kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Любовная лирика С.А.Есенина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

  • показать своеобразие любовной лирики Есенина, её народно-песенной основы;
  • развивать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения;
  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Любовная лирика С.А.Есенина.»

11 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 49.

Тема. Любовная лирика С.А.Есенина.

Цель:

  • показать своеобразие любовной лирики Есенина, её народно-песенной основы;

  • развивать навыки выразительного чтения и анализа лирического произведения;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: аудиозапись авторского исполнения стихов Есенина.


ХОД УРОКА.

I. Реализация домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворений С.Есенина.

II. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

  2. Слово учителя о любовной лирике Есенина.

Тема любви появляется в творчестве Есенина вместе с темой России. Красота родного края неразрывно связана с красотой женщины, с чувством влюбленности и предчувствия любви. Возлюбленная в ранних стихах Есенина («Выткался на озере алый свет зари» (1910), «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха...» (1910), «Хороша была Танюша, краше не было в селе» (1911) и др.) создается на фольклорной основе, ее черты условны: «синие глаза», «кудри черные» (ср. народный эталон красоты — алые губы, собольи брови, синие глаза, или сравнение — «алый как кровь, белый как снег»).

В любовной лирике второй половины 1910-х годов образ возлюбленной конкретизируется, но вместе с конкретикой появляется и мотив разлуки и потерь. Наиболее ярким примером любовной лирики Есенина этого периода является стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных...» (1916). Это бла­годарное воспоминание о любви, о пережитом чувстве:

Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Все ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —

К светлой тайне приложил уста...

Духовный кризис, который поэт испытал в послереволюционные годы, не мог не отразиться и в любовной лирике. Как «зараза» и «чума» воспринимается лирическим героем тяжелая, губящая душу страсть в цикле стихов «Любовь хулигана» (1923): «Сыпь, гармоника. Скука...Скука...», «Пой же, пой. На проклятой гитаре...», «Я усталым таким еще не был...».

Но с середины 1920-х годов начался новый, чрезвычайно плодотворный этап в творчестве Есенина. В этот период были созданы замечательные произве­дения о любви: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», «Собаке Качалова», «Письмо к женщине» и др.

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!» — одно из пятнадцати стихотворений, составивших цикл «Персидские мотивы» (1924-1925). Есенин мечтал побывать в Персии, на родине великих восточных поэтов Фердоуси, Омара Хайяма, Саади, Хафиза. Но мечта не осуществилась, и цикл был написан по впечатлениям от поездки на Кавказ (Грузия, Азербайджан). Имя героини стихотворения напоминает о батумской знакомой Есенина Ш. Н. Тальян. Весь цикл — это стилизация под восточную поэзию. В стихах показана многообразная любовная игра между лирическим героем (поэтом с севера) и восточной красавицей. Есенин использует здесь восточную, орнаментальную образность: «руки милой — пара лебедей», «глаза, как яхонты, горят» и т. п. Перед нами как бы оживают сказки «Тысячи и одной ночи». Но и в этой прекрасной сказке герой-путешественник не забывает о родной стороне:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Все стихотворения этого цикла построены на антитезе «там, на родине» — «здесь, на Востоке» В этом стихотворении слышны отзвуки пушкинского стихотворения «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной». Воспоминания о родине пробуждают в душе лирического героя и воспоминания о любви, о недавней разлуке с северной девушкой. Стихотворение очень музыкально, пронизано тихой грустью и нежностью (ср. Пушкин «На холмах Грузии»).

Мотив легкой и светлой грусти пронизывает и стихотворение «Собаке Качалова» (1925). Это необычное признание в любви. Эмоциональный пик перенесен на концовку. Фактически все строфы написаны ради последней, где упоминается та, «что всех безмолвней и грустней». Переживания героя передаются через образ-посредник, через собаку Джима:

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

Но надежда лирического героя невыполнима, так как собака не может исполнить желание человека. Отсюда возникает мотив одиночества, непонятости, отверженности, душевного разлада.

Этот мотив еще больше усиливается в стихотворении «Письмо к женщине» (1924), которое является обращением к бывшей возлюбленной, оставившей поэта. Композиционно в этом произведении можно выделить две части: в первой лирический герой вспоминает прежние времена, когда он мучительно не понимал смысл происходящего, во второй — показано обретение героем смысла существования. Первая часть пронизана исповедальными и покаянными интонациями. Лирический герой осознает, что его «шальная жизнь», «скандалы», «угар пьяный» при­вели к неминуемому разрыву. Герой объясняет любимой причину своего поведения так:

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму —

Куда несет нас рок событий...

Он не нашел понимания в душе возлюбленной. Но, пройдя через мучения, падения, он все же не скатился вниз, как ему предрекала она, найдя опору в при­ятии «новой жизни»:

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик...

Но любимая женщина вряд ли знает об этом. Лирический герой испытывает горечь от сознания того, что он «ни капельки не нужен» ей, и все же винит во всем только себя и просит прощение:

Простите мне...

Живите так,

Как вас ведет звезда...

В этом произведении опять слышны пушкинские мотивы: «Я вас любил так искренне, так нежно, Как, дай вам Бог, любимой быть другим».

Благодарное приятие — основной тон в отношениях лирического героя с любимой.


III. Работа с текстами стихотворений, слушание авторского исполнения стихов в аудиозаписи.


IV. Подведение итогов урока.


V. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть стихотворение С.А.Есенина о любви (по выбору).

2.Прочитать поэму С.А.Есенина «Пугачёв».

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Любовная лирика С.А.Есенина.

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 27.10.2019

Номер свидетельства: 524428


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства