрения Кутузов, одни офицеры смотрят на него недоуменно, другие снисходительно, а третьи негодующе. Но Кутузов доказал свою правоту, и Москва досталась французам. Войдя в город, наполеоновская армия увидела, что почти все население покинуло город вслед за армией, а следовательно французы не нашли здесь ни пропитания, ни лошадей. Об этих событиях вы узнаете в старших классах и изучая историю, и читая роман Л.Н.Толстого «Война и мир».
Теперь мы с вами знаем об исторических событиях, которые легли в основу произведения Лермонтова “Бородино
Работа над содержанием стихотворения.
-Словарная работа:
бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.
добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.
картечь - артиллерийский снаряд.
драгун - солдат или офицер кавалерии.
улан - солдат или офицер легкой конницы, Особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом.
кивер - высокий головной убор у военных.
лафет - станок, на который укрепляется пушка.
редут - полевое укрепление, обнесенное валом.
зимние квартиры- по правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска располагались на зимних квартирах.
-Чтение стихотворения наизусть несколькими учащимися.
- Конкурс-викторина «Продолжи строки»
Недаром помнит вся Россия Про день …(Бородина)!
Плохая им досталась…(доля)
И вот нашли большое поле: Есть разгуляться, где на воле! Построили… (редут)
Уж постоим мы головою За… ( Родину свою)
Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до….. (картечи)!
Прилег вздремнуть я у …(лафета)
Но тих был наш…(бивак открытый)
Кто …(кивер) чистил весь избитый
Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен… (булатом)
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята!.. (не Москва ль за нами)?
Вот затрещали барабаны – И отступили… (басурманы).
Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут. Уланы… (с пестрыми значками),
Драгуны с … (конскими хвостами).
Когда б на то не Божья воля, Не отдали б… (Москвы)!
- Ребята, вспомните, при изучении темы «Обрядовая поэзия» мы говорили о рекрутских песнях и о службе в русской армии. Сколько лет приходилось служить русскому солдату? (25 лет). Солдата-рассказчика война 1812 года застала, видимо, во время службы в армии. - Давайте посмотрим, как построено стихотворение?
1. Разговор молодого солдата с участником Бородинской битвы, в котором определяется тема будущего рассказа:
«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри-не вы!»
2. Начало рассказа старого солдата, его повествование о неудачах русской армии, настроениях отступавших солдат:
«Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали...»
- Посмотрите на картину П. Е. Заболоцкого “Старый солдат”. Именно таким увидел художник этого солдата. Что вы можете сказать об этом солдате? Каков он?
Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва).
3. Рассказ о подготовке к Бородинскому сражению, решимости солдат победить в нем:
« Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За Родину свою!»
4. Описание Бородинского сражения, его начала:
«И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось…»;
кульминации - наивысшего момента в развитии действия:
«Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.»;
развязки, конца битвы:
« Вот затрещали барабаны-
И отступили басурманы».
5. Возвращение к диалогу, сравнение «могучего, лихого племени» и нынешнего поколения.
В последних строках этой строфы вновь меняется интонация. Мы как бы слышим тяжелый вздох ветерана. Пауза. Понурив голову, старый солдат грустно произносит: “Тогда считать мы стали раны, товарищей считать”.
Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина рассказчика, поднимается голова, и твердым голосом, с полной ответственностью за свои слова, бодро, сильно он произносит: “Да, были люди в наше время, могучее лихое племя…”
Беседа по стихотворению «Бородино»:
- «Взаимные вопросы» (учащиеся задают друг другу вопросы, составленные ими самостоятельно по содержанию произведения)
4. Рефлексия:
-Каким чувством проникнуто это стихотворение?
( Любовью к своим товарищам, любовью к Родине.).
Идея стихотворения - горячий патриотизм, любовь к Родине. В стихотворении автор показал, что благодаря простому русскому народу было выиграно Бородинское сражение. Повествование велось от лица персонажей из народа. Тем самым Лермонтов хотел подчеркнуть, что он пишет не столько о своем личном отношении к Бородинской битве, сколько о подвиге народа.
5. Домашнее задание: Ответить на вопросы к стихотворению.