kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Любовная лирика Ф.И.Тютчева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Составитель - Гусева О.В. «Любовная лирика Ф.И.Тютчева» (методическая разработка урока)

В методической разработке отражены основные направления творческой деятельности поэта, приводятся некоторые сведения из жизни Ф.И.Тютчева.

Основная цель написания предлагаемого сценария урока – познакомить студентов с особенностями мировосприятия Ф.И.Тютчева, сформировать представление о философских основах произведений поэта.

Данный сценарий, основанный на фактическом материале, может быть использован преподавателями литературы, организаторами театральных кружков, а также как учебный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Любовная лирика Ф.И.Тютчева»



Составитель - Гусева О.В. «Любовная лирика Ф.И.Тютчева» (методическая разработка урока)

В методической разработке отражены основные направления творческой деятельности поэта, приводятся некоторые сведения из жизни Ф.И.Тютчева.

Основная цель написания предлагаемого сценария урока – познакомить студентов с особенностями мировосприятия Ф.И.Тютчева, сформировать представление о философских основах произведений поэта.

Данный сценарий, основанный на фактическом материале, может быть использован преподавателями литературы, организаторами театральных кружков, а также как учебный материал.


































Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 5

Поурочный план ………………………………………………………6

Содержание урока ……………………………………………………8

Заключение ……………………………………………………………. 21

Список использованной литературы ……………………………… 22

Приложение1

Биография Ф.И.Тютчева…………………………………………………24

Приложение 2

Карточки для проверки домашнего задания……………………………26



Приложение 3

Слайды к уроку…………………………………………………………...28





























Введение

Без чего наша жизнь кажется пустой, бессмысленной?.. Без любви. Человек не может прожить без любви, ведь в жизни каждого она занимает особое место. Настоящая любовь всегда остаётся в сердце, она не подвластна ни времени, ни тяжёлым жизненным обстоятельствам, ни даже смерти. По-настоящему в жизни счастлив лишь тот, у кого такая любовь была, кого посетило это прекрасное чувство. Так что же такое любовь, то чувство, которое заставляет нас грустить и радоваться, смеяться и плакать, которое помогает нам в трудные минуты жизни, даёт нам силу, а главное - дарит нам надежду? Конечно, полного, исчерпывающего ответа на этот вопрос дать невозможно: каждый понимает это по-своему, и каждый чувствует своё. Но я думаю, что все согласятся с тем, что любовь, прежде всего, чувство бескорыстное, чувство вечное. Любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Мы говорим о любви сегодня, в третьем тысячелетии, говорили о ней и тысячи лет назад, конечно, о ней будут говорить и через много-много лет.

Любовью пронизана вся жизнь. Конечно, поиски любви как идеала находят отражения в искусстве: музыке ("История любви", "Сентиментальный вальс " Чайковского), живописи ("Мадонна" Рафаэля, "Джоконда" - Леонардо да Винчи ) и, конечно, литературе. Ведь во все времена писатели и поэты пытались найти "формулу" любви, ответить на вопрос, что же такое любовь.

Вся жизнь Тютчева в его стихах, где немало прекрасных страниц о любви. Любовная лирика открывает нам внутренний мир поэта, глубину его чувств, тот особый мир, который вдохновлял поэта на создание стихотворений.

В любовной поэзии Тютчева, в отличие от лирики природы, появляется относительно конкретный герой, обладающий чертами типичности. Им оказалась женщина. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять её сущность, место в жизни и её судьбу. Любимая предстаёт не как не земное создание, не как младая фея, а как человек, которому присуще всё человеческое: и благородные чувства, и противоречия, и страсть, и гнев.



ГБОУ СПО «Мелеузовский механико-технологический техникум»



Поурочный план

Дата Группа Занятие

Дисциплина: Литература

Тема: Любовная лирика Ф.И.Тютчева

1. Организационный момент ( 2 мин.)

- взаимное приветствие преподавателя и студентов;

- проверка отсутствующих;

-проверка внешнего состояния аудитории;

- проверка рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида студентов;

- организация внимания.


2. Цели занятия

1) Обучающие:

  • Познакомить студентов с любовной лирикой Тютчева Ф.И.

  • Определить, что вбирает в себя понятие «любовь» у Тютчева.

  • Познакомить с некоторыми страницами биографии Тютчева.

2) Развивающие:

  • Развить связную монологическую речь студентов.

  • Развить умения аргументированно отвечать на вопросы беседы.

  • Развить умение анализировать стихотворения.

3) Воспитательные:

  • Воспитать бережное отношение к чувствам

  • Воспитать любовь к поэзии

3. Планируемые результаты обучения:

- студент должен знать: основные мотивы лирики Тютчева; художественно-изобразительные приемы;

- студент должен уметь: анализировать стихотворения

4. Основные понятия, впервые вводимые на занятии: метафора, оксюморон, сильфиды

5. Тип занятия: комбинированный урок

6. Основные методы, применяемые на занятии: информационно-развивающие, предполагающие сообщение в готовом виде – лекция;

7. Оборудование: доска, мел, ноутбук, интерактивная доска

8. Связи:

- межпредметные: русский язык;

- внутрипредметные: Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева



Ход занятия и режим работы


1. Контроль знаний ( 8 мин.)

1.1 Устный опрос.

Биография Ф.И.Тютчева

1.2 Письменный опрос

( работа студентов по карточкам).


2. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия ( 1мин.)


3. Изучение материала (60 мин.)

Вопросы:

1) Поэзия Ф.И.Тютчева, посвященная Амалии Лерхенфельд; анализ стихотворений «Cachecache», «Я помню время золотое»; прослушивание романса в исполнении О.Погудина «Я встретил вас…».

2) Лирические произведения, посвященные Элеоноре Петерсон; анализ стихотворения «Еще томлюсь тоской желаний…».

3) Эрнестина Дернберг, её влияние на творчество Ф.И.Тютчева. Анализ стихотворения « Она сидела на полу…»

4) « Денисьевский цикл». Стихи, посвященные Е.А.Денисьевой. Анализ стихотворений « О, как убийственно мы любим…», « Весь день она лежала в забытьи».


4. Методы обучения и активизации познавательной деятельности студентов: анализ стихотворений


5. Зекрепление материала ( 15 мин.)


6. Подведение итогов занятия ( краткие выводы о проделанной работе, выставление оценок с краткими комментариями) (2 мин)


7. Домашнее задание (2 мин)

Подготовить анализ стихотворения «Последняя любовь», выучить наизусть стихотворение о любви.











Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность студента


1. Проверка домашнего задания:

- биография Ф.И.Тютчева;

-тестирование по пройденному материалу


2. Объяснение нового материала

2.1 Введение


Любовная лирика Ф.И.Тютчева – это тема, о которой мы сегодня будем говорить. Тема, на мой взгляд, интересная, непростая… Сегодняшний урок хотя бы на какое-то мгновение приблизит вас к постижению интимной лирики проникновенного поэта-философа. Жизнь сердца у Тютчева, по утверждению его биографов, была сложной, бурной, драматичной.


(слайд 1)

Эпиграф к уроку: «Жизни блаженство в одной лишь любви». В момент написания этих строк поэту было 67 лет. И эта фраза в устах человека, много пережившего, познавшего «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение.

Продолжая знакомиться с творчеством Тютчева, сегодня мы поговорим о его любовной лирике, определим его «формулу любви».


(слайд 2)


Перед вами портреты тех, кто является адресатом тютчевской любовной поэзии. Это Амалия Лерхенфельд, Элеонора Петерсон, Эрнестина Дёрнберг и Елена Денисьева.


2.2 Поэзия Ф.Тютчева, посвященная Амалии Лерхенфельд

Ранняя любовная лирика поэта – это стихотворения, написанные в период с 1823-1828 гг. и посвященные Амалии Лерхенфельд. Как же произошла встреча с Амалией Лерхенфельд?

























К златокудрой Амалии обращены строки юношеских стихотворений 1823-1828гг.:

«Друг, откройся предо мною»,

«Твой милый взор, невинной страсти полной»,

«К Нисе» и др.

Обратимся к стихотворению «Cache-cache» (в пер. с фр. «Игра в прятки»)


(словарная работа):



Сильфиды – в германской мифологии духи огня, воды, воздуха и земли.


Каким настроением проникнуты строки о любовном свидании?










Переизбыток чувств, охвативший влюбленного героя, делает это стихотворение очень эмоциональным.


Какие художественно-изобразительные приемы помогают нам убедиться в этом?






Обратите внимание на метафоры. Для чего автор выбирает этот приём?



























Что придает легкость, воздушность изображаемому? (обратите внимание на звукопись этой строфы).









Этот восторг, приподнятость настроения можно наблюдать во многих ранних стихотворениях.


Пожалела ли когда-нибудь Амалия о своем замужестве? Неизвестно. Но дружеские чувства к Тютчеву сохранила на всю жизнь. Это она привезла в Россию стихи Тютчева, которые впервые были напечатаны.


В июле 1840 года они вновь встретились. Результатом этой встречи стало стихотворение «Я помню время золотое».

(чтение стихотворения или прослушивание романса в исполнении Олега Погудина).


Какие чувства переданы в данном стихотворении?







И все-таки судьба еще дважды подарила им дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности. В июле 1870 года Федор Иванович лечился в Карлсбаде. В это время сюда на целебные воды съезжалась европейская и русская знать, многие были знакомы Тютчеву. Но самой радостной для него стала встреча с Амалией Максимилиановной, которая с мужем также приехала на лечение. Прогулки с пожилой, но все еще сохранившей привлекательность графиней вдохновили поэта на написание одного из самых прекрасных его стихотворений, которое стало известным во всем мире романсом – «Я встретил Вас…»


Следующая встреча состоялась 31 марта 1873 года, уже разбитый параличом поэт вдруг увидел у своей постели Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слезы. От волнения не произносил ни слова.

Итак, давайте запишем вывод:

Тема любви звучит как тема весны, тепла, подлинной жизни. Встреча с любимой воспринимается как во сне. Мотив памяти, воспоминания – один из главных в лирике Тютчева.


2.3 Поэзия Ф.Тютчева, посвященная Элеоноре Петерсон


Были в жизни Тютчева встречи и с другими любившими его и любимыми им женщинами. Следующая страница нашего урока – это стихотворения , посвященные Элеоноре Петерсон.























«…Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать…, что в течение 11 лет не было ни одного дня в её жизни, когда… онане согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня»,- писал Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям.

До нас, к сожалению, мало дошло стихотворений, адресованных Э.Петерсон, но даже те, которые были написаны после её смерти, свидетельствуют о том, насколько было сильно чувство любви к Элеоноре. Поэт долго не мог забыть свою жену. Даже 10 лет спустя, в одну из грустных минут, у него вырывается выстраданное поэтическое признание.

(анализ сихотворения «Еще томлюсь тоской желаний»)



Что дало повод говорить о появлении трагизма в лирике поэта?







Действительно, это моление продиктовано вовсе не какими-то укорами совести, а «тоской желаний», великой сохранностью некогда вспыхнувшего чувства.

Спустя 30 лет поэт будет сравнивать любовь к нему его жены с солнечным лучом, озарившим стены комнаты:

Так мило-благодатна,

Воздушна и светла,

Душе моей стократно

Любовь твоя была.



2.4 Эрнестина Дёрнберг и

Елена Денисьева


И всё же любовь к этой женщине не смогла целиком заполнить душу поэта. После смерти его первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого Всепрощения. Эти две женщины – Эрнестина Дернберг и Елена Денисьева. Нести и Лёля.






























Известный литературовед К.Пигарев писал: «С семьей Тютчев не «порывал» и никогда не смог бы решиться на это. Но он не был однолюбом».











































Поэт сознавал себя виновным перед каждой из них за то, что не мог отвечать им той же полнотой и безраздельностью чувства, с каким они относились к нему. Можем ли мы осуждать поэта? Я думаю, у нас нет такого права. Поэт вне осуждения. Любить и заставлять страдать – удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало.

Как-то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слез.вокруг разбросаны письма, которые они писали друг другу. Брала в руки и бросала в камин…


(чтение стихотворения «Она сидела на полу…»)


- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?





Какова композиция данного стихотворения?







Важную композиционную роль играет в стихотворении мотив смерти. Он прослеживается во многих образах. Назовите их.





Какие глаголы передают поведение героини?











Глаголы придают картине длительность, а действиям героев протяженность во времени.

С помощью какого изобразительно-художественного средства языка передается душевное состояние женщины?







Что заключено в этой «груде писем»?




Отстраненность лирического героя очевидна («молча», «в стороне»), но так же очевидно его сопереживание («пасть готов был на колени», «страшно грустно стало»). Лирический герой, возможно чувствует свою вину и раскаивается, но не в силах ничего изменить.


Вывод: философский смысл творчества Тютчева – параллели. Параллели в любви. В поэтических образах – это сила и слабость, духовная красота и искаженный мукой лик земной женщины. Эти параллели жили в Тютчеве, «рвали его на части», лишали покоя.


Вершиной любовной лирики Тютчева является «Денисьевский цикл», т.е. группа стихотворений, посвященных Е.Денисьевой. Что дал он Денисьевой? Счастье? Но разве это счастье, если незаконная связь человека с юной женщиной шокировала всех, кто знал их. От Денисьевой отвернулся отец, отвернулись знакомые, перед ней навсегда закрылись двери тех домов, где прежде она была желанной гостьей. Их любовь начиналась с краха и жертвы. В «Денисьевском цикле» много личного, выстраданного самим поэтом. Мукой и болью, тоской и отчаяньем проникнуто стихотворение «О, как убийственно мы любим…»


Можно ли назвать это стихотворение романом в стихах?







Какой образ впервые появляется в данном стихотворении?







Обратите внимание на объединение двух противоположностей («убийственно любим») в одно целое: любовь – это прекрасно, а убийство – это грех.

Как называется такой стилистический прием?




Какие еще заметили стилистические приемы, выполняющие эмоционально-усилительную функцию?





Почему Тютчев называет встречу с любимой «роковой»?








Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи» - последнее из произведений «Денисьевского цикла». Наверное, никто из русских поэтов, кроме Тютчева, не сумел с такой трагической силой передать чувства, вызванные утратой любимой. Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.А.Денисьевой. смерть любимого человека, подарившего ему последнее блаженство любви, убила в нем даже желание жить, и последние 9 лет он просуществовал под постоянным гнетом мучительного раскаяния.

(чтение и анализ данного стихотворения)



Я предлагаю записать на доске формулу любви по Тютчеву.












Существуют ли сегодня те проблемы, которые были затронуты в любовной лирике Ф.И.Тютчева?











Домашнее задание: Подготовить анализ стихотворения «Последняя любовь», выучить наизусть одно стихотворение о любви.





Студенты отвечают устно, выполняют тесты.















































(Сообщение студента)

После зачисления на службу в государственную коллегию иностранных дел Тютчев, юный дипломат, в мае 1822 года едет в Мюнхен. Именно там, на одном из приемов Тютчев встречает свою первую любовь – 15-летнюю графиню Амалию Лерхенфельд.

Золотоволосая красавица взяла под свое покровительство русского дипломата. Они часто совершали прогулки по зеленым, полным древних памятников улицам Мюнхена. Их восхищали прогулки, поездки по дышащим стариной предместьям, дальние прогулки к прекрасному Дунаю. За год знакомства молодая графиня так очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Тютчева, секретарю посольства, барону Крюднеру.




















Это стихотворение проникнуто трепетным, радостным ожиданием любимой. Возлюбленной лирического героя ещё нет, но ему кажется, что она присутствует во всем, все окружающее полно её незримым присутствием:

Волшебную близость, как бы благодать,

Разлитую в воздухе, чувствую я.










Многократное использование восклицательных (5) и вопросительных (5) предложений, использование междометия «О».




- Игривый, шутливый тон придают этому стихотворению метафоры: «лукаво глядят гвоздики», «пылают румянцем розы».


- Даже сверкающие и дрожащие пылинки напоминают о возлюбленной лирического героя, о задорных огоньках в её глазах:

Как пляшут пылинки в полдневных лучах,

Как искры живые в родимом огне!

Видал я сей пламень в знакомых очах,

Его упованье известно и мне.


- Возлюбленная лирического героя представляется ему каким-то бесплотным созданием – «сильфидой», которая не только может, никем не замеченная, прятаться в цветах и колебать струны арфы, но и преображаться в легкокрылую бабочку:

Влетел мотылёк, и с цветка на другой,

Притворно-беспечный, он начал порхать.

О,полно кружиться, мой гость дорогой!

Могу ли, воздушный, тебя не узнать?





- Чередование [л], [л`] придает этой строфе необычайную звучность и легкость, явление аллитерации.


Часто повторяющийся [о] передает состояние восторга лирического героя – явление ассонанса.





(запись в тетради)


















- Стихотворение воссоздает атмосферу прежней влюбленности.

- Радость воспоминаний, восторг от встречи, возвращение нежных чувств.

- Чувство любви сравнивается с весною.












































( Сообщение студента)


5 марта 1826 года, в Мюнхене, 22-летний русский дипломат Тютчев, тайно обвенчался с недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей, в возрасте от 1 до 7 лет. Она была старше его на 4 года, но все считали, что Тютчев не совершил ошибки. Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер, беспредельно полюбила его. В этом браке родилось трое детей. Но, к сожалению, их брак длился недолго. 30 мая 1838 года Тютчев получает известие о гибели у берегов Пруссии парохода «Николай 1», на котором, по предположению, следовало его семейство. После нервного и физического потрясения, в жесточайших страданиях умирает жена Тютчева. В браке они прожили всего 12 лет. Смерть жены страшно потрясла поэта. В одну ночь он поседел у её гроба.




























- Это не просто стихотворение, это своеобразное моление, обращенное к тени Элеоноры.


- В стихотворении слышны нотки живой, неутихающей любви.






























( сообщение студента)

С Эрнестиной Дернберг Тютчев встретился на балу в феврале 1833 года. Её муж в тот вечер почувствовал недомогание и уехал. Оставляя жену на балу, он сказал Федору Ивановичу: «Поручаю Вам мою жену». Фраза оказалась роковой. Через несколько дней Дернберг скончался. А через 6 лет после этой встречи и спустя год после смерти первой жены, Тютчев и Эрнестина заключили брак (июль 1839г.)

В 1844 году Тютчевы возвращаются в Россию (с ними 3 дочери от первого брака, сын и дочь от второго). Живут в Москве, и в Петербурге. Каждую разлуку с женой Тютчев болезненно переживал, писал ей письма, стихи. Одно из них он вложил в её альбом-гербарий, и оно было найдено Эрнестиной через 2 года после смерти поэта. Привязанность к Эрнестине, его второй жене, совмещалась с любовью к Денисьевой, и это вносило в его отношения к обеим женщинам мучительную раздвоенность.










(сообщение студента)

Елена Александровна Денисьева принадлежала к старому, но обедневшему дворянскому роду. Она находилась на попечении тетки, инспектрисы Смольного института, в котором воспитывались по переезде в Петербург дочери Тютчева от первого брака, Дарья и Екатерина. Тетка Денисьевой, вообще отличавшаяся сухим и властным характером, проявляла большую снисходительность к племяннице, очень рано начала вывозить её в свет. Рассказывая о Денисьевой, муж её сестры А.И.Георгиевский писал: «Природа одарила её большим умом и остроумием, большой впечатлительностью и живостью, глубиной чувства и энергией характера, и когда она попала в блестящее общество, она и сама преобразилась в блестящую молодую особу, которая при своей природной веселости и очень счастливой наружности всегда собирала около себя множество поклонников». К какому времени относится начало увлечения Тютчева Денисьевой, нам не известно. По свидетельству Георгиевского, увлечение поэта нарастало постепенно, пока, наконец, не вызвало со стороны Денисьевой «такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергическую любовь, что она охватила и всё его существо, и он остался навсегда её пленником…»

Тютчеву тогда было 47 лет, а Денисьевой 24 года. Вместе они были 14 лет, вплоть до смерти Е.А.Денисьевой. За эти годы родилось двое детей. Однако Тютчев не разрывал связи со своей женой Эрнестиной и никогда бы не смог решиться на это.






















Все стихотворение пронизано грустью.






В небольшом стихотворении, состоящем из 4 строф, поэт сумел раскрыть две психологические глубины. Первые две строфы – драматическое действие, вторые – покаянная речь виновника драмы.





Образ «остывшей золы», «брошенного душою тела», «любви и радости убитой», «милой тени».




Поведение героини изображается с помощью глаголов сидела, разбирала, брала, бросала, глядела. Все они прошедшего времени несовершенного вида.













С помощью метафорического сравнения: «глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело». Это сравнение подчеркивает необратимость разрыва, невозможность возвращения к прошлому.




Это целая жизнь, это любовь и радость, которые теперь убиты.










































Это стихотворный роман об ужасном приговоре судьбы, незаслуженном позоре, о страданиях, о гибели души. В нем сосредоточены все основные темы и мотивы, характерные для любовной лирики поэта.



Впервые появляется образ толпы, растоптавшей самые заветные чувства женщины. Чувства, страсть, личность человека оказываются зависимыми от общества.










Такой стилистический прием называется оксюмороном.





Во-первых, междометье О; во-вторых, риторические вопросы. Таким образом поэт словно хочет понять самого себя, свое состояние.




Душа героя измучена, его сердце в вечной тоске. Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь не может существовать без препятствий, без страданий…

























( студенты записывают на доске )

Страдание Борьба

Поединок Любовь Безнадежность


Трагедия Рок Боль









Мы говорим о героях 19 века, но ведь и в наше время иногда происходят типичные ситуации, и важно понять глубокие, истинные чувства, важно суметь увидеть чистую возвышенную душу и не опуститься до уровня толпы, которая способна растоптать чувства любящих.



Заключение

Ф.И.Тютчев на протяжении всей своей жизни любил нескольких женщин. Любил их глубоко, возвышенно, искренне. Чувства поэта к каждой возлюбленной были неподдельными. Им часто сопутствовало страдание. Но они внесли в жизнь поэта необычайную глубину, страстность, беззаветность. Не было бы этих женщин, не было бы и замечательных стихов, в которых поэт обнажил свою душу, приоткрыл тайну прекрасного чувства – любви.

Произведения любовной лирики Тютчева потрясают психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф.И.Тютчев – поэт возвышенной любви. Любовь воспринимается поэтом не как счастье, а как роковая страсть, несущая горе. Тютчев не певец идеальной любви – он, как и Некрасов, пишет о её «прозе» и о своих чувствах: любовь к самому дорогому неожиданно оборачивается мучительством. Но он утверждает, что важно понимать любимого, смотреть на себя его глазами, бояться совершить опрометчивые поступки в отношениях с любимым.

В интимной лирике Тютчева рождается мучительное признание несовместимости красоты со злом бытия. Вместе с любовью поэт переживает тоску, безысходность положения, предчувствие смерти. Любовь у Ф.И.Тютчева очень похожа на его природу, на весь особенный мир его поэзии. Любовь для него – борьба, мучение, безнадежность.

Любовная лирика Тютчева замечательна тем, что в ней поэт отражает свои пережитые чувства. Каждый раз, читая стихи Ф.И.Тютчева, мы открываем для себя что-то свое. Его лирика рождает напряжение чувств и мысли.











Список использованной литературы

1. В Россию можно только верить. Ф. И. Тютчев и его время, сборник статей/ Под редакцией А. М. Гаркави. - Тула: Приокское книжное издательство, 1991
2. Современники о Ф. И. Тютчеве, сборник литературно-критических, мемуарных и эпистолярных материалов /Сост. В. Г. Деханова . - Тула: Приокское книжное издательство, 1994
3. Касаткина В. Н. Поэзия Ф. И. Тютчева.- М.: «Просвещение», 1998 г.
4. Когинов Ю. И. Страсть тайная.- М.: «Армада», 2001
5. К. В. Пигарев Ф. И. Тютчев и его время.- М.: «Современник», 1998























































Приложение















Тютчев Федор Иванович

1803 — 1873

Русский поэт, член-корреспондент петербургской Академии Наук (1857). Духовно-напряженная философская поэзия Тютчева передает трагическое ощущение космических противоречий бытия. символический параллелизм в стихах о жизни природы, космические мотивы. Любовная лирика (в т. ч. стихи "Денисьевского цикла"). В публицистических статьях тяготел к панславизму.

Биография

Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские — связаны с Москвой.

Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 Тютчев поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Через несколько месяцев был назначен чиновником при Русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

На чужбине Тютчев провел двадцать два года, из них двадцать — в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

В 1829 — 1830 в журнале Раича "Галатея" были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта ("Летний вечер", "Видение", "Бессонница", "Сны"), но не принесшие известности автору.

Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском "Современнике" появились его 16 стихотворений.

В 1837 Тютчев был назначен первым секретарем Русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 он вступил в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг) положил конец его дипломатической службе. Подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провел еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво искал пути возвращения на службу.

В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.

В 1843 — 1850 выступил с политическими статьями "Россия и Германия", "Россия и Революция", "Папство и римский вопрос", делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества "России будущего", которая представлялась ему "всеславянской" империей.

В 1848 — 1849, захваченный событиями политической жизни, он создал такие прекрасные стихотворения, как "Неохотно и несмело...", "Когда в кругу убийственных забот...", "Русской женщине" и др., но не стремился напечатать их.

Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова "Русские второстепенные поэты" в журнале "Современник", в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.

В 1854 вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. "Беззаконные" в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат).

В 1858 он был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий.

С 1864 Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год — двое их детей, его мать.

В творчестве Тютчева 1860? преобладают политические стихотворения и мелкие. — "на случаи" ("Когда дряхлеющие силы...", 1866, "Славянам", 1867, и др.).

Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.











Вариант 1

1. Учителем и воспитателем будущего поэта были соответственно

А) Г.Державин и А.Яковлева Б) А.Галич и В.Жуковский В) С.Раич и Н.Хлопов


2. Тютчев – уроженец

А) Рязанской губернии Б)Орловской В) Тверской Г) Москвы Д) Брянщины

3. Поэт окончил

А Университет Турина (Италия) б) Московский университет в) Сорбонну г) Университет в Берлине


4. Провёл за границей

А) около 10 лет б) 3 года в) 22 года г) всю творческую жизнь

5. Дипломатическая миссия Тютчева проходила в

А) Турции и Италии Б) Швеции и Франции В) Германии и Австрии Г) Италии и Германии


6. Какие из утверждений верны?

В стихах о России…

А) чувствуется неоднозначное отношение поэта к родине;

Б) находит выражение православная вера и религиозность Тютчева;

В) поэт утверждает величие человека по сравнению с природой.

Вариант 2


1. Первый сборник стихов поэта вышел

А) в 1836 году ж. «Современник» Б) в 1854 году ж. «Современник» В) в 1839 году в Мюнхене

2. Наиболее близким другом Тютчева

А )И.С.Тургенев Б) А.С.Пушкин В) Александр Второй Г) И.С.Аксаков и Д) И.-В. Гёте

3. Тютчев за границей активно переводил стихи. Чьего творчества НЕ коснулся?

А) Гейне Б) Шекспира В) Вергилия Г) Петрарки

4. Кому из государственных деятелей посвящена эпитафия:

Не Богу ты служил и не России,

Служил лишь суете своей.

И все дела твои – и добрые, и злые –

Всё было ложь в тебе, всё призраки пустые,

Ты был не царь, а лицедей.

А) Павлу Первому Б) Александру Первому В) Наполеону Бонапарту Г)Николаю Первому

5. Деятельность Тютчева в России после возвращения из Европы была связана с

А) работой в периодической печати Б) работой в Цензурном комитет В) работой в комитете Министров



Вариант 3


1. В стихотворении «14 декабря 1825 года» декабристов Тютчев называет

А) «…жертвы мысли безрассудной» б) рождёнными «вещать святые истины»

В) «друзья добра и красоты» г) павшими и побеждёнными «лишь роком».


2. Стихотворение написано в 1855 кризисном году является переводом

А) Шекспира Б) Микеланджело В) Из Шиллера

Стихотворение:

Молчи, прошу, не смей меня будить,

О век преступный и постыдный.

Не жить, не чувствовать – удел завидный.

Отрадней спать, отрадней камнем быть…


3. В 1818 году Тютчев был принят в члены «Общества любителей российской словесности» за стихотворение:

А) «Фонтан» Б) «Весенняя гроза» В) «Вельможа» Г) «Осенний вечер»


4. Излюбленная Тютчевым оппозиция «бытие – небытие» выражается чаще всего через противопоставление образов:

А) моря и суши Б) вечера и утра В) природы и человека Г) земли и неба Д) солнца и луны


5. Кому посвящены строки

Вражду твою пусть тот рассудит,

Кто слышит пролитую кровь.

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет.

А) декабристу К.Рылееву Б) генералу Раевскому В) А.Пушкину Г) Александру 2


6. Какой приём чаще использовал поэт в философской лирике

А) параллелизм Б) сравнение В) олицетворение

25



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Любовная лирика Ф.И.Тютчева

Автор: Гусева Ольга Владимировна

Дата: 18.11.2015

Номер свидетельства: 255101


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства