1. Проверка домашнего задания: - биография Ф.И.Тютчева; -тестирование по пройденному материалу 2. Объяснение нового материала 2.1 Введение Любовная лирика Ф.И.Тютчева – это тема, о которой мы сегодня будем говорить. Тема, на мой взгляд, интересная, непростая… Сегодняшний урок хотя бы на какое-то мгновение приблизит вас к постижению интимной лирики проникновенного поэта-философа. Жизнь сердца у Тютчева, по утверждению его биографов, была сложной, бурной, драматичной. (слайд 1) Эпиграф к уроку: «Жизни блаженство в одной лишь любви». В момент написания этих строк поэту было 67 лет. И эта фраза в устах человека, много пережившего, познавшего «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение. Продолжая знакомиться с творчеством Тютчева, сегодня мы поговорим о его любовной лирике, определим его «формулу любви». (слайд 2) Перед вами портреты тех, кто является адресатом тютчевской любовной поэзии. Это Амалия Лерхенфельд, Элеонора Петерсон, Эрнестина Дёрнберг и Елена Денисьева. 2.2 Поэзия Ф.Тютчева, посвященная Амалии Лерхенфельд Ранняя любовная лирика поэта – это стихотворения, написанные в период с 1823-1828 гг. и посвященные Амалии Лерхенфельд. Как же произошла встреча с Амалией Лерхенфельд? К златокудрой Амалии обращены строки юношеских стихотворений 1823-1828гг.: «Друг, откройся предо мною», «Твой милый взор, невинной страсти полной», «К Нисе» и др. Обратимся к стихотворению «Cache-cache» (в пер. с фр. «Игра в прятки») (словарная работа): Сильфиды – в германской мифологии духи огня, воды, воздуха и земли. Каким настроением проникнуты строки о любовном свидании? Переизбыток чувств, охвативший влюбленного героя, делает это стихотворение очень эмоциональным. Какие художественно-изобразительные приемы помогают нам убедиться в этом? Обратите внимание на метафоры. Для чего автор выбирает этот приём? Что придает легкость, воздушность изображаемому? (обратите внимание на звукопись этой строфы). Этот восторг, приподнятость настроения можно наблюдать во многих ранних стихотворениях. Пожалела ли когда-нибудь Амалия о своем замужестве? Неизвестно. Но дружеские чувства к Тютчеву сохранила на всю жизнь. Это она привезла в Россию стихи Тютчева, которые впервые были напечатаны. В июле 1840 года они вновь встретились. Результатом этой встречи стало стихотворение «Я помню время золотое». (чтение стихотворения или прослушивание романса в исполнении Олега Погудина). Какие чувства переданы в данном стихотворении? И все-таки судьба еще дважды подарила им дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности. В июле 1870 года Федор Иванович лечился в Карлсбаде. В это время сюда на целебные воды съезжалась европейская и русская знать, многие были знакомы Тютчеву. Но самой радостной для него стала встреча с Амалией Максимилиановной, которая с мужем также приехала на лечение. Прогулки с пожилой, но все еще сохранившей привлекательность графиней вдохновили поэта на написание одного из самых прекрасных его стихотворений, которое стало известным во всем мире романсом – «Я встретил Вас…» Следующая встреча состоялась 31 марта 1873 года, уже разбитый параличом поэт вдруг увидел у своей постели Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слезы. От волнения не произносил ни слова. Итак, давайте запишем вывод: Тема любви звучит как тема весны, тепла, подлинной жизни. Встреча с любимой воспринимается как во сне. Мотив памяти, воспоминания – один из главных в лирике Тютчева. 2.3 Поэзия Ф.Тютчева, посвященная Элеоноре Петерсон Были в жизни Тютчева встречи и с другими любившими его и любимыми им женщинами. Следующая страница нашего урока – это стихотворения , посвященные Элеоноре Петерсон. «…Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать…, что в течение 11 лет не было ни одного дня в её жизни, когда… онане согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня»,- писал Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям. До нас, к сожалению, мало дошло стихотворений, адресованных Э.Петерсон, но даже те, которые были написаны после её смерти, свидетельствуют о том, насколько было сильно чувство любви к Элеоноре. Поэт долго не мог забыть свою жену. Даже 10 лет спустя, в одну из грустных минут, у него вырывается выстраданное поэтическое признание. (анализ сихотворения «Еще томлюсь тоской желаний») Что дало повод говорить о появлении трагизма в лирике поэта? Действительно, это моление продиктовано вовсе не какими-то укорами совести, а «тоской желаний», великой сохранностью некогда вспыхнувшего чувства. Спустя 30 лет поэт будет сравнивать любовь к нему его жены с солнечным лучом, озарившим стены комнаты: Так мило-благодатна, Воздушна и светла, Душе моей стократно Любовь твоя была. 2.4 Эрнестина Дёрнберг и Елена Денисьева И всё же любовь к этой женщине не смогла целиком заполнить душу поэта. После смерти его первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого Всепрощения. Эти две женщины – Эрнестина Дернберг и Елена Денисьева. Нести и Лёля. Известный литературовед К.Пигарев писал: «С семьей Тютчев не «порывал» и никогда не смог бы решиться на это. Но он не был однолюбом». Поэт сознавал себя виновным перед каждой из них за то, что не мог отвечать им той же полнотой и безраздельностью чувства, с каким они относились к нему. Можем ли мы осуждать поэта? Я думаю, у нас нет такого права. Поэт вне осуждения. Любить и заставлять страдать – удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало. Как-то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слез.вокруг разбросаны письма, которые они писали друг другу. Брала в руки и бросала в камин… (чтение стихотворения «Она сидела на полу…») - Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? Какова композиция данного стихотворения? Важную композиционную роль играет в стихотворении мотив смерти. Он прослеживается во многих образах. Назовите их. Какие глаголы передают поведение героини? Глаголы придают картине длительность, а действиям героев протяженность во времени. С помощью какого изобразительно-художественного средства языка передается душевное состояние женщины? Что заключено в этой «груде писем»? Отстраненность лирического героя очевидна («молча», «в стороне»), но так же очевидно его сопереживание («пасть готов был на колени», «страшно грустно стало»). Лирический герой, возможно чувствует свою вину и раскаивается, но не в силах ничего изменить. Вывод: философский смысл творчества Тютчева – параллели. Параллели в любви. В поэтических образах – это сила и слабость, духовная красота и искаженный мукой лик земной женщины. Эти параллели жили в Тютчеве, «рвали его на части», лишали покоя. Вершиной любовной лирики Тютчева является «Денисьевский цикл», т.е. группа стихотворений, посвященных Е.Денисьевой. Что дал он Денисьевой? Счастье? Но разве это счастье, если незаконная связь человека с юной женщиной шокировала всех, кто знал их. От Денисьевой отвернулся отец, отвернулись знакомые, перед ней навсегда закрылись двери тех домов, где прежде она была желанной гостьей. Их любовь начиналась с краха и жертвы. В «Денисьевском цикле» много личного, выстраданного самим поэтом. Мукой и болью, тоской и отчаяньем проникнуто стихотворение «О, как убийственно мы любим…» Можно ли назвать это стихотворение романом в стихах? Какой образ впервые появляется в данном стихотворении? Обратите внимание на объединение двух противоположностей («убийственно любим») в одно целое: любовь – это прекрасно, а убийство – это грех. Как называется такой стилистический прием? Какие еще заметили стилистические приемы, выполняющие эмоционально-усилительную функцию? Почему Тютчев называет встречу с любимой «роковой»? Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи» - последнее из произведений «Денисьевского цикла». Наверное, никто из русских поэтов, кроме Тютчева, не сумел с такой трагической силой передать чувства, вызванные утратой любимой. Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е.А.Денисьевой. смерть любимого человека, подарившего ему последнее блаженство любви, убила в нем даже желание жить, и последние 9 лет он просуществовал под постоянным гнетом мучительного раскаяния. (чтение и анализ данного стихотворения) Я предлагаю записать на доске формулу любви по Тютчеву. Существуют ли сегодня те проблемы, которые были затронуты в любовной лирике Ф.И.Тютчева? Домашнее задание: Подготовить анализ стихотворения «Последняя любовь», выучить наизусть одно стихотворение о любви. | Студенты отвечают устно, выполняют тесты. (Сообщение студента) После зачисления на службу в государственную коллегию иностранных дел Тютчев, юный дипломат, в мае 1822 года едет в Мюнхен. Именно там, на одном из приемов Тютчев встречает свою первую любовь – 15-летнюю графиню Амалию Лерхенфельд. Золотоволосая красавица взяла под свое покровительство русского дипломата. Они часто совершали прогулки по зеленым, полным древних памятников улицам Мюнхена. Их восхищали прогулки, поездки по дышащим стариной предместьям, дальние прогулки к прекрасному Дунаю. За год знакомства молодая графиня так очаровала Тютчева, что молодой дипломат решил жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Тютчева, секретарю посольства, барону Крюднеру. Это стихотворение проникнуто трепетным, радостным ожиданием любимой. Возлюбленной лирического героя ещё нет, но ему кажется, что она присутствует во всем, все окружающее полно её незримым присутствием: Волшебную близость, как бы благодать, Разлитую в воздухе, чувствую я. Многократное использование восклицательных (5) и вопросительных (5) предложений, использование междометия «О». - Игривый, шутливый тон придают этому стихотворению метафоры: «лукаво глядят гвоздики», «пылают румянцем розы». - Даже сверкающие и дрожащие пылинки напоминают о возлюбленной лирического героя, о задорных огоньках в её глазах: Как пляшут пылинки в полдневных лучах, Как искры живые в родимом огне! Видал я сей пламень в знакомых очах, Его упованье известно и мне. - Возлюбленная лирического героя представляется ему каким-то бесплотным созданием – «сильфидой», которая не только может, никем не замеченная, прятаться в цветах и колебать струны арфы, но и преображаться в легкокрылую бабочку: Влетел мотылёк, и с цветка на другой, Притворно-беспечный, он начал порхать. О,полно кружиться, мой гость дорогой! Могу ли, воздушный, тебя не узнать? - Чередование [л], [л`] придает этой строфе необычайную звучность и легкость, явление аллитерации. Часто повторяющийся [о] передает состояние восторга лирического героя – явление ассонанса. (запись в тетради) - Стихотворение воссоздает атмосферу прежней влюбленности. - Радость воспоминаний, восторг от встречи, возвращение нежных чувств. - Чувство любви сравнивается с весною. ( Сообщение студента) 5 марта 1826 года, в Мюнхене, 22-летний русский дипломат Тютчев, тайно обвенчался с недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей, в возрасте от 1 до 7 лет. Она была старше его на 4 года, но все считали, что Тютчев не совершил ошибки. Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер, беспредельно полюбила его. В этом браке родилось трое детей. Но, к сожалению, их брак длился недолго. 30 мая 1838 года Тютчев получает известие о гибели у берегов Пруссии парохода «Николай 1», на котором, по предположению, следовало его семейство. После нервного и физического потрясения, в жесточайших страданиях умирает жена Тютчева. В браке они прожили всего 12 лет. Смерть жены страшно потрясла поэта. В одну ночь он поседел у её гроба. - Это не просто стихотворение, это своеобразное моление, обращенное к тени Элеоноры. - В стихотворении слышны нотки живой, неутихающей любви. ( сообщение студента) С Эрнестиной Дернберг Тютчев встретился на балу в феврале 1833 года. Её муж в тот вечер почувствовал недомогание и уехал. Оставляя жену на балу, он сказал Федору Ивановичу: «Поручаю Вам мою жену». Фраза оказалась роковой. Через несколько дней Дернберг скончался. А через 6 лет после этой встречи и спустя год после смерти первой жены, Тютчев и Эрнестина заключили брак (июль 1839г.) В 1844 году Тютчевы возвращаются в Россию (с ними 3 дочери от первого брака, сын и дочь от второго). Живут в Москве, и в Петербурге. Каждую разлуку с женой Тютчев болезненно переживал, писал ей письма, стихи. Одно из них он вложил в её альбом-гербарий, и оно было найдено Эрнестиной через 2 года после смерти поэта. Привязанность к Эрнестине, его второй жене, совмещалась с любовью к Денисьевой, и это вносило в его отношения к обеим женщинам мучительную раздвоенность. (сообщение студента) Елена Александровна Денисьева принадлежала к старому, но обедневшему дворянскому роду. Она находилась на попечении тетки, инспектрисы Смольного института, в котором воспитывались по переезде в Петербург дочери Тютчева от первого брака, Дарья и Екатерина. Тетка Денисьевой, вообще отличавшаяся сухим и властным характером, проявляла большую снисходительность к племяннице, очень рано начала вывозить её в свет. Рассказывая о Денисьевой, муж её сестры А.И.Георгиевский писал: «Природа одарила её большим умом и остроумием, большой впечатлительностью и живостью, глубиной чувства и энергией характера, и когда она попала в блестящее общество, она и сама преобразилась в блестящую молодую особу, которая при своей природной веселости и очень счастливой наружности всегда собирала около себя множество поклонников». К какому времени относится начало увлечения Тютчева Денисьевой, нам не известно. По свидетельству Георгиевского, увлечение поэта нарастало постепенно, пока, наконец, не вызвало со стороны Денисьевой «такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергическую любовь, что она охватила и всё его существо, и он остался навсегда её пленником…» Тютчеву тогда было 47 лет, а Денисьевой 24 года. Вместе они были 14 лет, вплоть до смерти Е.А.Денисьевой. За эти годы родилось двое детей. Однако Тютчев не разрывал связи со своей женой Эрнестиной и никогда бы не смог решиться на это. Все стихотворение пронизано грустью. В небольшом стихотворении, состоящем из 4 строф, поэт сумел раскрыть две психологические глубины. Первые две строфы – драматическое действие, вторые – покаянная речь виновника драмы. Образ «остывшей золы», «брошенного душою тела», «любви и радости убитой», «милой тени». Поведение героини изображается с помощью глаголов сидела, разбирала, брала, бросала, глядела. Все они прошедшего времени несовершенного вида. С помощью метафорического сравнения: «глядела, как души смотрят с высоты на ими брошенное тело». Это сравнение подчеркивает необратимость разрыва, невозможность возвращения к прошлому. Это целая жизнь, это любовь и радость, которые теперь убиты. Это стихотворный роман об ужасном приговоре судьбы, незаслуженном позоре, о страданиях, о гибели души. В нем сосредоточены все основные темы и мотивы, характерные для любовной лирики поэта. Впервые появляется образ толпы, растоптавшей самые заветные чувства женщины. Чувства, страсть, личность человека оказываются зависимыми от общества. Такой стилистический прием называется оксюмороном. Во-первых, междометье О; во-вторых, риторические вопросы. Таким образом поэт словно хочет понять самого себя, свое состояние. Душа героя измучена, его сердце в вечной тоске. Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь не может существовать без препятствий, без страданий… ( студенты записывают на доске ) Страдание Борьба Поединок Любовь Безнадежность Трагедия Рок Боль Мы говорим о героях 19 века, но ведь и в наше время иногда происходят типичные ситуации, и важно понять глубокие, истинные чувства, важно суметь увидеть чистую возвышенную душу и не опуститься до уровня толпы, которая способна растоптать чувства любящих. |