kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Любовно-философская лирика С.Есенина

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен анализ стихотворений С.Есенина

Просмотр содержимого документа
«Любовно-философская лирика С.Есенина»

Урок 33

Тема урока: «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть

и умереть…» - любовно - философская лирика С.А.Есенина

Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: урок - исследование

Цели урока.

Обучающая: подвести учащихся к выводу, что в лирике Есенина есть

сквозные образы и темы, такие, как тема смысла жизни

быстротечности человеческого бытия, а также тема любви.

Любовь для Есенина – это искренность, чистота, это светлое и

естественное чувство, объединяющее нас с природой, это

ожидание чуда, возможность счастья;

Развивающая: развитие логического и образного мышления учащихся,

умения мыслить исторически и системно, умения видеть

художественные явления в их развитии, особенности темы

любви в творчестве поэта, формирование культуры чтения.

Воспитывающая: воспитание любви к великому поэту, в творчестве

которого отразилась душа русского народа, искренность,

чистота народного мироощущения

Оборудование: портрет, выставка и книг и иллюстраций к

творчеству писателя, компьютерная презентация

«Я сердцем никогда не лгу…»

Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке

Ход урока: знакомство с целями урока и эпиграфом:

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Сергей Есенин

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

Сергей Есенин

План изучения нового материала.

1. Вступительное слово учителя. Сквозные темы в творчестве С.Есенина

2. «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и

умереть…» - философская лирика поэта.

3. Образ матери как воплощение нравственной чистоты в

стихотворениях «Снежная замять дробится и колется» (1925) и

«Письмо матери» (1924 г.)

4. Цикл «Персидские мотивы» - шедевр любовной лирики

С.Есенина. Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

5. Заключение. «Я сердцем никогда не лгу…» - поэзия С.Есенина

поэзия сердца

Проблемные вопросы:

  • Какие темы можно назвать сквозными в творчестве С.Есенина?

  • Что такое философская лирика?

  • Что отличает любовную лирику Есенина?

  • Что есть любовь для Есенина?

  • Как отразилось народное мироощущение в лирике поэта?

1. Вступительное слово учителя. Сквозные темы в творчестве С.Есенина

Поэзия Есенина последних, самых трагических лет (1922 – 1925) отмечена пушкинской простотой и удивительным гармоническим мироощущением. Написав ещё в 1918 году:

Все встречаю, всё приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть,

(«Край любимый! Сердцу снятся...»),

Есенин создает тонкие, глубокие, просветленные стихи, которые принято называть философской лирикой. Такие, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия: о жизни и смерти, о любви и ненависти, о том, для чего жить… Эти темы можно назвать сквозными в творчестве Есенина, к ним он возвращается на протяжении всей своей творческой жизни.

2. «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и

умереть…» - философская лирика поэта.

Поразительным по глубине, светлой грусти, душевной наполненности является стихотворение «Мы теперь уходим понемногу». Написанное в 1924 году на смерть поэта и друга Александра Ширяевца, оно стало настоящим гимном жизни, поэтическим манифестом поэта. Он прославляет в нем, все то, что дорого каждому человеку, что называется общечеловеческими ценностями:

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.


Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Интонация стихотворения по – пушкински проста и светла:

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь.

Щемящая тоска и трогательная нежность к людям звучит в последнем четверостишии:

Знаю я, что в той стране не будет

Этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди,

Что живут со мною на земле.

Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» - подлинный шедевр есенинской поэзии. Проникновенный, пронзительный лиризм этого стихотворения, предельная душевная открытость, поэзия сердца, афористичный язык и с редкое проникновение в жизнь природы делают это стихотворение уникальным. Именно в этом стихотворение возник и расцвел удивительный образ, по которому стихи Есенина безошибочно узнаются:

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком…

Образ этот зрел давно, еще в стихотворении 1918 года «Зеленая прическа» поэт, сравнивая девушку с березкой, восклицает: «О, тонкая березка, что загляделась в пруд?» Позднее читаем: «Березки! Девушки – березки» «Письмо к сестре», 1925), «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза…» («Мой путь», 1925). Но именно в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» этот образ достиг художественной завершенности, стал символом чистоты, юности, целомудренности и, в конечном итоге, символом родины, есенинской Руси.

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»

  • Как вы понимаете слова: Не жалею, не зову не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым

  • О чем это стихотворение?

  • Какие художественные средства использует поэт для выражения своих мыслей, образа Родины?

  • В каких строках, по - вашему, поэт выразил главную мысль?

  • Что есть для Есенина любовь к родине в данном стихотворении?

Вывод: В первых строках есенинского стихотворения звучит тема быстротечности человеческого бытия. Есенин находит удивительно емкие образы: «все пройдет, как с белых яблонь дым», «увяданья золотом охваченный», «страна березового ситца не заманит шляться босиком» и чисто есенинское - «буйство глаз и по­ловодье чувств».

«Жизнь моя? иль ты приснилась мне?», - вопрошает поэт. В ответ мы слышим слова, словно написанные золотым пером истинной Поэзии:

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Розовый конь — символ восхода, весны, радости, жизни... Но и реальный крестьянский белый конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. На таком коне скакал Есенин в детстве и юности по родной

Рязанщине. «Проскакал на розовом коне» — трагический знак уже отшумевшей жизни, но и глубинное проникновение в красоту расцвета, красоту жизни. «Весенней гулкой ранью» - в тишине раннего росного утра каждый звук отдается эхом. Мир, полный звуков и красок, вызывает восторг и предчувствие трагического исхода. Поэтому дальше идут строки о бренности всего земного и розовый цвет переходит в холодную, почти траурную медь:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Но поэт не останавливается на этой траурной ноте, ибо для не­го бытие не бессмыслица. Вот почему всё венчают строки, благо­словляющие жизнь, весну, цветение:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Благодарственная песнь, благословение всего сущего, благословение жизни -

вот поэтическое завещание поэта нам, современникам

( При анализе стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» использовалась статья И.Н.Зуева «Поэзия Есенина. Народные истоки. Философия мира и человека» в кн: Русская литература ХХ века. Справочные материалы. М., Просвещение, АО «Учебная литература», 1995)

3. Образ матери как воплощение нравственной чистоты в

стихотворениях «Снежная замять дробится и колется» (1925) и

«Письмо матери» (1924 г.)

Стихотворение «Письмо матери» написано в 1924 году и адресовано

матери поэта, Татьяне Федоровне Титовой. Она была единственной дочерью достаточно зажиточного человека, владельца нескольких барж, являлась любимицей отца, а на селе слыла лучшей певуньей. «Наша мать была… стройна, красива, лучшая песенница на селе, играла на гармони… Одних гармоний стояло у нас несколько корзин (гармони тогда были маленькие)», - вспоминала сестра поэта Александра Есенина. Татьяна Федоровна сыграла большую роль в пробуждении творческих способностей и становлении личности Сергея Есенина.

Анализ стихотворений «Письмо матери» и «Снежная замять дробится и колется»

  • Что вас особенно затронуло в этих стихотворениях?

  • С какими словами поэт обращается к матери?

  • Какие черты характера матери поэт выделяет и поэтизирует?

  • Какие художественные средства помогают поэту выразить свои мысли?

  • В каких словах, по - вашему, выражается главная мысль стихотворений?

  • Можно ли утверждать, что эти стихотворения не только о матери, но и о родине?

Вывод: Как любое стихотворение истинной поэзии, смысл стихотворения «Письмо матери» трудно передать словами. О чем оно? О родине, о «низеньком нашем доме», о саде ««по-весеннему белом», о юности и чистоте, и, конечно, о матери, к которой поэт обращается с пронзительно нежными словами:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Материнская любовь и преданность не знает границ, и этот «старомодный ветхий шушун» - такая щемящая деталь рязанской деревни. Удивительные, по – сыновни преданные, проникновенные слова находит поэт для матери:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

А в стихотворении «Снежная замять дробится и колется» поэт восклицает: «Милая, добрая, старая, нежная…» Для Есенина мать - воплощение нравственной чистоты:

Много я видел, и много я странствовал,

Много любил я и много страдал

И оттого хулиганил и пьянствовал,

Что лучше тебя никого не видал.

Вдыхая целительный воздух материнского дома, поэт набирается сил:

Снова я ожил и снова надеюсь

Так же как в детстве на лучший удел…

Образ матери, созданный Есениным, становится собирательным, обобщенным образом русской женщины: чистой, душевной, бескорыстной, жертвенной. Образ матери и образ родины сливаются для поэта воедино.

4. Цикл «Персидские мотивы» - шедевр любовной лирики С.Есенина.

Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

На Кавказе (1924—1925 гг.) Есенин создал цикл лирических стихотворений „Персид­ские мотивы" – настоящий шедевр любовной лирики, поражающий необычайной искренностью, чистотой и напевностью:

Руки милой - пара лебедей –

В золоте волос моих ныряют.

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

Пел и я когда-то далеко

И теперь пою про то же снова,

Потому и дышит глубоко

Нежностью пропитанное слово.

„Руки милой — пара лебедей..."

Здесь отразились и его кавказские впечатления, в частности, встреча с учительницей Шаганэ Нерсесовной Тертерян, (по некоторым источникам Тальян), в те годы преподавательницей литературы, с которой у Есенина завязалась искренняя, светлая дружба.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе, nолe.

Про волнистую рожь при луне

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!».


Анализ стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» (1924):

  • Внимательно прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Какова главная тема стихотворения?

  • Почему лирический герой «готов рассказать по­ле», а не «рассказать о поле»?

  • На чем основано сравнение «волосы—рожь»?

  • Найдите гиперболу. Чем оправдан этот поэтиче­ский прием?

  • Как вы думаете, почему в есенинском тексте трижды встречается «что ли»? Как связана с этим «что ли» интонация произведения?

  • Определите размер стихотворения.

Вывод: Тема Востока не случайно возникает в поэзии Есенина.

«Я еду учиться, — писал он в письме к Г. Бениславской от 8 апреля 1925. -

Я хочу проехать даже в Шираз и, думаю, про­еду обязательно. Там ведь родились все лучшие пер­сидские лирики». (Шираз – город на юге Ирана)

Есенинские «Персидские мотивы» — своеобразное осуществление ранней и давней мечты поэта написать книгу «Стихи о любви», песнь любви…

Поэтизация чувства любви наиболее характерная особенность „Персид­ских мотивов". В них любовь согрета чувством дружбы к женщине, это любовь без роковых страстей, испепеляющих душу, это светлое и естественное чувство, объединяющее нас с природой, это ожидание чуда, возможность счастья. Тема любви естественным образом перерастает в более широкую тему – любовь не только к женщине, но и к России, к жизни, к при­роде, к Востоку. Любовь к России явственно присутствует в каждом стихотворении «Персидских мотивов», в том числе и в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» Образ ржаного русского поля, встречающийся в че­тырех из пяти строф стихотворения, становится его своеобразной метафорой, символом далекой родины. Автор использует и гиперболу («Потому что я с севера, что ли, //Что луна там огромней в сто раз...») и лирические повторы — своеобразные средства усиления эмоциональной выразительности.

(См. анализ стих. «Шаганэ…» в учебнике Агеносова В.В. и др.

Русская литература: ХХ века. Учебник для общеобр. учреждений в 2ч.

М., Дрофа, 2002, с. 278 - 282)

5. Заключение.

«Я сердцем никогда не лгу…» - поэзия С. Есенина - поэзия сердца

Мы познакомились с творчеством С.А. Есенина, удивительным миром его поэзии, где отразились идеалы народа, народное мироощущение, все то , что дорого каждому русскому человеку, который, как и прежде, « радуясь, свирепствуя и мучась» ищет ответа на вопрос: «Кто мы? Для чего живем? Каковы наши нравственные ориентиры?» Можно ли найти ответы на эти вопросы в поэзии Есенина? Думается, можно, ведь его стихи - это исповедь сер­дца. "Я сердцем никогда не лгу", - признавался поэт. Замечательно об этом сказал поэт Н.Рубцов в стихотворении «Сергей Есенин»:

Версты все потрясенной земли,

Все земные святыни и узы

Словно б нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы!

Это муза не прошлого дня.

С ней люблю, негодую и плачу

Много значит она для меня,

Если сам я хоть что-нибудь значу.


































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Любовно-философская лирика С.Есенина

Автор: Беллаш Елена Владимировна

Дата: 27.10.2020

Номер свидетельства: 561496

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства