Тема урока: М.Д. Зверев. «ХЛОПОТ ПОЛОН РОТ У ПРИРОДЫ»
Цель:1.Познакомить ребят сновым автором и его произведением;
2.Развивать технику чтения,память, речь;
3.Прививать любовь к природе,.
Ход урока:
- Оргмомент. Сообщение темы и темы урока.
- Проверка домашнего задания.
Пересказ «Осень в лесу» И.Соколов-Микитов
- Работа над новой темой.
На доске: «ХЛОПОТ ПОЛОН РОТ У ПРИРОДЫ»
М. Зверев.
- Как вы думаете о чем пойдет речь в произведение?
- Прочтите фамилию автора.
а) Биография автора.
Максим Дмитриевич Зверев (1896—1997) — казахстанский писатель, написавший более 120 произведений о природе. Его называют певцом природы, потому что его книги — это путешествие по лесам и степям, горам и рекам Казахстана. В своих книгах писатель рассказывает о том, как живут звери и птицы в сухое или дождливое, теплое или лютое время года, его звери предсказывают погоду, сами себя лечат, помогают другим, даже человеку.
Детство Максима Зверева прошло на берегу живописной реки Оби, среди алтайской природы. Отец писателя Дмитрий Иванович, родом из крестьян, научил сына любить природу, писать о ней бережно и любовно. Преследуемый царской охранкой за участие в политических кружках, Д. И. Зверев был вынужден вместе с семьей часто менять место жительства. Мать писателя — Мария Федоровна работала фельдшером, читала просветительские лекции в воскресной школе, часто брала с собой Максима.
Родители Максима Дмитриевича хорошо знали М. Горького, жили с ним в одном доме в Нижнем Новгороде. Частым гостем на заимке был Г. Н. Потанин, известный ученый-путешественник, друг Чокана Валиханова, знаток фольклора.
Детство и юность М. Зверева заполняло чтение книг. Он поступил на экономический факультет в Московский политехнический институт, но вскоре был призван на военную службу — в Барнаул, комендантом железнодорожной станции. Далее — учеба в Томском университете, потом — Алматы, научная работа в зоопарке и писательская деятельность.
«Максим Дмитриевич — редкостный наблюдатели. Смотрит на зверей и птиц, на которых смотрели до него тысячи ученых, и видит то, чего до него никто не видел, начинает понимать то, чего никто не понял и не объяснил», так писал о нем В. Бианки. Действительно, в Максиме Звереве живет чуткий наблюдатель природы, вдумчивый исследователь и незаурядный ученый. В этом притягательность его произведений: доверительность к читателю, сочетающаяся с научной достоверностью. Его книги правдивы и занимательны, их читают легко, с интересом, как взрослые, так и дети. Если вы любите природу, если вас интересуют уголки нашей республики, про! читайте его книги «Природная лечебница», «Предсказатели», «Взаимопомощь», «Ручные дикари и необычные помощники», «И у них бывают пороки». Сам Максим Зверев так писал о своей книге «Кладовая чудес»: «Наш род! ной дом — это природа, рассказывать людям о природе учить их любить природу, призывать к ее охране и paциональному использованию — это для меня дело всей жизни... Река без чайки и лес без дятла мертвы!».
б) Чтение учителем «ХЛОПОТ ПОЛОН РОТ У ПРИРОДЫ»
-Как выдумаете это рассказ или сказка?
- Как вы поняли?
Вывод: Сказка М. Зверева «Хлопот полон рот у природы» зовет детей в удивительный мир, полный жизни, звуков и тайн. Она учит детей быть чуткими и внимательными ко всему живущему на земле. В природоведческой сказке Зверева действие происходит в реальном осеннем лесу.
Повадка и образ жизни зверей правдивы. Сказочным является лишь то, что красавица Осень разговаривает с животными.
Физминутка.
в)Чтение уч-ся.
г)Работа по тексту.
— Опишите Осень. Какой она представляется писателю?
— Кого повстречала Осень в лесу?
— Как ведет себя барсук? Почему?
— Почему злится Олень? Какими словами успокоила его Осень?
— Что делали утки-чирки? Как отреагировала Осень на их поведение?
— Что Осень посоветовала зайцу, белочке?
— О чем спорили птицы?
— Как рассудила спор между птицами Осень?
— Какими качествами писатель наделил Осень?
— Почему это слово написано с большой буквы? Как называется этот прием в литературе? («олицетворение»).
При ответах на вопросы по сказке М. Зверева можно составить опорный конспект: выписать слова и образные выражения для характеристики осени:
ОСЕНЬ
Девица-красавица, волшебница, сверкает радостной улыбкой, несется по лесу, мчится, хмурится, печалится, шуршит сердито листьями, участливо спрашивает, бегает.
4. Работа по закреплению понятия «олицетворение» проводится с использованием тестовых заданий.
Найди олицетворение в словосочетаниях:
1. лесная тропинка
2. ребенок плачет
3. машина рычит
4. свет солнца
Какое из выражений не является олицетворением?
1. листочки шепчутся
2. солнце смеется
3. птицы улетают
4. тучка плачет, рыдает
Какие три слова пропущены в стихотворении Н. Некрасова?
Заунывный ветер... " Стаи туч на край небес, Ель надломленная... Глухо... темный лес. Слова: шепчет, станет, гонит.
5. Задание на дом: пересказ сказки М. Зверева, «Хлопот полон рот у природы»;
составить рассказ с использованием олицетворений;
Подготовить чтение по ролям сценки «спор птиц» от слов: «...понеслась было Осень дальше, по увидела, как