Просмотр содержимого документа
«Любовно-философская лирика С.Есенина»
Урок 33
Тема урока: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть
и умереть…» - любовно - философская лирика С.А.Есенина
Тип урока: формирование новых знаний
Форма проведения: урок - исследование
Цели урока.
Обучающая: подвести учащихся к выводу, что в лирике Есенина есть
сквозные образы и темы, такие, как тема смысла жизни
быстротечности человеческого бытия, а также тема любви.
Любовь для Есенина – это искренность, чистота, это светлое и
естественное чувство, объединяющее нас с природой, это
ожидание чуда, возможность счастья;
Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,
умения мыслить исторически и системно, умения видеть
художественные явления в их развитии, особенности темы
любви в творчестве поэта, формирование культуры чтения.
Воспитывающая: воспитание любви к великому поэту, в творчестве
которого отразилась душа русского народа, искренность,
чистота народного мироощущения
Оборудование: портрет, выставка и книг и иллюстраций к
творчеству писателя, компьютерная презентация
«Я сердцем никогда не лгу…»
Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке
Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
Сергей Есенин
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.
Сергей Есенин
План изучения нового материала.
1. Вступительное слово учителя. Сквозные темы в творчестве С.Есенина
2. «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и
умереть…» - философская лирика поэта.
3. Образ матери как воплощение нравственной чистоты в
стихотворениях «Снежная замять дробится и колется» (1925) и
«Письмо матери» (1924 г.)
4. Цикл «Персидские мотивы» - шедевр любовной лирики
С.Есенина. Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
5. Заключение. «Я сердцем никогда не лгу…» - поэзия С.Есенина
поэзия сердца
Проблемные вопросы:
Какие темы можно назвать сквозными в творчестве С.Есенина?
Что такое философская лирика?
Что отличает любовную лирику Есенина?
Что есть любовь для Есенина?
Как отразилось народное мироощущение в лирике поэта?
1. Вступительное слово учителя. Сквозные темы в творчестве С.Есенина
Поэзия Есенина последних, самых трагических лет (1922 – 1925) отмечена пушкинской простотой и удивительным гармоническим мироощущением. Написав ещё в 1918 году:
Все встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть,
(«Край любимый! Сердцу снятся...»),
Есенин создает тонкие, глубокие, просветленные стихи, которые принято называть философской лирикой. Такие, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия: о жизни и смерти, о любви и ненависти, о том, для чего жить… Эти темы можно назвать сквозными в творчестве Есенина, к ним он возвращается на протяжении всей своей творческой жизни.
2. «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и
умереть…» - философская лирика поэта.
Поразительным по глубине, светлой грусти, душевной наполненности является стихотворение «Мы теперь уходим понемногу». Написанное в 1924 году на смерть поэта и друга Александра Ширяевца, оно стало настоящим гимном жизни, поэтическим манифестом поэта. Он прославляет в нем, все то, что дорого каждому человеку, что называется общечеловеческими ценностями:
Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Интонация стихотворения по – пушкински проста и светла:
Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.
Щемящая тоска и трогательная нежность к людям звучит в последнем четверостишии:
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.
Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» - подлинный шедевр есенинской поэзии. Проникновенный, пронзительный лиризм этого стихотворения, предельная душевная открытость, поэзия сердца, афористичный язык и с редкое проникновение в жизнь природы делают это стихотворение уникальным. Именно в этом стихотворение возник и расцвел удивительный образ, по которому стихи Есенина безошибочно узнаются:
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком…
Образ этот зрел давно, еще в стихотворении 1918 года «Зеленая прическа» поэт, сравнивая девушку с березкой, восклицает: «О, тонкая березка, что загляделась в пруд?» Позднее читаем: «Березки! Девушки – березки» «Письмо к сестре», 1925), «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза…» («Мой путь», 1925). Но именно в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» этот образ достиг художественной завершенности, стал символом чистоты, юности, целомудренности и, в конечном итоге, символом родины, есенинской Руси.
Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»
Как вы понимаете слова: Не жалею, не зову не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым…
О чем это стихотворение?
Какие художественные средства использует поэт для выражения своих мыслей, образа Родины?
В каких строках, по - вашему, поэт выразил главную мысль?
Что есть для Есенина любовь к родине в данном стихотворении?
Вывод: В первых строках есенинского стихотворения звучит тема быстротечности человеческого бытия. Есенин находит удивительно емкие образы: «все пройдет, как с белых яблонь дым», «увяданья золотом охваченный», «страна березового ситца не заманит шляться босиком» и чисто есенинское - «буйство глаз и половодье чувств».
«Жизнь моя? иль ты приснилась мне?», - вопрошает поэт. В ответ мы слышим слова, словно написанные золотым пером истинной Поэзии:
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Розовый конь — символ восхода, весны, радости, жизни... Но и реальный крестьянский белый конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. На таком коне скакал Есенин в детстве и юности по родной
Рязанщине. «Проскакал на розовом коне» — трагический знак уже отшумевшей жизни, но и глубинное проникновение в красоту расцвета, красоту жизни. «Весенней гулкой ранью» - в тишинераннего росного утра каждый звук отдается эхом. Мир, полный звуков и красок, вызывает восторг и предчувствие трагического исхода. Поэтому дальше идут строки о бренности всего земного и розовый цвет переходит в холодную, почти траурную медь:
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь...
Но поэт не останавливается на этой траурной ноте, ибо для него бытие не бессмыслица. Вот почему всё венчают строки, благословляющие жизнь, весну, цветение:
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Благодарственная песнь, благословение всего сущего, благословение жизни -
вот поэтическое завещание поэта нам, современникам
( Прианализе стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» использовалась статья И.Н.Зуева «Поэзия Есенина. Народные истоки. Философия мира и человека» в кн: Русская литература ХХ века. Справочные материалы. М., Просвещение, АО «Учебная литература», 1995)
3. Образ матери как воплощение нравственной чистоты в
стихотворениях «Снежная замять дробится и колется» (1925) и
«Письмо матери» (1924 г.)
Стихотворение «Письмо матери» написано в 1924 году и адресовано
матери поэта, Татьяне Федоровне Титовой. Она была единственной дочерью достаточно зажиточного человека, владельца нескольких барж, являлась любимицей отца, а на селе слыла лучшей певуньей. «Наша мать была… стройна, красива, лучшая песенница на селе, играла на гармони… Одних гармоний стояло у нас несколько корзин (гармони тогда были маленькие)», - вспоминала сестра поэта Александра Есенина. Татьяна Федоровна сыграла большую роль в пробуждении творческих способностей и становлении личности Сергея Есенина.
Анализ стихотворений «Письмо матери» и «Снежная замять дробится и колется»
Что вас особенно затронуло в этих стихотворениях?
С какими словами поэт обращается к матери?
Какие черты характера матери поэт выделяет и поэтизирует?
Какие художественные средства помогают поэту выразить свои мысли?
В каких словах, по - вашему, выражается главная мысль стихотворений?
Можно ли утверждать, что эти стихотворения не только о матери, но и о родине?
Вывод: Как любое стихотворение истинной поэзии, смысл стихотворения «Письмо матери»трудно передать словами. О чем оно? О родине, о «низеньком нашем доме», о саде ««по-весеннему белом», о юности и чистоте, и, конечно, о матери, к которой поэт обращается с пронзительно нежными словами:
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Материнская любовь и преданность не знает границ, и этот «старомодный ветхий шушун» - такая щемящая деталь рязанской деревни. Удивительные, по – сыновни преданные, проникновенные слова находит поэт для матери:
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
А в стихотворении «Снежная замять дробится и колется» поэт восклицает: «Милая, добрая, старая, нежная…» Для Есенина мать - воплощение нравственной чистоты:
Много я видел, и много я странствовал,
Много любил я и много страдал
И оттого хулиганил и пьянствовал,
Что лучше тебя никого не видал.
Вдыхая целительный воздух материнского дома, поэт набирается сил:
Снова я ожил и снова надеюсь
Так же как в детстве на лучший удел…
Образ матери, созданный Есениным, становится собирательным, обобщенным образом русской женщины: чистой, душевной, бескорыстной, жертвенной. Образ матери и образ родины сливаются для поэта воедино.
4. Цикл «Персидские мотивы» - шедевр любовной лирики С.Есенина.
Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
На Кавказе (1924—1925 гг.) Есенин создал цикл лирических стихотворений „Персидские мотивы" – настоящий шедевр любовной лирики, поражающий необычайной искренностью, чистотой и напевностью:
Руки милой - пара лебедей –
В золоте волос моих ныряют.
Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют.
Пел и я когда-то далеко
И теперь пою про то же снова,
Потому и дышит глубоко
Нежностью пропитанное слово.
„Руки милой — пара лебедей..."
Здесь отразились и его кавказские впечатления, в частности, встреча с учительницей Шаганэ Нерсесовной Тертерян, (по некоторым источникам Тальян), в те годы преподавательницей литературы, с которой у Есенина завязалась искренняя, светлая дружба.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе, nолe.
Про волнистую рожь при луне
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
«Шаганэ ты моя, Шаганэ!».
Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» (1924):
Внимательно прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Какова главная тема стихотворения?
Почему лирический герой «готов рассказать поле», а не «рассказать о поле»?
На чем основано сравнение «волосы—рожь»?
Найдите гиперболу. Чем оправдан этот поэтический прием?
Как вы думаете, почему в есенинском тексте трижды встречается «что ли»? Как связана с этим «что ли» интонация произведения?
Определите размер стихотворения.
Вывод: Тема Востока не случайно возникает в поэзии Есенина.
«Я еду учиться, — писал он в письме к Г. Бениславской от 8 апреля 1925. -
Я хочу проехать даже в Шираз и, думаю, проеду обязательно. Там ведь родились все лучшие персидские лирики». (Шираз – город на юге Ирана)
Есенинские «Персидские мотивы» — своеобразное осуществление ранней и давней мечты поэта написать книгу «Стихи о любви», песнь любви…
Поэтизация чувства любви наиболее характерная особенность „Персидских мотивов". В них любовь согрета чувством дружбы к женщине, это любовь без роковых страстей, испепеляющих душу, это светлое и естественное чувство, объединяющее нас с природой, это ожидание чуда, возможность счастья. Тема любви естественным образомперерастает в более широкую тему – любовь не только к женщине, но и к России, к жизни, к природе, к Востоку. Любовь к России явственно присутствует в каждом стихотворении «Персидских мотивов», в том числе и в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..»Образ ржаного русского поля, встречающийся в четырех из пяти строф стихотворения, становится его своеобразной метафорой, символом далекой родины. Автор использует и гиперболу («Потому что я с севера, что ли, //Что луна там огромней в сто раз...») и лирические повторы — своеобразные средства усиления эмоциональной выразительности.
(См. анализ стих. «Шаганэ…» в учебнике Агеносова В.В. и др.
Русская литература: ХХ века. Учебник для общеобр. учреждений в 2ч.
М., Дрофа, 2002, с. 278 - 282)
5. Заключение.
«Я сердцем никогда не лгу…» - поэзия С. Есенина - поэзия сердца
Мы познакомились с творчеством С.А. Есенина, удивительным миром его поэзии, где отразились идеалы народа, народное мироощущение, все то , что дорого каждому русскому человеку, который, как и прежде, « радуясь, свирепствуя и мучась» ищет ответа на вопрос: «Кто мы? Для чего живем? Каковы наши нравственные ориентиры?» Можно ли найти ответы на эти вопросы в поэзии Есенина? Думается, можно, ведь его стихи - это исповедь сердца. "Я сердцем никогда не лгу", - признавался поэт. Замечательно об этом сказал поэт Н.Рубцов в стихотворении «Сергей Есенин»: