kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Любовная лирика А.С.Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

дан конспект урока в 9 классе по теме " Любовная лирика А.С.Пушкина" Обозначены главные годы в жизни поэта, связь и любовь с женщинами своего круга, написание выдающихся произведений

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Любовная лирика А.С.Пушкина»

План-конспект урока по литературе для 8 класса.

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №18 Хватова А.Ю.

Тема урока: «Любовная лирика А.С. Пушкина».

Цели урока:

- проанализировать особенности любовной лирики А.С. Пушкина

- показать глубину мысли, богатство содержания и художественное совершенство любовной лирики А.С. Пушкина.

- воспитать эстетический вкус учащихся; эмоциональное воздействие с целью приобщения школьников к чтению лирических произведений А.С. Пушкина.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Лирические стихи А.С. Пушкина (вступительное слово учителя).

  3. Сценка «Дуэль А.С. Пушкина» (заранее подготовлена учениками).

  4. «Женщины в жизни А.С. Пушкина».

  5. Эволюция любовной лирики А.С. Пушкина (лингвостилистический анализ стихотворений поэта).

  6. Подведение итогов урока.

Оборудование урока:

  1. Стенд «Семья А.С. Пушкина».

  2. Стенд «Музы А.С. Пушкина».

  3. Костюмы и необходимые атрибуты для сценки.

  4. Выставка «А.С. Пушкин и Любовь» (подборка книг, журналов на тему любви).



Ход урока

Эпиграф: «И сердце вновь горит и любит оттого,

Что не любить оно не может».

А.С. Пушкин

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

В лирических стихах А.С Пушкина с особенной полнотой и вместе с тем со скупой сдержанностью раскрывается личность самого поэта, внутренняя сила и богатство его восприятия жизни. Но А.С. Пушкин не замыкался никогда в узкой сфере своих личных впечатлений. Его лирика откликалась на все многообразие действительности, на все голоса окружающего его мира.

Все творчество поэта можно определить как единое многожанровое произведение, сюжетом которого является судьба поэта.

Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства. Они помогают проследить , как меняется отношение к любви в лирике А.С Пушкина.

Давайте перелистаем некоторые страницы его дневника.



  1. Слово учителя. Женщины А.С. Пушкина.

Весна 1819 года. Петербург. Дом Олениных.

Двадцатилетний Пушкин впервые встретился с девятнадцатилетней Анной Керн в доме президента Академии художеств Оленина. На Пушкина значительное впечатление произвело уже первое мимолётное знакомство.

Анна Керн была в это время во всём очаровании своей молодости и красоты. Ей шёл девятнадцатый год, хотя уже около двух лет она была замужем за генералом Ермолаем Фёдоровичом Керном, за которого была выдана замуж против своего желания ещё очень юной.

“Позволительно ли быть до того прелестною?! ”- воскликнул Пушкин, увидев её. Весь вечер он старался привлечь её внимание, заслужить хотя бы улыбку, взгляд. Но ему так и не удалось приблизиться к ней.

И вот прошло шесть лет. Многое переменилось с тех пор. Жизнь даровала Пушкину и мрачные, и светлые минуты, тусклые будни и ослепительные праздники.

Пушкин в Михайловском. В июне 1825года Анна Керн неожиданно приехала в Тригорское к своей тётке Осиповой.

“Мы сидели за обедом и смеялись, - вспоминала Анна Керн, - вдруг вошёл Пушкин с большою толстою папкой в руках. Он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость видна была в его движениях … Вскоре мы уселись вокруг него, и он прочитал нам “Цыган”. Я никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу…”

На второй день Анна Петровна уезжала. Утром Пушкин пришёл в Тригорское и на прощанье подарил ей отпечатанную главу “ Евгения Онегина ”.

В неразрезанных страницах лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами.

(Ученик читает стихотворение у доски)

К ***

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.



Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.



В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.



Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.



И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

1825

Слово учителя.

1827 год. Пушкин возвращается в Москву.

Но Москва не та, да и сам поэт не тот, уставший от жизни, от бесконечных скитаний. Ему скоро 30 лет, но нет семьи, друзей. Встреча с Анной Олениной возвращает его к жизни.

А.С. Пушкин помнил дочку Олениных, Анечку, ещё девочкой, когда ей едва перевалило за первое десятилетие. А теперь он увидел двадцатилетнюю красавицу, умную и блестящую. И, увидев её, влюбился.

Красавице льстило, что гений припал к её ногам. Александр Сергеевич сделал предложение, но получил отказ.

Поэт страдал. С его – то гордостью – получить отказ! А.С. Пушкин замкнулся, несколько месяцев ничего не писал. И как итог этой неразделённой любви – бессмертные строки…

(Ученик читает стихотворение у доски)

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадёжно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренне, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Анализ стихотворения (работа с классом).

На какие выразительные средства вы обратили внимание? Какую роль они играют? (Инверсия, усиливает выразительность).

Есть ли другие выразительные средства? (Нет).

В стихотворении нет ни эпитетов, ни сравнений, ни метафор. Так за счет чего достигается такая потрясающая глубина и одновременно легкость стихотворения? (За счет ритма, рифмы, музыкальности, смысла).

Слово учителя.

Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы в жизни Пушкина.

Конец 1828 года. Танцмейстер Иогель давал бал. И здесь А.С. Пушкин увидел юную красавицу. «Ей только минуло 16 лет, когда они впервые встретились на балу в Москве. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой. Александр Сергеевич не мог оторвать от нее глаз, испытав на себе натиск чувства, окрещенного любовью с первого взгляда… При первом знакомстве его знаменитость, властность, присущие гению, не то что сконфузили, а как-то придавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врожденная скромность, столь редкая спутница торжествующей красоты, только возвысила ее в глазах влюбленного поэта».

Звали девушку Наталия Николаевна, Натали.

По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тридцатой любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были тем всеобъемлющим чувством, которое захватило его теперь. Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости. Жажда семейного счастья, владели им в эти годы. Пушкин встретил Натали в декабре 1828 года.

Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении “Мадонна”, посвящённом Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике, изображённом на картине, поэт узнаёт прекрасные черты любимой женщины; он преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба.

(Ученик читает стихотворение у доски).

МАДОНА

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.



В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель —



Она с величием, он с разумом в очах —

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.



Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,

Чистейшей прелести чистейший образец.



  1. Анализ стихотворения (работа с классом).

Кто такая Мадонна? Откуда взят этот образ? (мадонна (ит.) – католическое обращение к Пресвятой Богородице. Пушкин, скорее всего, имел в виду образ не только библейский, но и образ, взятый из произведений живописи эпохи Возрождения (Рафаэль «Сикстинская мадонна»).

Как изображалась Мадонна? (обращение к репродукциям с картин Рафаэля). Мадонна изображалась с младенцем на руках).

Что символизирует Мадонна на художественных полотнах в религии католиков и в Библии? (В религии Мадонна – символ святости и Божественной предначертанности судьбы; на художественных полотнах – это уже не просто Богоматерь, а женщина – мать, вполне реальная женщина).

Почему этот образ появляется у Пушкина? (Он сопоставляет свою возлюбленную с Мадонной – Пречистой Богородицей. Именно с Ней, о чем свидетельствует такая деталь: «…под пальмою Сиона». Сион – холм в Иерусалиме, где, по преданию, располагался храм Бога-Отца).

Что значит это сопоставление Пречистой Богородицы и возлюбленной поэта? (Пушкин возводит Любовь, Материнство на уровень святости. Поэт глубокому и страстному личному чувству придает широчайшее обобщающее значение. И все прежние представления Пушкина о Любви, о женщине слились и достигли высоты в Мадонне, пушкинском идеале.

Каким предстает лирический герой стихотворения? (Лирический герой возмужал. Он умудрен жизненным опытом, возводит любовь в ореол святости).

  1. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.

Закрыта последняя страничка поэтического дневника Александра Сергеевича Пушкина.

Сегодня мы попытались всего лишь соприкоснуться со сложным внутренним миром поэта, попытались уловить прекрасные мгновенья его любящей души, жизни его сердца.

Почему же нас так привлекают эти стихотворения, хотя прошло уже более ста лет с момента их написания?

Возможно, многообразием тем, многоликостью души автора, поэтическим языком, и, конечно, огромным чувством любви – одним из самых светлых и прекрасных чувств, испытанных и пережитых поэтом. Оно дарило ему и радость, и восторг, и печаль, и ревность, и грусть. Любовь – это прекрасное животворящее начало жизни, чувство, которое приподнимает человека над обыденностью, созидает его душу по законам красоты, а красота для Пушкина – святыня.

Поэт беззащитен перед красотой. Его сердце отзывается на неё восторгом.

Рассматривая стихотворения Пушкина, мы попытались увидеть богатство содержания, глубину мысли, художественное совершенство его любовной лирики.

Мы постарались проследить, какие этапы эволюции прошла его Любовь, его любовная поэзия: любовь юноши; любовь человека, умудренного жизнью.

Всю лирику А. С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Любовная лирика А.С.Пушкина

Автор: Кораблева Галина Петровна

Дата: 09.11.2020

Номер свидетельства: 562869


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства